Сатирические произведения М. А. Булгакова (На материале повестей «Роковые яйца», «Собачье сердце») — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сатирические произведения М. А. Булгакова (На материале повестей «Роковые яйца», «Собачье сердце»)

2018-01-04 920
Сатирические произведения М. А. Булгакова (На материале повестей «Роковые яйца», «Собачье сердце») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единоборство с царящей и торжествующей пошлостью...

К

лючом к пониманию пафоса большинства произведений замечательного писателя М. А. Булгакова является, на наш взгляд, его высказывание: «Вся моя жизнь была единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободно играющий чело­веческий талант. На это ушла вся жизнь». Таким «единоборством с пошлостью» ста­нут булгаковские повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Обе повести отличают­ся острой сатирической направленностью. В своем широко известном теперь письме к правительству Булгаков отметит одну из отличительных черт своей прозы - «чер­ные и мистические краски (я - мистический писатель), в которых изображены бесчис­ленные уродства нашего быта». Булгаков упомянул в письме о своем «глубоком скеп­тицизме в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране и противопоставление ему излюбленной и Великой эволюции, - а самое глав­ное - изображение страшных черт моего народа». В письме к правительству Булгаков назовет своим учителем М. Е. Салтыкова-Щедрина, глубоко страдавшего «задолго до революции», как подчеркнет Булгаков, от несостоятельности человека.

В повести «Роковые яйца», написанной в 1924 году, Булгаков переносит действие в воображаемое будущее - в 1928 год. Речь идет о нравственной ответственности учено­го за свои открытия, изобретения. Главный сюжетообразующий элемент в произведе­нии - научное открытие профессора Персикова, специалиста «по голым гадам», кото­рый обнаружил «лучи жизни», влияющие на рост живых организмов. С помощью оп­тического устройства Персиков получил «красный луч», в поле действия которого жи­вые организмы размножались с невероятной быстротой и достигали огромных разме­ров. Не случаен выбор цветового эпитета - «красный», несущий иносказательный смысл: «В красной полосочке кипела жизнь, началась неизбежная борьба. Вновь рож­денные (организмы) яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глота­ли...».

Метафоричность «красного луча» очевидна. «Красный луч» в неумелых руках ста­новится роковым для страны, ее людей.

Булгаков верил в будущее России, с горечью отмечал отрицательные явления, ко­торые породили революция и Гражданская война, новые обществественные отноше­ния. В повести «Роковые яйца» Булгаков предостерегает от трагедии, какой может обернуться научное открытие мирового масштаба в руках полуграмотных, самоуве­ренных людей, новой бюрократии. Речь в повести «Роковые яйца», как и в повести «Собачье сердце», идет и об этичности науки, ответственности ученого за свои от­крытия. Профессор Персиков, столкнувшись с «кипучим мозгом» субъекта в «кожа­ной куртке», - Александра Семеновича Рокка, пришедшего к нему «с казенной бума­гой с Кремля», - не выдерживает его напора и, подобно Понтию Пилату, «умывает ру­ки». В руках карьериста и проходимца, профессионального «руководителя» «луч жиз­ни» превращается в источник смерти. Рокк, в прошлом флейтист в известном кон­цертном ансамбле, затем редактор политико-литературной газеты, и, наконец, руко­водитель «куриного совхоза», - вместо мирных кур, как предполагалось, вывел змей и крокодилов огромных размеров. Началось их нашествие на Россию, которому не в со­стоянии противостоять ни ГПУ, ни Красная Армия, и лишь «неслыханный никем из старожилов», никогда еще не отмеченный мороз, достигший 18 градусов в августе ме­сяце спасет страну от «гадов». От рук обезумевшей толпы погибает Персиков и вместе с ним - его великое открытие. Восторг перед силой интеллекта соединяется в пове­сти с трагическим ощущением хрупкости жизни перед темным ликом невежества и зла.

Внешняя канва сюжета составляет первый план повествования. Но повесть имеет глубокий подтекст: революция вызвала к жизни огромное количество «гадов», кото­рые «рвали в клочья и глотали... и были ужасны».

Бдительные рапповские критики сразу поняли сатирический подтекст повести, на­правленный против самих устоев системы. Один из видных рапповских критиков


Леопольд Авербах назвал «Роковые яйца» «злой сатирой», возмущался тем, «что печа­тают „Недра".

Повесть «Собачье сердце» была написана в январе-марте 1925 г, опубликована лишь в 1987 (журнал «Знамя», № 6). Первоначальное название повести- «Собачье сердце. Чудовищная история». И с текстом рукописи случилась поистине «чудовищ­ная история». Как только Булгаков прочитал текст повести в одном литературном кружке, кто-то «донес куда надо» (фраза В. Войновича). Представителями ОГПУ на квартире Булгакова 7 мая 1926 г. был произведен обыск (ордер 2287, дело 45) и изъяты рукописи повести «Собачье сердце» в двух экземплярах, три тетради дневников. Про­шло около трех лет, прежде чем повесть была возвращена автору.

В основу повести «Собачье сердце», как и в «Роковых яйцах», положен экспери­мент. Герой повести, столп генетики и евгеники, профессор Филипп Филиппович Пре­ображенский, занимающийся прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и лысых стариков, приходит к решению улучшить человеческую природу и в хо­де научных опытов получает из собаки Шарика - человека Шари-кова. Но профессор не учел наследственности уголовника и алкоголика и сотворил доносчика, развратни­ка и прохвоста. Вмешавшийся в процесс воспитания Швондер решил сделать из Ша-рикова сознательного строителя социализма. Как только милый пес Шарик путем операции превратился в человеческое существо, так «швондеры» дали ему читать пе­реписку Энгельса с Каутским. Заучив необходимые слова, Шариков «дерзает» войти в политику, занять руководящий пост. Он пожелает в «духе времени» участвовать в «дележе пирога, присвоить себе то, что им не заработано. Настроен Шариков реши­тельно - „разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна". Политическим кредо Шарикова становится лозунг - «Взять все, да и поделить... А то что ж: один в се­ми комнатах расселился, штанов у него сорок пар, другой шляется, в сорных ящиках питание ищет». В антиутопии Андрея Платонова «Котлован», развенчивающей идею классовой нетерпимости, надругательства над человеком, «активист», в унисон булга-ковскому Шарикову, тоже говорит об «организованном котле», куда пойдет все, «от истины до награбленной кофты».

Эксперимент с Шариковым -условный прием, иносказание, предупреждение писа­теля-гуманиста об опасности, грозящей обществу, в котором нравственно и куль­турно отсталая личность получает право навязывать свою волю другим, стать «всем», согласно гимну - «кто был ничем, тот станет всем».

Шариков - символический образ, а повесть «Собачье сердце» прочитывается как иносказание; это отрицание писателем попытки создания нового, совершенного, гар­моничного общества методами насилия. Булгаков с горечью констатирует в повести, что процесс обретения человеком нравственного самосознания - долог и труден. Фи­нал истории «великого эскулапа» Преображенского с его экспериментом по очелове­чиванию собаки Шарика также символичен. Профессор осознает всю безнравствен­ность научного насилия над природой и уверует в «эволюционный порядок». О дол­гом и трудном пути «излюбленной» и Великой Эволюции, столь близкой самому авто­ру, рассуждает профессор Преображенский: «Ведь родила же в Холмогорах мадам Ло­моносова этого своего знаменитого!». Путем вторичной операции профессор превра­щает Полиграфа Полиграфо-вича Шарикова в Шарика, а обвиняющим его в убийстве говорящего существа «швондерам» отвечает: «говорить - это еще не значит быть че­ловеком».

Повесть «Собачье сердце» - художественно совершенное произведение. В ней Бул­гаков приближается к выработке своего неповторимого стиля, рождение которого мы видим в «Записках на манжетах» и завершением которого является стиль романа «Мастер и Маргарита», величайшего произведения русской и мировой прозы XX ве­ка.

Непревзойденное сатирическое мастерство Булгакова в «Собачьем сердце» демон­стрируют многие страницы повести. В качестве яркого примера можно привести фрагмент текста с гневным монологом профессора Преображенского о «разрухе» («Разруха не в клозете, а в головах»), разоблачающим попытку построить счастливое общество вне труда, на насилии, демагогии.


В завершающей части сочинения подчеркнем актуальность мыслей, идей сатири­ческих повестей М. А. Булгакова в наши дни, онтологический характер художествен­но исследуемых писателем проблем в своей прозе. По Булгакову, «каждому будет да­но по его вере». Человек во все времена несет ответственность за свой выбор.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.