Организация и проведение ВБО — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация и проведение ВБО

2018-01-04 203
Организация и проведение ВБО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На всех этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии ее организацией и проведением занимаются руководящие органы олимпиады. Все их функции и полномочия должны быть четко разграничены, что в конечном итоге и обеспечивает успешность проведения данного мероприятия. Подходы к формированию руководящих органов олимпиады едины для всех ее этапов. Рассмотрим состав руководящих органов олимпиады.

Организационный комитет

Организационный комитет олимпиады (далее – оргкомитет) осуществляет подготовку и обеспечивает проведение олимпиады на всех этапах. Работой оргкомитета руководит председатель, который обладает полномочиями по мобилизации ресурсов (людских, финансовых и материальных), необходимых для проведения всех мероприятий олимпиады. Кроме того, в состав оргкомитета входят руководители и сотрудники учреждений и организаций, которые привлекаются председателем оргкомитета для участия в подготовке и проведении олимпиады. К их числу относятся лица, обеспечивающие участникам олимпиады ­проживание, питание, досуг и культурную программу, транспорт, охрану, медицинскую помощь и налаживающие контакты с учебными заведениями, на базе которых будут проводиться конкурсные мероприятия.

Методическая комиссия

Методическая комиссия олимпиады обеспечивает подготовку методических материалов олимпиады – вопросов и заданий. В ее состав входят специалисты, имеющие опыт научной и педагогической деятельности в сфере биологического образования. Руководит работой методической комиссии председатель, который распределяет поручения между членами комиссии с учетом их компетенции и опыта. Обычно методическая комиссия составляет основу жюри олимпиады.

Жюри олимпиады

Жюри олимпиады осуществляет судейство во время проведения всех туров олимпиады. Работой жюри олимпиады управляет председатель жюри, который, как правило, на этапе ее подготовки руководит деятельностью методической комиссии олимпиады. Часть членов жюри, как правило, являются специалистами в разных отраслях биологии, но не обладают теоретическим и практическим опытом работы в области школьного биологического образования, достаточным для осуществления судейства на соревновании школьников без участия и руководства со стороны опытных педагогов – методистов-биологов.

Дело в том, что председатель жюри обладает не только правом решающего голоса, но и правом единоличного принятия решений в случае спорных ситуаций. Таким образом, председателю методической комиссии будет легче координировать и корректировать деятельность членов жюри и добиваться принятия ими педагогически обоснованных и целесообразных решений в ходе олимпиады, а также обеспечивать эффективное методическое сопровождение, если он будет одновременно и председателем жюри.

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников практикуется опыт назначения председателем жюри ведущего профессора биолога или специалиста в области биологического образования того вуза, на базе которого проводится олимпиада. При таком подходе председатель методической комиссии обязательно получает статус сопредседателя жюри со всеми вытекающими правами и обязанностями и сопровождает деятельность председателя жюри олимпиады.

Программа проведения заключительных
этапов ВБО

День Содержание
1-й (воскресенье) Заезд участников олимпиады
2-й (понедельник) Заезд участников олимпиады. Открытие олимпиады (16-00)
3-й (вторник) Первый тур (теоретический)
4-й (среда) Второй тур (практический)
5-й (четверг) Показ работ, обсуждения, Круглый стол
6-й (пятница) Третий тур (кабинетный). Подведение итогов. Оформление документов, дипломов
7-й (суббота) Закрытие олимпиады (16-00). Оформление документов. Отъезд участников олимпиады
8-й (воскресенье) Отъезд участников олимпиады

 

Особенности проведения
заключительных этапов ВБО

Первый тур (теоретический)

Общепринято, что цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников олимпиады.

Обычно Центральная методическая комиссия предлагает методическим комиссиям на местах задания теоретического тура олимпиады по биологии. Комиссии имеют полное право вносить изменения в их содержание.

Всего предлагается два комплекта для 9 и 10–11 классов, включающие тестовые задания четырех типов. Возможно дополнение комплектов другими заданиями, в том числе и предполагающими развернутый письменный ответ (например, биологической задачей). Содержание методическая комиссия разрабатывает самостоятельно.

Для объективной оценки знаний учащихся целесообразно применять методику подсчета результатов теоретического тура, представленную в Приложении.

Для выполнения заданий теоретического тура участникам можно предложить отмечать номера правильных ответов не только в бланках ответов, но и в самих брошюрах с заданиями. Использование брошюр в качестве бланков ответов осложняет проверку выполнения заданий. Однако именно такой подход (отмечание правильных ответов в брошюре) значительно облегчает членам методической комиссии проведение консультаций с участниками и обсуждение содержания заданий и ответов на них. Опыт проведения олимпиад показывает, что такая консультация является важной частью не только теоретического тура, но и всей олимпиады, так как такой возможности личного общения в ходе дальнейших туров олимпиады участники и члены методической комиссии больше иметь не будут. Именно это обстоятельство необходимо принимать во внимание организаторам олимпиады, делая выбор между бланками ответов или брошюрами.

После окончания тура председатель жюри осуществляет кодирование работ (например, для девятиклассников это могут быть шифры 9–01, 9–02, 9–03 и т. д.), затем отрезает от бланков ответов всю информацию об участнике, оставляя на бланке только шифр, и передает бланки на проверку.

Второй тур (практический)

Основная цель второго тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в области биологии. Опыт подобной деятельности – главная составляющая успешного выступления в этом туре. Учащиеся должны показать навыки работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов различается, организаторы могут провести участников различных возрастных групп через разное число этапов практического тура.

Девятиклассники соревнуются в умении проводить биологические исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» и «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся 10 и 11 классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы, им могут быть предложены задания в кабинетах: «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а также «Генетика» могут быть предложены учащимся 11 классов.

Задания практического тура разрабатываются методической комиссией на местах, исходя из имеющейся материальной базы. Тем не менее Центральная методическая комиссия предлагает примерное содержание заданий (см. ниже). На выполнение практической работы в каждой лаборатории отводится 1 ч. Каждая работа оценивается максимум в 20 баллов.

Третий тур (кабинетный)

Цель третьего тура не столько определение уровня теоретической подготовки школьников, сколько живое общение участника олимпиады с членами жюри по разработанным вопросам, которое позволяет выявить, насколько четко и лаконично участник может излагать свои мысли.

В каждом из кабинетов участники или отвечают устно на вопросы, или выполняют некоторые практические работы с последующим объяснением полученных результатов, либо решают биологические задачи. Желательно, чтобы вопросы в билетах были как теоретического, так и практического характера. Ответы учащихся в каждом кабинете оцениваются максимум в 20 баллов.

Тематика вопросов соответствует основным биологическим разделам, изучаемым в школе и для простоты условно названным «Ботаника», «Зоология», «Человек» и «Общая биология».

Девятиклассники работают в трех кабинетах из четырех, минуя кабинет общей биологии. Десятиклассники же в отличие от учащихся 11 класса традиционно имеют право выбора в этом кабинете: отвечать на вопросы из разделов «Эволюционное учение и экология» либо на вопросы из разделов «Биология клетки (цитология, молекулярная биология, микробиология, биохимия) и генетика».

Подведение итогов олимпиады

Подведение итогов – это важная часть любого мероприятия, а тем более соревнования. Итоги конкурсной части олимпиады предварительно обсуждаются на совещании рабочей группы методической комиссии и рабочей группы оргкомитета. На этом совещании рассматривают следующие вопросы:

- число призовых мест в каждой возрастной группе (обычно порядка 40% от числа всех участников) по итогам всей олимпиады (т. е. число лауреатов олимпиады);

- число и название призовых номинаций за особые достижения, например номинации «За оригинальные ответы в кабинетном туре», «За лучшую технику выполнения работы», «За эрудированность»;

- ­награждение участников, показавших лучшие результаты на отдельных турах олимпиады (по возрастным группам).


О содержании заданий
Всероссийской биологической олимпиады

Примерное содержание
заданий теоретического тура

В содержание теоретического тура включаются тестовые задания, охватывающие темы[1] школьного курса биологии.

Класс

Система органического мира

Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.

Царство бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р. Коха и
Л. Пастера.

Царство грибов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов на примере шляпочных грибов, плесневых грибов и дрожжей. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и человека. Использование грибов в биотехнологии.

Царство растений. Лист, корень, стебель: морфологическое строение, видоизменения. Побеги. Типы ветвления и нарастания.

Анатомическое строение органов растений. Структура и функции тканей. Проводящие пучки. Эволюция стелы.

Строение цветков. Опыление. Механизмы оплодотворения у растений. Соцветия.

Семена и механизмы их прорастания. Распространение семян. Плоды.

Основные физиологические процессы у растений. Механизмы фотосинтеза, транспирации и обмена газов, транспорта воды, минеральных и питательных веществ. Рост и развитие растений.

Жизненный цикл растений. Гаметофит и спорофит. Чередование поколений у семенных растений, папоротников и мхов. Размножение растений: вегетативное и половое.

Роль растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные — возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.