Готовность к обучению в школе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Готовность к обучению в школе

2018-01-04 154
Готовность к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Олигофренопедагогика

 

Челябинск, 2017

 
 

Лист согласования

 

 


Разработчики:        
         
доцент кафедры СППиПМ       Е.В. Резникова
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры «   »     Протокол  
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Л.Е. Шевчук, директор МАОУ СОШ №73
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Л.М. Лапшина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«» июня 2016 г.

Протокол №??

Зав. кафедрой ___________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

 

 

Профильная направленность: Олигофренопедагогика

 

Челябинск, 2017 г

 
 

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 19

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 25

6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 27

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ 27

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ 27

 

 

 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 


1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части дисциплин по выбору, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Олигофренопедагогика». Дисциплина «Готовность к обучению в школе детей с нарушением интеллекта» (Б1.В.ДВ.9.1) является дисциплиной по выбору вариативной части основной образовательной программы.

Очная форма обучения

Дисциплина «Готовность к обучению в школе детей с нарушением интеллекта» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 50 часов аудиторная работа: 24 часа лекционных занятий и 26 часов практических занятий, самостоятельная работа студентов (22 часа). На подготовку и сдачу экзамена отводится 36 часов. Дисциплина изучается в течение 4 семестра. Промежуточный контроль – экзамен в 4 семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студента.

Заочная форма обучения

Дисциплина «Готовность к обучению в школе детей с нарушением интеллекта» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них 8 часа аудиторная работа: 4 часа лекционных занятий и 4 часа практических занятий, самостоятельная работа студентов (60 часов). Дисциплина изучается в течение 1 семестра. Промежуточный контроль – зачет в 1 семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студента.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Преподавание курса осуществляется на межпредметной основе с привлечением знаний студентов по медицинским, лингвистическим и психолого-педагогическим дисциплинам: «Педагогика и психология», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Специальная педагогика», «Специальная психология».

При разработке содержания дисциплины учитывается, что студенты должны владеть знаниями основ наук медико-биологического цикла, педагогической и возрастной психологии, специальной педагогики, специальной психологии. Это относится, например, к вопросам о строении и функциях центральной нервной системы, основных анализаторных системах, о динамической локализации высших психических функций, обеспечивающих интеллектуальную и речевую деятельность, о закономерностях формирования и реализации познавательной деятельности, ее специфических особенностях развития у детей с ОВЗ.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта является одним из приоритетных направлений коррекционного обучения детей с ОВЗ, одним из условий их дальнейшей адаптации и интеграции в общеобразовательную среду.

Полноценное освоение навыков, необходимых для подготовки к обучению в школе, предполагает определенный минимально не­обходимый уровень психической зрелости ребёнка, т.е. его готовности к усвоению гра­моты, письменного языка, формированию вычислительных навыков. Изучение теоретических и методических вопросов формирования базовых для подготовки к школьному обучению детей с нарушением интеллекта процессов и функций проводится в курсе «Готовность к обучению в школе детей с нарушением интеллекта». Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Методика обучения русскому языку и чтению», «методика развития речи детей с интеллектуальными нарушениями», «Методика преподавания математики» и др.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов понятий, фактов, закономерностей, связанных с организацией и содержанием подготовки к обучению в школе детей с ОВЗ.

При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить теоретические и методические вопросы формирования готовности к обучению в школе детей с ОВЗ, современные подходы к проблеме подготовки к обучению грамоте детей с ОВЗ, овладеть технологиями и методиками обследования и диагностики готовности к обучению в школе, овладеть методами и приёмами обучения детей с ОВЗ на начальных этапах получения образования, овладеть практическими навыками разработки коррекционно-педагогической работы, направленной на подготовку к обучению в школе детей с ОВЗ.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать Уметь владеть
1. ОПК-3 способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 знать основные особенности и специфику подготовки детей с нарушением интеллекта в структуре общей готовности к школьному обучению У.1 уметь: анализировать характерные для детей с ОВЗ отклонения в формировании базовых для обучения в школе процессов и функций   В.1 владеть основами технологий и методик обследования, диагностики и коррекции готовности дошкольников с ОВЗ к обучению в школе  
2. ПК-5 способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.2 знать теоретико-методологические основы подготовки к обучению в школе детей с нарушением интеллекта У.2 уметь реализовать коррекционную направленность обучения на основе определения уровня готовности к обучению в школе детей с ОВЗ;   В.2 владеть навыками оценки способностей детей с ОВЗ к школьному обучению;  

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (ДО)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел I. Теоретические и методологические основы подготовки к обучению в школе детей с ОВЗ.          
  Научно-теоретические основы подготовки к в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ          
1.1. Мультидисциплинарный подход к определению готовности детей к обучению в школе          
1.2 ИТОГО          
  Раздел II. Подготовка к обучению в школе детей с ОВЗ в системе коррекционно-образовательного процесса          
2.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе          
2.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ          
2.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ в школе          
2.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ          
  ИТОГО:   -      
  Контроль          
  ВСЕГО:   -      

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (ОЗО)

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел I. Теоретические и методологические основы подготовки к обучению в школе детей с ОВЗ.          
  Научно-теоретические основы подготовки к в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ          
1.1. Мультидисциплинарный подход к определению готовности детей к обучению в школе          
1.2 ИТОГО          
  Раздел II. Подготовка к обучению в школе детей с ОВЗ в системе коррекционно-образовательного процесса          
2.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе          
2.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ          
2.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ в школе          
2.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ          
  ИТОГО:          
  Контроль          
  ВСЕГО:   -      

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1 Теоретические и методологические основы подготовки к обучению в школе детей с ОВЗ (22 часов-ДО; 22 часа -ОЗО)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-3: З.1;У.1, ПК-5: З.2.
Содержание раздела Тема 1.1 Научно-теоретические основы подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ. Понятие «готовность к обучению в школе». Подготовка к обучению грамоте в системе образовательного процесса. Анализ методов обучения на подготовительном этапе в отечественной педагогике. Обучение грамоте по методу Ушинского. Обучение грамоте и математике детей с нарушением интеллекта в детских садах. Характеристика современных подходов к готовности дошкольников с нарушением интеллекта к обучению в школе. Тема 1.2 Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе Лингвистическая готовность к обучениюв школе. Языковая готовность детей с ОВЗ к обучению в школе. Психологическая готовность к обучению в школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Мотивационная обусловленность волевых действий, произвольность поведения. Регуляция поведения и деятельности. Эмоциональная готовность к обучению в школе как структурный компонент психологической готовности (А.Керн, С.Штребел, Я.Ирасек, Л.И.Божович, В.В. Воронкова, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова). Психологическая готовность детей с ОВЗ к обучению в школе (Е.М.Мастюкова, Ю.Ф.Гаркуша). Психофизиологическая готовность к обучению в школе. Характеристика психофизиологического уровня функциональной системы навыков письма и чтения и его подуровней: сенсо-акустико-моторного и оптико-моторного. Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова о психофизиологии письма и чтения. Становление межанализаторного взаимодействия к началу школьного обучения, его значение для овладения детьми навыками счета, для усвоения символики письменной речи. Психофизиологические механизмы движений. Развитие двигательных функций как базы для овладения ребенком навыком письма, чтения и счета. Кинестетическая основа движений пальцев рук, общих и артикуляторных движений. Кинестетическая афферентация движений. Динамический праксис (кинетическая и реципрокная координация) пальцев рук, общих и артикуляторных движений. Психофизиологическая готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе. Нейропсихологическая готовность детей к обучению в школе(Л.С. Цветкова, Семенович).
План лекций План семинарских занятий
Тема I.1 Научно-теоретические основы подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ. Кол-во часов: 4 (ДО), 1 (ОЗО) План: 1. Понятие «готовность к обучению в школе». 2. Подготовка к обучению в школе в системе образовательного процесса ДО. 3. Анализ методов обучения чтению, письму и счету в отечественной и зарубежной педагогике. Список литературы: [1, 2, 3, 11, 12, 13, 14, 15, 30] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Методы обучения чтению, письму и счету в отечественной и зарубежной педагогике»  
Тема I.2 Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе Кол-во часов: 4 (ДО), 1 (ОЗО) План: 1. Лингвистическая готовность к обучениюв школе. 2. Психологическая готовность к обучениюв школе. 3. Психофизиологическая готовность к обучениюв школе. 4. Нейропсихологическая готовность к обучению в школе 5. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе» Тема I.2. Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе Кол-во часов: 8 (ДО) Форма проведения: коллоквиум Изучаемые вопросы: 1. Лингвистическая готовность к обучению в школе. 2. Психологическая готовность к обучению в школе. 3. Психофизиологическая готовность к обучению в школе. 4. Нейропсихологическая готовность к обучению в школе Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе»
Самостоятельная работа ДО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Научно-теоретические основы подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ (3 часа) 1. Заполнение таблицы по теме «Методы обучения детей с нарушением интеллекта в ДО в отечественной педагогике». 5 баллов Тема I.2 Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе (3 часа) 1. Заполнение таблицы по теме: «Параметры готовности детей к обучению в школе» 7 баллов 2. Участие в коллоквиуме 6 баллов 3. Контрольная работа по разделу 1 10 баллов 1. Составление схемы «Этапы овладения навыком чтения». 5 баллов 2. Составление схемы «Письмо как вид деятельности». 5 баллов 3. Подготовка конспекта по теме «Параметры психофизиологичекой готовности детей к обучению в школе». 3 балла 4. Составление схемы «Этапы овладения навыками счета». 3 балла
Самостоятельная работа ОЗО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Научно-теоретические основы подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ (10 часов) 2. Заполнение таблицы по теме «Методы обучения детей с нарушением интеллекта в ДО в отечественной педагогике». 5 баллов Тема I.2 Мультидисциплинарный подход к определению готовности к обучению в школе (10 часов) 4. Заполнение таблицы по теме: «Параметры готовности детей к обучению в школе» 7 баллов 5. Участие в коллоквиуме 6 баллов 6. Контрольная работа по разделу 1 10 баллов 1. Составление схемы «Этапы овладения навыком чтения». 5 баллов 2. Составление схемы «Письмо как вид деятельности». 5 баллов 3. Подготовка конспекта по теме «Параметры психофизиологичекой готовности детей к обучению в школе». 3 балла 4. Составление схемы «Этапы овладения навыками счета». 3 балла
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-3: З.1 знать основные особенности и специфику подготовки детей с нарушением интеллекта в структуре общей готовности к школьному обучению ПК-5: З.2 знать теоретико-методологические основы подготовки к обучению в школе детей с нарушением интеллекта 1. Заполнение таблицы по теме «Методы обучения детей с нарушением интеллекта в ДО в отечественной педагогике». 2. Контрольная работа по разделу 1 3. Составление схемы «Этапы овладения навыком чтения». 4. Составление схемы «Письмо как вид деятельности». 5. Составление схемы «Этапы овладения навыками счета».  
ОПК-3: У.1 уметь: анализировать характерные для детей с ОВЗ отклонения в формировании базовых для обучения в школе процессов и функций ПК-6: У.3 уметь реализовать коррекционную направленность обучения на основе определения уровня готовности к обучению в школе детей с ОВЗ; 1. Заполнение таблицы по теме: «Параметры готовности детей к обучению в школе» 2. Участие в коллоквиуме 3. Контрольная работа по разделу 1 4. Подготовка конспекта по теме «Параметры психофизиологичекой готовности детей к обучению грамоте».
     
Раздел II Подготовка к обучению в школе детей с ОВЗ в системе коррекционно-образовательного процесса (50 часов –ДО; 46 часов -ОЗО)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-3: В.1, ПК-5: У.2; В.2.
Содержание раздела Тема 2.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе Исследование базового уровня готовности детей с ОВЗ к овладению навыками письма, чтения и счета как одно из направлений психолого-педагогической диагностики. Обследование психолого-педагогической готовности к обучению в школе, моторных функций, оптико-пространственной ориентации, фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза. Методы и приёмы изучения готовности детей с ОВЗ к обучению в школе (А.Р.Лурия, В.В.Лебединский, Е.Н. Российская, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, В.В. Воронкова и др.). Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования, рекомендации к обобщению данных обследования. Тема 2.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Анализ программ по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, В.В. Воронкова, И.М. Бгажнокова). Цель, задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Принципы коррекционной работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Место занятий по подготовке к обучению грамоте, счету дошкольников с ОВЗ в системе дошкольного обучения и воспитания. Основные требования к планированию коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе. Коррекционная направленность занятий по подготовке к обучению в школе.   Тема 2.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Этапы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Задачи и содержание подготовительного периода. Задачи и содержание букварного периода. Анализ программных задач по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ (нарушение интеллекта). Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте. Особенности подготовки к обучению счету детей с нарушением интеллекта.   Тема 2.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. Методы и приёмы развития фонематического анализа и синтеза, звуко-слогового анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза. Методика работы с разрезной азбукой и кассой цифр. Введение терминов «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «счет», «число», «сложение», «вычитание». Методы и приёмы развития языкового анализа и синтеза. Содержание и методика коррекционно-педагогической работы по развитию моторной сферы, оптико-пространственной ориентации, межанализаторного взаимодействия. Анализ игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте и счету. Анализ учебно-наглядных пособий по обучению грамоте и счету в детском саду.
План лекций План семинарских занятий
Тема II.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе Кол-во часов: 4 часа (ДО), 1 час (ОЗО) План: 1. Исследование базового уровня готовности детей с ОВЗ к овладению навыками письма, чтения и счета как одно из направлений психолого-педагогической диагностики. 2. Методы и приёмы изучения готовности детей с дошкольного возраста к обучению грамоте и счету. 3. Аналитический и прогностический этапы исследования. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Исследование базового уровня готовности детей с ОВЗ к овладению навыками письма, чтения и счета как одно из направлений психолого-педагогической диагностики» Тема II.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе Кол-во часов: 4 часа (ДО) Форма проведения: обсуждение и выполнение практических задач; Изучаемые вопросы: 1. Обследование психологической готовности к обучению грамоте. 2. Обследование моторных функций. 3. Обследование оптико-пространственной ориентации. 4. Обследование навыков счета. 5. Обследование навыков языкового анализа и синтеза. 6. Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования психических функций, обобщение данных обследования. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Исследование базового уровня готовности детей с ОВЗ к овладению навыками письма, чтения и счета как одно из направлений психолого-педагогической диагностики»
Тема II.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ Кол-во часов: 4 часа –ДО, 1 час-ОЗО План: 1. Анализ программ по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. 2. Цель, задачи, принципы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ. 3. Планирование коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте и счету. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Анализ программ по подготовке к обучению детей с ОВЗ». Тема II.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи Кол-во часов: 4 часа -ДО Форма проведения: Семинар-практикум Изучаемые вопросы: 1. Цель, задачи коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. 2. Принципы педагогической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. 3. Место занятий по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОВЗ в системе дошкольного обучения и воспитания. 4. Основные требования к планированию коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте. 5. Коррекционная направленность занятий по подготовке к обучению грамоте и счету. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Анализ программ по подготовке к обучению детей с ОВЗ».
Тема II. 3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. Кол-во часов: 4 часа ДО План: 1. Этапы, задачи и направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте и счету детей с ОВЗ. 2. Анализ программных задач по подготовке к обучению в школе детей дошкольного возраста с ОВЗ. 3. Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте и счету. 4. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация«Этапы, задачи и направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ» Тема II.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. Кол-во часов: 4 часа –ДО, 2 часа- ОЗО Форма проведения: – коллоквиум Изучаемые вопросы: 1. Задачи и содержание подготовительного периода обучения в школе. 2. Задачи и содержание работы по формированию элементарных математических предоставлений. 3. Анализ программных задач по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация«Этапы, задачи и направления коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ»
Тема II. 4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. Кол-во часов: 4 часа ДО План: 1. Методы и приёмы подготовки к обучению на основе аналитико-синтетического метода. 2. Методы и приёмы развития языкового анализа и синтеза. 3. Содержание и методика коррекционно-педагогической работы по развитию моторной сферы, оптико-пространственной ориентации, межанализаторного взаимодействия. 4. Содержание и методика коррекционно-педагогической работы по развитию мотивационной и регуляторной сферы. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация«Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ» Тема II.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ. Кол-во часов: 6 часов –ДО, 2 часа -ОЗО Форма проведения: – делова игра Изучаемые вопросы: 1. Методы и приёмы развития фонематического анализа и синтеза. 2. Методы и приёмы развития звуко-слогового анализа и синтеза. 3. Методика работы с разрезной азбукой и кассой цифр. 4. Методы и приёмы развития языкового анализа и синтеза. 5. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию моторной сферы. 6. Содержание коррекционно-педагогической работы оптико-пространственной ориентации. 7. Содержание коррекционно-педагогической работы межанализаторного взаимодействия. 8. Анализ игр и упражнений по подготовке к обучению грамоте и овладению счетом. 9. Анализ учебно-наглядных пособий по обучению в детском саду. Список литературы: [1, 2, 3, 5, 6, 10, 14, 15, 27, 29, 34,35, 39,40]
Самостоятельная работа ДО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема II.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе (4 часа) 1. Решение практических задач 10 баллов   Тема II.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (4 часа) 1. Выступление с докладом на семинарском занятии 5 баллов Тема II.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (4 часа) 1. Заполнение таблицы по теме «Сопоставительный анализ планирования занятия по подготовке к обучению грамоте в добукварный и букварный периоды». 10 баллов 2. Участие в коллоквиуме 6 баллов Тема II.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (6 часов) 1. Участие в деловой игре 5 баллов 2. Контрольная работа по разделу 2 10 баллов 1.Составление мультимедийной презентации по теме «Основные требования к планированию коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ» 5 баллов 2.Подготовка конспекта по теме «Анализ программных задач по подготовке к обучению детей с ОВЗ». 3 балла 3.Составление схемы выполнения звуко-слогового анализа и синтеза. 5 баллов 4.Составление схемы выполнения языкового анализа и синтеза. 5 баллов 5.Составление схемы работы с разрезной азбукой и кассой цифр. 5 баллов 6.Составление мультимедийной презентации по теме «Подготовка руки к письму» 5 баллов
Самостоятельная работа ОЗО
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема II.1 Изучение уровня готовности детей с ОВЗ к обучению в школе (4 часа) 2. Решение практических задач 10 баллов   Тема II.2 Организация коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (4 часа) 2. Выступление с докладом на семинарском занятии 5 баллов Тема II.3 Содержание коррекционной работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (4 часа) 3. Заполнение таблицы по теме «Сопоставительный анализ планирования занятия по подготовке к обучению грамоте в добукварный и букварный периоды». 10 баллов 4. Участие в коллоквиуме 6 баллов Тема II.4 Методы и приёмы коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей с ОВЗ (6 часов) 3. Участие в деловой игре 5 баллов 4. Контрольная работа по разделу 2 11 баллов 1.Составление мультимедийной презентации по теме «Основные требования к планированию коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ» 5 баллов 2.Подготовка конспекта по теме «Анализ программных задач по подготовке к обучению детей с ОВЗ». 3 балла 3.Составление схемы выполнения звуко-слогового анализа и синтеза. 5 баллов 4.Составление схемы выполнения языкового анализа и синтеза. 5 баллов 5.Составление схемы работы с разрезной азбукой и кассой цифр. 5 баллов 6.Составление мультимедийной презентации по теме «Подготовка руки к письму» 5 баллов  
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-5: У.2 уметь реализовать коррекционную направленность обучения на основе определения уровня готовности к обучению в школе детей с ОВЗ; 1. Заполнение таблицы по теме «Сопоставительный анализ планирования занятия по подготовке к обучению грамоте в добукварный и букварный периоды». 2. Участие в коллоквиуме 3. Контрольная работа по разделу 2 4. Составление мультимедийной презентации по теме «Основные требования к планированию коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению детей с ОВЗ» 5.Подготовка конспекта по теме «Анализ программных задач по подготовке к обучению детей с ОВЗ».
ОПК-3: У.1. уметь: анализировать характерные для детей с ОВЗ отклонения в формировании базовых для обучения в школе процессов и функций В.1 владеть основами технологий и методик обследования, диагностики и коррекции готовности дошкольников с ОВЗ к обучению в школе   ПК-5: В.2 владеть навыками оценки способностей детей с ОВЗ к школьному обучению. 1. Решение практической задачи 2. Участие в деловой игре 3. Контрольная работа по разделу 2 4. Составление схемы выполнения звуко-слогового анализа и синтеза. 5. Составление схемы выполнения языкового анализа и синтеза. 6. Составление схемы работы с разрезной азбукой и кассой цифр. 7. Составление мультимедийной презентации по теме «Подготовка руки к письму»
     

Максимальное количество баллов по дисциплине 74 (задания инвариантной части + 60 выступления на практических занятиях = 134


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Специальная психология: учеб. пособие для пед. вузов*/В.И.Лубовский,Т.В.Розанова,Л.И.Солнцева и др.; ред.В.И.Лубовский.-4-е изд., испр.-М.:Академия, 2007

2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.пособие для вузов – 3-е изд.,стер. / Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2010.

3. Теория и методика раз


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.