Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-04 | 457 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В 2000 г. на свет появилась Концепция внешней политики РФ. Она определяет стратегию развития наших отношений с внешним миром на среднесрочную перспективу. Прописаны основные направления, соответствующие возможностям и способностям РФ. Здесь можно выделить институциональные и региональные приоритеты.
Начнем с институциональных. Два ключевых, с точки зрения российской дипломатии, международных института: ООН и «Большая восьмерка».
№ 1 – ООН. Для России – важнейший элемент системы внешней политики и международных отношений. Площадка ООН позволяет РФ выступать в качестве одной из ключевых держав современности, имеющей «право вето» в Совбезе. Унаследован высокий статус бывшего СССР.
№ 2 – «Большая восьмерка». Эта организация была создана в 1976 г. в Рамбуйе как механизм постоянных встреч и консультаций на уровне глав государств и правительств, ключевых министров и экспертных групп 7 наиболее развитых стран Запада. В «семерку» вошли: США, Канада, Англия, Франция, Германия, Италия и Япония. Привлекательность этой организации – личные контакты глав государств, возможность в узком кругу совместно обсудить и принять важные внешнеполитические вопросы. Россия была принята в «семерку» в 1996 г.
Региональные приоритеты. № 1 – СНГ. Акцент в Концепции делается на дружественные отношения, в зависимости от внутренней готовности постсоветских стран к сотрудничеству и соблюдению российских прав и интересов. Пишется о разноуровневом сотрудничестве, разноскоростной интеграции в рамках выстраивания общего стабильного пространства СНГ. При этом приоритет отдается созданию общего таможенного союза и выстраиванию системы коллективной безопасности.
|
Можно выделить три ключевые проблемы, связанные с реализацией идеи «единого стабильного пространства СНГ». 1) Неадекватность институтов, обеспечивающих разноскоростную интеграцию; 2) Разница в уровне экономического развития; 3) Различие существующих политических режимов на постсоветском пространстве. В связи с этим сейчас актуальна проблема «оранжевых революций» (или «демократического транзита»).
№ 2 – Европейское направление. Здесь выделены три ключевые организации: ЕС, НАТО и ОБСЕ.
Евросоюз. Зафиксирована ключевая роль ЕС и процессов, происходящих на его пространстве. Отношения с Евросоюзом регулируются СПС, принятым в 1994 г. (ратифицирован в 1997 г.). Приоритет ЕС определяется значимостью европейского направления во внешней политике РФ и тем обстоятельством, что эта организация заявила о себе, как о неотъемлемом и действенном атрибуте системы м/о. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что наши взаимоотношения достаточно конфликтны. Речь идет и о негативном отношении к России со стороны т. н. «новой Европы», и об агрессивной политике ЕС в целом, распространяющем свое влияние на постсоветском пространстве и выталкивающем оттуда Россию. Кроме того, нельзя забывать о постоянных проблемах, возникающих в самом ЕС. Эти проблемы связаны с расширением Евросоюза, происходящей институциональной реформой (разногласия о путях дальнейшей интеграции – объединяться в единое супер-государство или оставить «Европу государств»). Подъемы и спады в развитии ЕС отражаются на динамике развития российско-европейских отношений.
НАТО. Противоречивое отношение. С одной стороны, есть ст. 5 Вашингтонского договора, подчеркивающая оборонительный характер этой организации. С другой стороны, есть пример Косово. Новая стратегическая концепция НАТО не исключает проведение военных операций вне зоны ответственности. Сейчас такая операция проводится в Афганистане. После 11 сентября 2001 г. НАТО узко специализируется по задачам и одновременно глобализируется по масштабам охвата. Последняя идея – расширить НАТО, включив в него Израиль, Японию, Австралию и Индию. Здесь прослеживается, во-первых, стремление сделать НАТО инструментом сдерживания не только России, но и Китая; во-вторых, превратить его в организацию, решающую вопросы безопасности в планетарном масштабе. Фактически НАТО – инструмент силовой американской внешней политики.
|
ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе). Создание этой организации восходит еще к Хельсинкским соглашениям 1975 г., закрепившим существовавший на тот период status quo в Европе. Участники признавали наличествующие территориальные границы, обязались совместно решать вопросы безопасности и соблюдать права человека. В 1992 г. была создана сама организация, участником которой стала Россия. В 1990-е гг. российская дипломатия пыталась продвигать ОБСЕ как альтернативу расширению НАТО на Восток и предлагала сделать эту организацию ответственной за поддержание мира и урегулирование вооруженных конфликтов в Европе. Однако Запад акцентировал внимание на правозащитной составляющей. Логика такая: ЕС отвечает за экономическую сотрудничество в Европе, НАТО обеспечивает военно-политическую безопасность, а ОБСЕ отвечает за соблюдение прав человека. А поскольку в Европе с «правами человека» «все нормально», то главный приоритет ОБСЕ – следить за проведением «свободных и демократических выборов» на постсоветском пространстве. В результате сложилась парадоксальная ситуация – Россия оплачивает функционирование организации, чиновники которой занимаются тем, что выискивают нарушения в ходе выборов. Особенно наглядно это проявилось в ходе событий конца 2004 г. на Украине, когда представители ОБСЕ составляли отчеты о «многочисленных нарушениях» еще до самого голосования.
В этих условиях Россия и среднеазиатские республики совместно выступают против такой трактовки работы ОБСЕ и угрожают приостановить свое участие в финансировании организации. Фактически Концепция 2000 г. фиксирует, что реальное значение ОБСЕ для российской внешней политики сократилось до минимума.
№ 3 – Азиатское направление внешней политики РФ. Следует отметить важное и всевозрастающее значение Азии для России и с точки зрения расстановки сил в мире, и в связи с необходимостью экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В документе выделяются такие организации как ШОС, форум АТЭС, АСЕАН, ОПЕК. Ставится задача наращивания экономического и политического сотрудничества со странами Азии. Особое внимание уделяется развитию отношений в треугольнике Россия – Китай – Индия.
|
№ 4 – Северная Америка. Заявляется о том, что отношения должны строиться на прагматичной реалистической основе. Подчеркивается важность взаимодействия (не сотрудничества). Упор на развитие взаимовыгодных двусторонних контактов на всех уровнях там, где к этому есть возможности. Использование отношений на уровне лидеров государства как важный фактор сглаживания противоречий. Попытки «союза в борьбе с терроризмом» в 2001 – 03 гг. Закончились с войной в Ираке и «цветными революциями» в СНГ. Успешный диалог лишь там, где у России есть сопоставимый с США потенциал: ядерное разоружение контроль за ОМП, подтверждение заложенных в СНВ треков.
№ 5 – Африка и Латинская Америка. В общем-то, в Концепции заметна явная недооценка потенциала этих регионов и возможностей взаимовыгодного сотрудничества.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!