Сюжет художественного произведения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сюжет художественного произведения

2018-01-04 320
Сюжет художественного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очевидно, что важную конструктивную роль играет в художественном произведении изображение событий в их временной и причинно-следственной взаимосвязи. При анализе событий традиционно используют термин сюжет. В современном литературоведении существует несколько пониманий этого термина, иногда в качестве синонима используют термин фабула, иногда противопоставляют фабульному, последовательному изложению событий их сюжетное развертывание, не всегда соответствующее хронологии. Мы будем обозначать этим термином последовательность событий, изображенных в произведении.

В литературе сюжет – важнейшая форма выражения авторской идеи. Воссоздавая судьбы персонажей, моделируя их характеры и взаимоотношения, описывая, как эти отношения и характеры меняются, автор воспроизводит действительность во всем разнообразии ее проявлений.

Известно, что окружающий нас мир конфликтен и противоречив. И в сюжете литературного произведения важную роль играет конфликт. В основе конфликта – борьба, столкновение. Что является источником конфликта? Это может быть борьба частных жизненных интересов различных персонажей, или столкновение стихий универсальных – добра и зла, тьмы и света, – или конфликт героя с некими объективными законами бытия. От того, как эти силы представлены, как развиваются их отношения, во многом и зависит концепция сюжета.

Существует традиционная трехчастная схема сюжета. Завязка обозначает начало конфликта, кульминация – момент его наивысшего обострения, разрешение конфликта происходит в развязке. Восходит эта схема к фольклорной традиции. Действие сказки, как правило, начинается с некого нарушения исходной гармонии, с утраты чего-то необходимого или потребности что-то обрести. Это и является завязкой сказочного сюжета. Иван-царевич должен принести отцу жар-птицу, молодильные яблочки, потом хочет овладеть другими диковинами, и по мере развития сюжета его желания сталкиваются с интересами других персонажей, желающих того же (братья) или не желающих того же (хозяева вожделенных чудес). Кульминацией такого сюжета – наивысшим обострением конфликта – станет или бой героя с его антагонистом, или временная смерть героя от рук завистливых братьев. Однако при помощи серого волка или других волшебных помощников герой одолевает соперников, обретает желаемое и, как правило, даже более того – невесту-красавицу и царство, что и является развязкой сюжета.

Столкновение частных интересов – очень распространенный источник конфликта в сюжетах литературы авторской – от маленьких басен до романов с развернутыми и сложно переплетающимися сюжетными линиями. Вспомним конфликт Вороны и Лисицы, Волка и Ягненка в баснях И.А. Крылова или сложную интригу двух партий – короля и кардинала, – организующую сюжет “Трех мушкетеров” А. Дюма. “Вождь краснокожих” О'Генри тоже построен на столкновении интересов похитителей и семейства Дорсет, при этом читателю довольно сложно определить, на чьей стороне его симпатии, кто здесь герой, кто – антигерой.

Нередко конфликт интересов героя и его антагониста перерастает рамки сугубо частного. Антагонистом героя может выступать персонаж, наносящий ущерб не только ему лично. В этом случае герой становится защитником не только своих интересов, и личный конфликт, перерастая в конфликт добра и зла, тьмы и света, приобретает характер универсальный.

Со времен раннего читательского опыта, со сказочной традиции ребенок привык делить героев на добрых и злых. Их антагонизм – традиционный двигатель сюжета в фольклорной сказке, в былине. И в авторской сказке сохраняется эта традиция. Вспомним сказки Андерсена. Конфликт мачехи и детей короля в “Диких лебедях” воспринимается не столько как частный конфликт интересов, сколько как борьба добра и зла, благородства и подлости, колдовства и жертвенной любви. В “Снежной королеве” столкновение детей со Снежной королевой тоже проявление вечной борьбы добра и зла, тепла веры и холода разума, света любви и тьмы эгоистического отчуждения. В “Стойком оловянном солдатике” противостоящий благородному герою тролль оказывается воплощением зла, изначально враждебного всему доброму и прекрасному.

В литературе последних столетий столкновение частных интересов различных персонажей перестает быть единственным двигателем сюжета. Литература исследует столкновение человека с объективной сложностью жизни, именно это и является источником конфликта в “Евгении Онегине” А.С. Пушкина, “Преступлении и наказании” Ф.М. Достоевского, “Ионыче” А.П. Чехова. В этом случае невозможно да и бессмысленно искать антагониста героя, чью-то злую волю – движение сюжета обусловлено столкновением персонажей с самой действительностью, куда более сложной и противоречивой, чем им представлялось. Все чаще встречаются сюжеты этого типа и в литературе, адресованной детям, ведь она тоже ставит себе задачу познакомить юного читателя со сложностью окружающего его мира – мира, который не так-то просто однозначно поделить на добрых и злых. Так, в основе конфликта “Гадкого утенка” Х.К. Андерсена лежит отнюдь не столкновение частных интересов. Будущий лебедь проходит испытание миром, враждебным любой индивидуальности, жаждущим подчинить себе, своему обывательскому миропониманию бедного гадкого утенка. И утка испанской породы, и индейский петух, и кот, и курица лишь вариации этой обывательской стихии, не принимающей непохожести будущего лебедя на других, привычных и понятных домашних существ.

В рассказе Р. Погодина “Что у Сеньки было” на первый взгляд источником движения сюжета является конфликт Сеньки и его новорожденной сестры, с которой теперь надо делить любовь родителей и односельчан. Герой тоже проходит испытание, но борется не с сестренкой, а с собственным эгоизмом. На вершине холма, откуда открывается вся ширь родной земли, ему предстоит открыть в себе самом широту души взрослеющего человека, готового не делить мир, но вместить в себя всю его полноту.

Мы уже говорили о том, что сюжет характеризует авторское видение мира, представление о месте в этом мире человека. Наиболее ярко авторская концепция проявляется в развязке, в том, как конфликт разрешается. В том случае, когда после испытания достойный герой обретает заслуженную награду, читателю предстает гармоническая картина мира. Силы зла могучи, но не всесильны, добро побеждает, добродетель награждается. Так, гадкий утенок после испытаний и страданий, не ожесточивших его душу, становится прекрасным лебедем. В “Диких лебедях” на краю гибели спасена Элиза, а с ней и ее братья-лебеди; символическим воплощением торжества любви в этой сказке становятся расцветающие алыми розами поленья костра, приготовленные для казни. Те же символы оформляют счастливое разрешение конфликта в “Снежной королеве”: холод отчуждения растоплен, к возвращению Кая и Герды зацветают розы – символ любви.

В мировой литературе благополучное разрешение конфликта не является единственно возможным. Со времен Античности известно явление катарсиса – очищения состраданием достойному герою, терпящему поражение. Одним из первых допустил трагические сюжеты в детскую литературу Андерсен. Он не побоялся ввести их в сказку, завершив и “Стойкого оловянного солдатика”, и “Русалочку” гибелью героев, снискавших читательские симпатии. Однако в детской литературе редки сюжеты подлинно безысходные, и Андерсен оставляет возможность благополучного разрешения конфликта для иного бытия: станет дочерью воздуха русалочка, мечтавшая о бессмертной душе, и через триста лет, возможно, осуществится ее мечта; где-то в ином, лучшем мире вновь встретятся сгоревшие солдатик и танцовщица...

Кто не проливал слез над горестной судьбой тургеневской Муму? Как хотелось, чтобы собачка осталась жива, сколько упреков заслужил Герасим от наивных читателей, предлагавших свои способы ее спасения! Именно анализ сюжета поможет читателю преодолеть наивно-реалистическое восприятие. События в художественном произведении происходят не сами по себе. Как бы естественно и правдоподобно они ни развивались, происходит это по воле автора. Для понимания авторского замысла много может дать знакомство с источником сюжета, его авторская трансформация. Пожалуй, пример “Муму” И.С. Тургенева наиболее выразителен. Сохранив в сюжете повести основную канву жизни глухонемого дворника своей матери, писатель решительно изменил финал. Прототип Герасима простил своей барыне гибель Муму, никуда не ушел, искренне выражал свою любовь к госпоже и оставался верен ей до самой смерти. У Тургенева герой тоже терпелив, он смиряется с господской волей, но не бесконечно. Смерть преданного существа вызывает в нем чувство протеста. Протест этот силен, но не агрессивен. Восстав против унижения и произвола, не желая служить жестокой барыне, Герасим уходит в деревню, где его богатырский труд на лоне природы вполне органичен. Так по воле Тургенева смерть Муму не проходит бесследно: она пробуждает в душе Герасима человеческое достоинство, а читателя заставляет задуматься.

Особую группу составляют сюжеты заимствованные. По сравнению с уже знакомой сюжетной схемой в них ярче выступает новаторство, оригинальность решения вечных проблем. Известно, что Е.Л. Шварц предпочитал использовать именно такие сюжеты. В своей “Снежной королеве” он сохраняет традиционный конфликт добра и зла, тепла и холода. Сохраняются основные герои, в этот конфликт вовлеченные, сохранены основные символические детали: розы – символ любви и лед – символ отчуждения, самовлюбленности. На этом фоне ярче видны изменения, сделанные автором.

Мы говорили о значимости начала текста – вспомните, сказка Х.К. Андерсена начинается с рассказа о зеркале тролля – дьявольского существа, желавшего исказить все доброе на земле. Эта история объясняет завязку сюжета: у Андерсена добрый Кай становится сопричастен злу, доступен ледяному дыханию Снежной королевы только после того, как в его глаз и сердце попали осколки дьявольского зеркала (до того сияющая красота Снежной королевы пугает мальчика). Сказочная пьеса начинается сразу со знакомства с детьми. Шварц отказался от зеркала тролля как от мотивации изменений в поведении мальчика, так как убежден: человек сам ответствен за свою судьбу. Кай попадет во власть Снежной королевы после того, как поцелует ее. Мальчик не хочет этого делать, но королева пробуждает в нем тщеславие. Желая доказать “баронессе”, что он не трус, Кай целует ее, и именно после этого поцелуя завянут розы, мальчик заговорит, как Советник, бабушка и Герда покажутся ему некрасивыми, а родная уютная комната – тесной конурой.

Мы убедились в том, что при анализе сюжета нужно не только выявить его узловые моменты – в сюжете важна каждая деталь. Обратимся к кульминации, которая в обоих случаях связана с освобождением героя от чар Снежной королевы, с борьбой тепла и холода, любви и эгоизма за сердце мальчика. У Андерсена трактовка этого момента так же, как и завязки, имеет религиозную окраску. Смирить снежные вихри Герде помогают молитвы и ангелы, оживить Кая могут сила псалмов и спасительные слезы: именно они растопят ледяную корку на сердце и удалят осколок из глаза. У Шварца девочка борется с властью Снежной королевы над Каем одна. Ее слезы лишь беспокоят, но не трогают мальчика. И тогда Герда заставляет вспомнить тех, кому он помогал: бабушку, соседского мальчишку, лохматого пса. Именно память о добре, о тех, кто в нем нуждается, опять-таки собственные силы возвращают Кая в мир добра и тепла.

Религиозные мотивы присутствуют и в финале сказки Андерсена: герои возвращаются домой, бабушка читает Евангелие, дети понимают скрытый смысл старого псалма, вторя ему, цветут розы, и, как знак окончательного торжества над Снежной королевой, вокруг царит благодатное лето. Развязка пьесы Е.Л. Шварца сложнее и не столь безмятежна. И у него дети возвращаются, и вновь зацветают розы. Но силы холода не сдаются: Снежная королева и Советник преследуют Кая и Герду даже дома – для окончательного торжества над холодом и злом нужна сплоченность всех людей с горячим сердцем, и очевидно, что эта схватка отнюдь не последняя, ведь Королеве и Советнику удалось бежать.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.