Тип рынка, цена и объем производства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тип рынка, цена и объем производства

2018-01-04 189
Тип рынка, цена и объем производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Действуя на данном рынке, предприниматель обычно пыта­ется определить его наиболее существенные характеристики, по­скольку от знания таких характеристик во многом зависят его рыночная тактика и стратегия. Прежде всего предприниматель сегментирует рынок, т. е. из всей совокупности хозяйствен­ных связей он выделяет определенный сегмент — ту часть та­ких связей, которые касаются его конкретной деятельности в качестве субъекта рынка. Он определяет свой сегмент рынка, например рынок молочных продуктов или мясных товаров или — более широко — рынок продовольственных товаров. Та­кая сегментация необходима предпринимателю для того, чтобы конкретно выделить его конкурентов и адресно представлять се­бе потребителей этого сегмента, т. е. этой части рынка.

Характеристика рынка дается на основе информации о чис­ле продавцов и покупателей на рынке, о доле каждого рыноч­ного субъекта в совокупном спросе и совокупном предложении. Прежде всего выделяются два противоположных типа рынков:

монополистический (один продавец и много покупателей — это абсолютная монополия) и монопсонический (один покупатель и много продавцов — чистая монопсония). Рынок; совершенной конкуренции характеризуется множеством продавцов и поку­пателей.

В условиях монополистического рынка у производителя (продавца) есть потенциальная возможность устанавливать ры­ночную цену, в условиях же монопсонического рынка уже не продавец, а покупатель имеет такую возможность. Рынок со­вершенной конкуренции характеризуется тем, что все его субъ­екты (и продавцы, и покупатели) вынуждены подстраиваться под рыночную цену, которая объективно складывается на ос­нове соотношения спроса и предложения.

Выделяют также олигополию ("власть немногих" — ситу­ация, когда продавцов несколько, а покупателей много), дуопо­лию (два продавца), частичную монополию (один крупный про­давец и несколько мелких).

Один и тот же однородный рынок может классифициро­ваться по-разному, если такому рынку присуща многозвенная структура производителей (например, российский рынок мо­лочных продуктов). Система взаимосвязей на этом рынке мо­жет быть представлена следующим образом:

Факторы, оказывающие воздействие на объем производства

При рассмотрении этой проблемы мы принимаем ряд до­пущений. Во-первых, под объемом производства мы понимаем объем реализации или сбыта, т. е. такую ситуацию, когда пред­приниматель "работает на рынок, а не на склад". Во-вторых, предприниматель при определении объема производства исхо­дит из необходимости выявления оптимума, т. е. такого коли­чественного показателя объема производства, при котором обес­печивается максимально возможный уровень прибыли. В-треть­их, мы абстрагируемся от стратегии предпринимателя по упро­чению своего положения на рынке (закреплению за собой все большей доли рыночного сегмента), поскольку эта стратегия вы­нуждает его избирать новую линию рыночного поведения, при которой точка оптимума передвигается от показателя макси­мально возможного уровня прибыли к минимально допустимо­му (с его точки зрения) уровню.

Факторы оказывают воздействие на объем про­изводства при сохранении его оптимального уровня?

А. Цена товара

Прежде всего это цена товара. Выявляя зависимость меж­ду ценой и объемом производства, предприниматель исходит из понятия ценовой эластичности, суть которого сводится к тому, что при повышении цены товара спрос на такой товар со­кращается, а при снижении цены спрос, как правило, растет, что должно вызвать и адекватную реакцию производителя, т. е. соответственное сокращение или увеличение производства.

Это правило не действует только в отношении товаров и услуг, которые характеризуются неэластичным спросом: как бы ни менялись тарифы, скажем, на потребление электроэнергии, ее общее потребление не изменится сколько-нибудь существен­но (хотя некоторая бережливость или, наоборот, расточитель­ность будет налицо).

В такой ситуации предпринимателю было бы желательно (хотя бы приблизительно) рассчитать показатель эластично­сти, т. е. определить, как меняется объем спроса на произво­димый им товар при изменении цены на 1%. При учете ценовой эластичности предприниматель рассуждает примерно таким об­разом: "Если я повышу цену на 10%, то спрос, по всей вероятно­сти, сократится на 5%, если я снижу цену на 5%, то спрос воз­растет на 10% — что лучше?"

Правда, при учете ценовой эластичности предприниматель отслеживает главным образом воздействие изменения цены и объема производства на величину валового дохода. Правила, ко­торыми при этом руководствуется предприниматель, сводятся к следующему:

1. При эластичном спросе валовая выручка увеличивает­ся при снижении цены (и росте объема производства), если при этом процентный рост объема производства превышает про­центное снижение ценового показателя.

К примеру, если цена снижена на 10%, а объем производства и реализации возрастает на 20%, то валовая выручка увеличивается.

2. При эластичном спросе валовая выручка уменьшается при повышении цены (и сокращении объема производства) при условии, что процентное сокращение объема производства пре­вышает процентное увеличение цены.

К примеру, Вы решаете повысить цену на 10%, но это действие вызывает необходимость сокращения объема производства на 20%, в этом случае валовая выручка сократится.

3. При нейтрально-эластичном спросе валовая выруч­ка остается на прежнем уровне при изменении цены. В этом случае процентное снижение или повышение цены всегда равно процентному сокращению или увеличению объема про­изводства.

К примеру, Вы снижаете цену на 10%, на 10% увеличивается и спрос. Это правило, правда, носит весьма условный характер. Дело в том, что в таком случае действует простое математическое правило:

равновеликое, но противоположно направленное процентное измене­ние двух соотносимых величин не дает прежнего результата. Обра­тимся к примеру.

Таблица 7.5


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.