Для очной (очной сокращенной) формы обучения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Для очной (очной сокращенной) формы обучения

2018-01-04 249
Для очной (очной сокращенной) формы обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    № п/п   Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Семинары Самост. работа Всего часов Из них в интер.форме
  История как наука. Предмет и задачи курса.         - Выполнение тематического задания, тест
  Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир.           Выполнение тематического задания, тест
  Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.)           Выполнение тематического задания, тест
  Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.)         - Тест
  XVIII в.- время Просвещения и модернизации.         - Тест
  Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в.           Подготовка сообщения
  Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в.           Тест
  Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в.         - Тест
  Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны.         - Выполнение задания, тест
  Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.         - Выполнение задания, тест
  СССР и мир в годы «холодной войны»         - Контрольная работа
  Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв.           Подготовка сообщения
  Экзамен           Выполнение задания
  ИТОГО            

Для заочной формы обучения

    № п/п   Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Семинары Самост. работа Всего часов Из них в интер.форме
  История как наука. Предмет и задачи курса. 0,5 0,5     - Выполнение тематического задания, тест
  Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир. 0,5 0,5     - Выполнение тематического задания, тест
  Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.) 0,5     17,5 - Выполнение тематического задания, тест
  Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.) 0,5 0,5     - Тест
  XVIII в.- время Просвещения и модернизации. 0,5 0,5     - Тест
  Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. 0,5 0,5     - Подготовка сообщения
  Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. 0,5 0,5     - Тест
  Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в. 0,5     17,5 - Тест
  Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны. 0,5     19,5 - Выполнение задания, тест
  Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. 0,5     17,5   Выполнение задания, тест
  СССР и мир в годы «холодной войны» 0,5 0,5       Контрольная работа
  Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. 0,5 0,5     - Подготовка сообщения
  Экзамен           Выполнение задания
  ИТОГО            

Для заочной формы обучения (сокращенные сроки)

    № п/п   Раздел дисциплины Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по темам)
Лекции Семинары Самост. работа Всего часов Из них в интер.форме
  История как наука. Предмет и задачи курса. 0,5 0,5     - Выполнение тематического задания, тест
  Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир. 0,5 0,5     - Выполнение тематического задания, тест
  Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.) 0,5     17,5 - Выполнение тематического задания, тест
  Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.) 0,5 0,5     - Тест
  XVIII в.- время Просвещения и модернизации. 0,5 0,5     - Тест
  Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. 0,5 0,5     - Подготовка сообщения
  Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. 0,5 0,5     - Тест
  Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в. 0,5     17,5 - Тест
  Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны. 0,5     19,5 - Выполнение задания, тест
  Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. 0,5     17,5   Выполнение задания, тест
  СССР и мир в годы «холодной войны» 0,5 0,5       Контрольная работа
  Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. 0,5 0,5     - Подготовка сообщения
  Экзамен           Выполнение задания
  ИТОГО            

III.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план исодержание учебной дисциплины

 

Наименование тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровни освоения
1. История как наука. Предмет и задачи курса. Предмет, объект истории как науки. Цель и задачи её изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Современные дискуссии в исторической науке в координатах формационного и цивилизационного процессов. Концепции исторического развития. Проблемы периодизации всемирной истории. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Россия в мировом человеческом сообществе. Ученые об историческом месте России. Между Европой и Азией: на перекрестке цивилизациолнных потоков.    
Самостоятельная работа: Изучение трудов Л.Н. Гумилева, О. Шпенглера, А. Тойнби.
2.Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и Античный мир. Основные черты первобытного хозяйства. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Рубеж IV – III тыс. до н.э. – возникновение первых государственных образований в долинах великих рек Востока. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. Восточные деспотии. Феномен Востока. «Азиатский способ производства». Античная эпоха в истории человечества. Города – государства Греции и Италии. Классическое рабство. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Достижения Греко-латинской цивилизации. Крушение империй Древнего мира. Формирование протофеодального уклада.    
  Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы по теме, подготовка к семинарскому занятию.
Интерактивная форма:Посещение Национального музея,знакомство с экспозициями из музеев Московского Кремля в историко-архитектурном комплексе – Казанский Кремль.
3.Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период Средневековья (V – XV вв.) Средневековый мир Европы как итог синтеза двух культур – варварской и римской. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Христианская Европа и исламский мир. Славянские земли в VI – IX вв. Теории возникновения древнерусского государства. Социально-экономические и политические отношения в Киевской Руси. Византия и Русь. Принятие христианства. Русские земли в период феодальной раздробленности. Западная Европа в XI – XIII вв. Крестовые походы и Русь. Монгольские завоевания в Азии и вторжение на Русь. Московия, Литва и Золотая Орда. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы. Этапы складывания Российского централизованного государства. Освобождение Руси от ордынской зависимости.    
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме.
Интерактивная форма:Дискуссия – обсуждение темы: «Осень Средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Особенности образования Московского государства».
4. Мир на рубеже нового времени (XVI – XVII вв.) Эпоха Великих географических открытий. Создание первых колониальных империй. Переход к мануфактурному производству. Начало Реформации. Протестантская идеология М. Лютер, Ж. Кальвин. Контрреформация. Первые религиозные войны в Европе. Формирование абсолютизма в Европе. Расцвет культуры и идеи гуманизма. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана IV Грозного. Политика опричнины, ее цели и последствия. Основные направления внешней политики России. Итоги Ливонской войны. Процесс установления крепостного права в России. Смута в России и её последствия. Воцарение Романовых. Церковная реформа в России. Раскол русской православной церкви. Первый общеевропейский конфликт – Тридцатилетняя война 1618 – 1648 гг. – борьба за гегемонию на европейском континенте. Возвышение и кризис Османской империи. Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660 гг.). О. Кромвель.        
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по теме.
Интерактивная форма:Обсуждение темы: «Причины и итоги Реформации в Европе и в России».
5. XVIII век – время Просвещения и модернизации. Идеи Просвещения и философия либерализма. Политический идеал просветителей Англии и Франции. Энциклопедисты Вольтер, Д. Дидро, Ш.Л. де Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Просвещенный абсолютизм в Европе XVIII в. Усиление абсолютизма в России – становление великой державы. Петровские преобразования. Северная война (1700-1721 гг.) как катализатор реформ Петра I. «Регулярное» государство. Социальная политика. Внутренние противоречия петровской Реформации. Итоги европеизации и модернизации России. Оценки деятельности Петра I в современной историографии. Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов». «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Вхождение России в систему общеевропейской политики. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Война за независимость США. Утверждение демократии в США. Великая французская буржуазная революция и ее последствия для Европы. Строительство колониальных империй на просторах Азии.    
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по теме, изучение дополнительной литературы.
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «XVIII век в европейской, североамериканской и российской истории: особенности модернизации».
6. Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. Альтернативы исторического развития России первой четверти XIX в. Реформаторские и контрреформаторские тенденции в политике Александра I. М.М. Сперанский, его идеи и деятельность. Правительственные конституционные проекты. Положение крестьянства и попытка реформ. «Аракчеевщина» как путь усиления самодержавной власти. Декабризм: варианты радикального реформаторства. Бюрократическая модель государственно-общественных преобразований Николая I. Общественно - политическое движение в России: консервативное, либеральное, радикальное. Западники и славянофилы. Осознание необходимости системных реформ в России. Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Поход в Россию и крушение империи Наполеона I. М.И. Кутузов. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс и его итоги. Священный союз: система безопасности для европейских монархов. Революции в Европе 1820-1840-х гг.: борьба за национальные и социальные интересы. «Восточный вопрос» и Крымская война. Последствия поражения России в Крымской войне.    
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме.
7. Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. Рост промышленного производства в странах Европы. Особенности технологической революции последней трети XIX в. Образование мирового хозяйства. Рост концентрации производства. Монополизация экономики. Увеличение удельного веса США и Германии в мировом промышленном производстве. Социальные противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Япония: опыт модернизации. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Кризис крепостничества. Реформы Александра II. Общественная реакция на реформы. Смена правительственного курса Александра III: контрреформы. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время. Модернизация экономики. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Деятельность С.Ю. Витте.        
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме.
8. Общественно – политическое движение в России во второй половине XIX в. Факторы подъема общественного движения в России. Общественная мысль и ее особенности. Консервативное направление: социальная основа, принципы и цели. К.П. Победоносцев, М.И. Катков об основах российской государственности. Либеральное течение: социальная основа, идеи и цели. Особенности русской либеральной идеологии: взгляды К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Д.И. Шаховского. Антиправительственная деятельность представителей радикального направления. Теория «общинного социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Организации революционных народников. Идея «жертвы и подвига» во имя народа. Становление реформаторской линии в народничестве. Распространение марксизма в России. Деятельность Г.В. Плеханова и группы «Освобождение труда». Марксистские кружки в России. Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Начало революционной деятельности В.И. Ленина. Марксизм и развитие рабочего движения. Партии II Интернационала.    
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме.
Интерактивная форма:Обсуждение вопроса: «Почему марксизм – продукт западной культуры – прижился в России?».
9. Державное соперничество в начале XX века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)   Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в. Итоги второй промышленной революции. Милитаризация экономики. Государство и монополистический капитал. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Противоречия социально-экономического и политического развития России и содержание кризисных явлений. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Политические партии России: программы, тактика. Попытки реформ: проекты, реализация, последствия. Политический портрет П.А. Столыпина. Причины обострения противоречий на международной арене. Перераспределение сфер влияния между ведущими державами мира. Тройственный союз и Антанта. Причины начала Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне. Кризис в воюющих странах и февральская революция 1917 г. в России. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития. Кризисы правительства. Октябрьская революция 1917 г. Современные оценки октябрьских событий. Брест - Литовский мирный договор с Германией и его последствия. Завершение Первой мировой войны. Парижская конференция и её решения. Версальско-Вашингтонская система. Послевоенный кризис в странах Европы и начало гражданской войны в России. Красный и белый террор. Иностранная военная интервенция. «Военный коммунизм». Победа сторонников Советской власти. Итоги гражданской войны. Российская эмиграция. Новая расстановка политических сил на международной арене.    
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме.
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Почему потерпела крушение династия Романовых?».
10. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. Общемировой кризис 1929-1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны. Идеологические основы тоталитаризма. X съезд РКП (б) и принятие новой экономической политики: реализация и итоги. Создание сталинской административно – командной системы. Конституция СССР 1936 год. Обострение классовой борьбы и политические процессы в 20 – 30-х гг. Подготовка СССР к войне. Итоги советской индустриализации. СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны, СССР против политики умиротворения агрессоров. Мюнхенский сговор. Советско–германское сближение 1939 – 1941 гг. Начало Второй мировой войны. Причины побед германской армии. Периодизация войны. Начало Великой Отечественной войны. Создание антифашистской коалиции. Причины неудач Красной Армии в начальном периоде войны. Основные этапы Великой Отечественной войны. Московское сражение – крах непобедимости немецкой армии. Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне. Битва на Курской дуге – завершение коренного перелома в войне. Изгнание немецких захватчиков с советских территорий и освобождение народов Европы от нацизма. Завершение Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии. Героизм советского народа в тылу. Партизанское движение на оккупированных территориях. Источники победы советского народа в войне. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Итоги и уроки Второй мировой войны.        
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию.
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Успехи и издержки советской индустриализации».
11. СССР и мир в годы «холодной войны».   «Холодная война» и раскол Европы: усиление противостояния в мировом хозяйстве. Причины «холодной войны». «План Маршалла». Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. «Холодная война» в Азии. Война в Корее и её последствия. Факторы экономического лидерства США. Советское общество в послевоенный период. Восстановление экономики. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-1953 гг.). СССР после смерти И.В. Сталина. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Противоречия политики Н.С. Хрущева. Начало «оттепели». Либерализация внешнеполитического курса. Карибский кризис и его последствия. СССР и крушение колониальной системы. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Трансформация мирового хозяйства: переход на постиндустриальную стадию ведущих западных стран. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Срыв курса на интенсификацию производства. Проблемы развития социальной сферы. Завершение партийно-номенклатурной бюрократизации общества. Конституция 1977 года. Попытка Ю.В. Андропова оздоровить жизнь общества. Советский Союз в 1985-1991 гг. «Перестройка» М.С. Горбачева: цели, лозунги, методы. Социально-экономическая политика горбачевского руководства. Дезинтеграционные политические процессы внутри страны. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия распада СССР и «социалистического лагеря».    
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к контрольной работе.
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Можно ли извлечь уроки из истории XX века».
12.Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. От СССР к Российской Федерации. Модернизационные процессы в странах Запада. Усиление влияния неоконсервативной идеологии. Роль ООН в международных отношениях. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Расширение и трансформация НАТО. Проблемы глобализации экономики. Особенности модернизации в странах бывшего социалистического лагеря. Опыт новых индустриальных стран. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Обострение борьбы политических сил в начале 1990-х годов за выбор пути развития. Программа радикальных экономических преобразований в России. Внутренняя противоречивость реформ. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Октябрьские события 1993 г. Силовой вариант разрешения кризиса. Конституция Российской Федерации 1993 г. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране на рубеже XXI в.. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Тенденция усиления федеральной власти. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Культура в современной России. Терроризм – угроза XXI века.            
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию.
Интерактивная форма:Круглый стол «Модернизационные процессы в мире и в России на рубеже XXI века».
Итого      

 

Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный;

2 – репродуктивный (выполнение заданий по образцу)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение заданий, решение проблемных задач).

3.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами)

№ п/п Наименование послед. дисцип. №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
                           
  философия +       + +   +        
  экономика   +   + +   +   + + + +
  социология +       + +   +   +   +
  правоведение     +         + + + + +
  политология +       + +   +   + + +

 

 

IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

При реализации учебной работы используются следующие формы проведения занятий:

1. Лекции (с включением дополнительных элементов: и презентации по дисциплине, интерактивные материалы, видео-лекции, материалы справочного характера, нормативные документы, технические и программные средства обеспечения дисциплины);

2. Семинары (с устным опросом, обсуждением материалов по теме, выступлением студентов с докладами, решением задач и т.д.)

3. Интерактивные формы проведения занятий:

- Case–study –анализ проблемных ситуаций, имевших место в мировой и отечественной истории;

- Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии;

- Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений.

При изучении данной дисциплины предусматривается:

- использование информационных технологий (слайдов, компьютерных программ и т.п.) при проведении аудиторных занятий, а также контекстного обучения, которое мотивирует студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач;

- самостоятельное изучение студентами необходимой литературы с целью углубленного изучения конкретных тем дисциплины, подготовки заданий к практическим занятиям и выполнения контрольных работ, задач и тестов, при использовании опережающей самостоятельной работы, т.е. изучения студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий, а также проблемного обучения, заключающегося в стимулировании студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

- текущее тестирование по обобщенным разделам дисциплины, а также проведение аудиторной и домашней контрольных работ.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.