Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-04 | 291 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||||
Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов | Из них в интер.форме | |||
История как наука. Предмет и задачи курса. | - | Выполнение тематического задания, тест | |||||
Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир. | Выполнение тематического задания, тест | ||||||
Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.) | Выполнение тематического задания, тест | ||||||
Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.) | - | Тест | |||||
XVIII в.- время Просвещения и модернизации. | - | Тест | |||||
Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. | Подготовка сообщения | ||||||
Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. | Тест | ||||||
Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в. | - | Тест | |||||
Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны. | - | Выполнение задания, тест | |||||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. | - | Выполнение задания, тест | |||||
СССР и мир в годы «холодной войны» | - | Контрольная работа | |||||
Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. | Подготовка сообщения | ||||||
Экзамен | Выполнение задания | ||||||
ИТОГО |
Для заочной формы обучения
|
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||||
Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов | Из них в интер.форме | |||
История как наука. Предмет и задачи курса. | 0,5 | 0,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир. | 0,5 | 0,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.) | 0,5 | 17,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.) | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
XVIII в.- время Просвещения и модернизации. | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. | 0,5 | 0,5 | - | Подготовка сообщения | |||
Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в. | 0,5 | 17,5 | - | Тест | |||
Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны. | 0,5 | 19,5 | - | Выполнение задания, тест | |||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. | 0,5 | 17,5 | Выполнение задания, тест | ||||
СССР и мир в годы «холодной войны» | 0,5 | 0,5 | Контрольная работа | ||||
Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. | 0,5 | 0,5 | - | Подготовка сообщения | |||
Экзамен | Выполнение задания | ||||||
ИТОГО |
Для заочной формы обучения (сокращенные сроки)
№ п/п | Раздел дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по темам) | ||||
Лекции | Семинары | Самост. работа | Всего часов | Из них в интер.форме | |||
История как наука. Предмет и задачи курса. | 0,5 | 0,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и античный мир. | 0,5 | 0,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период средневековья (V-XV вв.) | 0,5 | 17,5 | - | Выполнение тематического задания, тест | |||
Мир на рубеже нового времени (XVI-XVII вв.) | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
XVIII в.- время Просвещения и модернизации. | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. | 0,5 | 0,5 | - | Подготовка сообщения | |||
Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. | 0,5 | 0,5 | - | Тест | |||
Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX в. | 0,5 | 17,5 | - | Тест | |||
Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны. | 0,5 | 19,5 | - | Выполнение задания, тест | |||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. | 0,5 | 17,5 | Выполнение задания, тест | ||||
СССР и мир в годы «холодной войны» | 0,5 | 0,5 | Контрольная работа | ||||
Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. | 0,5 | 0,5 | - | Подготовка сообщения | |||
Экзамен | Выполнение задания | ||||||
ИТОГО |
III.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3.1. Тематический план исодержание учебной дисциплины
Наименование тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровни освоения |
1. История как наука. Предмет и задачи курса. | Предмет, объект истории как науки. Цель и задачи её изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и теория исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Современные дискуссии в исторической науке в координатах формационного и цивилизационного процессов. Концепции исторического развития. Проблемы периодизации всемирной истории. Историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Россия в мировом человеческом сообществе. Ученые об историческом месте России. Между Европой и Азией: на перекрестке цивилизациолнных потоков. | ||
Самостоятельная работа: Изучение трудов Л.Н. Гумилева, О. Шпенглера, А. Тойнби. | |||
2.Становление первых цивилизаций. Деспотии Востока и Античный мир. | Основные черты первобытного хозяйства. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Рубеж IV – III тыс. до н.э. – возникновение первых государственных образований в долинах великих рек Востока. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. Восточные деспотии. Феномен Востока. «Азиатский способ производства». Античная эпоха в истории человечества. Города – государства Греции и Италии. Классическое рабство. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Достижения Греко-латинской цивилизации. Крушение империй Древнего мира. Формирование протофеодального уклада. | ||
Самостоятельная работа: Изучение дополнительной литературы по теме, подготовка к семинарскому занятию. | |||
Интерактивная форма:Посещение Национального музея,знакомство с экспозициями из музеев Московского Кремля в историко-архитектурном комплексе – Казанский Кремль. | |||
3.Основные тенденции развития Руси и европейских стран в период Средневековья (V – XV вв.) | Средневековый мир Европы как итог синтеза двух культур – варварской и римской. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Христианская Европа и исламский мир. Славянские земли в VI – IX вв. Теории возникновения древнерусского государства. Социально-экономические и политические отношения в Киевской Руси. Византия и Русь. Принятие христианства. Русские земли в период феодальной раздробленности. Западная Европа в XI – XIII вв. Крестовые походы и Русь. Монгольские завоевания в Азии и вторжение на Русь. Московия, Литва и Золотая Орда. Образование централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы. Этапы складывания Российского централизованного государства. Освобождение Руси от ордынской зависимости. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме. | |||
Интерактивная форма:Дискуссия – обсуждение темы: «Осень Средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Особенности образования Московского государства». | |||
4. Мир на рубеже нового времени (XVI – XVII вв.) | Эпоха Великих географических открытий. Создание первых колониальных империй. Переход к мануфактурному производству. Начало Реформации. Протестантская идеология М. Лютер, Ж. Кальвин. Контрреформация. Первые религиозные войны в Европе. Формирование абсолютизма в Европе. Расцвет культуры и идеи гуманизма. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана IV Грозного. Политика опричнины, ее цели и последствия. Основные направления внешней политики России. Итоги Ливонской войны. Процесс установления крепостного права в России. Смута в России и её последствия. Воцарение Романовых. Церковная реформа в России. Раскол русской православной церкви. Первый общеевропейский конфликт – Тридцатилетняя война 1618 – 1648 гг. – борьба за гегемонию на европейском континенте. Возвышение и кризис Османской империи. Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660 гг.). О. Кромвель. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по теме. | |||
Интерактивная форма:Обсуждение темы: «Причины и итоги Реформации в Европе и в России». | |||
5. XVIII век – время Просвещения и модернизации. | Идеи Просвещения и философия либерализма. Политический идеал просветителей Англии и Франции. Энциклопедисты Вольтер, Д. Дидро, Ш.Л. де Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Просвещенный абсолютизм в Европе XVIII в. Усиление абсолютизма в России – становление великой державы. Петровские преобразования. Северная война (1700-1721 гг.) как катализатор реформ Петра I. «Регулярное» государство. Социальная политика. Внутренние противоречия петровской Реформации. Итоги европеизации и модернизации России. Оценки деятельности Петра I в современной историографии. Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов». «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Вхождение России в систему общеевропейской политики. Промышленный переворот в Англии и его последствия. Война за независимость США. Утверждение демократии в США. Великая французская буржуазная революция и ее последствия для Европы. Строительство колониальных империй на просторах Азии. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по теме, изучение дополнительной литературы. | |||
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «XVIII век в европейской, североамериканской и российской истории: особенности модернизации». | |||
6. Борьба радикальных, либеральных и консервативных тенденций в развитии России и европейских стран в первой половине XIX в. | Альтернативы исторического развития России первой четверти XIX в. Реформаторские и контрреформаторские тенденции в политике Александра I. М.М. Сперанский, его идеи и деятельность. Правительственные конституционные проекты. Положение крестьянства и попытка реформ. «Аракчеевщина» как путь усиления самодержавной власти. Декабризм: варианты радикального реформаторства. Бюрократическая модель государственно-общественных преобразований Николая I. Общественно - политическое движение в России: консервативное, либеральное, радикальное. Западники и славянофилы. Осознание необходимости системных реформ в России. Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г. Поход в Россию и крушение империи Наполеона I. М.И. Кутузов. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс и его итоги. Священный союз: система безопасности для европейских монархов. Революции в Европе 1820-1840-х гг.: борьба за национальные и социальные интересы. «Восточный вопрос» и Крымская война. Последствия поражения России в Крымской войне. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме. | |||
7. Запад и Восток: противоречия промышленной эпохи второй половины XIX в. | Рост промышленного производства в странах Европы. Особенности технологической революции последней трети XIX в. Образование мирового хозяйства. Рост концентрации производства. Монополизация экономики. Увеличение удельного веса США и Германии в мировом промышленном производстве. Социальные противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Япония: опыт модернизации. Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Кризис крепостничества. Реформы Александра II. Общественная реакция на реформы. Смена правительственного курса Александра III: контрреформы. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время. Модернизация экономики. Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. Деятельность С.Ю. Витте. | ||
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме. | |||
8. Общественно – политическое движение в России во второй половине XIX в. | Факторы подъема общественного движения в России. Общественная мысль и ее особенности. Консервативное направление: социальная основа, принципы и цели. К.П. Победоносцев, М.И. Катков об основах российской государственности. Либеральное течение: социальная основа, идеи и цели. Особенности русской либеральной идеологии: взгляды К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Д.И. Шаховского. Антиправительственная деятельность представителей радикального направления. Теория «общинного социализма» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Организации революционных народников. Идея «жертвы и подвига» во имя народа. Становление реформаторской линии в народничестве. Распространение марксизма в России. Деятельность Г.В. Плеханова и группы «Освобождение труда». Марксистские кружки в России. Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Начало революционной деятельности В.И. Ленина. Марксизм и развитие рабочего движения. Партии II Интернационала. | ||
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме. | |||
Интерактивная форма:Обсуждение вопроса: «Почему марксизм – продукт западной культуры – прижился в России?». | |||
9. Державное соперничество в начале XX века. Россия в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) | Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в. Итоги второй промышленной революции. Милитаризация экономики. Государство и монополистический капитал. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Противоречия социально-экономического и политического развития России и содержание кризисных явлений. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Политические партии России: программы, тактика. Попытки реформ: проекты, реализация, последствия. Политический портрет П.А. Столыпина. Причины обострения противоречий на международной арене. Перераспределение сфер влияния между ведущими державами мира. Тройственный союз и Антанта. Причины начала Первой мировой войны. Россия в Первой мировой войне. Кризис в воюющих странах и февральская революция 1917 г. в России. Борьба политических сил России за выбор пути дальнейшего развития. Кризисы правительства. Октябрьская революция 1917 г. Современные оценки октябрьских событий. Брест - Литовский мирный договор с Германией и его последствия. Завершение Первой мировой войны. Парижская конференция и её решения. Версальско-Вашингтонская система. Послевоенный кризис в странах Европы и начало гражданской войны в России. Красный и белый террор. Иностранная военная интервенция. «Военный коммунизм». Победа сторонников Советской власти. Итоги гражданской войны. Российская эмиграция. Новая расстановка политических сил на международной арене. | ||
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к тестированию по теме. | |||
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Почему потерпела крушение династия Романовых?». | |||
10. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. | Общемировой кризис 1929-1933 гг. Пути выхода из него разных стран. Наступление фашизма и усиление угрозы мировой войны. Идеологические основы тоталитаризма. X съезд РКП (б) и принятие новой экономической политики: реализация и итоги. Создание сталинской административно – командной системы. Конституция СССР 1936 год. Обострение классовой борьбы и политические процессы в 20 – 30-х гг. Подготовка СССР к войне. Итоги советской индустриализации. СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны, СССР против политики умиротворения агрессоров. Мюнхенский сговор. Советско–германское сближение 1939 – 1941 гг. Начало Второй мировой войны. Причины побед германской армии. Периодизация войны. Начало Великой Отечественной войны. Создание антифашистской коалиции. Причины неудач Красной Армии в начальном периоде войны. Основные этапы Великой Отечественной войны. Московское сражение – крах непобедимости немецкой армии. Сталинградская битва – начало коренного перелома в войне. Битва на Курской дуге – завершение коренного перелома в войне. Изгнание немецких захватчиков с советских территорий и освобождение народов Европы от нацизма. Завершение Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии. Героизм советского народа в тылу. Партизанское движение на оккупированных территориях. Источники победы советского народа в войне. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Итоги и уроки Второй мировой войны. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию. | |||
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Успехи и издержки советской индустриализации». | |||
11. СССР и мир в годы «холодной войны». | «Холодная война» и раскол Европы: усиление противостояния в мировом хозяйстве. Причины «холодной войны». «План Маршалла». Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. «Холодная война» в Азии. Война в Корее и её последствия. Факторы экономического лидерства США. Советское общество в послевоенный период. Восстановление экономики. Апогей сталинского тоталитаризма (1945-1953 гг.). СССР после смерти И.В. Сталина. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Противоречия политики Н.С. Хрущева. Начало «оттепели». Либерализация внешнеполитического курса. Карибский кризис и его последствия. СССР и крушение колониальной системы. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Трансформация мирового хозяйства: переход на постиндустриальную стадию ведущих западных стран. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Срыв курса на интенсификацию производства. Проблемы развития социальной сферы. Завершение партийно-номенклатурной бюрократизации общества. Конституция 1977 года. Попытка Ю.В. Андропова оздоровить жизнь общества. Советский Союз в 1985-1991 гг. «Перестройка» М.С. Горбачева: цели, лозунги, методы. Социально-экономическая политика горбачевского руководства. Дезинтеграционные политические процессы внутри страны. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия распада СССР и «социалистического лагеря». | ||
Самостоятельная работа:подготовка к семинарскому занятию, к контрольной работе. | |||
Интерактивная форма:Дискуссия на тему: «Можно ли извлечь уроки из истории XX века». | |||
12.Модернизационные процессы в мире в конце XX – начале XXI вв. От СССР к Российской Федерации. | Модернизационные процессы в странах Запада. Усиление влияния неоконсервативной идеологии. Роль ООН в международных отношениях. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Расширение и трансформация НАТО. Проблемы глобализации экономики. Особенности модернизации в странах бывшего социалистического лагеря. Опыт новых индустриальных стран. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Обострение борьбы политических сил в начале 1990-х годов за выбор пути развития. Программа радикальных экономических преобразований в России. Внутренняя противоречивость реформ. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Октябрьские события 1993 г. Силовой вариант разрешения кризиса. Конституция Российской Федерации 1993 г. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране на рубеже XXI в.. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Тенденция усиления федеральной власти. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Культура в современной России. Терроризм – угроза XXI века. | ||
Самостоятельная работа: подготовка к семинарскому занятию, к тестированию. | |||
Интерактивная форма:Круглый стол «Модернизационные процессы в мире и в России на рубеже XXI века». | |||
Итого |
|
|
|
Для характеристики уровня освоения материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный;
2 – репродуктивный (выполнение заданий по образцу)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение заданий, решение проблемных задач).
3.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами)
№ п/п | Наименование послед. дисцип. | №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин | |||||||||||
философия | + | + | + | + | |||||||||
экономика | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
социология | + | + | + | + | + | + | |||||||
правоведение | + | + | + | + | + | + | |||||||
политология | + | + | + | + | + | + | + |
IV. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При реализации учебной работы используются следующие формы проведения занятий:
1. Лекции (с включением дополнительных элементов: и презентации по дисциплине, интерактивные материалы, видео-лекции, материалы справочного характера, нормативные документы, технические и программные средства обеспечения дисциплины);
2. Семинары (с устным опросом, обсуждением материалов по теме, выступлением студентов с докладами, решением задач и т.д.)
3. Интерактивные формы проведения занятий:
- Case–study –анализ проблемных ситуаций, имевших место в мировой и отечественной истории;
- Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии;
- Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений.
При изучении данной дисциплины предусматривается:
- использование информационных технологий (слайдов, компьютерных программ и т.п.) при проведении аудиторных занятий, а также контекстного обучения, которое мотивирует студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач;
- самостоятельное изучение студентами необходимой литературы с целью углубленного изучения конкретных тем дисциплины, подготовки заданий к практическим занятиям и выполнения контрольных работ, задач и тестов, при использовании опережающей самостоятельной работы, т.е. изучения студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий, а также проблемного обучения, заключающегося в стимулировании студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
- текущее тестирование по обобщенным разделам дисциплины, а также проведение аудиторной и домашней контрольных работ.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!