Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2018-01-04 | 1171 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Художественная культура является подсистемой культуры. Это совокупныйспособ, продукт и принцип организации художественной деятельности, которая включает в себя все процессы, протекающие вокруг искусства – создание, хранение, восприятие и т. д. – и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование – воспитание художников, публики, критики и т. д.
Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство – часть художественной культуры, ее вершина.
В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому («пересказать»). Известно высказывание Л. Н. Толстого, который в ответ на просьбу кратко передать суть романа «Анна Каренина» ответил, что для этого необходимо повторить роман слово в слово. Единство формы и содержания – закон художественного мышления.
|
Схема 1
Схема 1 условно иллюстрирует место художественной культуры и искусства в эпицентре культуры. На определенном этапе развития природы рождается новая форма бытия – человек, который перестает быть существом только биологическим, природным, но становится и существом общественным. Человек синтезирует в себе природное и социальное начала. Соединение биологического и общественного в человеке является не механическим, но органическим, неделимым.
Этот синтез становится возможным благодаря принципиальным отличиям деятельности человека от деятельности животных. Основные законы деятельности людей не передаются генетически, как это происходит у животных, а транслируются с помощью механизма социального наследования. Его работа состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, то есть опредмечивается в вещах, произведениях философии, науки, искусства, религии. Именно благодаря им каждым последующим поколением наследуются вырабатываемые людьми ценности, знания, умения. Так возникает культура, и человек становится единством биологического, социального и культурного.
Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т. д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.
|
Показательной является точка зрения В. Г. Белинского о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина является «энциклопедией русской жизни». Точно также энциклопедиями своей эпохи стали произведения художников итальянского Возрождения, тем более что если брать совокупность всех творений определенной эпохи, а не произведения только одного крупного автора, картина мира определенного времени становится более выразительной. Для своей культуры искусство – это портрет, самосознание. Для других типов культуры искусство играет роль языка, позволяющего одной культуре проникать в глубинную суть других и тем самым обеспечивать взаимопонимание, диалог культур. По выражению Ф. Ницше, «подлинным выражением жизни является не история, а искусство».
Слово искусство многозначно. В качестве художественного творчества оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.) мыслителями XVIII-XIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»[1].
Мы назовем искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»[2].
Искусство имеет творческий характер. Творчество – это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же – во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей – вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.
Изучение искусства
|
Изучением искусства занимаются многие науки. Особое место среди них занимает эстетика. Она исследует искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, особую художественно-образную сферу человеческой деятельности, то есть целостное бытие искусства.[3] Эстетика и искусствознание – две различные науки: по предмету исследования эстетика исследует законы художественного творчества, которые являются общими для отдельных видов искусств; искусствознание нацелено на рассмотрение своеобразия каждого конкретного произведения и его уникальности, особенности. По подходу к произведению искусства – эстетика оперирует методами и категориями философской мысли, искусствознание опирается на анализ и обобщение эмпирического материала. При этом они обогащают друг друга. Эстетика без искусствознания превратилась бы в умозрительную науку, а искусствознание без эстетики выглядело бы разрозненным знанием. Разделы искусствознания – история искусства, теория искусств, художественная критика.
Исследованием феномена искусства занимаются и другие гуманитарные, «гибридные» дисциплины: социология искусства, психология искусства, философия искусства, культурология искусства. Социология искусства рассматривает его как общезначимую ценность, указывая на две сферы художественной жизни общества: система художественного производства и система художественного потребления.
Психология искусства выявляет наиболее общие закономерности, характерные для всех видов художественного творчества, устанавливает механизмы становления личности творца, а также анализирует формы воздействия искусств на человека.[4] Одной из наиболее известных работ в этой области является «Психология искусства» Л. С. Выготского (1896-1934).
Философия искусства – дисциплина, связанная одновременно и с эстетикой, и с философией, отличающаяся еще более высокой степенью обобщений, систематичностью, внутренней взаимосвязью категорий и понятий. Труды под названием «Философия искусства» есть у Ф. Шиллера, В. С. Соловьева, И. Тэна и др.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!