Историческая тема в Русской литературе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историческая тема в Русской литературе

2018-01-03 324
Историческая тема в Русской литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь, Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.

Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разря­ду исторических.

Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается


одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по- новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей само­отверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашиз­ма.

Ю. Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?»

Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник50-летие Победы. На площадях столицы и в других го­родах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых доро­гах.

Э. Г. Казакевич писал:

«Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о на­ших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?»

Эти слова* конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы по­мним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.

Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу.

В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой век мы прожили как люди И для людей,

так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.

Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград.

Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бон­дарев исследует природу героического, поведение человека на войне.

Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гит­леровские танки.

Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается.

Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет ору­дие Уханова...

Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить.

Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рож­далась победа.

Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Во-


енного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.

Бессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая, какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов отдает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последне­го патрона, до последней капли крови!» И солдаты выполнили при­каз. В живых остались только четыре артиллериста и два пулемет­чика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь сво­их слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они вы­полнили приказ, хотя и погибли сами.

Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл, Сжигал и плавил все на свете, Что даже снег горячим стал, —

эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.

Еще один русский писатель изобразил событие под Сталингра­дом. Это Виктор Некрасов, Остановлюсь на его повести «В окопах Сталинграда».

Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наи­более правдивую и достоверную картину событий Сталинградской битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о про­стых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих событиях, был командиром саперного взвода, полковым инжене­ром. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувст­ва: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной шта­ба Игорь, изящный и талантливый, — один из героев повести. До войны был дипломантом художественного института. Когда надо остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без по­зы и громких слов, «Игорь молча кивает головой». Эти люди гиб­ли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали Отечество.

Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помо­щью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стой­кость, непокорность русского человека.

Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества, проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писа­теля, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и Игорь Ивановский из повести «Дожить до рассвета», и учитель Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спас­ший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова. Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа.этих лю­дей оказалась сильнее страха смерти. В повести «Обелиск» интере­сен эпизод спора между партизаном Ткачуком и «заведующим районо» Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мо­роза.


«— Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? — спрашивает Ксендзов.

— Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно... — ответил Ткачук». Такие люди по­беждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига учеников и собственной смертью доказал это.

В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного по­двига в годы Великой Отечественной войны.

Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие...» учат любви к Родине, воспитывают чувство гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повес­ти, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страш­ной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тя­жело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит буду­щую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а «теперь не бу­дет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже чело­вечества». Старшина кричит оставшимся немцам: «Что, взяли? Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохне­те!»

Произведения советских писателей о войне многогранны и непо­вторимы.

В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обшир­ные и философские произведения будут написаны именно участни­ками, но через некоторое время.

Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга:

«Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества».

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (/ вариант)

И я, покамест смерть не погасила В моих глазах последнюю звезду, — Я твой солдат, твоих приказов жду. Веди меня, Великая Россия, На труд, на смерть, на подвиг — я иду!

Н. Грибачев

Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читате­лей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неис­черпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне.


В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге пи­сателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подви­гом литературы.

В первый день войны на митинге советских писателей прозву­чали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои си­лы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобит­ся, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны пи­сатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джа­лиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий. В. Багрицкий. П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель- фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерз­ли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.

О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.

Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная

Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:

Нет, это горят не хаты — То юность моя в огне. Идут по войне девчата, Похожие на парней.

Ей же принадлежат незабываемые строки:

Я только раз видала рукопашный. Раз — наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохо­та гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотвер­женные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказыва­ли о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом творчества.

Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов, воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так. на­пример, в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во


вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить,

обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки прием­ника:

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, — Идет война народная, Священная война».

Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия, писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашист­скую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в бер­линскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабит -ской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный ду­хом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единствен­ное оружие — слово.

Не преклоню колен, палач, перед тобою» Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей. Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя, Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Это стихотворение — самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы духа, непоказного, спокойного мужества.

Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...». Мы привыкли, что война — дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила — война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак... Каждая из них могла бы жить, воспитывать де­тей, приносить радость людям... Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собст­венные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову ка­жется, что позиция, которую занимает он и девчата, — самая важ­ная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.

Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу, ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, — это тоже ору­жие, и сила этого оружия велика.

Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую до­рогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чис­тоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным ар­тиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.

Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием с Ленинградом», писала об этих днях:


Горжусь, что в эти дни, как никогда,

мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, как тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

Для моего поколения Великая Отечественная война — далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (// вариант)

Пусть живые запомнят

и пусть поколения знают

эту взятую с боем

суровую правду солдат.

И твои костыли,

и смертельная рана сквозная,

и могилы над Волгой,

где тысячи юных лежат, —

Это наша судьба...

С. Гудзенко

В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведе­ния, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и расска­зы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.

Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталингра­да» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвест­ного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участво­вавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель уви­дел в повести великое испытание, о котором написано честно и до­стоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью вой­ны. Это была одна из первых попыток психологического осмысле­ния подвига народа.

События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточен­ные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было не­куда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в не­подготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.


Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кон­чатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширя­ев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им про­тивопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Аб­росимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губитель­ный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у ко­торого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких со­мнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без коле­баний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жесто­ком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на пере­довой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, пото­му как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хо­тя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя вопло­щены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод за­хвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка отве­тил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолю­бие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить проис­ходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как сле­дует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых ге­ройств не совершал».

«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое


трудное время в самом трудном месте на самом трудной должнос­ти — солдатской*, — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фрон­товика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печа­ти в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Кри­тик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми ге­роями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.

Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель по­литрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товари­щей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейте­нант Ястребов.

Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.

Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими това­рищами.

Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Бер­лином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества совет­ских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать пи­сателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (III вариант.)

Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете.

А. Твардовский

Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова...» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и

смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая же­стокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сы­нов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла лите­ратура оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не вос-


петь его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в ле­тописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который на­правил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти ге­рои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба челове­ка». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фа­шистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сы­на. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его ду­ша должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда дол­жен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы на­всегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь не­большая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жиз­ни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?

В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое ве­ликое дело делал».

Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать са­мого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может сми­риться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг си­лы воли и упорства в достижении поставленной цели.


Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим пробле­мам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».

Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к изме­не, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться преда­телем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраня­ются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убежде­ния жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предате­льству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом ду­мает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впро­чем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг...» В Ры­баке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать се­бя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести ав­тор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников пе­рестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекла­дывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответствен­ность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Под­вигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.

Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, кото­рых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружи­ем в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повеству­ет о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого.

Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя за­бывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщи­ны, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сража­лись с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.

Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль, что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и так много подвигов.


ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Изображение подвига человека на войне является традицион­ным еще со времен «Слова о полку Игоревен и «Задонщины». Лич­ный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуа­ции нравственного выбора и победу над самим собой.

Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей стала и «народной войной». На протяжении всей истории России любые посягательства на российскую независимость и целостность вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в этой войне весь советский народ, за редкими исключениями, под­нялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский фашизм.

Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писате­лей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафь­ев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показа­ли не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и ве­личие человека, брошенного в пекло войны.

Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала по­весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней подвиг многих людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге по­двиг показан как повседневная жизнь простых солдат.

В повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов открыл правду окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в 1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных лю­дях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на день, месяц, год.

Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их. На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо оде­тым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунув­шимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не слу­чайно в начале повести прозвучат слова: «Жизнь солдатская, будь она проклята!» Боль за страшные потери и мучения звучит в сло­вах повести: «... полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только на­сквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине Рос­сии». В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется неверо­ятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.

S-.W54 225


На войне каждый день одно и то же, а это целая история сол­датской жизни. «Тогда-то минировали и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У В. Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секун­ду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.

Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой — просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». От такой простоты становится страшно.

«Дымящийся окурок на губе трупа — это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распорото­го живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.

Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась даже смерть. «Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь».

Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих... Все теперь одному, только кажется мне, Это я не вернулся из боя.

В. Высоцкий

В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это зна­чит, что она представлена правдой, настоящей и страшной прав­дой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и пережил позор отступления, не только четкое проведение военных операций и победы были в ней.

Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких ка­нонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но ког­да он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему по­коя. «На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не трус, было такое ощущение, что он и то и другое».

О таком состоянии солдат, вернувшихся с войны, я знаю от своего деда. В моей семье воевали дед и прадед.

Дед пошел на войну семнадцатилетним парнем, без разрешения уйдя из дома и присоединившись к псковским партизанам. Позже он воевал в армии, закончив войну в Кенигсберге.

Прадед воевал в артиллерийских войсках и был водителем ра­кетной установки «Катюша».

Оба они имеют ордена и медали.

Дед был ранен, а из деревни, откуда ушел на войну прадед, только в его семье вернулись домой все мужчины. В других семьях недосчитались где по одному, где по два человека, но все вернув­шиеся долгие годы были душевно подавлены. Дед всегда неохотно рассказывал о пережитом на войне.

В мою память врезались глаза героя кинофильма Л. Шепитько


«Восхождение», снятого по повести В. Быкова «Сотников». Сотни­ков стоит уже под петлей виселицы, через минуту жизнь его закон­чится. Он смотрит на Рыбака, который, думая спасти свою жизнь, «временно» пошел в услужение к немцам. В глазах Сотникова нет страха, в них презрение к предателю и выражение уверенности в том, что принять смерть, не запятнав чести, достойнее, чем при­нять дар жизни из рук врага. Это является главной идеей повести В. Быкова «Сотников». Подобный нравственный выбор совершали и другие герои, превозмогая физические и нравственные мучения, как А. Соколов, тоже попавший в плен. В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» многое кажется нереальным, "но обострение сю­жетных ходов только подчеркивает героизм натуры А. Соколова: три стакана водки у фашистов на глазах выпивает изможденный человек, заставляя себя устоять на ногах, бежит с каменоломни, под обстрелом пробивается через линию фронта.

В. Теркин в поэме А. Твардовского дважды переплывает реку с ледяной водой, остается жив, потому что его нравственный выбор как солдата был однозначен, иного способа закрепить военный успех он не видел.

Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а са­мое главное — в мужестве и вере в Победу.

Надо помнить не только героизм наших людей, но и миллионы погибших от пуль, голода, непосильного труда, в плену, В извест­ной песне о войне на слова поэта-фронтовика Б. Окуджавы поется: «...нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не по­стоим». В. Некрасов был одним из тех людей, кто готов был запла­тить любую цену за Победу, и тем выше надо ценить героизм рус­ского солдата.

Победив Германию, мы в глазах всего мира победили фашизм. Из трагического опыта XX века видно, что фашизм всегда появля­ется в периоды политической и экономической нестабильности в государстве. К сожалению, это сейчас наблюдается в России. Наци­онал-социалистические, либерально-демократические движения объединяются под знаком свастики. И я ощущаю то же, что и ге­рой стихотворения В. Высоцкого:

Здесь, на трассе прямой,

мне, не знавшему пуль, показалось,

что и я где-то здесь

Довоев


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.