Подвижная игра «Пищевые цепочки» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Подвижная игра «Пищевые цепочки»

2018-01-07 296
Подвижная игра «Пищевые цепочки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ППДО, 2 курс, озо

Контрольная работа: тест по лекциям и самостоятельно проработанному материалу.

Зачет: выполнение ниже предложенных заданий + их демонстрация на практических работах в летнюю сессию.

 

1. Познакомиться с материалом лекции №1 Н.А. Рыжовой «Содержание экологического образования дошкольников», №2 «Экологическое образование: смена стереотипов». Сделать краткий конспект лекций.

 

2. История развития экологического образования детей дошкольного возраста

Заполнить таблицу по материалам Приложения №1.

Педагог Основные педагогические идеи в области ЭО Программа ознакомления с природой Методы/ Формы Основные педагогические труды Связь с современностью
Ушинский К.Д.          
Водовозова Е.Н.          
Тихеева Е.И.          
Шлегер Л.К.          

 

3. Эколого-развивающая среда ДОУ

· Познакомиться с материалом лекции №4 Н.А. Рыжовой «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ» (для тех, кто не был на занятии 17.11.2017)

· После ознакомления с материалом лекции выполнить задание:

 

Осуществить подбор растений и животных для уголков разных возрастных групп с обоснованием своего выбора; создать папку-каталог с информацией (информация, которая должна быть по растениям: морфология, происхождение и анализ условий произрастания в естественной среде, способы размножения, приемы каждодневного и периодического ухода за ними; по животным: внешний вид, образ жизни, способы питания и передвижения, уход за потомством; условия содержания в уголке природы).

 

Возможные варианты:

А) Живые объекты уголка природы в младшей группе (2 раздела: животные и растения).

Б) Живые объекты уголка природы для детей среднего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

В) Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

!! На первой странице должны быть представлены пояснения об особенностях подбора растений и животных.

 

4. Познакомиться с основными принципами, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию дошкольников. Рыжова Н.А., лекция №7 «Методы экологического образования дошкольников», с. 41-48

 

5. Наблюдения

А) Составить 3 подробных конспекта наблюдений во время прогулки: 1. за объектом/явлением неживой природы, 2.за животным, 3. за растением (с указанием: названия, программного содержания/целей и задач, хода наблюдения)

Например: наблюдение за дождем, наблюдение за солнцем, наблюдение за ветром, наблюдение за воробьями, наблюдение за сосулькой, наблюдение за листопадом, наблюдение за клёном, наблюдение за бабочками.

Образец оформления наблюдений см. в Серебряковой с. 174-180

Б) Придумать цикл наблюдений за черепашкой/улиткой ахатиной/канарейкой.

Моделирование

Каждому создать три модели: предметную, предметно-схематическую, графическую – для демонстрации на практических занятиях в летнюю сессию.

Примеры моделей взять из учебника Е.В. Гончаровой, распределиться внутри группы так, чтобы каждая модель была изготовлена и представлена на занятии.

Ссылка на учебник:

http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20metodika%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20-%20Kurs%20lektsiy%20-%202008.pdf

 

 

Игры

А) Познакомиться с материалами из учебника С.Н. Николаевой по организации ИОС (игровых обучающих ситуаций) с. 157 – 167. Сделать краткий конспект по каждому виду ИОС.

Придумать ИОС любого типа с одним из персонажей (возрастная группа на выбор):

· с Красной Шапочкой

· с Буратино

· с котом Матроскиным

· с поросятами Ниф-Ниф. Нуф-Нуф и Наф-Наф

· со Снегурочкой

 

Подготовиться к представлению своих ИОС на практическом занятии в летнюю сессию.

 

Б) Составить картотеку игр экологического содержания – см. классификацию из лекции (не менее 5-ти для каждой возрастной группы). Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

В) Составить перечень природоведческих игр (не менее пяти для каждой возрастной группы: младшие, средние и старшие дошкольники), которые можно провести в ходе прогулки с детьми. Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

Образец оформления игры для картотеки:

 

Словесные методы

 

А) Составьте таблицу, отражающую перечень литературных произведений о природе (с указанием автора и названия произведения), рекомендуемых для детей разных возрастных групп (младшей, средней и старшей/подготовительной). В чем проявляется специфика использования данных произведений в разных возрастных группах?

Б) Прочитать экологические сказки для дошкольников (Приложение №2). Указать, какие представления о природе формируются, связи и зависимости выявляются, моральные чувства, ценностные ориентации и личностные качества воспитываются. Важно, чтобы в экологической сказке сочетались научность и волшебство.

 

В) Сочинить экологическую сказку для дошкольников любой возрастной группы.

Виды экологических сказок:

Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:

сказки-«рассказки»;

сказки-«почемучки»;

сказки-«катастрофы».

В сказках-«рассказках» в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

 

План прогулок на неделю

 

Задание: Определить содержание работы по ознакомлению дошкольников с природой на повседневной прогулке (месяц на выбор) в течение недели (возрастная группа на выбор). Заполнить таблицу:

Группа____, месяц____

День недели, время прогулки Наблюдения по плану Природоведческая игра (подвижная и дидактическая) Труд детей в природе
Указать день недели, утреннюю и вечернюю прогулки Определить содержание наблюдений за явлениями неживой природы, животными или растениями Название и цель (+краткое описание) дидактической и подвижной игр. Спланировать содержание труда и форму его организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

 

Пример: старшая группа, первая неделя сентября, понедельник, утренняя прогулка

Наблюдения: за деревьями. Цель: отметить, какие из них первыми стали желтеть, объяснить, почему.

Д/И+П/И (в данном случае их сочетание в одной игре) «К названному дереву беги» Цель: закрепить названия деревьев на участке.

Труд детей в природе: сбор семян настурции для просушки с целью посева на следующий год. Подгрупповая работа.

 

Экскурсии

Составить свой конспект познавательной экскурсии на тему: «Зима» (возрастная группа на выбор). Образец оформления экскурсии см. в Серебряковой с. 204 – 208

 

Разные типы занятий

 

А) Познакомиться с материалом из учебника С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в повседневной жизни», «Разные типы занятий», «Комплексные мероприятия экологического содержания» (с. 171 – 200).

 

Б) Разработать и показать занятие (НОД) первично-ознакомительного типа краеведческой направленности (сформулировать программное содержание, продумать наглядность и ход беседы) на одну из тем:

1. «Мой родной край – я здесь живу». На карте страны воспитатель показывает Архангельск – место нахождения детского сада, его отдаленность от столицы России. На карте региона педагог демонстрирует все важнейшие природные объекты (побережье моря, реки, возвышенности, покрытые лесом территории). Показывая их иллюстрации, ярко и эмоционально рассказать о природе края.

2. «Заповедные места нашего края». Познакомить с заповедниками и нац.парками Архангельской области. Показать изображения этих мест. Показать растения и животных, занесенных в Красную книгу.

3. «Ремёсла нашего края». Познакомить с предметами и изделиями народных промыслов, исторически возникших и существовавших на территории Архангельской области, а также процессом их изготовления. Заострить внимание на том, что в основе каждого ремесла лежит любовь людей к природе.

4. «Люблю тебя, мой край родной». Воспитатель и дети рассказывают о местах региона, в которых они побывали: что видели, что понравилось и запомнилось, куда еще хочется съездить. На этом занятии воспитатель рассказывает, где он был и куда ему хотелось бы поехать, показывает иллюстрации тех мест, растений и животных, которые его привлекли.

 

Опытническая деятельность

Составить картотеку опытов (возрастная группа на выбор) с разделами: «Опыты с водой», «Опыты с воздухом», «Опыты по изучению свойств живой природы», «Опыты по изучению свойств материалов». Не менее пяти опытов в каждом разделе. Оформить картотеку: титульный лист, содержание, все опыты с иллюстрациями, в едином стиле оформления (шрифт, выравнивание и т.д.).

Что должно быть: 1. Название. 2. Для какой возрастной группы. 3. Цель/задачи. 4. Материал. 5. Ход опыта (прямая речь!).

Каждый опыт должен начинаться с постановки проблемной задачи, которая должна мотивировать ребенка на поиск ответа. Однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Воспитатель должен подвести детей к выводам/открытию, а не излагать готовые умозаключения. В конце опыта написать, к какому выводу дети придут в результате его проведения.

Образец оформления опытов:

История одной Ёлочки

Однажды в нашем лесу выросла Елочка, она была маленькая, беззащитная и все заботились о ней: большие деревья защищали от ветра, птицы склёвывали чёрных мохнатых гусениц, дождик поливал её, ветерок обдувал в жару. Все любили Ёлочку, а она была доброй и ласковой. Никто лучше её не смог спрятать маленьких зайчат от злого волка или от хитрой лисы. Её душистой смолкой лечились все звери и птички.

Шло время, наша Ёлочка подросла и стала такой красивой, что любоваться ею прилетали птицы из соседних лесов. Не было ещё в лесу такой красивой стройной и пушистой Елочки! Елочка знала о своей красоте, но нисколько не гордилась, была всё такой же, милой и доброй.

Близился Новый Год, хлопотное это было время для леса, ведь сколько лесных красавиц–ёлочек ждала печальная участь попасть под топор. Однажды прилетели две сороки и стали стрекотать о том, что по лесу ходит человек и ищет самую красивую ёлку. Наша Елочка стала звать человека, махать своими пушистыми ветками, пытаясь привлечь его внимание. Бедная, она не знала, для чего ему нужна ёлка. Она думала, что он, как и все, хочет полюбоваться её красотой, и человек заметил Елочку.

«Глупая, глупая, — качала ветками и скрипела старая Осина, — затаись, затаись!!!»

Никогда прежде не видел он такой красивой стройной и пушистой Елочки. «Хороша, то, что надо!» — сказал человек и…. Принялся рубить топором тонкий ствол. Елочка закричала от боли, но было поздно, так и упала она в снег. Удивление и страх были её последними чувствами!

Когда человек грубо тащил Елочку за ствол, нежные зелёные веточки обламывались и осыпали след от Елочки на снегу. Страшный уродливый пенёк вот всё, что осталось в лесу от Елочки.

Лесной пожар

Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки и каждый лесной обитатель был занят важным делом.

Вдруг появился старичок-лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты.

(Как люди в лесу отдыхают?)

Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли.

(Что нужно сделать перед тем, как уйти домой из леса?)

И тогда произошло непоправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не удалось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес! Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.

 

ППДО, 2 курс, озо

Контрольная работа: тест по лекциям и самостоятельно проработанному материалу.

Зачет: выполнение ниже предложенных заданий + их демонстрация на практических работах в летнюю сессию.

 

1. Познакомиться с материалом лекции №1 Н.А. Рыжовой «Содержание экологического образования дошкольников», №2 «Экологическое образование: смена стереотипов». Сделать краткий конспект лекций.

 

2. История развития экологического образования детей дошкольного возраста

Заполнить таблицу по материалам Приложения №1.

Педагог Основные педагогические идеи в области ЭО Программа ознакомления с природой Методы/ Формы Основные педагогические труды Связь с современностью
Ушинский К.Д.          
Водовозова Е.Н.          
Тихеева Е.И.          
Шлегер Л.К.          

 

3. Эколого-развивающая среда ДОУ

· Познакомиться с материалом лекции №4 Н.А. Рыжовой «Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ» (для тех, кто не был на занятии 17.11.2017)

· После ознакомления с материалом лекции выполнить задание:

 

Осуществить подбор растений и животных для уголков разных возрастных групп с обоснованием своего выбора; создать папку-каталог с информацией (информация, которая должна быть по растениям: морфология, происхождение и анализ условий произрастания в естественной среде, способы размножения, приемы каждодневного и периодического ухода за ними; по животным: внешний вид, образ жизни, способы питания и передвижения, уход за потомством; условия содержания в уголке природы).

 

Возможные варианты:

А) Живые объекты уголка природы в младшей группе (2 раздела: животные и растения).

Б) Живые объекты уголка природы для детей среднего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

В) Живые объекты уголка природы для детей старшего дошкольного возраста (2 раздела: животные и растения).

!! На первой странице должны быть представлены пояснения об особенностях подбора растений и животных.

 

4. Познакомиться с основными принципами, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию дошкольников. Рыжова Н.А., лекция №7 «Методы экологического образования дошкольников», с. 41-48

 

5. Наблюдения

А) Составить 3 подробных конспекта наблюдений во время прогулки: 1. за объектом/явлением неживой природы, 2.за животным, 3. за растением (с указанием: названия, программного содержания/целей и задач, хода наблюдения)

Например: наблюдение за дождем, наблюдение за солнцем, наблюдение за ветром, наблюдение за воробьями, наблюдение за сосулькой, наблюдение за листопадом, наблюдение за клёном, наблюдение за бабочками.

Образец оформления наблюдений см. в Серебряковой с. 174-180

Б) Придумать цикл наблюдений за черепашкой/улиткой ахатиной/канарейкой.

Моделирование

Каждому создать три модели: предметную, предметно-схематическую, графическую – для демонстрации на практических занятиях в летнюю сессию.

Примеры моделей взять из учебника Е.В. Гончаровой, распределиться внутри группы так, чтобы каждая модель была изготовлена и представлена на занятии.

Ссылка на учебник:

http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1130/Goncharova%20E.V.%20Teoriya%20i%20metodika%20ekologicheskogo%20obrazovaniya%20-%20Kurs%20lektsiy%20-%202008.pdf

 

 

Игры

А) Познакомиться с материалами из учебника С.Н. Николаевой по организации ИОС (игровых обучающих ситуаций) с. 157 – 167. Сделать краткий конспект по каждому виду ИОС.

Придумать ИОС любого типа с одним из персонажей (возрастная группа на выбор):

· с Красной Шапочкой

· с Буратино

· с котом Матроскиным

· с поросятами Ниф-Ниф. Нуф-Нуф и Наф-Наф

· со Снегурочкой

 

Подготовиться к представлению своих ИОС на практическом занятии в летнюю сессию.

 

Б) Составить картотеку игр экологического содержания – см. классификацию из лекции (не менее 5-ти для каждой возрастной группы). Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

В) Составить перечень природоведческих игр (не менее пяти для каждой возрастной группы: младшие, средние и старшие дошкольники), которые можно провести в ходе прогулки с детьми. Подготовиться к представлению найденных игр практическом занятии в летнюю сессию.

 

Образец оформления игры для картотеки:

 

Подвижная игра «Пищевые цепочки»

(подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы; подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.

Игровое правило: звеном цепочки с определенным названием становится ребенок, который первым правильно назвал объект природы.

Оборудование: несколько бечевок.

Игровое действие: поиск органически связанных элементов экосистемы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности (например, ель). Тому, кто первым откликнулся на предложение педагога, присваивается «имя» этого растения или дерева и дается в руки конец бечевки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы (на ели питаются клест, белка, гусеница, короед…). Детям, назвавшим их, присваиваются их «имена» и дается в руки другой конец бечевки, соединяющей их с «дятлом», «ежом» и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетет сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут соединены в свою «собственную» экосистему. Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из важных звеньев «пищевой цепочки».

Как вариант – оформление хода игры прямой речью.

 

Словесные методы

 

А) Составьте таблицу, отражающую перечень литературных произведений о природе (с указанием автора и названия произведения), рекомендуемых для детей разных возрастных групп (младшей, средней и старшей/подготовительной). В чем проявляется специфика использования данных произведений в разных возрастных группах?

Б) Прочитать экологические сказки для дошкольников (Приложение №2). Указать, какие представления о природе формируются, связи и зависимости выявляются, моральные чувства, ценностные ориентации и личностные качества воспитываются. Важно, чтобы в экологической сказке сочетались научность и волшебство.

 

В) Сочинить экологическую сказку для дошкольников любой возрастной группы.

Виды экологических сказок:

Все многообразие экологических сказок позволяет классифицировать их на следующие определенные виды:

сказки-«рассказки»;

сказки-«почемучки»;

сказки-«катастрофы».

В сказках-«рассказках» в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и пр.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т.д.), посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

 

План прогулок на неделю

 

Задание: Определить содержание работы по ознакомлению дошкольников с природой на повседневной прогулке (месяц на выбор) в течение недели (возрастная группа на выбор). Заполнить таблицу:

Группа____, месяц____

День недели, время прогулки Наблюдения по плану Природоведческая игра (подвижная и дидактическая) Труд детей в природе
Указать день недели, утреннюю и вечернюю прогулки Определить содержание наблюдений за явлениями неживой природы, животными или растениями Название и цель (+краткое описание) дидактической и подвижной игр. Спланировать содержание труда и форму его организации (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная)

 

Пример: старшая группа, первая неделя сентября, понедельник, утренняя прогулка

Наблюдения: за деревьями. Цель: отметить, какие из них первыми стали желтеть, объяснить, почему.

Д/И+П/И (в данном случае их сочетание в одной игре) «К названному дереву беги» Цель: закрепить названия деревьев на участке.

Труд детей в природе: сбор семян настурции для просушки с целью посева на следующий год. Подгрупповая работа.

 

Экскурсии

Составить свой конспект познавательной экскурсии на тему: «Зима» (возрастная группа на выбор). Образец оформления экскурсии см. в Серебряковой с. 204 – 208

 

Разные типы занятий

 

А) Познакомиться с материалом из учебника С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание в повседневной жизни», «Разные типы занятий», «Комплексные мероприятия экологического содержания» (с. 171 – 200).

 

Б) Разработать и показать занятие (НОД) первично-ознакомительного типа краеведческой направленности (сформулировать программное содержание, продумать наглядность и ход беседы) на одну из тем:

1. «Мой родной край – я здесь живу». На карте страны воспитатель показывает Архангельск – место нахождения детского сада, его отдаленность от столицы России. На карте региона педагог демонстрирует все важнейшие природные объекты (побережье моря, реки, возвышенности, покрытые лесом территории). Показывая их иллюстрации, ярко и эмоционально рассказать о природе края.

2. «Заповедные места нашего края». Познакомить с заповедниками и нац.парками Архангельской области. Показать изображения этих мест. Показать растения и животных, занесенных в Красную книгу.

3. «Ремёсла нашего края». Познакомить с предметами и изделиями народных промыслов, исторически возникших и существовавших на территории Архангельской области, а также процессом их изготовления. Заострить внимание на том, что в основе каждого ремесла лежит любовь людей к природе.

4. «Люблю тебя, мой край родной». Воспитатель и дети рассказывают о местах региона, в которых они побывали: что видели, что понравилось и запомнилось, куда еще хочется съездить. На этом занятии воспитатель рассказывает, где он был и куда ему хотелось бы поехать, показывает иллюстрации тех мест, растений и животных, которые его привлекли.

 

Опытническая деятельность

Составить картотеку опытов (возрастная группа на выбор) с разделами: «Опыты с водой», «Опыты с воздухом», «Опыты по изучению свойств живой природы», «Опыты по изучению свойств материалов». Не менее пяти опытов в каждом разделе. Оформить картотеку: титульный лист, содержание, все опыты с иллюстрациями, в едином стиле оформления (шрифт, выравнивание и т.д.).

Что должно быть: 1. Название. 2. Для какой возрастной группы. 3. Цель/задачи. 4. Материал. 5. Ход опыта (прямая речь!).

Каждый опыт должен начинаться с постановки проблемной задачи, которая должна мотивировать ребенка на поиск ответа. Однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Воспитатель должен подвести детей к выводам/открытию, а не излагать готовые умозаключения. В конце опыта написать, к какому выводу дети придут в результате его проведения.

Образец оформления опытов:


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.