Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ)

2018-01-07 292
Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации

(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

 

Донецк,2017

 

Рабочая программа дисциплины«Русский язык и культура речи»

 

 

Программаразработана Поляковой Я.В., канд. пед. наук, доцентом, и.о. заведующего кафедрой лингвистики

 

 

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры лингвистики

 

протокол заседания

от 26апреля 2017 г. № 9

 

И.о. заведующего кафедрой лингвистики ________ ПоляковаЯ.В.

 

 


 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения, осознание студентами роли и значения русского языка в современном обществе;

- формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи;

- дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоениезнанийо русском языке как многофункциональной знаковой системы и общественном явлении; о языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

- обучение системе норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

- повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;

- формирование теоретической базы в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

- формирование практических навыков в составлении и продуцировании различных типов текстов, в предотвращении и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, в адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- формирование умений использовать знания по русскому языку в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;

- формирование сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.

Изучение данного курса позволит дать целостное представление о двух взаимосвязанных компонентах учебной дисциплины: «Русский язык» (все аспекты русского языка: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, а также нормы орфографии и пунктуации) и «Культура речи» (нормы современного русского литературного языка, функциональные стили литературного языка, риторика, т. е. культура устной речи).

В результате освоения программы дисциплины «Русский язык и культура речи» у слушателя должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенциидля осуществления профессиональной деятельности с объектами: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. По завершению профессиональной переподготовки слушатель должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности какпедагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатель должен обладать:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия(ОК-6);

- способностью логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики(ОК-7);

- владеть основами профессиональной этики и речевой культуры(ОПК-5).

В результате освоения содержания программы профессиональной переподготовки слушатель должен:

Знать:

• различия между языком и речью;

• функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

• связь языка и истории; культуры русского и других народов;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

• смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка

• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• специфику устной и письменной речи;

• правила продуцирования текстов разных жанров;

• распознавание признаков разных жанров;

• систему функциональных стилей современного русского литературного языка и её внутриструктурную организацию;

• стилевые, жанровые особенности и сферы употребления каждого стиля;

• принципы создания связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

• основные качества хорошей речи.

 

Уметь:

• строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

• различать элементы различных языковых уровней;

• выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют речевой ситуации;

• создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

• пользоваться современным русским литературным языком и активно применять принципы организации речевых средств в пределах определённого функционально-стилевого единства;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть:

• навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;

• навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;

• навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

• навыками грамотного произношения, постановки ударения, образования и употребления правильных грамматических форм;

• теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;

• устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях;

• способностью выбирать оптимальную для определённой ситуации линию речевого поведения;

• навыками эффективно и целенаправленно воздействовать речью на слушающую аудиторию.

 

 

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Ресурсы сетиИнтернет.

1. [email protected];

2. http://www.slovari.gramota.ru;

3. http://www.slovari.ru.

4. www.yamal.org//ook

5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm

6. www.philol.msu,ru/rus/galya-1/

Тест по русскому языку

1. Мой друг студент. Он... в университете.

(А) занимается

(Б) учит

(В) изучает

(Г) учится

 

2. Он... математикой и другими предметами.

(А) занимается

(Б) учит

(В) изучает

(Г) учится

 

3. Вчера я... со своей подругой.

(А) посоветовала

(Б) показала

(В) рассказала

(Г) разговаривала

 

4. Она... мне много интересного о новой выставке.

(А) посоветовала

(Б) показала

(В) рассказала

(Г) разговаривала

 

5. Антон... Игоря купить билеты в кино.

(А) спросил

(Б) попросил

(В) рассказал

(Г) посоветовал

 

6. Игорь... Антона, сколько билетов ему нужно.

(А) спросил

(Б) попросил

(В) рассказал

(Г) посоветовал

 

7. Андрей никогда не учился играть в теннис. Он не... теннисом.

(А) интересуется

(Б) знает

(В) умеет

 

8. Я взял в библиотеке... И. Г. Петровского.

(А) ученик

(Б) учёный

(В) учебник

(Г) учебный

 

9. Этот... был ректором Московского университета.

(А) ученик

(Б) учёный

(В) учебник

(Г) учебный

 

10. - Скажи,... ты поедешь на каникулы?

(А) где

(Б) никуда

(В) никогда

(Г) куда

 

11. - Я очень хочу поехать в Америку, потому что... там не был.

(А) где

(Б) никуда

(В) никогда

(Г) куда

 

12. Я школьник и... не знаю, в каком институте буду учиться.

(А) ещё

(Б) уже

(В) тоже

(Г) или

 

13. А мой брат... поступил в экономический институт.

(А) ещё

(Б) уже

(В) тоже

(Г) или

 

14. Виталий жил..., потому что у него не было своей квартиры.

(А) маленькая комната

(Б) маленькую комнату

(В) в маленькой комнате

(Г) из маленькой комнаты

 

15. У них мало..., но иногда они ездят отдыхать.

(А) свободное время

(Б) свободного времени

(В) в свободное время

(Г) о свободном времени

16. Его мама всегда хотела, чтобы сын стал....

(А) известным спортсменом

(Б) известный спортсмен

(В) известного спортсмена

(Г) известному спортсмену

 

17. Биология-....

(А) самая интересная наука

(Б) о самой интересной науке

(В) самую интересную науку

18. В 1861 году... создали первый в России научно-популярный журнал "Вокруг света".

(А) русских учёных

(Б) русским учёным

(В) русские учёные

 

19. Биологи организуют их... России.

(А) в разные города

(Б) в разных городах

(В) разные города

 

20. Город Калуга стал... Х Олимпиады.

(А) столица

(Б) столицей

(В) столицу

 

21. Когда друзья... к вокзалу, они увидели книжный магазин.

(А) шли

(Б) ходили

(В) идут

 

22. Сейчас она много... в театре и кино.

(А) играла

(Б) играет

(В) поиграла

 

23. Она... в Харькове, училась там в школе.

(А) выросла

(Б) вырастет

(В) растёт

 

24. Чтобы всё знать и хорошо отвечать..., я много занимался.

(А) до экзаменов

(Б) во время экзаменов

(В) после экзаменов

(Г) на экзамены

 

25. Москвичи любят метро,... это самый удобный вид транспорта.

(А) как

(Б) что

(В) потому что

(Г) если

 

26. Езжайте на метро,... вы хотите быстро доехать до нужного вам места.

(А) как

(Б) что

(В) потому что

(Г) если

 

27. Моя старая подруга Светлана очень любит....

(А) читает

(Б) прочитать

(В) читать

 

28. Я была очень рада, когда она... мне интересную книгу.

(А) дарила

(Б) подарила

(В) подарит

 

29. Подруга... мне, что много увлечений - это несерьёзно.

(А) сказала

(Б) скажет

(В) сказать

 

30. Мои друзья хотят заработать деньги на путешествие,... они много работают.

(А) когда

(Б) хотя

(В) потому что

(Г) поэтому

 

Тест по русскому языку

1. В каком из примеров синонимы отличаются сферой своего употребления:

A) Громадный вал не успел уйти из бухты, как навстречу ему... хлынул другой вал....(И.Гончаров) Угрюмо шумят строевые леса, гигантские тени бросая. (Н.Некрасов)

B) Моторы сеют и пашут, чтоб жизнью сменялось житьё. (В.Савельев)

C) Солдаты шагают в такт песне. Охотники идут по болоту.

D) Аккуратный Залкинд во второй раз вынес окурки.... (В. Ажаев) Там жили чистоплотные, как кошки, самосадские бабы. (Д. Мамин-Сибиряк)

E) Я избороздил весь шар земной. И весь исколесил.

 

Правильный ответ:

B

 

2. Найдите слова одинакового звукового состава, но различающиеся порядком следования звуков:

A) сурок - курса

B) крот - торг

C) ложа - жало

D) клещ – щёлк

E) гол – лог

 

Правильный ответ:

E

 

Это бессоюзное сложное предложение. В нём выделяются две смысловые части: вторая часть поясняет первую. Первая часть - простое предложение, вторая часть - бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, в которых перечисляются последовательно осуществляющиеся явления.

A) Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезал ложку. (И.Тургенев)

B) А весна и лето в этом голу выдались отличные: вовремя перепадали тёплые спорые дожди, вслед за ними - ярко сияло солнце от утра до вечера. (Е.Пермитин)

C) Я смотрел в окно вдоль села: в двух домах ярко светили окна, другие были темны. (В.Солоухин)

D) По счастью, Поля не слышала конца его повести: никогда не спала так крепко, и ничего ей не снилось в этот раз. (Л.Леонов)

E) На этот раз проверяющие были в гражданской одежде: один - в стеганке, другой - в доходящей до колен брезентовой куртке. (А. Чаковский)

 

Правильный ответ:

B

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Языковая система, уровни языковой системы.

2. Языковые знаки, отношения между знаками.

3. Язык и речь.

4. Литературный язык. Понятие языковой нормы.

5. Фонетическая система русского языка. Классификация звуков речи (принципы классификации гласных звуков; принципы классификации согласных звуков).

6. Грамматическая система русского языка. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.

7. Лексическая система русского языка. Лексикология и её основные разделы.

8. Слово как знаковая единица языка. Двуплановость знака и его функции. Слова самостоятельные и служебные.

9. Лексическое значение слова и его разновидности. Соотношение лексического значения слова и понятия. Мотивированность («внутренняя форма слова»).

10. Семантические разряды лексики: синонимы, синонимические ряды и их доминанты; антонимы и энантиосемия, паронимы.

11. Территориально ограниченная лексика: диалектизмы. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Новые слова (неологизмы). Жаргонная и арготическая лексика.

12. Фразеология и основные типы фразем.

13. Заимствования. Старославянизмы, их приметы; функции славянизмов в русском языке. Экзотизмы. Варваризмы.

14. Лексические нормы: точность словоупотребления, лексическая сочетаемость слов, нормативное употребление фразеологизмов.

15. Лексикография как раздел языкознания. Типология словарей: основные словари русского языка. Отечественные лексикографы.

16. Словообразовательная система: морфемы, способы словообразования.

17. Русская орфография. Нормы правописания в русском языке.

18. Правописание гласных (проверяемых/непроверяемых) в корне слова.

19. Правописание согласных (проверяемые/непроверяемые; звонкие, глухие, непроизносимые; двойные; непроизносимые).

20. Употребление «ь» и «ъ». Правописание «ь» после шипящих.

21. Правописание приставок: при/пре, …з/…с.

22. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов. «Н», «НН» в суффиксах разных частей речи.

23. Правописание сложных слов.

24. Правописание наречий.

25. Правописание служебных частей речи: предлогов, частиц, союзов. Правописание частицы «не» с разными частями речи.

26. Понятие части речи. Распределение слов в русском языке по частям речи. Переходные явления в системе частей речи. Слова, не вошедшие в систему частей речи.

27. Имя существительное как часть частей речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

28. Имя прилагательное как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

29. Имя числительное как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

30. Местоимение как часть речи, общая характеристика (отсутствие общекатегориального значения, морфологические и синтаксические признаки). Представление о широком и узком объеме местоимений.

31. Глагол как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

32. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола (общая характеристика). Грамматические особенности неопределенной формы глагола (инфинитива).

33. Наречие как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки). Правописание наречий.

34. Вопрос о словах категории состояния в современном русском языке. Общая характеристика категории состояния как отдельной части речи.

35. Общая классификация служебных частей речи: интегральные и дифференциальные признаки.

36. Частица как часть речи: классификация частиц по значению, структуре, происхождению. Вопрос о словообразовательных и формообразовательных частицах.

37. Предлог как часть речи: классификация предлогов по значению, структуре, происхождению. Образование и правописание предлогов.

38. Союз как часть речи: классификация союзов по значению, структуре, происхождению. Образование и правописание союзов.

39. Модальные слова как часть речи, общая характеристика.

40. Междометие как часть речи, общая характеристика. Вопрос о звукоподражаниях.

41. Морфологические нормы: образование форм имени существительного, образование форм имени прилагательного, числительного и местоимения, образование форм глагола.

42. Словосочетание как единица синтаксиса. Признаки словосочетания. Типы синтаксической связи в словосочетании, средства их выражения.

43. Предложение, его определение. Типология классификации предложений.

44. Структура простого предложения. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое, средства их выражения.

45. Пунктуация в простом неосложнённом предложении: знаки препинания в конце предложения; тире между подлежащим и сказуемым.

46. Классификация односоставных предложений по морфологической форме главного члена: глагольные и именные.

47. Распространённое предложение. Второстепенные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

48. Предложения, осложнённые обособленными членами: определения, дополнения, обстоятельства. Знаки препинания в этих предложениях.

49. Сравнительный оборот с союзом «как». Знаки препинания.

50. Пунктуация в предложениях со словами, грамматически не связанными с предложением (вводные и вставные конструкции). Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

51. Структура сложносочинённого предложения. Пунктуация в ССП.

52. Структура сложноподчинённого предложения. Пунктуация СПП.

53. Структура сложного бессоюзного предложения. Пунктуация СБП.

54. Прямая речь и цитирование.

 

 

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров И.П. Масюченко

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации

(получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

 

Донецк,2017

 

Рабочая программа дисциплины«Русский язык и культура речи»

 

 

Программаразработана Поляковой Я.В., канд. пед. наук, доцентом, и.о. заведующего кафедрой лингвистики

 

 

Рекомендована к утверждению на заседаниикафедры лингвистики

 

протокол заседания

от 26апреля 2017 г. № 9

 

И.о. заведующего кафедрой лингвистики ________ ПоляковаЯ.В.

 

 


 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения, осознание студентами роли и значения русского языка в современном обществе;

- формирование основ коммуникативной компетенции будущего высококвалифицированного специалиста, образцовой современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи;

- дальнейшее развитие и совершенствованиеспособности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоениезнанийо русском языке как многофункциональной знаковой системы и общественном явлении; о языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения.

В соответствии с поставленной целью курс решает следующие задачи:

- обучение системе норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

- повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;

- формирование теоретической базы в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

- формирование практических навыков в составлении и продуцировании различных типов текстов, в предотвращении и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, в адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- формирование умений использовать знания по русскому языку в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;

- формирование сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств.

Изучение данного курса позволит дать целостное представление о двух взаимосвязанных компонентах учебной дисциплины: «Русский язык» (все аспекты русского языка: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, а также нормы орфографии и пунктуации) и «Культура речи» (нормы современного русского литературного языка, функциональные стили литературного языка, риторика, т. е. культура устной речи).

В результате освоения программы дисциплины «Русский язык и культура речи» у слушателя должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенциидля осуществления профессиональной деятельности с объектами: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. По завершению профессиональной переподготовки слушатель должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности какпедагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» слушатель должен обладать:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия(ОК-6);

- способностью логически верно устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики(ОК-7);

- владеть основами профессиональной этики и речевой культуры(ОПК-5).

В результате освоения содержания программы профессиональной переподготовки слушатель должен:

Знать:

• различия между языком и речью;

• функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

• связь языка и истории; культуры русского и других народов;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

• смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка

• орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• специфику устной и письменной речи;

• правила продуцирования текстов разных жанров;

• распознавание признаков разных жанров;

• систему функциональных стилей современного русского литературного языка и её внутриструктурную организацию;

• стилевые, жанровые особенности и сферы употребления каждого стиля;

• принципы создания связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

• основные качества хорошей речи.

 

Уметь:

• строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

• различать элементы различных языковых уровней;

• выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют речевой ситуации;

• создавать устные и письменные тексты различных типов и жанров

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• излагать свои мысли в устной и письменной форме свободно и правильно, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) и нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

• пользоваться современным русским литературным языком и активно применять принципы организации речевых средств в пределах определённого функционально-стилевого единства;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять и редактировать собственные тексты;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи;

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

Владеть:

• навыками ведения диалогического и полилогического общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящими различными социальными отношениями;

• навыками построения связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией;

• навыками трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) в словесный, а также переход от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту);

• навыками грамотного произношения, постановки ударения, образования и употребления правильных грамматических форм;

• теоретическим материалом, необходимым для понимания современного этапа развития культуры речи;

• устной и письменной речью и общаться с аудиторией в различных коммуникативно-речевых условиях;

• способностью выбирать оптимальную для определённой ситуации линию речевого поведения;

• навыками эффективно и целенаправленно воздействовать речью на слушающую аудиторию.

 

 

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. Нормы современного русского литературного языка (СРЛЯ)

Тема 1. Русский язык и культура речи. Предмет и задания курса

Русскийязык как национальный, государственный и мировой язык. Место русского языка среди других языков мира.

Литературный язык как одна из форм существования национального языка. Территориальные диалекты. Просторечие. Социальные и профессиональные жаргоны. Понятие языковой нормы.Соблюдение нормы как признак речевой культуры личности и общества. Признаки нормы.Виды языковых норм (лексические, орфографические, стилистические, грамматические). Причины нарушения языковых норм.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.