Рассказы русских писателей ХХ века — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Рассказы русских писателей ХХ века

2018-01-07 403
Рассказы русских писателей ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Борис Житков еще гимназистом ходил в дальние морские походы на яхте, построенной своими рукам, позднее совершил два кругосветных путешествия в должностиштурмана дальнего плавания, водил самолеты. Романтика путешествий итяга к дальним странствиям привлекали Житкова наравне с техникой инженерного и строительного дела, и такое разнообразие интересов впоследствии сказалось на тематике его книг.

За их создание Житков взялся по совету своего бывшего однокашника Корнея Чуковского в 1923 году. Первый рассказ Житкова «Над водой»был отдан на суд С.Маршака, который стоял во главе Ленинградского детского издательства. Рассказ был с восторгом принят. Маршак нашел в лицеЖиткова свой идеал нового детского писателя – «бывалого человека», который может наполнить детскую книгу «поэзией реального знания». Житков становится постоянным автором лучших детских журналов «Чиж»,«Еж». Один за другим выходят его сборники «Морские истории» (1926),«Рассказы про животных» (1935). Уже после смерти писателя вышли знаменитые книги «Что бывало» (1939) и «Помощь идет» (1939).

Стиль рассказов Житкова для детей необычен –это остросюжетныеновеллы, написанные в виде «случая из жизни», как правило, драматического. Их герои - мужественные люди, совершающие подвиг («Над водой»,«Наводнение»). Другие рассказы посвящены происшествиям из жизни ребенка («Как я ловил человечков», «Джарылгач», «Пудя»). И отдельнаягруппа –это рассказы о животных, в которых речь идет об отношенияхмежду человеком и животным («Про слона», «Про обезьянку», «Мангуста»). Среди написанного Житковым для детей немалое место занимаютпознавательные книги, самая знаменитая из которых –энциклопедия «Чтоя видел» (1938). Написана от лица ребенка, она предваряется авторским пояснением: «Эта книга – овещах. Писал я ее, имея в виду возраст от трех до шести лет. Читать ее надо ребенку по одной-две главы на раз. Пусть ребенок листает книгу, пустьрассматривает, изучает рисунки. Книжки этой должно хватить на год.Пусть читатель живет в ней и вырастает».

Биография Л. Пантелеева (наст. имя Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987) совпала с бурным временем начала XX века. Первые десять лет он прожил в состоятельной семье, с гувернерами, гувернантками.

В 1918 году мать Алеши, Александра Васильевна, уехала из голодного Питера (отец находился где-то на войне) к бывшей няньке, под Ярославль, там, по слухам, можно было подкормиться. С этого времени началась другая жизнь Алеши. В годы мировой и Гражданской войны тысячидетей, потерявших родителей, кров и дом, бороздили по дорогам России.

Их называли беспризорниками. Жизнь Алеши Еремеева сложилась так, чтоон тоже оказался среди этой неуправляемой армии, и только в 1921 годувернулся в Питер и отыскал мать. Однако жизнь беспризорника настольковтянула Алешу в свое течение, что ему было трудно, да и не хотелось возвращаться к голодной жизни города, к необходимости работать и учиться,и на каком-то очередном «деле» он попал в отделение милиции.

Осенью 1920 года в Петрограде, по Старо-Петергофскому проспекту,открылось заведение, носившее длинное сложное название: «Школасоциально-индивидуального воспитания имени Достоевского». В школустали прибывать ребята из самых различных мест – из детских домов, изтюрем, из распределительных пунктов, из отделений милиции. Длинное итрудное название школы первая же партия воспитанников удобно сократила в «Шкид». Сюда был направлен Алеша Еремеев. С этой школы началасьего новая жизнь, здесь, как у всех других ребят, его имя поменяли на прозвище, и он стал Ленькой Пантелеевым. В этой школе он пробыл немногимболее двух лет и ушел оттуда, вместе с другом Гришей Белых, совсем другим человеком. Оба они были талантливы, оба уже в школе писали большие детективные романы, создавали Шкидкино, а, оказавшись самостоятельными людьми, задумали написать об этой школе книгу – «РеспубликаШкид». Книга вышла в 1927 году и имела ошеломляющий успех. «Преоригинальной, веселой, жуткой» назвал повесть восхищенный ею М. Горький.

В книге нет последовательного сюжета. Каждая глава идеткак бы по кругу, описывая какое-то событие от начала до его завершения.

Тема «беспризорника» нашла отражение еще в ряде произведенийПантелеева, в частности, в повести «Часы» –одной из лучших в литературе тех лет. С украденными золотыми часиками Петька Валет связывает самые прекрасные мечты о роскошной жизни. Но так получается, что часикиприходится закопать в землю во дворе детского дома, куда он был отправлен. Ровно год пролежал драгоценный предмет в земле, но когда он оказался снова в Петькиной руке, какими ненужными показались ему егопрежние мечты, его прежние представления о счастливой жизни.

Огромную известность получил рассказ Пантелеева «Пакет» о неунывающембойце, попадающем в самые трагические и комические ситуации.

Составляя свое собрание сочинений, Пантелеев в отдельный разделвыделил «Рассказы о детях». В этот раздел вошли «рассказы о Белочке иТамарочке», двух сестрах, из которых одна, Тамарочка обладала характером более властным и даже немножко коварным: она умела подбитьмладшую, Белочку на какую-нибудь непозволенную проказу, и она же оказывалась невиноватой. Особенно интересным кажется «Большая стирка»:здесь Пантелеев сосредоточивает внимание на маме двух девочек. Увидевновую скатерть, сначала залитую чернилами (Тамарочкой) а потом ужаснопостиранную и запрятанную под диван, мама хочет, чтобы девочки поняли, в чем же была их главная беда, и постепенно, неожиданно для них, выясняется, что главная вина их была не в том, что скатерть была залита чернилами, что ее пытались отстирать, а потом запихнули под диван, а в том,что они струсили перед необходимостью первого признания.

До того, как Михаил Михайлович Зощенко (1895-1958) стал писателем, он прошел большой путь: воевал и вернулся с Георгиевским крестом, полученным за храбрость, А потом стал думать, кем ему быть, потому что никакой профессии у него не было. Трудно даже перечислить, кудасудьба забрасывала будущего писателя: был он пограничником, агентомуголовного розыска, потом неожиданно стал сапожником, а потом столяром и даже помощником бухгалтера. Он так много успел повидать за годысвоих скитаний, стольких разных людей встретить, что захотелось ему изложить свои впечатления на бумаге. И оказалось, что он наделен редкимлитературным даром – писать смешные рассказы, в которых говорилось осерьезных вещах. Наибольшая известность Зощенко пришлась на 1920-1930 годы. Тогда он попробовал написать и несколько рассказов для журнала «Чиж». Но еще прежде он выступил со статьей «Дети и литература».В этой статье писатель выразил уверенность, что ребенок обладает настоящим чувством юмора и способен на тонкое и умное прочтение вещи.

В первой книге «Умные животные» писатель ведет ребенка к большим и важным открытиям: он приглашает читателя не в экзотическиестраны, а к путешествию близкому. Не случайно рассказ называется «Умный гусь», «Глупый вор и умный поросенок», «Умная кура». Эти крошечные рассказы-миниатюры характерны не только изобретательным сюжетом, в них нашли выражение те стилистические приемы, по которым мыбез труда угадываем особенности писательской манеры Зощенко.

В другой книжке, тоже про животных и похожей на веселые и изящные сказки, –«Хитрые и умные» автор убеждает читателя в том, что маленький может победить большого. Особенно выделяется сказка «Попалась, которая кусалась». Перед нами мирная прогулка семейства мышек, ивдруг на пути «такая страшная змея, что ужас». Вступив в хитроумнуюборьбу с змеей, мама-мышь ее побеждает, и даже самая маленькая мышкаимеет смелость крикнуть запутавшейся змее: «Попалась, которая кусалась!» С книгами «Смешные рассказы» и «Самое главное» в творчествоЗощенко вошел новый герой –современный ребенок. Писатель одобряетего стремление к самостоятельности («Показательный ребенок»), подшучивает над родителями, которые слишком опекали своего «не такого ужмаленького» четырехлетнего сына («Глупая история»), радуется находчивости девочки, которая нашла способ выручить запертую кошку («УмнаяТамара»), делает смешной историю с мальчиком, испугавшимся из-за пустяка («Трусишка Вася»). Но как стать по-настоящему хорошим, храбрым,находчивым? Писатель заставляет задуматься над этими непростыми задачами в рассказе «Самое главное».

На многие из этих вопросов Зощенко ответил в цикле лучших своихрассказов «Леля и Минька». Рассказы эти могут показаться дидактичными,но от излишней дидактичности их спасает то, что они необычайно интересны и занимательны. О чем бы ни шла речь у Зощенко –о том ли, каксестра и брат еще до прихода гостей разорили елку, или о том, как Леля,зная привычку родителей дарить заболевшим детям подарки, сделала вид,что проглотила бильярдный шарик, а он случайно выпал из ее передника – рассказы держат читателя искусно завязанной сюжетной интригой, внутренней напряженностью конфликта. Идея о том, что многие представлениясуществуют не в застывшей, а в живой форме и человеку всякий раз надодумать, определять главное в своих поступках, все время будет находитьподтверждение в рассказах.

В каждом рассказе мы слышим голос автора, которому больно видеть разобщенность, царящую в семье, неравную любовь бабушки к детям(и мы сочувствуем нескладной некрасивой Лелище, которую балуют кудаменьше, чем хорошенького Миньку). Каждая из всех этих детских справедливых и несправедливых историй, даже и не понятая в детстве, оборачивается нравственным уроком для взрослого героя-рассказчика. Этотжизненный опыт автор и пытается передать читателю.

Утверждение жизненной истины всегда связано с проблемой положительного героя. В детской литературе 1950-80-х годов было найденопринципиально новое решение этой проблемы. Писатели находили «героевсвоего времени» не среди идеальных девочек и мальчиков, а среди тех, кого называли «трудными детьми» или «плохими учениками» (они – главныегерои в произведениях Ю.Яковлева и В.Железникова). И если в юмористическом рассказе подобные персонажи – предмет шуток, то в рассказепсихологическом сомнение вызывают сами критерии оценки личности,часто формальные или бездушные. В рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»(1953) молодая учительница должна была признать, что не разглядела многих достоинств в нелюбимом ученике Савушкине, постоянно опаздывавшем на уроки. Во время прогулки по зимнему лесу «плохой ученик» вдруграскрылся перед учительницей с неожиданной стороны – он оказался знатоком и почитателем лесной природы (ее воплощением в рассказе служитобраз лесного великана – зимнего дуба). Только тогда учительница понялаистинную причину опозданий мальчика, который не мог проходить равнодушно мимо окружавшей его красоты. Поэтичный язык рассказа Нагибинапередает душевный мир ребенка, любителя природы и гражданина своейземли.

Рядом с такими героями в детской литературе второй половины 20века много социально активных персонажей. Традиция их изображенияначалась с произведений А.Гайдара и продолжилась в литературе временВеликой Отечественной войны. Произведения о детях-героях утверждалиидеал человека, гражданские добродетели которого раскрываются в годы национальных бедствий.

В рассказах известного писателя В.Астафьева (1924-2002) ребенокизображен в тесной связи с традиционным укладом национальной жизни.В произведениях Астафьева это, как правило, жизнь сибиряков (сказалисьбиографические корни писателя, который родом из Красноярского края).Маленький Васютка в рассказе «Васюткино озеро» (1956) заблудился втайге, но не погиб в таежном лесу, а сумел после нескольких дней странствий найти дорогу домой. Помогли ребенку сибирский характер и хорошеезнание таежных законов, которым обучили мальчика отец и мать. КогдаВасютка отказывался следовать принятым среди сибиряков правилам, томать строго говорила сыну: «Мал еще таежные законы переиначивать».

Странствия мальчика по тайге полны драматических испытаний, но в каждом из них раскрывается твердый характер человека, выросшего на сибирской земле. При этом писатель внимателен ко всем подробностям жизни втайге: как мальчик охотился, готовил еду и устраивал ночевку. Эти деталииз области практической жизни привлекательны для ребенка-читателя исоздают ощущение достоверности происходящего.

Национальный уклад жизни, важный для становления личности человека, лучше всего сохраняется среди простых деревенских людей, – утверждает писатель. Детские годы, проведенные в деревне, описываются имкак время важнейших жизненных уроков. Они связаны с образом бабушки,настоящей сибирской крестьянки. В рассказе «Конь с розовой гривой»(1965) описан один поучительный эпизод из деревенского детства: бабушка посылает внука собирать землянику, чтобы на вырученные деньги купить ему пряник в форме коня с розовой гривой. Поддавшись на уговорыприятелей, мальчик не стал собирать ягоды, а вместо ягод положил в туесок травы. Наступившая развязка стала для ребенка важнейшим жизненным уроком. Мальчика потрясли не справедливые упреки бабушки, а еевсепрощающая доброта. Несмотря на нанесенную обиду, бабушка привезла внуку из города долгожданный пряник. «Уж столько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я все не могу забыть того коня с розовой гривой».

В деревенской жизни люди и животные оказываются близки друг кдругу, но жестокость и необдуманность человека по отношению к животным приводят к драматическим последствиям. Безжалостный поступок,совершенный в детстве, тяжелым воспоминанием отзывается в душевзрослого человека (рассказ «Зачем я убил коростеля?»). Бессердечие людей вызывает ответную жестокость со стороны животного. В рассказе «Белогрудка» описана история куницы, которая мстит людям за своих погубленных детенышей. Куница названа писателем по имени – один из распространенных приемов очеловечивания персонажа из мира животных. Этойже цели служит соотнесенность страданий зверя с переживаниями матери,потерявшей своих детей. Драматизм иного рода в рассказе «СтрижонокСкрип» (1965). История стрижонка полна треволнений и переживаний, носам рассказ заканчивается благополучно – осенью стрижи улетают, чтобывесной вернуться на родину. Образ маленькой птички писатель связываетсо счастливыми годами детства, проведенными на родной земле.

Особую группу в детской литературе составляют юмористическиерассказы из детской жизни. У каждого писателя свое представление о комическом и его месте в художественном произведении. В рассказахН.Носова, Ю.Сотника и В.Медведева юмор близок к карикатуре, а иногдаи к сатире, в юмористических рассказах В.Драгунского и И.Пивоваровойнемало лирических эпизодов, а комические миниатюры В.Голявкина близки к юмору абсурда.

В советской детской литературе середины 20 века образцом юморасчиталась проза Н.Носова. Этот популярный писатель был автором нетолько смешных рассказов, но и юмористических повестей. Правда, юморв них особый. Дело в том, что комические происшествия в произведенияхНосова часто совершаются под лозунгом серьезного дела: школьники устраивают инкубатор («Веселая семейка», 1949), сооружают каток («Наш каток», 1951), вскапывают огород («Огородники», 1945). Практические умения и коллективная работа широко пропагандировались в детской литературе, и проблематика рассказов Носова отвечала запросам своего времени.

Это отразилось и в характере персонажей – детей активных и вполне серьезных, несмотря на комизм ситуаций, в которых они оказываются.При таком серьезном восприятии детства Носов изобретателен наостроумные шутки и смешные положения. Лучше всего удавались писателю комические диалоги, в которых путаются слова, искажается их смыслили заменяется звуковой игрой (такая остроумная игра есть в рассказе«Телефон», где дети безуспешно пытаются договориться по испорченномутелефону). Забавны многие сценки, похожие на эстрадные номера юмористов (так, Мишка в рассказе «Щенок» не к месту читает стихи, стараясьотвлечь внимание пассажиров от визга спрятанного щенка). В основе сюжетов носовских рассказов – комические ситуации, которые сопровождаются непредвиденными происшествиями и завершаются неожиданнымиразвязками. Например, страшный разбойник, напугавший детей в рассказе«Тук-тук-тук», оказался вороной, клевавшей на крыльце ягоды. И в каждом таком случае есть много преувеличенного и карикатурного, привносящего в юмористический рассказ нечто фантастическое. Так, каша, которую варит Мишка, чудесным образом пухнет и лезет из кастрюли, как внародной сказке про горшочек каши («Мишкина каша»), шляпа, под которой укрылся котенок, в глазах детей становится живой и ползет («Живаяшляпа»), а из самодельных бенгальских огней получается фантастическийфейерверк («Бенгальские огни»). Фантастическая история разыгрывается востроумном рассказе «Бобик в гостях у Барбоса», в котором животные, подобно басенным персонажам, комично подражают людям. Простота ситуаций и характеров, а также наглядность жизненных уроков, сделали рассказы Носова популярными в детском чтении («Ступеньки», «На горке» идр.).

Обычно в юмористических рассказах речь идет о героях-мальчиках.Своеобразие рассказов И.Пивоваровой в том, что написаны они от лицадевочки («Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», 1979).

Писательница остроумно обыгрывает мысли и круг интересов маленькойшкольницы с ее повышенной эмоциональностью (восторги сменяютсяобидами, а радость отчаянием). Подобно мальчикам, героиня Пивоваровойиногда ленится, иногда хитрит – развязки подобных историй всегда оказываются неожиданными. Так, после сочинения на тему «Я помогаю маме»,где Люся приписала себе великие трудовые подвиги, ей пришлось совершать их наяву (рассказ «Сочинение»). Но значительное место в рассказахдевочки занимают чувства и переживания иного характера – это отношения с подругой и с мальчиками из класса. Проявления этих чувств трогательны и комичны одновременно.

По-новому возможности юмористического жанра раскрылись подпером В.Драгунского (1913-1972). Его рассказы о Дениске появились всамом начале 1960-х годов (первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится») и продолжали создаваться писателем в течение нескольких лет.

Свои рассказы ВДрагунский не объединял в цикл, но сюжетные итематические связи между ними есть. Ощущение единства создает образцентрального персонажа – Дениски Кораблева (поэтому все произведенияДрагунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»).

Не только Дениска, но и другие персонажи переходят из рассказа в рассказ– это папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя.

Ощущение единства в «Денискиных рассказах» поддерживаетсятакже формой повествования, которое ведется от лица самого Дениски.

Возраст героя в рассказах остается неизменным – это младший школьник,и «взрослеть» своему герою писатель не дает. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность исвоеобразную логику. Но в то же время он не ставит перед собой задачувоспроизвести речь и мышление ребенка определенного возраста – писателя больше занимает внутренний мир мальчика, не сводимый к возрастнымособенностям. Зато принципиальны «общедетские» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. Дениска в рассказахДрагунского высказывается всегда очень искренне и свободно, без оглядкина взрослую, «чужую» для него точку зрения. Это касается как самой манеры разговора, так и его содержания. «Чего я люблю» и «…И чего нелюблю!» - два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых напервое место выдвинуто собственное мнение ребенка (а в «отрицательном» случае оно еще и подчеркнуто восклицательным знаком). Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска.

В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственныедетскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, каквсегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейсяличности –Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образеглавного героя автобиографические черты самого Драгунского. Но в данном случае важно не сходство героя с конкретным человеком – Денискаблизок к идеальному представлению писателя о человеческой личности,духовной и тонко чувствующей. И такие качества раскрываются в эпизодах лирического или драматического характера. Сочетание лирического икомического –главная особенность рассказов В.Драгунского о Дениске.

Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями изобычной жизни ребенка –это случаи на уроках, домашние заботы, игры сдрузьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся –комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе.

Драгунский –мастер создания самых невероятных ситуаций на материалежитейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия.

Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» - папа,близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. Итогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства.Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчикудушу. С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского «Человек с голубым лицом». Денискин папа соглашается отвезтина своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшнаяавария –чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий,бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова: «Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа…».

Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, тосмысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в«Денискиных рассказах» очень важны.

Своеобразное сочетание лирики и юмора мы встречаем в прозе В.Голявкина (1929-2000). Сборники его рассказов и повестей начали выходить в конце 1950–начале 60-х годов (книги «Тетрадки под дождем»,1959 и «Наши с Вовкой разговоры», 1960). Голявкин пришел в литературусо своими представлениями о возможностях юмористического письма.

Юмор, по его мнению, не должен ограничиваться карикатурным изображением человека, напротив, задача юмористической манеры – передатьсложность и неоднозначность жизни. «Это как бы дополнительное зрение,оно дает возможность увидеть в предмете, в человеке, в событии дополнительные краски, которые могут … усложнить образ или все показать в неожиданном свете». О том, как юмор «усложняет образ», свидетельствуетзнаменитая повесть Голявкина «Мой добрый папа»(1964). Ее главный герой – папа, а рассказчик его сын. Несмотря на свою важную роль родителя,папа часто выглядит смешным и комичным, бесхозяйственным и непрактичным. Поведение папы у многих вызывает осуждение: ведь принято видеть в отце непререкаемый авторитет. Но мы смотрим на папу глазами егосына и видим, что за поступками папы кроется безграничная доброта, и этоглавное достоинство человека, по мнению его сына. Юмор сделал герояГолявкина по-человечески понятным читателю, поэтому гибель папы навойне принимается читателем так близко к сердцу.

Не только повесть, но и короткий юмористический рассказ можетбыть достаточен, чтобы охватить характер человека и суть жизненной ситуации. Более того, сверхкороткое повествование, к которому стремилсяГолявкин, особенно выразительно. Оно «дисциплинирует писателя». Речьидет о дисциплине особого рода – писатель должен ограничивать себя врассуждениях, пусть говорят сами герои. Вот почему так много у Голявкина диалогов. Правда, диалоги эти особые – в них собеседники не могут услышать и понять друг друга.

На тонкой грани лирического и комического повествования находитсяпроза Ю.Коваля (1938-1995), одного из самых талантливых писателейдетской литературы 1970-80-х годов. У Коваля не было какой-либо однойформы повествования: он писал остросюжетные повести («ПриключенияВаси Куролесова», 1971, «Пять похищенных монахов», 1977, «Недопесок»,1975), рассказы («Алый», 1969), лирические миниатюры. Произведениямалых жанров писатель часто объединял в циклы («Чистый Дор», 1970,«Листобой», 1972). «Сюжеты моих книг напрямую связаны с моей биографией», - говорил Коваль, имея в виду автобиографическую канву своихпроизведений. Но ощутимое присутствие автора в повествовании связаноне только с биографическими фактами. Важнее другое: за событийным рядом в произведениях Коваля всегда есть ряд эмоциональный, отражающийчувства и настроение писателя. Такой субъективно-личностной манере писатель остается верен в произведениях самой разной тематики.

В цикле рассказов «Чистый Дор» Коваль ищет ответ на очень непростой вопрос: в чем заключается своеобразие русской национальной жизни.Рассказчик в «Чистом Доре» близок к самому автору, писателю и художнику Ю.Ковалю, в то же время он - обычный городской житель. Случайная встреча в лесу с деревенской старушкой открывает ему дорогу в незнакомый мир. В этом мире все кажется чудесным, даже такой обыденныйпредмет, как топор: «топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба» (рассказ «По лесной дорожке»). Такое поэтическое сравнение символично - в глубину ведет героя лесная дорожка, к чистым истокам народнойжизни. Об этом говорит и само название деревни Чистый Дор, где слово«дор», через словесную игру, отсылает к слову «род», а определение «чистый» свидетельствует о естественности и простоте. Ласковое обращение«батюшка племянник», услышанное от незнакомой старушки, напомнилорассказчику о том родственном отношении к человеку, про которое давнозабыли жители большого города.

Общение с животным в его произведениях выглядит как трогательнаядружба, в которой человек находит для себя опору. В цикле рассказов опограничниках «Алый», с которого Коваль начал свой путь детского прозаика, описана история дружбы пограничника и его собаки. Не только пограничник (автор дал ему имя Кошкин, чтобы подчеркнуть мягкость характера и доброту) печется о своем воспитаннике, но и пес по кличкеАлый заботится о воспитавшем его человеке. Такое равенство человека иживотного выглядит слегка комично, зато позволяет осознать всю глубинудружбы, связывающей пограничника и его собаку.

По-новому зазвучал под пером Коваля и жанр детектива в повестях«Приключения Васи Куролесова» и «Пять похищенных монахов». Писатель использует традиционные для этого жанра приемы организации сюжета: его завязка – таинственное преступление, раскрытию которого посвящено основное повествование, а в конце повести преступник найден ивсе тайны раскрыты. Но писатель все время опровергает эту детективнуюсхему, внося в нее несвойственное детективу содержание. Вместо опытныхсыщиков – простодушный Вася Куролесов (имя говорит само за себя) илиобычные московские подростки. Да и преступления, которые им приходится раскрывать, из разряда незначительных. Комичной выглядит идеализация бесстрашных милиционеров или карикатурные портреты преступников. И все-таки перед нами не пародия, а самый настоящий детектив, да ктому же с психологической прорисовкой характеров. Не только главные,но и второстепенные персонажи у Коваля – люди со своими характерами(есть среди них и одинокие мечтатели, и романтики, что совсем не свойственно детективу). Действие происходит в мире, реально обозначенном(Москва, провинциальный городок), но реальность все время соседствует сфантастикой. Это единство рождается из самого повествования с развернутыми метафорами и неожиданными сравнениями, которые реализуются нанаших глазах. Коваль все время играет со словом – так рождаются шутки икаламбуры, фантастические надписи и объявления.

Рассказы и повести конца 20-начала 21 века отличаются союзом юмора илирики, реализма и фантастики. Все эти особенности характерны для произведений М.Москвиной. В цикле ее рассказов «Моя собака любитджаз»(1992), написанных от лица ребенка, речь идет о неожиданных происшествиях в семье, герои которых сам рассказчик, его родители и любимая собака. Реальность незаметно переходит в фантастику, а непосредственный детский рассказ в остроумный монолог взрослого. В потоке словесной и стилистической игры, отличающей прозу М.Москвиной, писательница никогда не теряет из поля зрения главного – душевного мирасвоих героев, их тяги к любви и взаимопониманию. В одном из рассказов,где речь идет о семейной ссоре, есть такие слова: «давайте договоримся:если кто-нибудь из нас от нас уйдет, пусть возьмет нас с собой» («Нашмокрый Иван»). Герои М.Москвиной, несмотря на эксцентричность своегоповедения, всегда остаются верны этому жизненному правилу.

Яркая страница в современной детской литературе – творчество О.Кургузова (самый полный сборник писателя – «Мой кот-инопланетянин», 2003). Герои рассказов Кургузова – мальчик и его родители. Все события, о которых идет речь, относятся к разряду будничныхдомашних происшествий, но рассказано о них с комическим и фантастическим преувеличением. В такой манере писатель преподносит читателюочень важную мысль – трудности и неурядицы ежедневного существования преодолеваются любовью, связывающей всех членов семьи (к ним относится даже домашний кот). Обращенность к чувствам придает рассказамКургузова особый, лирический характер, даже если это шутливая история.

Одна из них имеет очень длинное название, комично противопоставленноепоследующему короткому рассказу: «Самая короткая история про любовь,пришедшая на ум маленькому мальчику после изучения на уроке природоведения круговорота воды в природе».

«В школе на уроке природоведения мы изучали процесс круговорота воды в природе. А после урока я подумал вот что: «мама любит папу, папа любит меня, я люблюмаму. Вот и получается круговорот любви в природе».

Лирический юмор в прозе современных писателей говорит о стремлении стать ближе к миру ребенка, и это свидетельствует о продолжениитрадиций отечественной детской литературы второй половины 20 века.


Тема 6

Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX – XX веков (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, М. Горький, И. Шмелев, Б. Пастернак, В. Астафьев)

"Детство" Л. Толстого - начальная часть романа "Четыре эпохи развития", задуманного летом 1850 года. Повесть была опубликована в журнале"Современник" в 1852 году. "Второй эпохе" была посвящена повесть "Отрочество" (1854), третьей - "Юность" (1857); "Молодость", "эпоха четвертая", написана не была. В 1859 году главы "Учитель Карл Иванович" и"Разлука" под заглавием "История моего детства" были помещены в"Сборнике избранных мест детских писателей".

Несмотря на то, что повесть не предназначалась Л. Толстым для детского чтения, она в некоторой переделке появилась в "Русской хрестоматии"А. Филонова, а в хрестоматию А. Галахова была включена глава "Поездкана долгих".

В идейно-художественной системе Л. Толстого категория детства сопрягается с основными нравственно-философскими исканиями писателя.

Детство понималось Толстым как естественное человеческое начало, противостоящее тщеславию, войне, смерти; как возможность сопереживания,сочувствия, движения человека к другим людям. Это особое душевное состояние человека, мера зрелости его души. И в любимых персонажах писателя воплощается детское начало, которое, как выражение естественногов человеке, всегда противостоит искусственному, фальшивому, ложному.

В трилогии впервые в русской литературе была поставлена проблемаформирования характера. В сознании героя – Николеньки Иртеньева – отразился весь богатейший мир впечатлений: детских, отроческих, юношеских, семейных, сословных, внесословных. Постепенно происходит их переработка, вследствие чего меняется герой: он подлинно "движется", какдвижется вокруг него мир.

"Детство" - это взгляд человека из взрослого мира назад, в детский. Однако читателю открывается вся чистота и наивность восприятия мира ребенком и от имени ребенка.

Содержание "Детства" составляют события, которые касаются разныхсторон жизни Николеньки. Они умещаются в небольшой временной промежуток. События первого дня происходят 12 августа 18.. года в деревне,где живет Николенька с родителями. Это день рождения мальчика: ему исполняется одиннадцать лет, и мы узнаем, чем этот день заполнен.

Между первым и вторым днями проходит месяц. В ткани повествованияих разделяет взволнованное лирическое отступление, где совмещаются двавременных пласта – прошлое, в котором осталось очарование детства, и настоящее, откуда повествователь смотрит на себя – ребенка.

События второго дня относятся к пребыванию Николеньки с отцом вМоскве, в доме бабушки. Это подготовка к бабушкиным именинам (сочинение стихов), гости, мазурка, впечатления от новых знакомств, таинственность и неизвестность первой влюбленности.

Через полгода после описанного - события нескольких дней, в течениекоторых из письма узнают о болезни матери, совершается отъезд в деревню, происходят похороны. Заканчивается повесть рассказом повествователя о том, что произошло в деревне, когда, похоронив мать, Николенька уехал в Москву. Это проникновенные слова о Наталье Савишне, о том, какпрошли ее последние дни. Данный фрагмент произведения размыкает хронологические (с 18 августа приблизительно по 18 апреля) границы повествования, относящегося к детству.

Самих событий в повести совершается немного. Безусловно, они обозначают жизненные вехи. Однако куда важнее вехи внутренние, впечатления, которые являются этапами переживания и взросления. История впечатлений и составляет содержание "Детства". Эти впечатления текучи: онизаставляют маленького человека недоумевать, потому что одно и то жеможно, оказывается, понимать и трактовать по-разному, и оба пониманияокажутся правильными, при этом абсолютно незаметной оказываетсягрань, которая отделяет одно от другого.

"Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова (1791-1859). Это произведение, вышедшее в 1858 году, явилось продолжением "Семейной хроники" (1856) - рассказа о семействе Багровых, повествование о которыхбыло основано на автобиографическом материале. "Детские годы…" былизадуманы как книга о детстве и вместе с тем — как книга для детей, которую писатель посвятил своей шестилетней внучке - это был подарок кодню ее рождения.

Но именно вторая половина задачи (написать книгу для детей) создавала для Аксакова наибольшие затруднения, и он обращался ко многим знакомым литераторам за советами и помощью. Одним из первых в их числебыл И.С. Тургенев, который горячо поддержал замысел Аксакова. В обращении "К читателям" автор пишет о том, что содержание повести составляют рассказы о своих детских годах Сергея – внука Степана МихайловичаБагрова. Во "Вступлении" Сергей Багров обращает внимание на то, что длянего важна не собственно последовательность событий, а яркость красок,живость происходящего, в действительности которого он не сомневается.

"Детские годы Багрова-внука" - это рассказ о детстве Сережи от младенчества до девятилетнего возраста. Ткань произведения складывается издвух неравнозначных по объему пластов: "Отрывочных воспоминаний",относящихся к самым первым впечатлениям детства и лишенных какой быто ни было причинно-следственной обусловленности, и "Последовательных воспоминаний" - их содержание, как правило, приурочено к определенных обстоятельствам, событиям, которые связаны с семьей мальчика.

Багровы живут в Уфе, откуда они выезжают в деревню. Названия семиглав


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.