Основные черты правовой культуры Древнего Египта: понятие «маат», источники права, организация правосудия. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные черты правовой культуры Древнего Египта: понятие «маат», источники права, организация правосудия.

2018-01-03 308
Основные черты правовой культуры Древнего Египта: понятие «маат», источники права, организация правосудия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Источниками права в Древнем Египте являлись:

Ø Мифические предания о богах, жизнеописания фараонов, храмовые хроники, жреческие трактаты. Например, «Речение Ипувера», «Поучение Мерикара», «Поучение Птаххотепа»

Ø «Книга мёртвых» и «Тексты пирамид» и другие надписи на стенах храмов, на фресках, стелах и папирусах.

Ø К древнейшим источникам относились обычая, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами.

Ø Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закреплённых законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина. Осуществлялись по традиции жрецов.

Ø Законодательство фараонов. Было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно деятельный живой источник своих законов. Письменный закон был несовместим с божественным величеством фараона, поэтому крупные систематизации права были оцень редки. Различались царские «законы» - хеп и царские «наказы», или инструкции – теп-ред.

Ø Судебные решения фараона и джати, административные распоряжения высших должностных лиц, международные договоры.

Жречество выступало как своеобразный гарант высокой управляемости населением и некоторой унифицированной правопорядка. Начиная с эпохи Древнего царства роль верховного жреца («вещателя Маат») выполнял джати.

 

Жрецы стремились максимально усложнить систему рисуночного, иероглифического письма и использовали собственную фонетическую иератику (скоропись), чтобы не допустить грамотное население Египта к получению сведений о субъективных правах и правовых запретах.

 

В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия.

 

Особое значение в Древнем Египте имел принцип маат – особый общественный порядок и истину. Провозглашал всеобщую гармонию, учреждал ритуалы и жертвоприношения. Получил название от имени древнеегипетской богини Маат, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму.

 

Правосудие.

- Суд на всех этапах развития не был отделён от администрации.

В древнем царстве функции местного суда сосредотачиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые:

§ разрешают споры о земле и воде,

§ регулируют семейные и наследственные отношения

- В номах судьями выступали номархи, носившие титулы «жрецы огини истины». Надзор осуществлялся сам фараон или джати, которые могли пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. «Начальник шести великих домов» - возглавлял судебное ведомство и отвечающей за судопроизводством по всей стране.

- В Новом царстве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел.

- Определённые судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником.

- Существовали своеобразные тюрьмы, представляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников.

 

 

Правовое регулирование брачно-семейных и имущественных отношений в Древнем Египте.

 

Брачно-семейное право.

· Женщина в Древнем Египте отличалась своей независимостью в сравнении с другими государствами. Женщина занимала довольно высокое положение в семье. В качестве «владычицы дома».

· Получил распространение брак-партнёрство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода.

· Брачный договор сопровождался символическим обменом «брачными» браслетами.

· Брачный договор передавался на утверждение джати. Он следил за тем, чтобы в тексте содержалась отдельная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги.

· Свадебный обряд был прост, заключался в переходе невесты с её приданым в дом жениха.

· Официально заключались браки между родственниками

· Признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников.

· Отец не мог отказаться от ребёнка, родившегося от рабыни.

· Неверность супруга, как правило, не каралась санкциями.

· Брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую семью.

· Сохранялась раздельная собственность жены и мужа.

 

Наследственное право.

- Общим имуществом после кончины одного из супругов продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (муж – 2/3 и жена – 1/3) имел полное право распоряжения.

- Жена могла наследовать мужу, но его естественными наследниками были только дети.

- «Старшим сыном» и наследником мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков.

- Сыновья обязаны достойно похоронить отца и постоянно заботится о его гробнице.

- Дочь наследовала наравне с братьями. Наследство могло передаваться и по мужской, и по женской линии.

 

Имущественные отношения.

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

· государственные;

· храмовые;

· частные;

· общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

 

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

ü договор займа;

ü договор найма;

ü договор купли-продажи;

ü договор аренды земли;

ü договор поклажи;

ü договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.