Мнения и ожидания учащихся старших классов относительно урочных и внеурочных занятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Мнения и ожидания учащихся старших классов относительно урочных и внеурочных занятий

2018-01-07 297
Мнения и ожидания учащихся старших классов относительно урочных и внеурочных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каковы же мнения и ожидания юношей и девушек 16–18 лет по поводу современных уроков физической культуры и других форм физкультурной и спортивной деятельности в школе? Сразу скажем, научно установленных данных, охватывающих большие контингенты учащихся России и других стран мира, на этот счёт не имеется. На основании фрагментарных сведений (Е. Поспех, 2003; В. И. Столяров с соавт., 2009; В. К. Бальсевич, 2006; Л. И. Лубышева, 2006; В. П. Лукьяненко, 2001, 2002, 2007; А. П. Матвеев, 1997; В. В. Пономарёв, Е. В. Лыков, 2007; А. Г. Комков, 2002; Р. Науль, 2003; Х. Рихтер, 2006, и др.), можно прийти к следующим обобщениям.
Одной из основных причин, почему физическое воспитание в школах переживает сегодня кризис, признаётся тот факт, что предлагаемые учащимся на уроках и на внеклассных занятиях формы спортивной активности являются менее привлекательными, чем те, которые они видят и слышат в средствах массовой информации. Говорится, что в школе выбор содержания занятий определяет учитель, а не ученик. Последний, не имея на это влияния, отказывается нередко от всего материала школьной программы, считая его скучным (Л. Локке, 1992).
Что же полезно учесть при модернизации урочных и внеурочных занятий? Юношей больше привлекают командные спортивные игры, единоборства, атлетическая гимнастика. Девушки предпочитают индивидуальные формы двигательной активности: гимнастические упражнения под музыку, танцы, аэробику. Достаточно большой процент девушек европейских стран убеждён, что предлагаемые им на уроках формы двигательной активности не будут ими использоваться в будущем. Учащиеся хотели бы иметь большее влияние на выбор содержания урочных занятий. Юношам и девушкам не очень-то нравятся дисциплины, которые требуют большого физического напряжения. Снижают интерес к занятиям плохие атмосферные условия, травмы и обязательные формы двигательной активности.
Более 70% принявших участие в исследованиях выразили желание заниматься различными видами спорта в спортивных клубах после окончания общеобразовательного учреждения. Но здесь вопрос, кто может обеспечить спортивными занятиями такой процент молодёжи?
Оказалось, что если учащимся после уроков предлагать для занятий большую гамму спортивных дисциплин, то это тоже составляет для них определённые трудности. Во-первых, учащиеся часто их меняют. Во-вторых, занимаясь одной из них, они лишены возможности пробовать себя в других (Л. Локке, 1992).
Далеко не все учащиеся приветствуют идею увеличения обязательных занятий по физической культуре до пяти раз в неделю. Этот вопрос надо как следует изучить.
Познакомим читателей с наиболее любопытными результатами анкетирования, проведённого сотрудниками лаборатории физического воспитания Института возрастной физиологии РАО в 90-е гг. прошлого столетия. В анкетировании приняли участие девушки и юноши различных регионов России (Москва, Владимир, Сызрань, Мурманск, Ковдор, Мончегорск). Прежде всего достаточно велик процент юношей и девушек 16–17 лет (66% и 83,0% соответственно), которые не занимаются ни в каких спортивных секциях. В то же время весьма много среди них (от 43,3% до 75%), которые имеют в среднем ежедневно от 2 до 4 ч свободного времени. Среди учащихся от 11 до 16–17 лет явно недостаточно тех, кто имеет необходимый и достаточный объём организованной двигательной активности — свыше 6 ч в неделю (всего 8,6% — 36,4%). На вопрос анкеты, что мешает регулярно заниматься физическими упражнениями и видами спорта, 36,5% юношей и 28,6% девушек указали недостаток свободного времени, 27,0% юношей и 21,4% девушек — лень заниматься, 18,3% юношей и 28,6% девушек — отсутствие соответствующих условий. 78,5% юношей и 85,7% девушек на вопрос, привили ли родители им потребность к занятиям спортом, ответили отрицательно.
Подростки и юноши слабо знают и фактически не применяют в своей жизнедеятельности различные средства для укрепления здоровья, даже весьма распространённые из них (табл. 6).

Таблица 6

Выполнение закаливающих процедур, % n > 4000 (В. И. Лях с соавт., 1992)

Процедура Возраст, пол
10–12   14–15 16–17
М Д М Д М Д М Д
Ежедневные холодные ванны для ног 20,0 11,7 8,2 15,9 8,5
Ежедневные обтирания мокрым полотенцем 15,7 7,4 4,8 8,2 3,7 13,0 18,3 7,1
Ежедневный холодный душ 19,6 19,8 17,8 11,3 5,9 6,5 12,7
Другие 11,6 10,3 18,3 14,7 8,2 9,8 22,2 7,1
Нерегулярно выполняю 19,8 31,6 23,0 23,2 21,5 14,9 23,8 14,7
Ничего не выполняю 31,9 45,6 35,8 42,6 63,6 69,2 34,1 57,1

Полученные данные позволили определить степень осведомлённости и отношение учащихся к различным аспектам ведения здорового образа жизни и применения ценностей физической культуры. Результаты исследования весьма полно корреспондируют с данными специалистов, на которых мы ссылались выше, других учёных и учителей физической культуры: у большинства детей, подростков, юношей и девушек не выработана привычка к ведению здорового образа жизни. Они фактически мало знают и в незначительном объёме используют в своей жизнедеятельности ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья и развития личностных и специальных качеств. Вместе с тем в каждом изученном нами регионе России, наряду с общими закономерностями, характеризующими уровень знаний и умений учащихся вести здоровый образ жизни, использовать возможности физической культуры и занятия спортом для поддержания работоспособности, укрепления нервной системы, других форм и функций организма, выявились особенности, зависящие от специфических условий проживания, специализации учителя, уровня его квалификации, постановки физического воспитания в крае, районе и конкретной школе.
Проведённые исследования показали, что, наряду с повышением качества решения традиционных задач урока (обучение двигательным действиям и развитие двигательных способностей), не менее важно осуществлять работу по формированию личной физической культуры ученика, углублению знаний и умений осуществлять физкультурную и спортивную деятельность. В этих целях в новом поколении нашей учебной (Комплексной) программы, учебнике для учащихся X–XI классов (В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2007–2010), учебных пособиях, а также в разработках других авторских коллективов (А. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Столяров, В. П. Лукьяненко, В. П. Моченов, Ю. Н. Вавилов, П. А. Виноградов и др.) раскрывается материал по освоению методики обучения знаниям и умениям укрепления телесного и духовного здоровья, ведения здорового образа жизни, активного использования в жизнедеятельности богатых и далеко не использованных ещё возможностей физической культуры. Успех в этом важном деле обеспечит совместная деятельность всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, общества, семьи. С какой эффективностью будет внедрено новое поколение программ, учебно-методической литературы, насколько они оправдают мнения и ожидания педагогов и учащихся, покажут будущие научные исследования и наблюдения.

 

3.3. Учитель физической культуры, его роль в реализации современных задач,
содержания и организации физического воспитания учащихся

Роль учителя в реализации всех сторон его деятельности, определяющих высокое качество физического воспитания учащихся, исключительно велика и незаменима. Так было давно, так есть и сейчас. Это короткий ответ. Но мы подготовили нашему читателю ответ и подлиннее. Надеемся, что какие-то наши наблюдения ему будут интересны и кое-что он возьмёт себе на вооружение.
Начнём со взглядов этнического эстонца, офицера запаса Вооружённых сил СССР, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, отличника физической культуры и народного просвещения. Он окончил аспирантуру в Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Он является известным методистом, специалистом в области физического воспитания учащихся, профессором Ростовского госпедуниверситета. Он был членом научно-методического совета Министерства народного просвещения РСФСР, участником областного научно-методического совета учителей физической культуры при Министерстве образования Ростовской области. Этот человек — Юрий Александрович Янсон, ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда. Совместно с коллегами подготовил более 10 тыс. специалистов по физической культуре и спорту. Кому, как не ему, знать, какими качествами должен обладать учитель физической культуры и каким критериям он должен удовлетворять. Скажем сразу, со всем, что написал Ю. А. Янсон об учителе физической культуры в своей книге 2, мы полностью согласны. И в очередной раз посочувствовали учителю. Боже, сколько обязанностей он должен выполнять и хорошо уметь делать (профессор Ю. А. Янсон называет 16 таких профессиональных умений). Какие нелёгкие функции педагогической работы лежат на плечах учителя физической культуры! В соответствии со взглядами профессора Кузьминой Ю. А. Янсон на трёх страницах достаточно подробно их разбирает. В отличие от наших произведений (В. И. Лях, 1990–2009) профессор Ю. А. Янсон весьма обстоятельно объясняет, в чём состоит комплексный подход к физическому воспитанию учащихся, что значит оптимизация, дифференциация и интенсификация физического воспитания, как реализовать деятельностный и личностный подходы в физическом воспитании учащихся. Как известно, всё вышеперечисленное относится к основным принципам модернизации физического воспитания. Не хочу никого обидеть, но, по нашим данным, в соответствии с этими принципами работают не более 10–20% учителей физической культуры. Ещё раз замечу, что при раскрытии многообразия профессиональных обязанностей, которые должен квалифицированно выполнять каждый педагог (с. 64), Ю. А. Янсон демонстрирует широчайшую эрудицию, глубокие знания и делает точные ссылки. Думаю, что не только я, но и все другие читатели будут переживать подобные чувства.
От Ю. А. Янсона перейдём к высказываниям одного из известных теоретиков физического воспитания в Польше и Европе — профессора Х. Грабовского. Он, в частности, выделил качества, которые нежелательны для учителя физической культуры. Это «эмоциональное недоразвитие», «низкая сопротивляемость неудачам», низкий уровень самооценки, «неумение входить в переживания других и в целом отсутствие таланта к этой профессии» (H. Grabowski, 2004). К обязательным качествам учителя этот учёный причислил:
• соответствующие задатки к этой деятельности, которой он обучает учащихся, и вместе с этим понимание учеников, которые неспособны к её освоению;
• повышенный уровень самооценки и одновременно склонность к постоянному повышению образования и профессиональному совершенствованию;
• необходимый жизненный опыт, в соответствии с которым учитель может являться образцом для учащихся.
Исследования, проведённые У. Биттнером и Е. Кардась (U. Bittner, E. Kardas, 2004), показали, что, согласно мнениям самих учителей физической культуры, в процессе подготовки будущих учителей этого предмета особое внимание необходимо уделить следующим темам:
• методическая подготовка;
• планирование дидактико-воспитательной работы;
• знание процедур профессионального роста;
• умение пользоваться компьютерными и информационными технологиями;
• овладение умениями осуществлять воспитательную работу;
• знания в сфере интерпретации и использования прав в области образования;
• знания в области содержания межпредметных связей.
В свою очередь, согласно исследованиям М. Радзинской и Т. Кулисы (M. Radzinska, T. Kulisa, 2004), важнейшими факторами эффективности образования в области физической культуры сами учителя признали:
1) в сфере специальных компетенций — методические умения, подготовка и занятия в области широко понимаемой физической культуры;
2) в области дидактических компетенций — определение и точное выделение задач обучения, использование методов и техники, активизирующих деятельность учащегося;
3) в сфере психологических компетенций — положительное принятие учащихся, умение вести с ними правильный диалог, формирование мотивации к творческой работе.
Посмотрим на образ учителя глазами выпускников школ. Исследования У. Супиньской и Б. Гжесяк (U. Supiñska, B. Grzesiak, 2001) показали, что наиболее высокая степень согласованности должного и реального образа учителя по физической культуре обнаружена в сфере его дидактических (профессиональных) умений. Исследованные ими ученики отмечали, что учитель по физической культуре имеет большие знания по своему предмету («однако временами он слабо подготовлен методически для проведения отдельных уроков и ищет недостатки только в наших умениях»), использует разные дидактические средства («однако временами уроки неинтересные»). В то же время наибольшее рассогласование между должным и реальным образом учителя учащиеся обнаружили в сфере «воспитательных умений». Они считают, что учителя физической культуры воспринимают ученика только как предмет для обучения. Учителя не в состоянии «вжиться» в проблемы ученика, часто не выполняют своих обещаний и имеют весьма средний авторитет среди учащихся. По мнению учеников, учитель физической культуры часто не обращает внимания на воспитательные возможности урока и внеурочных форм занятий.
Познакомимся теперь с результатами исследования М. Брoниковского (M. Bronikowski, 2005), который попытался оценить важность разных задач физического воспитания в сфере знаний, умений, физической подготовленности, личностных и социальных ориентаций. В исследовании приняли участие 149 учителей физической культуры, среди которых были 91 женщина и 58 мужчин разного педагогического стажа. Как видно, в сфере физической подготовленности как женщины, так и мужчины на первое место поставили задачу под номером 2 — «достижение как можно более высокого результата в тестах». В области знаний первое ранговое место в обоих группах было отдано знаниям на тему предписаний и тактики различных игр: средняя арифметическая для женщин составила 5,67, а для мужчин — 5,90. Среди задач, касающихся выработки умений, учителя-женщины на первое место поставили задачу № 9 (средняя арифметическая 6,67) — «овладение умениями анализа и коррекции собственных ошибок при выполнении двигательных действий», а учителя-мужчины — компетенции, благодаря которым учащийся в состоянии организовать и провести с ровесниками (или членами семьи) какую-либо игру или другую форму активности (задача № 11, средняя арифметическая 6,79). В области ценностно-мотивационной сферы обе группы учителей высоко оценили задачи под номерами «13» и «14», касающиеся интереса и заботы о собственном здоровье после окончания общеобразовательного учреждения (табл. 7).

Таблица 7

Ранговая значимость отдельных (операционных) задач физического воспитания по мнению учителей физической культуры (n = 149) (M. Bronikowski, 2005)

Задача физического воспитания Девушки Юноши Достоверность различий
±σ ±σ
I. Физическая подготовленность (хотел бы, чтобы ученик…):
1) развивал свой потенциал в области физической подготовленности 11,02 4,77 11,43 4,45 Недостоверно (н. д.)
2) достигал как можно более высоких результатов в тестах 5,26 3,76 5,62 3,99 н. д.
3) был так подготовлен, чтобы мог представлять школу в соревнованиях между школами 11,73 4,20 11,24 4,62 н. д.
4) характеризовался красивой, здоровой фигурой 9,24 44,46 8,91 4,33 н. д.
II. В сфере знаний
5) ученик освоил правила и стратегию различных спортивных дисциплин и игр 5,67 3,57 5,90 3,74 н. д.
6) узнал много нового о себе, собственном организме и его потребностях 11,27 3,16 10,43 4,59 н. д.
7) владел знаниями, необходимыми для сравнения себя с ровесниками по физической подготовленности и в сфере спортивных умений 11,58 4,01 9,95 4,30 < 0,02
8) знал, какую одежду и обувь следует иметь для осуществления разных форм двигательной активности и разных атмосферных условий 9,90 3,99 10,07 3,51 н. д.
III. В области умений
9) овладел умениями анализа и коррекции собственных ошибок при выполнении разных двигательных действий 6,67 3,95 7,03 3,76 н. д.
10) развивал двигательные компетенции в различных видах спорта и формах двигательной активности 9,57 3,96 10,02 3,92 н. д.
11) умел организовать и проводить со своими ровесниками (или членами семьи) какую-либо форму двигательной активности 7,30 3,95 6,79 3,39 н. д.
12) Развивал технические и тактические умения в спортивных играх 10,09 4,04 9,64 4,27 н. д.
IV. В сфере ценностно-мотивационных ориентаций
13) постановка себе задач, связанных с укреплением собственного здоровья 5,01 3,95 4,31 4,15 н. д.
14) проявление интереса и заботы о собственном здоровье также за пределами общеобразовательного учреждения 5,62 4,28 4,21 3,68 < 0,03
15) понимал, что важнее, чем результат, является само участие в игре 7,03 4,02 6,28 3,78 н. д.
16) соблюдал правила соответствующего поведения на игровой поле и в жизни 7,77 4,34 5,84 3,43 < 0,001

Проведённые исследования показали, что вопреки распространённому мнению задачи, связанные с повышением физической подготовленности, не были обозначены как самые важные, которые должен решать учитель физической культуры. Важнейшими оказались задачи, касающиеся формирования ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни, а следующими по значимости — связанные с выработкой умений. Авторы также выявили, что иерархия целей и задач физического воспитания и образования оказалась малозависимой от стажа работы. Это дало основания автору сделать вывод о том, что в подготовке будущих учителей физической культуры следует идти в направлении более глубокого осознания ими необходимости профессионального самосовершенствования и потребности перманентного самообразования. Только такой учитель имеет шанс стать инициатором активного образа жизни для молодёжи, а эффективность его воздействий будет определяться методическими и личностными компетенциями. Об эффективности работы учителя в значительной мере свидетельствует осознанность принятого учителем и учениками направления результатов деятельности, а также исключение или, как минимум, минимизация моментов импровизации, которые имеют место при отсутствии подготовки к очередным циклам уроков. Однако стабильность эффектов деятельности во многом будет зависеть от «эмоциональной связи ученика с предложенным ему движением». К сожалению, отсутствие такой связи видится, по мнению автора, одной из основных причин «очень низкой физической активности взрослой (и «образованной») части нашего общества» (M. Bronikowski, 2005, с. 19).
Варшавские авторы Р. Чарнецка и Е. Кирст (R. Czarniecka, E. Kirst, 2002) также искали ответы на вопросы: каким должен быть учитель, какую он должен иметь подготовку и личностные качества, чтобы решать современные задачи и обязанности данной профессии? Были обследованы 62 учителя физической культуры и 148 учителей других предметов. По определению самих учителей, качества, которыми они должны располагать, или критерии, на основании которых им можно давать оценку, следующие: 1) адекватное отношение к ученику и его труду; 2) умение подготовить учеников к тому, чтобы они заботились о своём здоровье и здоровье окружающих; 3) обязательность, чувство ответственности, настойчивость в деятельности и стремлении к реализации поставленных целей; 4) способность к самосовершенствованию, в том числе своих педагогических знаний и умений; 5) умение использовать организационные и методические способности и приёмы, которые способствуют пробуждению активности ученика.
Мерой первого критерия должны являться достижения учителя в области воспитания, проявляющиеся в соответствующем отношении к ребёнку, в умении правильно поступать в различных ситуациях и разрешать различные воспитательные проблемы. Для этого учитель должен получить соответствующую психолого-педагогическую подготовку.
Второй критерий, связанный с заботой о здоровье, весьма корреспондирует с современной целью физического воспитания. Последняя, по мнению многих известных теоретиков школьной физической культуры, заключается в умении воздействовать на личность ученика таким образом, чтобы после окончания общеобразовательного учреждения на протяжении всей дальнейшей жизни он продолжал заботиться о своём телесном здоровье.
Четвёртый критерий — способность к самосовершенствованию, включая педагогические знания и умения, — предполагает, что учитель на основе знания современных средств и методов обучения, воспитания и развития личности ученика в состоянии проявлять активность в поиске, разработке и во внедрении в практику собственных оригинальных методов и приёмов. Забегая вперёд, скажем, что этими качествами и способностями сполна наделены учителя-новаторы, о деятельности которых мы писали (см.: В. И. Лях с соавт. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании учащихся: научный анализ, проблемы, находки. — М., 1992. — 96 с.).
Остановимся ещё на интересных данных, которые описали белорусские учёные более 20 лет назад (Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987), но которые, на наш взгляд, не потеряли своего значения и сегодня. Эти специалисты сравнили ранговые атрибуты разработанности проблем физического воспитания учащихся в научно-методическом потенциале, полученных при анализе диссертационных работ и журнала «Физическая культура в школе» с соответствующими показателями самооценок учителями собственных знаний по этим проблемам и степени их значимости в практике (табл. 8).

Таблица 8

Сравнение ранговых структур разработанности проблем
физического воспитания учащихся в науке,
методике с самооценкой учителей и степенью их значимости в практике
(Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987) (несколько переработано)

  № п/п   Проблематика Ранговая структура
Оценка учителя Разработанность в литературе
Собственные знания Важность в практике Диссертации Журнал «Физкультура в школе»
  Физическое воспитание — часть общего воспитания 6–7 14–15    
  Историко-педагогические проблемы       32–33
  Морально-волевая подготовка на уроках     13–14 30–31
  Физическое воспитание школьников социалистических стран     9–10  
  Учебные программы   7–8 27–29  
  Нормативы по физической культуре в соответствии с возрастом     22–26  
  Планирование учебного процесса     11–12  
  Контроль на уроках 17–19   15–18 20–21
  Новые средства и методы, применяемые на уроках физической культуры   17–18 2–3  
  Развитие физических качеств (способностей) 8–10      
  Индивидуальный подход на уроках физической культуры 4–5 7–8 19–20 25–27
  Формирование двигательных умений и навыков     2–3  
  Преемственность физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, вузах     13–14 32–33
  Определение уровня подготовленности   20–21    
  Учебный процесс в специальных медицинских группах       20–21
  Обоснование двигательного режима        
  Влияние занятий физическими упражнениями на учёбу 8–10   22–26  
  Врачебные наблюдения за собственным здоровьем       25–27
  Работа по внедрению комплекса ГТО в школе (теперь бы сказали «Президентских состязаний») 6–7   15–18  
  Внеурочные формы занятий 4–5 14–15 9–10  
  Новые средства и методы оздоровительной массовой физической культуры     15–18  
  Физическое воспитание детей по месту жительства     19–20  
  Самостоятельные занятия 8–10   27–29  
  Система массовых соревнований   20–21 22–26  
  Роль спорта в образе жизни учащихся     27–29 25–27
  Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях 17–19   11–12  
  Профессиональные качества учителя физической культуры     15–18 30–31
  Вопросы самоподготовки 17–19 17–18    
  Передовой педагогический опыт      
  Подготовка физкультурного актива      
  Изготовление нестандартного оборудования      
  Использование ТСО     22–26  
  Строительство и эксплуатация спортивных сооружений     22–26  

Какие же выводы можно сделать на основании данных таблицы 8? Прежде всего, случаи полного или практически полного совладения степени разработанности проблем школьной физической культуры в науке, освещения их в ведущем методическом журнале, значении для практики с глубокими знаниями самих учителей отсутствуют.
Наиболее оптимальное совпадение рассматриваемых показателей авторы выявили по отношению к одним из ведущих проблем теории и методики физического воспитания учащихся: развитие физических качеств на уроке и формирование двигательных умений и навыков. В других случаях, как уже отмечено, имеет место тенденция несоответствия одного или нескольких факторов между собой. Это приводит к неудовлетворению профессиональных потребностей учителя и в конечном итоге негативно влияет на рост его педагогического мастерства (Л. Ю. Малай, С. В. Молчанов, 1987, с. 28).
Заметим, что в группу наиболее значимых для практики знаний, по мнению учителей физической культуры, вошли вопросы строительства и эксплуатации сооружений, формирования профессиональных и личностных качеств учителя, знания по проблемам морально-волевой подготовки учащихся на уроках. Как объясняют учёные эти данные? Отсутствие лаборанта по физическому воспитанию в школе привело к тому, что наряду с воспитательной и образовательной деятельностью у учителя большую часть рабочего времени занимает хозяйственная деятельность. Он выполняет несвойственные ему функции строителя и ремонтника, а поскольку не является специалистом в этой области, то вполне естественно стремится получить необходимые ему специальные знания по данному вопросу. Поэтому этот факт оказался не таким уж неожиданным в исследовании.
Высокая оценка учителями значимости знаний о профессиональных и личностных качествах учителя подтверждает, во-первых, наше стремление как можно более просто и вместе с тем широко раскрыть их в нашем пособии. Во-вторых, это свидетельствует о стремлении учителей физической культуры к самосовершенствованию в области профессиональной деятельности. Уровень этого «профессионализма, качественные характеристики основной массы учителей физической культуры, — если верить публикациям современных специалистов (В. П. Лукьяненко, 2002, 2007 и др.) — не отвечают современным требованиям перестройки общего среднего образования в сфере физической культуры» (В. П. Лукьяненко, 2007, с. 71).
Высокая оценка учителями знаний по проблемам морально-волевой подготовки на уроках физической культуры говорит о том, что если не всегда, то с достаточно давних времён они понимали значение физического воспитания не только в плане его воздействия на физическую природу человека, но и как фактор формирования личности, морально-волевых и ценностных её основ.
Какие ещё можно сделать выводы? Видно, что надо улучшать информированность учителей по вопросам учебных программ, контроля на уроках и во внеучебной деятельности, передового педагогического опыта. Этому, среди прочего, посвящено наше учебное пособие, а также наши книги по контролю (см. раздел «Литература»).
В 1990 г. один из авторов данного пособия (В. И. Лях) писал: «Уровень профессионализма, педагогическая и особенно психологическая подготовка учителей не отвечают требованиям сегодняшнего дня… Многих сегодняшних учителей физической культуры не отличает широкая образованность, высокий уровень культуры, в том числе физической, богатый духовный мир, интеллигентность. Нередки и слабое знание своей специальности, низкое методическое мастерство, которые не позволяют выбирать наилучший для конкретных условий метод или совокупность методов. У большой части учителей не сформированы способности сопереживать, знать возрастные и половые особенности развития учащихся, понимать мотивы их поведения, внутренний мир ребёнка. Они не умеют сотрудничать с учениками в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, фактически не стимулируют детскую инициативу, творчество, самоуправление в сфере физической культуры» (В. И. Лях, 1990, с. 11).
В. П. Лукьяненко (2007) на вопрос о том, почему «уровень профессионализма… качественные характеристики основной массы учителей физической культуры не отвечают современным требованиям перестройки общего среднего образования в сфере физической культуры» (с. 71), отвечает следующим образом: «Основная причина такого положения заключается не столько в отношении к делу самих учителей, сколько в глубоко укоренившихся традициях, а также в существующей системе их подготовки, которая не ориентирована на реализацию подлинной образовательной направленности учебной работы по физической культуре в школе. Эта система нуждается в перестройке…» И далее: «Профессиональная подготовка и педагогическая деятельность учителя физической культуры должна быть переориентирована с двигательного «натаскивания» на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня их образованности, обеспечение перерастания процесса обучения в процесс физкультурного самообразования, самоопределения, физического самосовершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни» (В. П. Лукьяненко, 2007, с. 71).
Авторам осталось только попросить прощения у учителей, которые давно работают в соответствии с должными требованиями, а также обратить внимание читателя, что то, о чём мы сказали в заключение, весьма тесно переплетается с тем, о чём написано выше. Просим прощения также у тех специалистов, мысли которых должны были бы найти здесь отражение, но по разным причинам их взгляды остались не рассмотренными.

 

3.4. Идеи учителей-новаторов в области физического воспитания
учащихся общеобразовательных учреждений

На современном этапе перестройки общества и школы проблемы передового педагогического опыта, новаторства, экспериментальных поисков приобретают известную остроту. Они вызывают всё больший интерес среди учёных, методистов, учителей и родителей. Это в полной мере относится к постановке физического воспитания дошкольников и учащихся школ. А поскольку данный процесс напрямую связан с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков, то ясно, что проблемы передового педагогического опыта, новаторства, экспериментальных поисков являются здесь особо актуальными. Естественно, поэтому они нуждаются в правильных подходах, научной экспертизе и анализе.
За последние (примерно 10–12 лет) в странах СНГ сложилась определённая система изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. С 1979 г. они составляют также предмет специальных исследований Института возрастной физиологии Российской академии образования. Многие учителя физической культуры участвуют в экспериментальной работе. Всё это самым положительным образом сказалось на усилении творческой инициативы учителей физической культуры, открыло среди них многих новаторов, которые решают актуальные задачи весьма оригинально или на более качественном уровне.
Анализ литературы и практики показывает, что идеи учителей-новаторов в области физического воспитания и укрепления здоровья ещё далеко не осмыслены. Попытка их обобщения явилась основной целью написания этого раздела 3.
Изучение опыта учителей-новаторов показывает, что проблема здоровья по-прежнему волнует учителей. Само понятие «здоровье» видится учителям сегодня более широко, чем на него смотрели до сих пор. Не ограничиваясь телесным, оно стало включать духовное начало, куда входят такие понятия, как «здоровый образ жизни», «здоровые привычки». Наметилась явная тенденция более широкого подхода к решению задач, связанных с укреплением здоровья. В связи с этим учителя не ограничиваются только высокими нагрузками, развитием двигательных качеств, соблюдением гигиенических требований и закаливанием. Воспитание духовного здоровья начинает осознаваться как обязательный компонент решения оздоровительных задач урока физической культуры. Как показывает опыт, нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий и средства воспитания, которые могли бы дополнять друг друга и создавать высоко результативную систему воспитания у учащихся привычки к здоровому образу жизни. Вместе с тем использование некоторых нетрадиционных для школьного физического воспитания средств требует медицинской проверки и осторожности в применении.
Отметим, что задачи воспитания духовного здоровья, средства и методы его достижения ещё полностью не разработаны. Многие учителя интуитивно использовали в своей работе элементы восточных систем физической культуры, где традиционно большое значение придаётся духовному началу. Однако нужно предостеречь от слепого копирования их чисто внешней стороны. Ценность этих систем заключается в большей мере в их идеологии, духовном начале. Механическое движение, выполнение упражнений здесь лишь средство для создания определённого состояния души.
При оценке эффективности и возможности применения какого-либо опыта необходимо оценивать комплексное влияние воздействия на все стороны учебно-воспитательного процесса. Решение оздоровительных задач, несомненно, важно в физическом воспитании учащихся, однако оно не должно осуществляться за счёт других сторон подготовки учащихся — обучения, воспитания, развития и др.
Нетрадиционные средства укрепления здоровья следует глубоко проверить, выявить их влияние на здоровье ребёнка. Именно поэтому при выборе таких средств нужно всегда опираться на тесный союз учителя, врача и учёного.
В решении задач здоровья, особенно духовного, остро в<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.