Режиссура современного урока — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Режиссура современного урока

2018-01-07 691
Режиссура современного урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

 

Дисциплина

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Преподаватель Н.И. Курсевич

 

 

Москва

2017 г.

«Режиссура современного урока» как понятие, сопоставление параметров дидактики и режиссуры

РЕЖИССЁР

(Мужской род.) Художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки.


Определенияот «ПРАВИТЬ»:

Режиссёрдраматического театра, на основе собственной интерпретации литературного первоисточника руководящий работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведение ставится на сцене, объединяющий усилия актёров, художника-декоратора, композитора и других участников спектакля, является режиссёром-постановщиком (иногда именуется просто постановщиком).

 

Режиссёром-педагогом называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу.

Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра.

 

Режиссёр драматического театра, руководящий творческой работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведения ставятся на сцене, объединяющий усилия режиссёров-постановщиков театра, актёров труппы, художников-декораторов, композиторов спектаклей и других участников творческого процесса деятельности коллектива театра, является главнымрежиссёром театра.

Режиссура,

Её основные категории

Режиссура – творческо-организационная деятельность руководителя процесса создания сценического действа, направленная на достижение высокого результатаэстетического, морально-нравственного, педагогического, психотерапевтического, духовного воздействия посредством сценического произведения, созданного творческим коллективом.

Категории режиссуры как категориидидактики

Режиссура как категория дидактики – часть педагогической деятельности, занимающаяся исследованием психологии личности, межличностных отношений (взаимоотношений в социуме), решающая ряд проблем обучения и образования посредством сценического творчества.

Само слово – режиссура – произошло от[фр. regisseur <лат. regere править, управлять].

 

К задачам режиссуры

(как категории, части дидактики) относятся:

проблемы разработки целей, содержания и методов обучения с использованием навыков сценического творчества;

принципы организации учебно-творческого процесса с использованием навыков сценического творчества вучреждениях;

соответствие содержания учебного процесса с использованием навыков сценического творчества обобщённым характеристикам субъектов обучения (при реализации сверхзадачи и сверх-сверхзадачи сценического процесса) и т. д.

 

Соответственно режиссура (как часть дидактики) является категорией, частью науки об обучении и образовании, занимающейся исследованием целей и задач, о содержании и организации методов этих процессов. Однако (в отличие от дидактики)режиссура охватывает не всё связанное с процессом обучения, не на всех уровнях и не по всем направлениям.

Как и общая дидактика, режиссура (часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обученияс использованиемнавыковсценического творчества.

Существуют,каки частные дидактики, так и частные направления режиссуры,занимающиеся проблемами, например, конкретных сценических жанровс учётом их специфики.

Режиссура (как часть дидактики) выполняет и теоретическую, и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения с использованием навыков сценического творчества.

К основным категориям режиссуры (как части дидактики)относятся следующие параметры

творческого процесса обучения:

цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение- категории, обусловленные режиссёрской и актёрской (т. е. педагогической)деятельностью;

средства, учение - категории, обусловленные режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью в тесной зависимости от способностей зрителей как учеников(учеников как зрителей), предлагаемых обстоятельств и технического оснащениясценической, учебной деятельности;

знания - категория, обусловленная прежде всего деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), получающих знания;

умения- категория, обусловленная режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью, деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического)сотворчества;

результаты обучения, просвещение, образование, навыки - категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчестваи т.д.

Цель предмет стремления системы обученияс использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.

Содержание внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся (актёрам, зрителям),что целенаправленно влияет на формирование личности.

Организация построение процесса сценического (педагогического) сотворчествав виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.

Форма способ организации творческой, учебной деятельности с учётом специфики сценического жанра,направления обучения,его локальных целей и задач, возрастных особенностей зрителей как учащихся, уровня их подготовки;

Метод –способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.

Обучение творческое взаимодействие режиссёра-педагога с актёрами-учениками, а также режиссёров, актёров как педагогов со зрителями-учениками,направленное на достижение поставленной цели.

Преподавание организованная и целенаправленная деятельность режиссёра-педагога,актёра-педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения (в адрес артистов и зрителей).

Средство всё то, что помогает осуществлять творческий, учебный процесси то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссёра-постановщика, режиссера-педагога, актёров как учащихся (с одной стороны), как педагогов для зрителя (с другой стороны); пьес как учебных пособий;декораций и сценических костюмов как наглядный материал, оборудование учебного заведения,театра как просветительского, обучающего заведения.

Учение реализация актёрами, зрителями как учащимся процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения (при создании, просмотре спектаклей), и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.

Знания теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека (актёра, зрителя) в процессе обучения (при создании, или зрительском восприятии сценического произведения).

Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видовпрофессиональной (сценической, педагогической)деятельности.

Результаты степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый актёрами, зрителями как учениками в направлении производимого обучения(посредством сценического творчества), последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Просвещение духовное и культурно-эстетическое развитие личности с применением навыков сценического творчества.

Образование интеллектуальное развитие личности с помощью, с применением навыков сценического творчества.

Навыки прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.

 

Режиссёр в XX веке

Если в Западной Европе и в XX веке могли спорить о том, кто важнее в драматическом театре, то в России Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, изначально опираясь на опыт Л. Кронека и А. Антуана, сделали режиссёра-профессионала безоговорочно главной фигурой. В России режиссёрский театр утверждали их многочисленные ученики: Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Лаврентьев, Алексей Дикий, Алексей Попов, Андрей Лобанов и многие другие; в дальнейшем — ученики учеников: Константин Тверской, Николай Охлопков, Георгий Товстоногов…

В западноевропейском театре были свои выдающиеся режиссёры, прежде всего Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор; режиссёр и драматург ещё раз объединились в лице Бертольта Брехта. Вместе с тем многие выдающиеся режиссёры, в том числе Б. Брехт и М. Валлентин в Германии, Луи Жуве и Жорж Питоевво Франции, испытали на себе влияние русского театра.

В театре XX века при постановке спектакля всё уже подчинялось режиссёрскому замыслу, который предполагает интерпретацию пьесы в целом и каждого отдельного персонажа, определение необходимых для данной пьесы особенностей актёрского исполнения, решение спектакля в пространстве (разработку мизансцен ) и во времени — определение его ритма и темпа; нередко режиссёр брал на себя и художественное оформление спектакля, особенно если по другой своей профессии он был художником, как, например, Николай Акимов; в других случаях определял принципы художественного оформления вместе с художником, музыкального — с композитором.

Участие в создании спектакля спонсора (продюсера) могло существенно ограничить свободу режиссёра, в частности в выборе актёров; в остальных случаях назначение исполнителей также входило в компетенцию режиссёра-постановщика. Театральная революция, совершившаяся в конце XIX века, выдвинула, по словам Анатолия Смелянского, «личность режиссёра как художника-творца, маркировавшего все компоненты зрелища».

При этом и в рамках режиссёрского театра взаимоотношения режиссёра с актёрами могли быть различными. Говоря о крупнейших режиссёрах советского театра периода расцвета (50—70-х годов), С. Бушуева отмечала, что, например, Г. Товстоногов, как художник эпического плана, при отсутствии выраженного режиссёрского голоса, властно направлял спектакль, подчиняя игру каждого ансамблю, позволяя актёру «тот максимум самопроявления, который возможен в рамках эпической структуры».

Олег Ефремов в «Современнике», всегда оставаясь лидером, растворился в коллективе своих актёров: «Это было актёрское братство, монастырь, коммуна, где даже личностное начало каждого выступало в виде ощущения общей причастности к поколению», — в известном смысле ефремовский «Современник» можно было назвать «саморегулирующимся художественным организмом».

Анатолий Эфрос был лидером иного склада: «Он не только тщательно отбирал созвучных себе актеров… Он целенаправленно культивировал определенные черты каждой художественной личности, концентрируя их в маске, вбирающей в себя сущностное начало актёрской индивидуальности».

Юрий Любимов, напротив, в полной мере оставаясь «автором спектакля», предоставлял своим актёрам полную свободу самовыражения,в пределах точного режиссёрского замысла оставлял им широкие возможности для импровизации.

Режиссёр в XXI веке

Коммерциализация театрального дела, с конца XX века охватившая и бывшее пространство СССР, в значительной мере возвращает театр к до-режиссёрским временам. Как отмечает французский театровед Патрис Пави в «Словаре театра», потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального процесса: актёр, если он «звезда» и публика ходит на него, требует свободы от тиранических указаний режиссёра-постановщика; художник сцены желает без посредника вовлечь в своё игровое пространство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать ранжирование в труппе, берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер или спонсор стремится подчинить и выбор репертуара, и трактовку произведений, и распределение ролей коммерческим интересам, что неизбежно превращает режиссёра в фигуру зависимую и в конечном счёте второстепенную.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Атмосфера педагогического общения [от греч. аtmos — пар + сфера] — настрой участников педагогического процесса и тон взаимоотношений между ними, опосредуемые всей предметно-пространственной средой общения.

Ведущий — общее название для центральных профессиональных фигур в сфере образования: педагога, преподавателя, учителя, воспитателя, тренера и др.

Вдохновение — состояние творческого подъёма, прилива творческих сил, ведущее в педагогической деятельности к возникновению или реализации творческого замысла занятия, новых идей, увлечённости и полной отдаче при педагогическом взаимодействии с учениками.

Взаимодействие педагогическое — личностный контакт воспитателя и воспитанника(-ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Воздействие педагогическое — начальный этап педагогического взаимодействия, определяющий его последующий характер и призванный способствовать переводу ребёнка на позицию субъекта, который может самостоятельно и осознанно производить выбор. Понимание взаимодействия педагогического как тонкого и искусного прикосновения к личности воспитанника существовало с древности, однако отождествление взаимодействия педагогического с манипулированием личностью долгое время не способствовало утверждению и использованию этого термина в педагогической науке.

Выразительность педагогического поведения — средство педагогического общения, суть которого — в умении убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, переживания, настроения педагога при решении педагогических задач.Выразительность педагогического поведенияпозволяет отчётливо обозначить для учащихся многообразные оттенки чувств, отношений, оценок.

Драматизация в обучении и воспитании [<греч. Drama - действие] — разновидность активного обучения и воспитания, которая заключается в инсценировании, разыгрывании по ролям содержания учебно-воспитательного материала. Объектом обыгрывания могут являться любые живые и неживые предметы, явления, феномены, выступающие фрагментами содержания образования. Драматизация не обязательно предполагает наличие сценического пространства, постановочной атрибутики, костюмов, чётко прописанного сценария и репетиций. Драматизация направлена на создание условий для образного выделения, понятийного акцентирования отдельных элементов содержания образования, которые позволяют включить знания в эмоциональный опыт, пережить их внутренне.

Импровизация педагогическая [фр. improvisation <лат. Improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный] — компонент педагогической деятельности, который заключается в оперативном оценивании педагогом ситуации педагогического взаимодействия, принятии решения без развёрнутого логического рассуждения и органичном воплощении решения в общении с учащимися.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности [фр.style <греч. stylos палочка с острым концом для писания на вощенных досках] — средства и способы педагогической деятельности и общения (система приёмов, склад мышления, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов), характерные для определённого педагога, определяющие самобытность его способов самовыражения и неразрывно связанные с системой его взглядов и убеждений. Черезиндивидуальный стиль возможности педагога реализуются наиболее полно.Индивидуальный стиль невозможно заимствовать или тиражировать, он определяется свойствами личности и организма, типом нервной системы и темпераментом.

Интрига педагогическая [фр. intrigue <лат. Intricare запутывать] — педагогическое средство возбуждения интереса учащихся к учебно-воспитательному процессу, которое заключается в увлечении учеников темой, проблемой, способом подачи материала, его организацией, стилем общения и определяет отношение учеников к уроку, предлагаемому для осмысления материалу, учителю, соученикам.

Искусство педагогическое — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твёрдой волей. В выражение «педагогическое искусство» вкладывается двойной смысл: то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Деятельность того педагога может быть названа педагогическим искусством, для которого труд — удовольствие, который обладает высоким мастерством в своей работе, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит бесценную возможность общаться и учить общению.

Композиция педагогического события [от лат. Compositi — составление, связывание] — взаиморасположение и взаимозависимость всех его элементов, обусловленные содержанием и характером, педагогическими целями и задачами и ведущие к логической и образно-эмоциональной завершенности формы и содержания.

Композиционное решение определяет согласованность работы всех субъектов педагогического взаимодействия, эффективность решения педагогической сверхзадачи. Наличие в композиции того или иного педагогического события завязки, кульминации, интриги увеличивает потенциал «поля напряжения», а с ним и интерес к происходящему.

Мизансцена педагогическая [<фр. miseenscene букв. установленное на сцене] — такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при котором рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы; композиционная единица педагогической партитуры.

К основным компонентаммизансцена педагогическая относятся: пространствомизансцена педагогическая — те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников. Увидев это пространство, можно сделать вывод о том, каковы их взаимоотношения; центрмизансцена педагогическая — объект (субъект), несущий в себе ценностное содержание либо проявляющий его при всеобщем внимании; количество участниковмизансцена педагогическая; связи между участникамимизансцена педагогическая, которые проявляются в интонациях, жестах, взглядах, позах и т. п.; предметное сопровождениемизансцена педагогическая — элементы, наполненные информацией об отношениях.

Образ педагога — отражение педагога в сознании учащихся и других субъектов педагогического процесса, результат предварительного восприятия его личности; важный фактор воспитания учащихся. Образ педагога для детей довольно долго является эталоном «правильного» человека, образцом отношения к жизни и людям, увлекает, служит опорой для выбора поведения.

Партитура педагогическая [ит. partitura <лат. Partite - раздельно] — своеобразный сценарий педагогического действия, в котором отражена логика взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Режиссура педагогическая [фр. regisseur <лат. Regere править, управлять] — наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным научно-художественным единством педагогического процесса; деятельность педагога по выстраиванию педагогического взаимодействия; инструмент педагога, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.

Сверхзадача педагогическая — стратегическая цель учебно-воспитательного процесса, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников, проектируя учительский стратегический план.

Сверхзадача педагогическая позволяет понимать факты с точки зрения их перспектив, ставить творческие задания в адрес учеников в определённый научный, мировоззренческий, нравственный контекст. При различных вариантах реализации сверхзадачи педагогической её суть — в утверждении человеческого в человеке, в том, чтобы помочь ученику подняться над самим собой.

Театрализация в обучении [фр. theatre <греч. theatron место для зрелищ; зрелище] — разновидность активного обучения, суть которой — в инсценировке театральных представлений по учебному материалу во вне-учебное время с большим количеством участников, продолжительных по времени, с декорациями, костюмами и т. п. постановочными атрибутами.

Темпо-ритм педагогического процесса [от лат. tempus время и греч. rhythmos ритм, от rhео — теку] — степень напряжения и интенсивности его протекания, уровень интеллектуальной и эмоциональной насыщенности; временная и ритмическая динамика видов учебно-воспитательной деятельности, а также применения педагогических методов и приёмов, опосредуемая содержанием и характером педагогического взаимодействия, возможностями и особенностями его участников.

 

АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

 

Дисциплина

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Преподаватель Н.И. Курсевич

 

 

Москва

2017 г.

«Режиссура современного урока» как понятие, сопоставление параметров дидактики и режиссуры


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.