Тема 8. Психология подростка — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 8. Психология подростка

2018-01-07 94
Тема 8. Психология подростка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для подготовки и обсуждения.

1. Анатомо-физиологическая перестройка у подростков.

2. Причины подросткового кризиса.

3. Общение подростков со сверстниками и взрослыми.

4. Изменения в структуре личности как главные психические
новообразования в подростковом возрасте.

 

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.557-646.
  2. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 203-252.

Дополнительная:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С.5-242. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.275-294.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С.75-80.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

 

Тема 9. Психология ранней юности

Вопросы для подготовки и обсуждения.

1. Общая характеристика внешних условий и физического раз­вития в ранней юности.

2. Развитие познавательных процессов.

3. Особенности общения в ранней юности.

4. Жизненные планы и выбор профессии.

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.557-646.
  2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.166-182.
  3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 203-252.

Дополнительная:

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 75-80.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

 

Тема 10. Психология взрослого

Вопросы для подготовки и обсуждения.

1. Общая характеристика периода взрослости.

2. Стадии развития в периоде взрослости.

3. Возрастная динамика психофизиологических функций.

4. Динамика личностных изменений и социальная ситуация.

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 647-824.
  2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.183-203.
  3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 253-347.

Дополнительная:

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:ACADEMIA, 2000. С. 81-86.
  2. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990,2001. 178-195.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

 

Тема 11. Геронтопсихология

Вопросы для подготовки и обсуждения.

  1. Стадии геронтогенеза и проблема долголетия.
  2. Возрастная динамика психофизиологических функций.
  3. Особенности развития интеллекта.
  4. Кризисные явления старческого возраста. Психологическая помощь на разных стадиях геронто­генеза.

Литература

Основная:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 825-923.
  2. Майерс Д. Психология. Минск.: ПОППУРИ, 2001. С.186-204.
  3. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. А.А.Реана. М.: «Олма Пресс», 2003. С. 348-393.

Дополнительная:

  1. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990,2001. С.196-234.

Доступность литературы:

№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.

V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕКУЩЕЙ

Таблица 3

№ п/п Формы организации Формы контроля
  Подготовка к практическим занятиям Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений
  Исследование, осмысление, аргументированное изложение проблемы Реферат
  Поиск, анализ, структурирование информации Контрольная работа

 

VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

 

При изучении курса «Психология развития и возрастная психология» студенты должны усво­ить приемы и методы психологического исследования, которые могут быть использованы в дальнейшей их самостоятель­ной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью в каж­дой теме содержится материал, вооружающий студентов умения­ми и навыками психологического исследования.

При работе над рефератом или докладом студент должен про­явить большую инициативу и самостоятельность в подборе лите­ратуры и источников, в проведении наблюдений и экспериментов, в составлении плана работы и ее оформлении. Это необходимо не только для развития умения самостоятельно работать над книгой, но и для развития мысли и психологической пытливости студен­тов. Мы рекомендуем студентам, прежде чем приступать к написа­нию реферата или доклада, выполнить следующую работу:

· подобрать по теме необходимую литературу и глубоко ее изу­чить;

· подумать над правильностью и доказательностью выдвигае­мых авторами источников тех или других положений;

· сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить
в них общее и особенное, обобщить изученный материал в со­ответствии с намеченным планом сочинения;

· умело ис­пользовать личные наблюдения, опыт и эксперименты.

Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при подготовке к практическим занятиям, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование, как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе. Также рекомендуется использовать ресурсы Интернет, так как по ряду вопросов с помощью этих ресурсов можно получить доступ к наиболее свежей информации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Последовательность изучения тем представлена в содержании курса. Курс синтезирует наиболее значимые положения о возрастной динамике развития, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологические содержание этих явлений. Тем не менее, курс также затрагивает некоторые аспекты социально-психологического и дифференциально-психологического изучения личности.

Хотелось бы обратить внимание на поэтапность подачи материала для более эффективного его усвоения. Прежде всего, студенты знакомятся с базовыми стратегиями изучения динамики развития личности в психологии. Завершает лекционный курс материал, посвященный характеристике отдельных стадий онтогенеза.

Для эффективного освоения курса рекомендуется использовать научно-методический комплекс по данной дисциплине. Следует ознакомиться с такими его составляющими как словарь по дисциплине, содержание основных рассматриваемых тем, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий и вопросы для итогового контроля по предмету.

Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при разработке творческих и аналитических проектных работ для семинарских занятий, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе.

В качестве итогового контроля предусмотрен устный экзамен по билетам. Для подготовки к нему необходимо использовать как лекционные, так и дополнительные материалы.

Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, раскрывая содержание основных теоретических понятий, связанных с изучением динамики развития личности. Курс в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии. Поэтому в курсе вскрываются теоретические положения различных концепций развития личности, и показывается, как эти положения могут быть применены к решению важных задач психологической практики.

VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Примерные темы контрольных работ

  1. Психическое развитие и его основные показатели.
  2. Методы возрастной психологии.
  3. Ведущий вид деятельности как показатель психического развития.
  4. Факторы психического развития.
  5. Показатели психического развития.
  6. Движущие силы психического развития.
  7. Проблема возрастной периодизации.
  8. Понятие нормы в возрастной психологии.
  9. Психическая депривация и ее признаки.
  10. Генетические и пренатальные факторы развития.
  11. Психофизиологическая характеристика младенш.
  12. Речь и её эволюция в раннем возрасте.
  13. Развитие социальных эмоций в раннем детстве.
  14. Развитие познавательной сферы дошкольника.
  15. Роль игры в психическом развитии дошкольника.
  16. Кризисные явления шести лет.
  17. Основные показатели готовности ребенка к обучению в школе.
  18. Особенности познавательных процессов младшего школьника.
  19. Причины подросткового кризиса.
  20. Динамика социальных отношений подростка.
  21. Особенности социализации в ранней юности.
  22. Проблема выбора профессии в ранней юности.
  23. Период взрослости и его стадии.
  24. Общение и развитие личности в геронтогенезе.
  25. Особенности развития конкретных психических процессов на разных стадиях онтогенеза по выбору студента.

Примерные темы рефератов

1.Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
2. Кризис одного года.

3. Кризис трех лет

4. Кризис семи лет.

5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.

6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).

7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.

8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.

9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.

10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.

11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.

12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.

13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.

14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.

15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.

17. Психологическая характеристика личности учителя.

18. Мотивы учения младших школьников.

19. Самооценка в младшем школьном возрасте.

20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.

21. «Трудные дети» и методы работы с ними.

22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
23. Социальная ситуация в подростковом возрасте.

24. Межличностные конфликты в общении подростков.

25. Мотивация поведения подростков.

26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.

27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
30. Молодость – «аванс на будущее».

3. Примерные вопросы к экзамену

 

1. Предает, задачи и методы возрастной психологии.

2. Психическое развитие и его основные показатели.

3. Факторы психического развития.

4. Движущие силы психического развития.

5. Общие закономерности психического развития.

6. Проблема возрастной периодизации.

7. Психическая депривация и ее признаки.

8. Современные теории психической депривации.

9. Типы депривированнои личности ребенка в детских учреждениях,

10. Депривация в семье.

11. Депривация и сепарация.

12. Депривация и изоляция.

13 Половые различия в динамике онтогенеза.

14.Динамика внутриутробного развития и развития новорожденного.

15.Динамика психического развития младенца.

16. Динамика психического развития от 1 года до трех лет.

17. Динамика психического развития от 3 до 5 лет.

18. Динамика психического развития от 5 до 7 лет.

19. Психические показатели готовности ребенка к обучению в школе.

20. Динамика психического развития младшего школьника.

21. Динамика психического развития подростка.

22. Динамика психического развития в ранней юности.

23. Динамика психического развития в первом периоде взрослости.

24. Динамика психического развития в пожилом и старческом возрасте.

VIII. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Условия допуска к экзамену:

при условии выполнения следующих требований:

· посещение практических занятий в полном объеме (допускаются пропуски по уважительным причинам, но не более чем 30% от общего объема аудиторных часов;

· выполнение полного объема самостоятельной работы.

 

Форма и содержание экзамена:

экзамен проводится в устно-письменной форме.

Критерии оценивания:

На экзамене выставляются:

оценка отлично – если студент ответил на два вопроса билета и дополнительный вопрос»;

оценка хорошо – если студент ответил на два вопроса билета, но не ответил на дополнительный вопрос»;

оценка удовлетворительно – если студент ответил на один вопрос билета и дополнительный вопрос»;

оценка неудо влетворительно если студент не ответил ни на вопрос билета, ни на дополнительный вопрос.


IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИЛПИНЫ [2]

Литература

Основная

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., ЮРАЙТ, 2010
  2. Волков Б.С. Возрастная психология. М., Академический Проект. 2008
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  4. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом Университет, 2002.
  6. Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
  8. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996.
  11. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Тривола, 1995.
  12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: ИЦ «Академия», 2000.
  13. Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.И. Подольский. М.: РПО, 1999.
  14. Хрестоматия по детской психологии / Под. ред. Г.В. Бурменской. М.: Ин-т практической психологии, 1996.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  16. Эльконин ДБ. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Дополнительная

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, Деловая книга,2002

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., ЮРАЙТ. 2010

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1998

4. Альперович В. Б. Геронтология. Старость. Социокультурный портерт М., Приор, 1998

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания М.,Наука, 2000

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания воспитания и семейных отношений М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999

7. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии.2008.№3. С.55-60.

8. Бардышевская М.К. невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией//Вопросы психологии. 2010. №6. С.33-42.

9. Бауэр Т. Психическое развитие младенца М., Прогресс, 1985

10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М., Институт практ психол., 1995.

11. Венгер А.Л. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками//Вестник Московского университета. 2011. №2. С. 36-47.

12. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства//Вопросы психологии. 2008. №4. С.3-12.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии различия. М., Инст-т практ.псих., Воронеж, Модэк, 1996

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., Педагогика, 1982-1984

15. Гамезо М. В., Герасимова В. С. и др Возрастная психология: Личность от молодости до старости М., Педагогич.общество России, 2000

16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СПб, Речь, 2001

17. Ермолаева М. Практическая психология старости М., ЭКСМО-Пресс, 2002

18. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000

19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000

20. Зеньковский В.В. Психология детства Екатеринбург, Деловая книга, 1995

21. Калашникова М.Б. О модели возрастной сензитивности//Вопросы психологии. 2002.№4. С.98-107.

 

22. Крайг Г. Психология развития СПб, Питер, 2002

23. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости М., Академия, 2002

24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные Абрамова Г.С.Возрастная психология М., Академия, Раритет, 1997

25. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999

26. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики анамального развития детей М., Педагогика, 1989

27. Миллер С. Психология развития СПб, Питер, 2002

28. Мухина В.С. Возрастная психология М., Академия, 1997

29. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка СПб, Питер, 2002

30. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Тривола, 1996 Павлова М.К. Взаимосвязь между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 2008. №3. С. 46-54.

31. Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., Изд-во МГУ, 1981

32. Под ред. С. А. Минюрова Хрестоматия по возрастной психологии Екатеринбург, Уральский гуманитарный институт, 1999

33. Под ред. Т. Д. Марцинковской Детская практическая психология М., Гардарики, 2001

34. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология СПб., Питер, 2001

35. Сапогова Е. Е. Психология развития человека М., Аспект Пресс, 2001

36. Сост. Н. Л. Белопольская Детская патопсихология: Хрестоматия М., Когито-Центр, 2000

37. Сост. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия Минск, Харвест, 2000

38. Фрейд А. Психопатологии детства М., Nota bene, 2000.

39. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте//Вопросы психологии. 2007. №4. С.143-157.

40. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах М., Институт прак. психол., Воронеж, Модек, 1995

41. Эльконин Д.Б. Психология игры М., Владос, 1999

Словари

1.Новейший психологический словарь / Ред.-сост. В. Б. Шапарь. М., 2005. 808 с.

2.Психология: Энциклопедический словарь / Ред.-сост. В. А. Бачинин. М., 2005. 272 с.

3.Рабочий словарь психолога-консультанта / Ред.-сост. В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь, В. Е. Россоха М., 2005. 496 с.

4.Словарь по психоанализу / Ред.-сост. Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. М., 1996. 623 с.

5.Современный словарь иностранных слов. М., 1992. 740 с.

Словари

1. Визуальный словарь: http://psy.vslovar.org.ru/995.html

2. Словари ИНФО: http://www.slovari.info/philosophical/912.html

3. Философия online: Философский словарь: http://phenomen.ru/public/dictionary.php

4. Энциклопедии Mir-X: http://encyc.mir-x.ru/

5. Энциклопедии и словари: Философский словарь: http://encyc.mir-x.ru/slovar.asp?id=5

 

Веб-ресурсы

 

1. Визуальный словарь: http://psy.vslovar.org.ru/995.html

2. Словари ИНФО: http://www.slovari.info/philosophical/912.html

3. Энциклопедии Mir-X: http://encyc.mir-x.ru/

4. Энциклопедии и словари: Философский словарь: http://encyc.mir-x.ru/slovar.asp?id=5

 

X. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.