Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2018-01-07 | 94 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Анатомо-физиологическая перестройка у подростков.
2. Причины подросткового кризиса.
3. Общение подростков со сверстниками и взрослыми.
4. Изменения в структуре личности как главные психические
новообразования в подростковом возрасте.
Литература
Основная:
Дополнительная:
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 9. Психология ранней юности
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Общая характеристика внешних условий и физического развития в ранней юности.
2. Развитие познавательных процессов.
3. Особенности общения в ранней юности.
4. Жизненные планы и выбор профессии.
Литература
Основная:
Дополнительная:
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 10. Психология взрослого
Вопросы для подготовки и обсуждения.
1. Общая характеристика периода взрослости.
2. Стадии развития в периоде взрослости.
3. Возрастная динамика психофизиологических функций.
4. Динамика личностных изменений и социальная ситуация.
|
Литература
Основная:
Дополнительная:
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5 - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Тема 11. Геронтопсихология
Вопросы для подготовки и обсуждения.
Литература
Основная:
Дополнительная:
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, - в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕКУЩЕЙ
Таблица 3
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Подготовка к практическим занятиям | Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений | |
Исследование, осмысление, аргументированное изложение проблемы | Реферат | |
Поиск, анализ, структурирование информации | Контрольная работа |
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.
При изучении курса «Психология развития и возрастная психология» студенты должны усвоить приемы и методы психологического исследования, которые могут быть использованы в дальнейшей их самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. С этой целью в каждой теме содержится материал, вооружающий студентов умениями и навыками психологического исследования.
|
При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы и источников, в проведении наблюдений и экспериментов, в составлении плана работы и ее оформлении. Это необходимо не только для развития умения самостоятельно работать над книгой, но и для развития мысли и психологической пытливости студентов. Мы рекомендуем студентам, прежде чем приступать к написанию реферата или доклада, выполнить следующую работу:
· подобрать по теме необходимую литературу и глубоко ее изучить;
· подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых авторами источников тех или других положений;
· сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить
в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом сочинения;
· умело использовать личные наблюдения, опыт и эксперименты.
Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при подготовке к практическим занятиям, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование, как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе. Также рекомендуется использовать ресурсы Интернет, так как по ряду вопросов с помощью этих ресурсов можно получить доступ к наиболее свежей информации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Последовательность изучения тем представлена в содержании курса. Курс синтезирует наиболее значимые положения о возрастной динамике развития, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологические содержание этих явлений. Тем не менее, курс также затрагивает некоторые аспекты социально-психологического и дифференциально-психологического изучения личности.
Хотелось бы обратить внимание на поэтапность подачи материала для более эффективного его усвоения. Прежде всего, студенты знакомятся с базовыми стратегиями изучения динамики развития личности в психологии. Завершает лекционный курс материал, посвященный характеристике отдельных стадий онтогенеза.
|
Для эффективного освоения курса рекомендуется использовать научно-методический комплекс по данной дисциплине. Следует ознакомиться с такими его составляющими как словарь по дисциплине, содержание основных рассматриваемых тем, список рекомендуемой литературы, планы семинарских занятий и вопросы для итогового контроля по предмету.
Эффективное освоение курса невозможно без активного использования рекомендуемой литературы. Обращаться к ней нужно как при разработке творческих и аналитических проектных работ для семинарских занятий, так и для подготовки к итоговому контролю по дисциплине. При этом, желательно использование как учебной литературы, так и трудов монографического характера и статей в профессиональной и иной прессе.
В качестве итогового контроля предусмотрен устный экзамен по билетам. Для подготовки к нему необходимо использовать как лекционные, так и дополнительные материалы.
Курс имеет, прежде всего, теоретическую направленность, раскрывая содержание основных теоретических понятий, связанных с изучением динамики развития личности. Курс в значительной степени связан и с прикладными задачами современной психологии. Поэтому в курсе вскрываются теоретические положения различных концепций развития личности, и показывается, как эти положения могут быть применены к решению важных задач психологической практики.
VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Примерные темы контрольных работ
Примерные темы рефератов
|
1.Влияние деятельности на развитие личности дошкольника.
2. Кризис одного года.
3. Кризис трех лет
4. Кризис семи лет.
5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.
6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).
7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.
8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.
9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.
10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.
11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.
12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.
13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.
14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.
15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.
17. Психологическая характеристика личности учителя.
18. Мотивы учения младших школьников.
19. Самооценка в младшем школьном возрасте.
20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.
21. «Трудные дети» и методы работы с ними.
22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.
23. Социальная ситуация в подростковом возрасте.
24. Межличностные конфликты в общении подростков.
25. Мотивация поведения подростков.
26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.
27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.
28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.
29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
30. Молодость – «аванс на будущее».
3. Примерные вопросы к экзамену
1. Предает, задачи и методы возрастной психологии.
2. Психическое развитие и его основные показатели.
3. Факторы психического развития.
4. Движущие силы психического развития.
5. Общие закономерности психического развития.
6. Проблема возрастной периодизации.
7. Психическая депривация и ее признаки.
|
8. Современные теории психической депривации.
9. Типы депривированнои личности ребенка в детских учреждениях,
10. Депривация в семье.
11. Депривация и сепарация.
12. Депривация и изоляция.
13 Половые различия в динамике онтогенеза.
14.Динамика внутриутробного развития и развития новорожденного.
15.Динамика психического развития младенца.
16. Динамика психического развития от 1 года до трех лет.
17. Динамика психического развития от 3 до 5 лет.
18. Динамика психического развития от 5 до 7 лет.
19. Психические показатели готовности ребенка к обучению в школе.
20. Динамика психического развития младшего школьника.
21. Динамика психического развития подростка.
22. Динамика психического развития в ранней юности.
23. Динамика психического развития в первом периоде взрослости.
24. Динамика психического развития в пожилом и старческом возрасте.
VIII. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Условия допуска к экзамену:
при условии выполнения следующих требований:
· посещение практических занятий в полном объеме (допускаются пропуски по уважительным причинам, но не более чем 30% от общего объема аудиторных часов;
· выполнение полного объема самостоятельной работы.
Форма и содержание экзамена:
экзамен проводится в устно-письменной форме.
Критерии оценивания:
На экзамене выставляются:
оценка отлично – если студент ответил на два вопроса билета и дополнительный вопрос»;
оценка хорошо – если студент ответил на два вопроса билета, но не ответил на дополнительный вопрос»;
оценка удовлетворительно – если студент ответил на один вопрос билета и дополнительный вопрос»;
оценка неудо влетворительно – если студент не ответил ни на вопрос билета, ни на дополнительный вопрос.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИЛПИНЫ [2]
Литература
Основная
Дополнительная
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, Деловая книга,2002
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., ЮРАЙТ. 2010
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1998
4. Альперович В. Б. Геронтология. Старость. Социокультурный портерт М., Приор, 1998
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания М.,Наука, 2000
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания воспитания и семейных отношений М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999
7. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии.2008.№3. С.55-60.
8. Бардышевская М.К. невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией//Вопросы психологии. 2010. №6. С.33-42.
9. Бауэр Т. Психическое развитие младенца М., Прогресс, 1985
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М., Институт практ психол., 1995.
11. Венгер А.Л. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками//Вестник Московского университета. 2011. №2. С. 36-47.
12. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства//Вопросы психологии. 2008. №4. С.3-12.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии различия. М., Инст-т практ.псих., Воронеж, Модэк, 1996
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., Педагогика, 1982-1984
15. Гамезо М. В., Герасимова В. С. и др Возрастная психология: Личность от молодости до старости М., Педагогич.общество России, 2000
16. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СПб, Речь, 2001
17. Ермолаева М. Практическая психология старости М., ЭКСМО-Пресс, 2002
18. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000
20. Зеньковский В.В. Психология детства Екатеринбург, Деловая книга, 1995
21. Калашникова М.Б. О модели возрастной сензитивности//Вопросы психологии. 2002.№4. С.98-107.
22. Крайг Г. Психология развития СПб, Питер, 2002
23. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости М., Академия, 2002
24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные Абрамова Г.С.Возрастная психология М., Академия, Раритет, 1997
25. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999
26. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики анамального развития детей М., Педагогика, 1989
27. Миллер С. Психология развития СПб, Питер, 2002
28. Мухина В.С. Возрастная психология М., Академия, 1997
29. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка СПб, Питер, 2002
30. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Тривола, 1996 Павлова М.К. Взаимосвязь между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 2008. №3. С. 46-54.
31. Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., Изд-во МГУ, 1981
32. Под ред. С. А. Минюрова Хрестоматия по возрастной психологии Екатеринбург, Уральский гуманитарный институт, 1999
33. Под ред. Т. Д. Марцинковской Детская практическая психология М., Гардарики, 2001
34. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология СПб., Питер, 2001
35. Сапогова Е. Е. Психология развития человека М., Аспект Пресс, 2001
36. Сост. Н. Л. Белопольская Детская патопсихология: Хрестоматия М., Когито-Центр, 2000
37. Сост. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия Минск, Харвест, 2000
38. Фрейд А. Психопатологии детства М., Nota bene, 2000.
39. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте//Вопросы психологии. 2007. №4. С.143-157.
40. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах М., Институт прак. психол., Воронеж, Модек, 1995
41. Эльконин Д.Б. Психология игры М., Владос, 1999
Словари
1.Новейший психологический словарь / Ред.-сост. В. Б. Шапарь. М., 2005. 808 с.
2.Психология: Энциклопедический словарь / Ред.-сост. В. А. Бачинин. М., 2005. 272 с.
3.Рабочий словарь психолога-консультанта / Ред.-сост. В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь, В. Е. Россоха М., 2005. 496 с.
4.Словарь по психоанализу / Ред.-сост. Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. М., 1996. 623 с.
5.Современный словарь иностранных слов. М., 1992. 740 с.
Словари
1. Визуальный словарь: http://psy.vslovar.org.ru/995.html
2. Словари ИНФО: http://www.slovari.info/philosophical/912.html
3. Философия online: Философский словарь: http://phenomen.ru/public/dictionary.php
4. Энциклопедии Mir-X: http://encyc.mir-x.ru/
5. Энциклопедии и словари: Философский словарь: http://encyc.mir-x.ru/slovar.asp?id=5
Веб-ресурсы
1. Визуальный словарь: http://psy.vslovar.org.ru/995.html
2. Словари ИНФО: http://www.slovari.info/philosophical/912.html
3. Энциклопедии Mir-X: http://encyc.mir-x.ru/
4. Энциклопедии и словари: Философский словарь: http://encyc.mir-x.ru/slovar.asp?id=5
X. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!