Занятие 6 объекты озеленения города — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Занятие 6 объекты озеленения города

2018-01-07 190
Занятие 6 объекты озеленения города 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: изучение основных элементов японского сада для организации пространства перед фасадами зданий и во внутренних двориках.

Материалы и оборудование: ПРОРПАП

В последние годы в нашей стране и за рубежом широко исполь­зуют основные элементы японского са­да для организации пространства перед фасадами зданий и во внутренних дво­риках, при создании микроскверов и для других целей.

Японский сад – это уголок естест­венной природы в миниатюре; он может занимать площадь всего лишь в несколько квадратных метров. Для имитации создаваемых в саду природ­ных объектов применены различные материалы. Например, большой камень изображает гору, маленькие камни и булыжники – водопад или горный по­ток, белый гравий – море, куча пес­ка – холм, каменная башня – горный храм и т. д.

Строгие линии и безупречные гео­метрические фигуры (круги и квад­раты) редки. Наиболее распространенымасимметричные композиции из камней и гальки, мхов и невысоких растений, групп деревьев, в которых используют различные древесные породы с учетом периодов их роста и цветения. Преоб­ладающими красками являются зеле­ная, серая и коричневая, дополнен­ные яркими пятнами в виде цветов и плодов. Кроме того, в японских садах имеются большие площади свободного пространства, занятого га­зоном, песком или гравием.

При проектировании сада следует учитывать место расположения участ­ка, его размеры и формы, назначение а также стиль композиции. На эскиз наносят территорию участка, предназ­наченного для сада (рис. 6.1), опре­деляют расположение сада по отно­шению к сторонам света, показывают все элементы на участке и вокруг него, которые будут включены в экспози­цию, отмечают основные точки обзора сада. На участке рисуют сетку из девяти прямоугольников. Четыре цент­ральные точки — силовые; на одной из них должен находиться центральный элемент сада, например большой ка­мень.

Участок сада делят на две части (рис. 6.2). Чтобы зрительно увели­чить размер сада, главную часть раз­мещают как можно дальше от основной точки обзора. Камень располагают в главной части сада, на центральной точке, и устанавливают фасадом к ос­новной точке обзора. Для баланса на центральной точке, находящейся по диагонали от той, где расположен главный камень, размещают два камня меньших размеров.

Главную часть сада заполняют ра­стениями, другую часть для контраста оставляют свободной. Правильное раз­мещение в главной части сада расте­ний и других элементов достигается применением метода моделирования. С этой целью специально изготавли­вают масштабные модели деревьев и кустарников, тсукубаи (традиционный элемент япон­ского сада, представляющий собой каменный водный бассейн в виде бочек высотой около 20-30 см (иногда 50-60 см). В некоторых случаях тсукубаи может находиться на уровне земли.), каменного фо­наря и других элементов, по форме и цвету близких к натуре. Все эле­менты сада и растения размещают на рельефном макете территории, покрытом слоем пластилина, чтобы моде­ли хорошо держались и чтобы их мож­но было легко перемещать по мере на­добности. В процессе размещения на макете всех элементов сада анализиру­ют правильность композиционного ре­шения. Найдя оптимальный вариант, выполняют проект на бумаге.

 


Рисунок 6.1 – Внутренний дворик. Эскиз генплана

 

В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, при этом используют не­обработанные камни, покрытые ржав­чиной или мхом, подвергшиеся ветро­вой и водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, кра­сного или пурпурного цвета, реже – белого. Композицию составляют, как правило, из нечетного числа камней: семь, пять, три. В первом варианте камни группируют по схеме «три–два-два» или «два-три-два». Композиция из трех камней, вклю­чающая один большой центральный ка­мень и два небольших, – традицион­ная и наиболее популярная. В компо­зиции из пяти и более камней вер­шины должны составлять треугольники с одной общей точкой, которая может быть опущена.

Камни устанавливают на поверх­ности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверх­ности земли. Пространство между ними

можно засеять травой или засадить кустарником.

 
 


Рисунок 6.2 – Модульные элементы в благоустройстве. Пример компоновки единичных элементов в группу

 

Каменные группы можно разме­щать в пруду или вдоль берега на основаниях из меньших камней или кирпичей. Уровень воды является основной линией, относительно которой располагают камни.

Каменные тропинки и тротуары – неотъемлемый элемент японского сада. Для устройства тропинок используют камни с одной ровной стороной (не­ровную зарывают в землю), длинная ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна направлению тропинки.

На широком открытом пространстве лучше смотрятся тротуары из обрабо­танного камня, кирпича или бетона правильной формы, которые хорошо вписываются в естественно и асим­метрично размещенные элементы сада. При устройстве тротуаров выбирают наиболее оптимальную схему размеще­ния камней, учитывая их окраску и размеры. Расстояние между камнями зависит от их размеров; так, между кирпичами или небольшими камнями оно принято равным приблизительно 1 см. Для скрепления мелких камней применяют цементный раствор, боль­шие зарывают в землю; промежутки между камнями заполняют мхом или низко стелющимися растениями.

В японских садах широко исполь­зуют песок и мелкий гравий (до 2 мм) разнообразных цветов и оттенков – от белого и серого до темно-коричне-вого и черного. Чаще всего песок или мелкий гравий размещают на небольших участках сада, защищенных от ветра, и ограничивают бордюром из кирпича или камня (во избежание засорения лужаек). Устраивают такие участки следующим образом: на утрам­бованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6 см и граблями наносят рисунок – волны, рябь при благоприятных погодных условиях он сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок досыпают. Песчаную поверх­ность периодически опрыскивают во­дой.

Каменные фонари – украшение са­да. Как правило, их располагают у по­ворота тропинки, на краю водоема или ручейка, вблизи моста или около тсукубаи. Фонарь обычно является основным элементом в группе с не­большими камнями, иногда позади него размещают дерево. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу (рис. 6.3-6.4).

В японском саду используют сле­дующие виды фонарей:

- тачи-гата (пьедестальные) высотой до 1,5 м (иногда до 3 м), предназна­чены для больших садов;

- икекоми-гата (скрытые), чаще все­го располагают около тсукубаи, но мо­гут быть размещены и в любом дру­гом месте сада; свет от них направлен в землю;

- ока-гата (маленькие), обычно раз­мещают на краю пруда, в стороне от тропинки, или в очень маленьком внутреннем саду;

- якими-гата (кажущиеся покрытыми снегом), устанавливают около водое­мов. Фонари этого типа бывают с квадратной и круглой крышей, имеют в основании каменные или бетонные подставки. Для смягчения света при­меняют матовое стекло.

 
 

 

 


Рисунок 6.3 – Композиции из песка; каменные фонари

а – тачи-гата; б – икекоми-гата; в – якими-гата

 

Каменные башни – декоративный элемент японского сада – всегда име­ют нечетное число ярусов с пластин­ками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. В маленьком саду хо­рошо смотрится пятиярусная башня

Башни размещают около тсукубаи, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями.

Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изго­родью или в центре сада. Около него можно установить каменный фо­нарь.

Для тсукубаи вырывают котлован глубиной около 15 см, в центре его укладывают стальную трубу. Тсукубаи размещают на краю котлована, на 20-30 см выше поверхности земли. С каждой стороны котлована, на 5-10 см ниже высоты тсукубаи, уста­навливают по камню; высота камня – около 5 см, На дно котлована под" уклоном, необходимым для слива воды в трубу, укладывают тонкий слой бетона; отверстие для слива маскируют галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема насыпают гальку диаметром 2-3 см. Простран­ство между большими камнями запол­няют маленькими, в случае необходи­мости их соединяют цементным раст­вором. Вокруг камней можно насыпать землю, посеять траву, посадить папоротник.

Вода в тсукубаи подается по медным или полихлорвиниловым трубам или по шлангам, протянутым под зем­лей или за посадками.

Иногда тсукубаи устанавливают без дренажа, в этом случае выплескиваю­щаяся вода образует небольшой ручеек.

Шиши-одоши, или «оленье пуга­ло», – устройство, которое первона­чально использовалось для отпугивания оленей и диких кабанов, уничтожав­ших растительность. В настоящее вре­мя шиши-одоши применяют как деко­ративный элемент сада. Принцип его действия заключается в следующем: вода, подаваемая через узкую бамбуко­вую трубу в наклонно установленную более широкую, укрепленную на метал­лическом стержне собира­ется в полой части последней. Под действием собственной силы тяжести этот конец широкой трубы опускается к земле, выливая воду, при этом другой ее конец становится тяжелей и быстро падает, ударяясь о камень и издавая громкий звук. Периодическое движение шиши-одоши вверх-вниз создает эф­фектный контраст с неподвижными элементами сада.

Располагают шиши-одоши, как правило, на краю пруда, в который стекает вода, или на возвышенности, используя его как источник ручейка или небольшого водопада. Ширина устраиваемых в японских садах ру­чейков не более 1 м, глубина 5-15 см, уклон до 3°. Скорость течения воды можно увеличить за счет уста­новки по обеим сторонам ручейка двух камней, сужающих его русло. На излу­чине или при быстром течении берега ручейка укрепляют камнями. Для при­дания определенной формы и предотвращения застоя воды на его дно укладывают тонкий слой бетона. Вдоль берега или в русле высаживают не­высокие растения — по одиночке или маленькими группами.

Берега водоемов укрепляют при по­мощи травянистой растительности, в частности японских ирисов, а также круглых деревянных обожженных стол­биков диаметром до 10 см, которые вбивают вдоль берега на небольшом расстоянии друг от друга или раз­мещают группами на высоте 10—30 см от уровня воды.

Берега глубокого пруда укрепляют большими естественными камнями, укладываемыми вдоль береговой линии.

Украшение сада – мосты через водные или «сухие» потоки. В саду с естественной ландшафтной архитек­турой лучше выглядит мост из плоских каменных плит или из грубых деревянных планок. Если в саду имеются композиции из камня, эффектнее смотрится мост из неотесанной каменной плиты.


Рисунок 6.4 – Мостики:

а – из гладких каменных плит; б – из грубых деревянных планок; в – из неотесанной каменной плиты

 

Иногда в японских садах устра­ивают «сухой» ручей, где течение воды имитируется маленькими камня­ми. В зависимости от размеров камней и способа их укладки «сухой» ручей может быть в виде «ленивого» или горного потока.

Особое внимание в японском саду уделяют оформлению берегов пруда с тем, чтобы используя отражательную способность воды, создать на ее зер­кальной поверхности своеобразные картины. Для этого уровень воды в пруду поддерживают почти на уровне берегов.

Конфигурация пруда обычно имеет неправильную форму; в нем устраи­вают миниатюрные острова, засажен­ные травянистой растительностью и деревьями, или размещают каменную башню.

Неотъемлемой частью японского сада являются бамбуковые изгороди и плетни. Изгородь высотой 1-2 м устанавливают на естественной границе участка. Изготовляют ее так: по задан­ному рисунку бамбуковые палки раз­личной толщины прикрепляют верев­ками к горизонтальным жердям диа­метром 3-4 см, которые, в свою оче­редь, крепят на столбах из кипариса, кедра или клена (диаметр крайних – 7,5, промежуточных – 6 см).

Низкие или высокие плетни из бам­буковых палок или тонких веток деревьев отделяют части сада друг от друга (рис. 6.5).

В японском саду широко использу­ют посадки низкорослых кустарников, имитирующих высокорослые кустарни­ки и деревья (например, сосны), под которыми размещают вечнозеленые ра­стения (аспидистру, аукубу, камелию, магонию, рододендрон и др.). На за­тененных и сырых участках, а также там, где кусты и другие растения выглядели бы слишком громоздкими, высаживают мох, на сухих, хорошо освещенных – различные виды бамбу­ка.

Растения в японском саду размещают следующим образом.

Наиболее солнечными являются северные участки сада, поэтому они ос­новные для посадки растений. Деревья в северо-восточной части сада пред­ставляют «лес», в его центре уста­навливают фонарь. Песок и мелкая галька, занимающие большую часть са­да, имитируют «море». Позади компо­зиции из камня на юго-восточной части располагают посадки из бамбука. В нижнем ярусе сада высаживают мох, папоротник, кустарники и травянистую растительность. Небольшие деревья и кустарники, цветущие в разное время года, размещают повсюду – для конт­раста с высокими вечнозелеными растениями. Большую выразительность садовому ландшафту придают неболь­шие насыпные холмы с низкими ра­стениями.

 
 

 


Рисунок 6.5 – Бамбуковые изгороди и плетни

а, б – бамбуковые изгороди; в – бамбуковый плетень

 

Растения подбирают с учетом осо­бенностей климата и почв региона. Вы­соту, а также форму некоторых из них постоянно поддерживают путем перио­дической подрезки в любое время года, но лучше весной или после цвете­ния (рис. 6.6).

 
 

 


Рисунок 6.6 – Проект японского сада

А – открытая веранда; Б – ворота; В – каменные плиты; Г – каменный тротуар; Д – бамбуковый плетень; Е – каменная тропинка; Ж – тсукубаи; З – каменный фонарь; И – шиши-одоши; К – гравий; 1– вечнозеленые растения для уголка средних размеров (падус, питтоспорум тобира); 2 – растения для заполнения участков между деревьями (питтоспорум тобира, аралия японская); 3 – цветущие карликовые растения, высаживаемые на затененных участках около воды (астильба, колокольчик крупноцветный); 4 – низкорослые растения для маскировки корней деревьев (арктерика японская, самшит, азалия, гардения, османтус); 5 – вечнозеленые красивоцветущие растения (камелия японская, камелия гвоздичная, падуб тусклый); 6 – растения для формирования зеленого покрова (кукушкин лен обыкновенный, плаун обыкновенный, офиопогон японский, можжевельник распростертый, толокнянка аптечная); 7 –деревья с красивыми цветками или осенними листьями (клен веерный, дерен флоридский, ирга канадская, клен гиннала, абрикос китайский); 8 – растения для посадки вдоль каменной тропинки (карликовый бамбук); 9 – высокие деревья (сосна Тунберга, сосна густоцветковая, криптомерия японская, кипарисовик туполистный, тсуга канадская);10 – зелень для посадки перед высокими деревьями (лавр американский, лавр благородный, фотия); 11 – красивоцветущие кустарники (хеномелес лагинария, сирень обыкновенная, вейгела); 12 – невысокие растения для затененных участков (функия, купена, аспидистра высокая); 13 – кустарники с красивыми цветками и плодами (форзиция поникшая, вейгела); 14 – низкорослые растения, высаживаемые около большого камня (многорядник, страусник обыкновенный, лириопе); 15 – растения, маскирующие корни деревьев (ардизия, азалия индийская, кандина домашняя, гардения, функия); 16 – деревья с красивыми листьями, цветками или плодами (клен веерный, бересклет крылатый, клен гиннала, дерен флоридский, слива); 17 – бамбук, высаживаемый вокруг камней (бамбук золотистый, бамбук черный); 18 – цветущие деревья или кустарники (абрикос китайский, абрикос обыкновенный, багрянник китайский); 19 – невысокие растения для насыпного холма (азалия, самшит); 20 – растения для создания небольших групп (функия, нандина домашняя, мискантус, хвощ), 21 – цветущие кустарники (форзиция, керия японская); 22 – цветущие кустарники (спирея сливолистная, спирея бумальда, хеномелес лагинария, сирень обыкновенная); 23 – небольшие растения (функия, ирис, японский хвощ)

В наши дни японские сады (или уголки) устроены в различных городах мира, в том числе и в нашей стране: японский сад – в Главном Ботаниче­ском саду АН РФ в Москве, «Сад камней», созданный японскими специа­листами, – в Находке, уголок японско­го сада – в Сочи.

В городах страны с учетом своих возможностей и имеющихся материа­лов можно использовать в озеленении городов элементы японского сада, по­зволяющего разнообразить архитектур­ный облик типовой застройки, созда­вая своеобразные уголки живой приро­ды в городской черте.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что характеризует «Японский сад»?

2. Назовите перечень сооружений и объектов озеленения на участке школы.

3. В чем заключается целевое назначе­ние насаждений на участке больницы?

4. Как подбирают ассортимент деревь­ев и кустарников для озеленения про­мышленных предприятий?

5. Охарактеризуйте основные этапы создания зеленых насаждений.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.