Нравственных качеств у дошкольников — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Нравственных качеств у дошкольников

2018-01-07 273
Нравственных качеств у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности

является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс,

направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и

предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к

труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это

целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения

высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с

идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,

устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,

соответствующие современному образу жизни, сформировать активную

жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих

поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Дети

проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне

представления до полного овладения его содержанием.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально

необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние

стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть,

достоинство.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как

именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению

нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса

формирования личности ребенка.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать

следующим образом - формирование определенного набора нравственных

качеств, а именно:

- гуманности;

- трудолюбия;

- патриотизма;

- гражданственности;

- коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого

человека.

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных

взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение

эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня

нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к

воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как

перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки

поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф.

Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как

морас – мораль.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс

формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных

чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,

устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,

соответствующие современному образу жизни, сформировать активную

жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих

поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие

педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное

поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых

знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание

сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его

названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне

знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто

существует для него, это – знание».

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и

навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит

интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей,

накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных

поступков, развивается способность действовать в соответствии с

доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется

исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все

чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота,

замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное

воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей

общества и требует разработки новых форм организации процесса

нравственного воспитания старших дошкольников. Появление в дошкольной

педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением

ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий

современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей

дошкольного возраста.

Образовательная ситуация- это специальное проектирование и

использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом

процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах

образовательной (непосредственно организованной образовательной

деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и

детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной,

изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении

художественной литературы).

В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения

России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет

приоритет нравственного воспитания дошкольников.

Так вОбщих положенияхотмечено, чтоодним из основных принципов

ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение

следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДОпредставляет собой совокупность обязательных требований

к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-

нравственного воспитания дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-

нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет)

зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и

реализовывается в различных видах деятельности: игровой,

коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора,

конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной,

музыкально-ритмической. Втребованиях к условиям реализации основной

образовательной программы ДОговорится о том, чтоусловия, необходимые

для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

·

обеспечение эмоционального благополучия через уважительное

отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

·

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между

детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным,

религиозным общностям и социальным слоям;

·

взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка,

непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная

культура дошкольников складывается из установки положительного

отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать

социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и

целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания

дошкольников.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала

на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к

дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений

старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей

их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к

старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают

играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к

окружающим.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может

возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок

может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга,

который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок

в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По

мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от

своего непосредственного источника и начинает существовать как

относительно самостоятельное субъективное явление”.

Отечественные психологи считают, что нравственное развитие

осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к

изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе

основывается на учете смены последовательных стадий нравственного

развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные

уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах

поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей.

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют

современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С.

Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой

эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной

организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с

методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В

своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных

чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях

отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности

ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача

нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие

моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать

внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой

культурой отношений между людьми, которые будут определяться

социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое

общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности

каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного

мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных

поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности

имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к

соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы

сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала

моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и

глубокого понимания их необходимости

Семинар 9


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.