Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках КП — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках КП

2018-01-07 204
Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках КП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К. Маркс предлагал революционный путь адаптации к новым социальным условиям.

«...Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя, развивают определенные отношения друг к другу, и... характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразованием простом этих производительных сил»[18]. Маркс отмечает, что наступает момент, когда внутри способа производства несоответствие между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений возникает антагонистический конфликт, мешающий дальнейшему развитию. Единственный способ решить этот конфликт - революционный, надо сменить старые производственные отношения на новые. «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону, - пишет он. - Поэтому положительное упразднение частной собственности, как присвоение человеческой жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение человека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию»[19]. Маркс не использует понятие "адаптация", которое, по-видимому, могло ему казаться слишком механистическим. Согласно его точке зрения, человеку свойственно активное отношение к миру, стремление управлять им и подчинять своим целям; люди не просто "адаптируются" и "вписываются в" окружающую среду.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают категорию социальных связей в контексте материалистического понимания общества. Они отмечают зависимость социального строя от социальных связей - именно родовых, в обществах, где труд не получил достаточного своего развития(разделение труда). Маркс и Энгельс отмечают материалистический характер между людьми в капиталистическом обществе, «связь, которая обусловлена потребностями и способом производства и так же^стара, как сами люди, - связь, которая принимает все новые формы и, следовательно, представляет собой "историю", вовсе не нуждаясь в существовании какой-либо политической или религиозной нелепости, которая еще сверх того соединяла бы людей»[20]

По мнению Г.С.Батищева переведенные источники Маркса неверны в одном понятии: «переводчики текстов "Манифеста..." и "Капитала " на русский неправомерно заменили термин общение (Verkehr) - обменом, откуда и возник "способ производства и обмена," хотя должно быть производства и общения. Потому что производство отличается тем, что оно соотносится с человеком, каков человек, таков и продукт труда, каково общение, таково и производство. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства. Термин "Verkehr" в "Немецкой идеологии" имеет очень широкое содержание. Этот термин включает материальное и духовное общение отдельных индивидов, социальных групп и целых стран. Маркс и Энгельс в своей работе доказывают, что материальное общение, и прежде всего общение людей в процессе производства, является основой всякого иного общения. В терминах "Verkehrsform", "Verkehrsweise", "Verkehrsverhaltnisse", "Produktions- und Verkehrsverhaltnisse" ("форма общения", "способ общения", "отношения общения", "отношения производства и общения"), которые употребляются в "Немецкой идеологии", нашло выражение формировавшееся в это время у Маркса и Энгельса понятие производственных отношений»[21].

Р. Дарендорфу принадлежит понятие эволюционного конфликта как формы адаптации в непостоянном обществе. Именно в конфликте.находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами[22]. Суть конфликта - это продвижение к более высоким статусным позициям, чем имеющиеся, т.е. конфликт - это борьба за статус, который раскрывает больший доступ к власти, ресурсам[23]. Разрешение конфликта, как механизм адаптации: социальная и индивидуальная мобильность, объединение в группы - диаспора, рациональное урегулирование, мирное разрешение. Способы разрешения конфликта, как способы адаптации: 1. Подавление. 2. Отмена - любая попытка в корне ликвидировать противоречия. 3. Регулирование.

Л.А.Козер рассматривает адаптацию, как одну из функций конфликта, наряду с интегративными, т.е. способствует сплочению и развитию социальной группы. Конфликты, не задевающие базовые ценности, повышают адаптивность всей социальной системы, сплачивают группу перед лицом внешней опасности, служат фактором социальной интеграции и укрепляют самосознание. Отмечает влияние социальных связей внутри группы на интенсивность конфликта. Так чем сплоченнее группа, тем интенсивнее конфликт, так как при тесных связях у людей выражение любви и ненависти более эмоциональны, тем более чаще правила групп запрещают открытое выражение недовольства, поэтому оно аккумулируется и выражается с большей остротой. Группы, которые поглощены непрерывной внешней борьбой, обычно претендуют на абсолютную личностную вовлеченность своих членов.

«Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающих принципы взаимодействия между группой и индивидами. Общество может развиваться только в условиях конкуренции, цивилизованной борьбы, творческого состязания людей, веще, идей».

Выводы

Конфликтная парадигма отличается тем, что основой развития социума выступает — конфликт. Попадая в новый социум социокультурные ценности индивида вступают в конфликт с ценностями социума-реципиента. В этой парадигме в рамках моей темы интересны мысли Козера о сплочении группы перед лицом неизвестности, в конфликтной ситуации. Переезд в новый социум создает конфликт вокруг мигрантов. В результате они могут сплачиваться своей семейной группой, с группой жителей лагерей для переселенцев и поддерживать эти социальные связи. Можно узнать, поддерживают ли они их до сих пор и чувствуют ли такое единение, и остался ли вообще за время их жизни данный конфликт между двумя обществами в их субъективном мире. Предложенные Дарендорфом методы выхода из конфликта могут выступать как одни из вариантов адаптивного поведения, т.е. либо мигрант принимает конфликт и осознанно его регулирует, либо отрицает и возвращается к нему снова и снова и в результате своей включенности в новый социум не ощущает. Используют ли мигранты такие способы — создание диаспоры, социальная и индивидуальная мобильность - подавления конфликта между двумя социумами (родным и реципиентом) в процессе своей адаптации.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.