Цели и задачи преддипломного проекта — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Цели и задачи преддипломного проекта

2018-01-07 352
Цели и задачи преддипломного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С. А. Губина

 

 

Парадигмы в социологии

 

 

 

Москва

2014 г.

 

Составитель С. А. Губина

УДК

ББК

Г932

 

Рецензент:

Доктор философских наук, профессор кафедры социологии Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева

С. Г. Спасибенко

Г932 Парадигмы в социологии: учебно-методическое пособие к преддипломному проекту. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева. 2014 –..с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. В учебно-методическом пособии содержится общая характеристика основных парадигмальных подходов в социологии. Обращается внимание на методологические компетенции, которые вырабатываются в процессе изучения курса «Парадигмы в социологии» и работы над преддипломным проектом.

Учебно-методическое пособие предназначается для студентов бакалавров, обучающихся по направлению 040100 –Социология с целью теоретической и методологической подготовки к написанию выпускной квалификационной работы.

 

УДК …

ББК …

 

ÓРоссийский химико-технологический

университет им. Д.И. Менделеева, 2014

ÓГубина С. А., 2014

Оглавление

Цели и задачи преддипломного проекта. 3

Раздел 1. Парадигмы в социологии. Общая характеристика. 5

Раздел 2. Структурно-функциональная парадигма (СФП). 10

Раздел 3. Психологическая парадигма (ПП). 17

Раздел 4. Интерпретативная парадигма (ИП). 27

Раздел 5. Конфликтная парадигма (КП). 32

Раздел 6. Технологическая парадигма (ТП). 35

Раздел 7. Объединительная парадигма (ОП). 39

Методические требования к подготовке отчета по парадигмам в социологии. 44

Методические требования к подготовке курсовой работы по парадигмам в социологии (по выбору студента) 45

Методические требования к подготовке преддипломного проекта. 47

Приложение 1. 49

Приложение 2. 59

Приложение 3. 60

 

 

 

Раздел 1. Парадигмы в социологии. Общая характеристика

Основные парадигмы в социологии

1. Структурно-функциональная (СФП): О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон.

2. Интерпретативная (ИП): М. Вебер, А. Щюц, Дж. Мид, Э. Гофман, Г. Гарфинкель, Ч. Кули, П. Бергер, Т. Лукман.

3. Психологическая (ПП): З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Лебон, Г. Тард, Н. К. Михайловский, Е. В. Де Роберти, Л. Уорд, В. Парето.

4. Конфликтная (КП): К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер, Г. Зиммель, Ч. Миллс.

5. Детерминистская (ДП): Дж. Гелбрейт, Р. Арон, Д. Белл, Э. Тоффлер.

6. Объединительная (ОП): П. Сорокин, Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка.

 

Парадигмы в социологии. Общий обзор

Парадигма – определенный взгляд, знание, метод выявления или анализа социальной реальности, который разделяется определенной группой ученых.

Понятие «парадигма» впервые употребил американский ученый Томас Кун в книге «Структура научной революции» (1959). Кун писал: «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решение».

Важнейшее требование парадигмального подхода состоит в том, что любое понятие должно быть рассмотрено в рамках той концепции, к которой оно принадлежит. Это означает, что любая парадигма имеет свой категориальный аппарат, свое видение сущности социальной реальности, свои методологические подходы и свои, соответственно, теоретические концепции.

Отличительной особенностью социологической науки (в отличие от физики или любой другой естественной науки) в том, что парадигмы «не отмирают» - имеет место множество парадигм, их взаимодополняемость в изучении общества, социальной реальности.

 

Причины возникновения парадигм:

1. Новые открытия в науке, в корне меняющие представления об окружающем мире.

2. Глубокие перемены в обществе, меняющие основы жизнедеятельности.

В результате этих двух причин становится невозможным объяснить новую реальность старыми знаниями, понятиями, методами и теориями.

3. Субъективный фактор – появление фигуры ученого (социолога), который в состоянии сделать качественный скачок в развитии социологического знания.

 

Раздел 2. Структурно-функциональная парадигма (СФП)

 

Раздел 3. Психологическая парадигма (ПП)

 

Тема 3. Теоретико-методологические положения теории подражания

Г. Тарда(1843-1904) и психологии масс Г. Лебона(1841-1931)

 

Ф. Гиддингс (1855-1931).

Ключевые категории: социальность, социальный разум, сознание рода, социальная структура, классы (первичные), классы (вторичные), социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс, антисоциальный класс. Методология психологического эволюционизма. Методы анализа. Предмет социологии - изучение объективных процессов эволюции общества и сознательной деятельности людей, коллективного сознания рода. Понятие социальности, имеющее естественное, психологическое происхождение. Сознание рода как психическое свойство человека. Микро- и макроидентичность как высшая ступень сознания рода. Сознание рода и его функции в обществе. Общество психическое по своей природе, создается сознательными усилиями индивидов. Человек – общественное существо благодаря сознанию рода. Взаимодействие человека и общества как проблема соотношения общественного и индивидуального сознания. Социальная структура общества. Жизненные классы. Классы личностей. Социальные классы и их функции. Социальный класс. Несоциальный класс. Псевдосоциальный класс. Антисоциальный класс.

А. Смолл (1854-1926).

Ключевые категории: интересы, конфликт интересов, социальные институты на основе интересов, группы по интересам, этноцентризм, Мы-группа, Они-группа. Методология исследования основана на принципах психологического эволюционизма. Предмет социологии– интересы, как необходимые элементы человеческого действия. Социальная жизнь - результат взаимодействия интересов людей. Классификация интересов по группам: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интересы как основа образования социальных групп, институтов и социальных конфликтов. Социальный конфликт как конфликт интересов. Задача социологии - давать практические советы по совершенствованию социальных институтов, по гармонизации социальных структур и отношений в обществе.

У. Самнер (1840-1910).

Ключевые категории. Группы по интересам. Социальные институты на основе интересов. Институты самоподдержания общества. Институты брака и семьи. Институты самоутверждения. Институт религии связан с инстинктом страха. Концепция норм социального поведения. Понятия: «Мы-группа», «Они-группа». «Этноцентризм». Нравы и обычаи - первичный фактор развития общества. Общество состоит из конкурирующих групп. Конкуренция за выживание в социальном пространстве между группами и индивидами – это особенность социального организма. Законы противостояния групп МЫ – ОНИ. Задачи социологии охватывают две сферы анализа социальных процессов – эволюционных (биологических) и психологических, субъективных. Значение психологического эволюционизма в теоретической разработке проблемы социального взаимодействия, получившей затем развитие в рамках интерпретативной парадигмы.

 

Литература, обязательная для изучения

1. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000.

2. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология CIC - начала CC веков: Тексты. М., 1996.

3. Тард Г. Законы подражания. С.-Петербург, 1892.

4. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

5. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

6. Парето В. Трансформация демократии // Западно-евройпейская социология XIX- начала XX веков: Тексты. М., 1996.

7. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. 1995. № 10; Там же. 1996, №№ 1, 2, 7, 10.

 

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304

 

2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т.

3. История социологии: Учебн. пособие / А. Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997.

4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

6. З. Фрейд. "Психология масс и анализ человеческого "Я", издательство "Современные проблемы", Н. А. Столляр, М., 1926 г.

7. З. Фрейд.Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.Лекции 29 – 35.

8. З.Фрейд. Психоаналитические этюд. Минск: ООО «Попурри», 1997.

9. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: 1989 г

10. Э. Фромм. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П.Ильин.1997.

11. Э. Фромм. Здоровое общество. – В кн.:Психоанализ и культура. – М.: Юристъ,1995.

12. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов»,

13. Л. Уорд «Психические факторы цивилизации», стр. 21, в кн:Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

14. Ф. Гиддингс. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении. Стр. 33. в кн: Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

15. Г. Тард. Законы подражания. - СПб.

16. Фрейд З. «Я» и «ОНО».

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «издательство АСТ – ЛТД», 1998.

18. Фромм Э. Искусство любви.

19. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. (Пер. с англ.).СПб.:Акад. Проект, 2000.

20. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996

21. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

23. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. - М.: 2004.

24. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

Методология и методы.

Для ИП характерен субъективистский подход к изучению социальной реальности, основанный на гуманистической методологии. Методом познания выступает понимание и интерпретация личностных смыслов социальных понятий. Для этого используются качественные методы исследования. Язык исследователя максимально приближен к практике повседневного общения. Метод « конструкции конструкций», конверсационный анализ, фоновые практики, самопрезентация, невербальная коммуникация, представление на сцене и за кулисами, рамки или перспективы анализа и т.д

Литература, обязательная для изучения

1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Источник: http://filosof.historic.ru

2. Вебер М. Основные социологические понятия. Источник: http://sbiblio.com

3. Дж. Мид От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

4. Дж. Мид Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

5. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Источник: http://www.smolsoc.ru

6. Кули Ч. Социальная самость. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

7. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания-М.: Издательство «Медиум», 1995

8. Щюц А. Смысловая структура повседневного мира. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

9. Дж. Мид Азия // Американская социологическая мысль. М., 1994. Источник: http://www.gumer.info

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304

2. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007.

3. Гарфинкель Г. Исследование первичных оснований повседневных действий. Социологическое образование. Том 2. №1, 2002г. Источник: http://soc.lib.ru/su/

4. М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.-

5. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

6. Кули Ч. Первичные группы. Источник: http://www.fidel-kastro.ru

7. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. Источник: http://filosof.historic.ru

8. Щюц А. Структура повседневного мышления. Источник: http://www.countries.ru

9. Гоффман Э. Моральная карьера душевно-больного пациента. Источник: http://elibrary.ru

10. Гоффман Э. Стигма: заметки об управлении испорченной идентичностью. Источник: www.e-reading.biz

11. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. Источник: http://www.smolsoc.ru

12. Зиммель Г. Фрагмент о любви. Источник: http://sbiblio.com

13. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии. Источник: http://uchebnikfree.com

14. М.Вебер. Протестанская этика и дух капитализма. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990.

15. Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Научное издание.: КАНОН-пресс-Ц,, 2000.

 

Литература, обязательная для изучения

1. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Источник: http://www.marxists.org

2. Маркс К. «Экономико-философские рукописи 1944 года». – В кн.: Маркс К. Социология. Сборник. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. –324 с.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Источник: http://ru.wikisource.org

4. 2002. – 289 с.

5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Источник: http://www.gumer.info

6. Козер Л. Функции социального конфликта. Источник: http://e-college.ru

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. - С. 304

2. Маркс К. «Экономико-философские рукописи 1944 года». – В кн.: Маркс К. Социология. Сборник. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. –324 с.

3. Маркс К. Критика Готской программы. Источник: http://www.marxists.org

4. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология. Источник: http://www.marxists.org

5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.: РОССПЭН. 2002. – 289 с.

 

Литература, обязательная для изучения

1. Дж. Гелбрейт. Новое индустриальное общество// В книге Социальная философия. Хрестоматия, ч.2 М.: «Высшая школа» 1994 г.

2. Белл Д. Постиндустриальное общество // В книге Социальная философия. Хрестоматия, ч.1 М.: «Высшая школа» 1994 г.

3. Тоффлер Э. Третья волна /Текст/: /пер. с англ./ / Э. Тоффлер. М.: ООО "Издательство АСТ», 2002.776 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего /Текст/: /пер. с англ./ / Э. Тоффлер.. М.: ООО "Издательство АСТ», 2003. 557 с.

 

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Текст/ / Д.Белл. М.: Академия, 1999.956 с.

3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества /Текст/ / Д.Белл// Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С.Гуревича.М.6 Прогресс, 1986.330 с.

4. Бодрийяр Жан.Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр.,послесл. И прим. Е.А.Самарской._ М.: Республика; Культурная революция, 2006,С.207.

5. Тоффлер Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер.- М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 569 с.

6. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы /Текст/ / В.Л. Иноземцев. М.: «Логос», 2000.304 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура /Текст/ / М.Кастельс. пер. с англ. Под науч. Ред. О.И.Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.608с.

8. Луман Н. Реальность масс-медиа /Текст/ / Н.Луман; пер. с нем. А.Ю.Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.

9. Д. Белл «Культурные противоречия капитализма»// В книге Социальная философия. Хрестоматия, ч.2 М.: «Высшая школа» 1994г

10. Дж. Гелбрейт «Жизнь в наше время»// В книге Социальная философия. Хрестоматия, ч.2 М.: «Высшая школа» 1994 г.

11. "Губарева О.А., Зотов В.В. Молодежная культура в информационно-коммуникативной среде современного общества.- М.: Компания Спутник+, 2007.=138 с.

 

Литература, обязательная для изучения

 

1. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003.

2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. — М.: Политиздат, 1992. — 542, [1] с. — (Мыслители XX века. Редкол.: Т. И. Ойзерман (пред.) и др.)

3. Сорокин П. А. Система социологии — М.: Астрель, 2008. — 1003 с., [1] л. портр.; 22 см. — (Социальная мысль России)

4. П. Бурдье. Социальное пространство и символическая власть.

5. Бурдье П. - Структуры, habitus, практики.

6. http://lib.rin.ru/doc/i/79629p2.html.

7. Штомпка П. «Социология социальных изменений».—М.: Аспект Пресс, 1996.

Дополнительная литература:

 

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009.

2. Гидденс Э. Современность и самоидентичность// РЖ "Социология", 1994, сер.11, №2.

3. Giddens A. Power, the dialectic of control and class structuration // Social class and the devision of labour. Cambridge. Электронная версия: http://soclib.ru.

4. Гидденс Э. Новые правила социологического метода., 1976. cтр. 15 – 16. Современная социальная теория. Новосибирск. 1995г.

5. Бурдье П. ст. «Опыт рефлексивной социологии», «Теоретическая социология. Антология», Мск., 2002.

6. Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд–во Новосибирского университета, 1995.

7. Ключникова Е.В. Три взгляда на проблему национального музыкального искусства. А: Социология науки http://mconf.blogspot.com/2007/11/blog-post_26.html.

8. Горюнова, Л. О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: Дисс.... канд. социол. наук: 22.00.06 Саратов, 2004 181 с.

 

Методические требования к подготовке отчета по парадигмам в социологии

Каждый отчет должен раскрыть содержание теоретико-методологических положений персоналий с обязательным цитированием их трудов.

Структура отчета определена планом лекции. На ее основе подбирается материал из первоисточников для иллюстрации соответствующих положений.

Отчет по парадигме должен содержать грамотно оформленный научный аппарат, с использованием цитат первоисточников по персоналиям.

В отчет входит таблица сравнительного анализа по ключевым категориям различных социологов в рамках определенной парадигмы с последующими выводами сравнительного характера.

Основным методом изучения является сравнительный анализ теоретических положений. Специфика каждой социологической парадигмы должна быть показана на основе сопоставления теоретических подходов каждой парадигмы к рассмотрению таких ключевых положений анализа как:

· Социальная реальность

· Объект

· Предмет

· Метод

· Методология

· Понимание задач социолога

· Ключевые категории, разработанные социологом

· Теоретические концепции, разработанные социологом

· Задачи социологии

 

Каждый отчет завершается таблицей сравнительного анализа по основным методологическим положениям в рамках определенной парадигмы с последующим выявлением общего и особенного в понимании ключевых категорий; формулировкой выводов. Это важнейшая задача на пути подготовки преддипломного проекта, т.к. представляет собой квинтэссенцию проделанной работы, в концентрированной форме позволяющей выявить «остаточное» знание (см. приложение 1).

Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями, научный аппарат строго выверен, к отчету прилагается список использованной литературы. Особо строгие требования предъявляются к оформлению научного аппарата. Рекомендуется активно использовать первоисточники, грамотно оформляя ссылки на цитируемый или использованный материал. Сноски следует делать постранично. Список литературы прилагается по каждой парадигме отдельно. (Подробные методические указания к подготовке отчета по парадигме содержатся в методических пособиях по соответствующим парадигмам. В них также даны образцы составления отчета по парадигмам в социологии).

 

Методические требования к подготовке курсовой работы по парадигмам в социологии (по выбору студента)

В курсовой работе по конкретной парадигме необходимо последовательно раскрыть основные положения парадигмы, дать характеристику по каждому персоналию. Составить сводную таблицу по каждому положению (в каждой парадигме выделяется от 9 до 15 положений). В заключение оценить достоинства и недостатки парадигмы.

Необходимо по каждому представителю парадигмы дать следующий материал:

1. Биографическая справка. Хронологические рамки творчества. Основные труды.

2. Вклад социолога в парадигму. Разработанные ключевые категории и понятия.

3. Характеристика методологических подходов и методов социологического исследования и анализа.

4. Главный исследовательский вопрос.

5. Понимание объекта.

6. Понимание предмета.

7. Понимание социальности.

8. Основные теоретические концепции (в каждой парадигме свои особенности рассмотрения проблем общества, личности, социальных институтов, теории развития, социальной реальности. Об этом говорится в установочной лекции по парадигме).

9. Задачи социологии.

10. Оценка творческого вклада социолога в парадигму. Достоинства и недостатки его подходов.

Провести сравнительный анализ всех персоналией по вышеуказанным позициям в виде сводной таблицы. Найти сходные черты и различия в подходах к пониманию основных положений в рамках парадигмы.

Заключительный вывод по парадигме. Провести заключительный анализ достоинств и недостатков парадигмы.

Самой важной частью курсовой работы является раздел, посвященный раскрытию теоретико-методологических положений социологической парадигмы и возможностей ее использования для написания дипломной работы. Курсовая работа отличается от отчета глубоким изучением первоисточников и умением применить теоретико-методологические подходы к анализу ключевых категорий дипломной работы в рамках рассматриваемой парадигмы.

Для этого необходимо показать, как ключевая категория будущей дипломной работы рассматривается в трудах классиков данной парадигмы, раскрыть ее содержание. Необходимо понять смысл и логику теоретических и методологических подходов каждого из социологов и проявить социологическое воображение с тем, чтобы сформулировать теоретические гипотезы и поставить исследовательские задачи для подготовки выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа защищается с презентацией.

 

Требования к оформлению презентации к защите курсовой работы

Слайд 1. Титульный лист с указанием темы курсовой работы, Ф.И.О. студента, группы, год написания.

Слайд 2. Общая краткая информация о парадигме

Слайд 3. Тема дипломной работы, актуальность проблемы, цель, объект, предмет, ключевые категории

Слайды 4-8. Основные труды и теории социологов в рамках парадигмы (Общая характеристика)

Слайды 9-13. Рассмотреть теории, применимые для анализа ключевых категорий дипломной работы. Сформулировать гипотезы и задачи для дипломной работы, опираясь на анализируемые теории.

Слайды 14-15. Основные выводы.

Методические требования к подготовке преддипломного проекта

Преддипломный проект по социологии пишется студентами в 7 семестре. Работа над преддипломным проектом является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы.

Конечная цель преддипломного проекта – разработать теоретико-методологические основы изучения выбранной темы дипломной работы на основе различных социологических парадигм.

Необходимым условием успешной работы над преддипломным проектом является предварительный выбор темы (в крайнем случае, направления) будущей дипломной работы.Определив тему дипломной работы, следует выделить и ключевые категории в рамках дипломной работы. Необходимо определиться с научным руководителем.

Важным аспектом изучения трудов социологов является умение студента актуализировать теоретико-методологические подходы каждой парадигмы применительно к теме дипломной работы. В связи с этим, основным содержанием преддипломного проекта является проведение парадигмального анализа ключевых категорий дипломной работы. Предстоит проработать ключевые категории дипломной работы в рамках каждой парадигмы, конкретно по персоналиям, сформулировать обобщающие выводы.

Вывод должен содержать: широкий комплексный подход к рассмотрению темы дипломной работы на основе полипарадигмальной теоретико-методологической базы; отразить специфику рассмотрения ключевых категорий дипломной работы в контексте каждой парадигмы; формулировку гипотезы(подгипотез) дипломного исследования с ссылкой на конкретных социологов; постановку исследовательских задач. Это позволит будущему дипломнику определить границы своего исследования (т.е. предмет), сформулировать гипотезы и задачи, наметить способы и методы исследования опираясь на всесторонний, комплексный полипарадигмальный подход.

Таким образом будет достигнута основная цель преддипломного проекта – провести теоретико-методологическое обоснование исследования в рамках выпускной квалификационной работы.

Защита преддипломного проекта происходит на основе презентации.

Методические требования к оформлению презентации к защите преддипломного проекта

Слайд 1. Титульный лист с указанием темы преддипломного проекта, Ф,И.О. студента,

Слайд 2. Тема дипломной работы, актуальность проблемы, цель, объект, предмет, ключевые категории

Слайды 3-8. Основные труды и теории социологов в рамках парадигмы (Общая характеристика)

Слайды 9-13. Рассмотреть теории, применимые для анализа ключевых категорий дипломной работы. Применить научные теории к теме своей дипломной работы. Сформулировать гипотезы и задачи для дипломной работы, опираясь на анализируемые теории

Слайды 14-15. Основные выводы.



Приложение 1

 

Приложение 2

Образец оформления Титульного листа преддипломного проекта

 

Министерство науки и образования Российской Федерации

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Институт химии и проблем устойчивого развития

Кафедра социологии

Преддипломный проект

Полипарадигмальный теоретический анализ категории

«профессионально-статусные установки».

 

Тема выпускной квалификационной работы:

« Формирование профессионально-статусных установок у старшеклассников

(На примере школьников 9-11 классов школы №143 и 143М г. Красноярска)».

 

Выполнила:

студентка группы ПР-43

Панфилова Е.В.

Проверила:

зав. каф. социологии

д. ф. н., профессор

Губина С. А.

 

 

Москва 2013

Приложение 3

Содержание преддипломного проекта

Анализ ключевых категорий «адаптация» и «социальные связи», выполнила Лисевич Яна, дипломница 2009г. Тема дипломной работы:«Типы социокультурной адаптации русскоязычных иммигрантов Германии (на примере Земли Баден-Вюртемберг)».

Научный руководитель С. А. Губина.

Содержание:

1. Введение. Программа исследования.........................................................................................

2. Полипарадигмальный анализ ключевых категорий «адаптация» и «социальные связи»…………………………………………………………………………………....….....

2.1. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках СФП.........

2.1.1. Вывод............................................................................................................................

2.2. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ИП............

2.2.1. Вывод............................................................................................................................

2.3. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках КП............

2.3.1. Вывод............................................................................................................................

2.4. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ДП............

2.4.1. Вывод............................................................................................................................

2.5. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ПП............

2.5.1. Вывод............................................................................................................................

2.6. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ОП............

2.6.1. Вывод............................................................................................................................

2.7. Модель использования социальных сетей-связей иммигрантами в экономической социологии...........................................................................................................................................................

2.7.1. Вывод............................................................................................................................

3. Полипарадигмальный анализ категории молодежи................................................................

3.1. Рассмотрение категории молодежи в рамках СФП....................................................

3.1.1. Вывод............................................................................................................................

3.2. Рассмотрение категории молодежи в рамках ИП.......................................................

3.2.1. Вывод............................................................................................................................

3.3. Рассмотрение категории молодежи в рамках ДП.......................................................

3.3.1. Вывод............................................................................................................................

3.4. Рассмотрение категории молодежи в рамках ПП.......................................................

3.4.1. Вывод............................................................................................................................

4. Заключение. Вывод. Выбор теоретико-методологических подходов к обоснованию гипотезы исследования....................................................................................................................................

5. Постановка задач дипломного исследования..........................................................................

6. Список источников литературы................................................................................................

Вывод.

СФП отличается своим объективистским подходом к изучению общественных процессов, нацеленностью научного знания на изучение законов стабильности общества.

Исходя из анализа подходов представителей данной парадигмы, можно сформулировать основную задачу – выяснить то, как социальные институты посредством диктуемых норм, ценностей влияют на характер адаптации молодых эмигрантов, какие образцы поведения прививаются новым для них обществом. При этом тщательному анализу должна подвергнуться деятельность и влияние на нее таких структурных элементов и институтов как семья,образование, религия, полученная профессия.

Гипотеза исследования: общество в совокупности подсистем воздействует на представления молодых эмигрантов о возможностях и барьерах адаптации и планах деятельности в новой стране проживания.

 

В рамках моей исследовательской работы интересен подход Г.Спенсера, согласно которому в любом обществе царят законы природы, и одной из возможностей адаптации является экономическое преимущество. Социальные связи у Спенсера - осуществляются через овладение языком, символами. Это актуально в рамках адаптации молодежи в
Германии. Действительно, они не смогут обрасти социальными связями, не зная языка,
но язык преподавался им в русской школе, а символическое общение приходит с практикой.
Можно попробовать выяснить, насколько легко им давался немецкий язык и насколько он
помог им на первых этапах адаптации.
Мысль Дюркгейма о важности и адаптивной
функции специализации в обществе также олицетворяет возможное адаптивное
поведение мигранта. Выяснить, что именно предпринимает мигрант - получение образования, стремление к высшему образованию (в Германии это не так легко) и получение специальности, а следовательно и работы, что дает статус, последнее - доход, стабильность, уважение. Дюркгейм отдает большое значение связи индивид-общество. В моей теме это может выйти на задачу: выяснить, существует ли связь со старым российским обществом (через коллективное бессознательное) - или же формируется новая социальная связь с новым обществом, дающая молодому мигранту социальную значимость. Опять же обрести эту значимость он может через
углубление специализации.

Для Парсонса адаптация на уровне индивида - это использование своего потенциала предлагаемых ресурсов и ценностей. Основой выступает - старание, повышение производительности и исполнение своей социальной роли; последнему он отводит адаптивную функцию в рамках личности. Получается, если мигрант хочет найти свое место в обществе и работать во благо структуры, он будет активно впитывать (социализироваться) нормы, ценности, овладевать статусно-ролевой структурой, обрастать социальными связями новой системы. Для интеграции он должен обрасти социальными связями, обрести социальное окружение, впитать язык, т.к. именно язык - основа общения. По Парсонсу именно соц.связи выполняют функцию интеграции, т.е. включения человека, социальные отношения, в новый социум, что важно в случае мигрантов. Здесь можно поставить следующую задачу: выяснить, насколько и какие социальные связи дают мигранту осознать свою включенность, впитать эти роли и ценности, создать культурный мир вокруг себя, благодаря языковому общению. И какие роли и ценности он впитывает, какие связи он использует - родные или же общества-реципиепта. Соответственно, как он формирует свое социальное" окружение, свой культурный мир.

На основе выявленных Мертоном типов адаптации, можно поставить задачу: насколько дозволенные средства достижения одобряемых целей доступны мигранту для конформистского типа адаптации. К какому типу адаптивного действия он прибегает: конформистскому, инновационному, ритуалистскому, ретритистскому, мятежному.

У Конта социальная связь - связь поколений. В случае семей мигрантов, семья — передатчик традиций родного социума для молодежи. Связь с семьей и семейные связи (если перевозятся бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.) могут помогать поддерживать родную культуру. Можно поставить следующую задачу: какую роль играют именно связи с семьей и используются ли они молодежью для адаптации, для поддержки, а может они вообще уходят из семей и стараются жить своей жизнью. Уезжают в другие города, Женятся (выходят замуж) и т.д.; с другой стороны семья может и мешать адаптации к новому социуму.

 

Вывод

В рамках ИП категория социальной адаптации рассматривается на микроуровне – взаимодействия индивидов. Также исследуется проблема адаптивности в рамках социального действия (рационализация – Вебер), категории «возвращающегося домой» А.Шюца. В дипломе будет использована концепция Бергера и Лукмана о роли социального знания в процессе адаптации. Можно поставить задачу проследить, в какой форме проходит адаптация мигранта: в форме вторичной социализации или ресоциализации. Используя предложенную ими модель усвоения нового языка, можно проследить, как используется этот механизм адаптации у мигрантов. Насколько новый язык вошел в их словарный запас, используется ли он в домашней гру


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.