Тема 1.1История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография. Периодизация отечественной истории — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 1.1История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография. Периодизация отечественной истории

2018-01-07 188
Тема 1.1История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография. Периодизация отечественной истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спортивное ориентирование

 

квалификация – академический бакалавр

 

Форма обучения очная

 

 

Автор – разработчик

Гулин А. А., ст. преподаватель

 

 

Великие Луки 2015

 

 

Оглавление

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 4

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

Темы и их краткое содержание. 5

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 22

5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы.. 22

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 26

6.1. Этапы формирования компетенций. 26

6.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины.. 26

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 30

7.1. Рекомендуемая литература (основная) 30

7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 30

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» 30

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 31

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 32

11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и семинарских занятий по дисциплине 33

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 35

Контрольные работы для студентов. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 36

Тексты лекций. 36

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Изучение дисциплины направлено на приобретение студентом:

Знаний: Вариативности исторического развития; фактологии всемирного исторического процесса; основных исторических теорий; причинно-следственных связей всемирного исторического процесса на современном этапе и в прошлом; базисных принципов участия России в современном интеграционном процессе; принципов и возможностей выстраивания конструктивного диалога, в том числе в профессиональной деятельности ОК - 2
Умений: Определения способов решения социально-экономических задач в области истории российского общества; обобщения информацию исторического характера; дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; использования исторических знаний в различных видах деятельности, в том числе в профессиональной; анализа исторических фактов ОК - 2
Навыков и/или опыта деятельности: Владения методами самостоятельного поиска, отбора и анализа исторической научной литературы; самостоятельного изучения исторических источников; в целях поиска исторической информации; основными методами исследований в области гуманитарных дисциплин; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития обществадля формирования гражданской позиции ОК - 2

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части образовательной программы (Б1). В соответствии с учебным планом дисциплина изучается в 1-м семестре на 1-ом курсе по очной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен. Для успешного освоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки студента, полученные при изучении дисциплин «История России», «Всеобщая история», «Новая и новейшая история России и зарубежных стран», «Обществознание», «Мировая художественная культура» и элективных курсов по программе средней общеобразовательной школы.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов Семестры
1 2 3 4 5 6 7 8
Контактная работа преподавателей с обучающимися     - - - - - - -
В том числе:                  
Лекции                  
Семинары                  
Промежуточная аттестация:   экзамен              
Самостоятельная работа студента                  
Общая трудоёмкость часы                  
зачётные единицы                  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Тема или раздел Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа студента Всего часов
  Раздел 1.История как наука.        
1.1 История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Историография. Периодизация истории        
  Раздел 2.Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.)        
2.1 Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь        
2.2 Феодальная раздробленность на Руси. Ордынское владычество на Руси и его последствия. Русь и средневековые государства Европы        
  Раздел 3. Социально-экономическое и политическое развитие единого российского государства (XV – XVII вв.)        
3.1 Образование централизованного Московского государства. Избавление от монгольской зависимости. Формирование сословной системы организации общества        
3.2 Реформы Ивана IV Грозного. Внешняя политика России в XVI веке        
3.3 Смутное время. Самозванцы. Церковный раскол. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII веке        
  Раздел 4.Россия и мир в XVIII – XIX веке        
4.1 Российская империя и мировое сообщество в XVIII веке        
4.2Россия и мировое сообщество в XIX веке        
  Раздел 5. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1922 гг.)        
5.1 Основные отличия социально – экономического развития России и других государств мира в начале XX века        
5.2 Политические преобразования в России до октября 1917 г.        
  5.3 Революция в октябре (ноябре) 1917 г. Гражданская война и интервенция        
  Раздел 6. СССР: этапы развития и сущность советского строя. 1922-1985 гг.        
  6.1 СССР в период строительства социализма (1920 - 1939 гг.)        
  6.2 Советский Союз в годы Второй мировой войны и в годы холодной войны        
  Раздел 7. Россия и мир на современном этапе развития   -    
7.1 Советский Союз в 1985 – 2015 г. Перестройка. Распад СССР. Российская Федерация на современном этапе развития   -    
ИТОГО (в часах)        

 

Темы и их краткое содержание

Первый курс, первый семестр

Раздел 1.История как наука

Раздел 2. Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.)

Тема 2.1Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь

Лекция № 2 (2 часа)

Расселение славянских племен в эпоху Великого переселения народов. Основные версии и этапы становления государственности Древней Руси. Особенности социально – экономического развития Древней Руси. Язычество, как форма религии славян. Принятие Русью христианства.

Семинарское занятие № 2 (2 часа)

Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Проблема этногенеза восточных славян. Образование союзов племен и союзов (Куяба, Славия, Артания или Тмутаракань). Причины и основные теориипоявления государственности у славян. Основные этапы становления древнерусской государственности. Правовое положение населения Руси. «Русская правда», как первый памятник обычаев древних славян. Особенности социально – экономического развития Древней Руси. Язычество, как форма религии славян, его особенности. Византийско – древнерусские связи. Принятие Русью христианства. Возникновение двоеверия. Возникновение единого Киевского государства.

Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:

Основная идея «норманнской» теории.

М. В. Ломоносов как представитель «антинорманнской» теории.

Язычество как форма религии.

Русь и Византия: основы взаимоотношений.

Самостоятельная работа (4 часа)

1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Какие племена поселились на Восточно – Европейской равнине в период Великого переселения народов? Назовите военно – политические союзы славян. Что такое «норманнская» и «антинорманнская» теории, их основные идеи? Какие еще известны теории появления государственности у славян? Какие особенности имело социально – экономическое развитие Древней Руси? Что такое «Русская правда»? Признаки образования Киевской Руси как государства. Какие этапы можно выделить в истории Киевского государства? Охарактеризуйте язычество, как форму религии. Что такое двоеверие? Как происходили взаимоотношения Древней Руси и Византии? Сколько времени занимало принятие Русью христианства? В чем заключается историческое значение принятия Русью христианства?

2. Подготовить реферат на заданную тему.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний: о военно – политических союзах древних славян, различных теориях возникновения государственности на Руси, особенностях социально – экономического развития Древней Руси и взаимодействии с другими государствами этой эпохи

умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов

навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.

 

Тема 4.2 Россия в XIX веке

Лекция № 8 (2 часа)

Реформы Александра I. Создание «Негласного комитета». Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. и его значение. Реформы в сфере образования. Создание министерств. Работа комиссии под руководством М. М. Сперанского и её итоги. Создание Государственного Совета, его полномочия. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Кавказская война (1801 – 1864 г.). Отечественная война 1812 г. Европейские походы русской армии 1813 г. Венский международный конгресс. Государственные военные поселения, положение поселенцев. Контрреформы Александра I (1822 – 1824 гг.) Восстание декабристов 1825 г. и причины его поражения. Восточный вопрос и Крымская война (1853 – 1856 г.). Правление Николая I. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, особые полномочия III отделения, создание жандармских округов. Кодификация российского законодательства. Общественно – политическое движение. Россия в царствование Александра II. «Оттепель» в общественно – политической жизни страны. «Великие реформы» 1860 – 1870 гг. Отмена крепостного права. Контрреформы Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Революционное народничество. Русско – турецкая война (1877 – 1878 г.) Присоединение Средней Азии к России.

Семинарское занятие № 8 (2 часа)

Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов:Два периода правления Александра I – либеральный и консервативный. Программа преобразования России Негласным Комитетом. Меры по решению крестьянского вопроса. Принципы преобразования системы образования. Министерская реформа. Проект государственных преобразований М. М. Сперанского. Создание Государственного Совета, его полномочия. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Войны с Персией и Турцией. Русско – шведская война, присоединение Финляндии. Причины и условия долговременности Кавказской войны. Нападение армии под руководством Наполеона Бонапарта на Россию. План военной компании М. И. Кутузова и меры по его реализации. Партизанская война. Битва при Бородино и Тарутинский маневр. Оставление Москвы французам. Причины отступления Наполеона из Москвы. Разгром армии Наполеона. Европейские походы русской армии 1813 г. Венский международный конгресс и его последствия. Государственные военные поселения, положение поселенцев. Общества декабристов: «Союз спасения», «Союз благоденствия», Северное и Южное общества. Причины восстания декабристов 1825 г. и его поражение. Меры Николая I по укреплению государственной власти. Причины, ход и итоги Крымской войны. Первая кодификация российского законодательства. Общественно – политическое движение: западники, славянофилы. Россия в царствование Александра II. «Оттепель» в общественно – политической жизни страны. «Великие реформы» 1860 – 1870 гг. Меры по решению крестьянского вопроса, отмена крепостного права, его влияние на другие реформы. Контрреформы Александра III. Революционное народничество.

Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:

М. М. Сперанский и подготовленный им проект государственных преобразований России.

Отечественная война 1812 г.: причины, ход, итоги.

Восстание декабристов как часть мирового революционного процесса.

Подчинился ли России Кавказ после пленения Шамиля?

Самостоятельная работа (4 часа)

1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы:Как можно охарактеризовать реформы Александра I? Что такое Негласный Комитет и каковы его функции? Как решался крестьянский вопрос? Когда были созданы министерства, какие функции они выполняли? Кто такой М. М. Сперанский и в чем заключался предложенный им проект государственных преобразований? Какие главные направления были во внешней политике Российского государства в XIX веке? Почему Отечественная война 1812 г. приобрела характер партизанской? Чем по сути являлось восстание декабристов и каковы причины его поражения? Почему Кавказская война была такой длительной? Каковы итоги Крымской войны? Когда в России отменили крепостное право? Что такое народничество?

2. Подготовить реферат на заданную тему.

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний:о проекте государственных преобразований России М. М. Сперанского, об особенностях внешней политики России в первой половине XIXвека, о причинах, ходе и итогах Отечественной войны 1812 года, особенностях присоединения Кавказа к России, о положении военных поселенцев, причинах возникновения тайных обществ в России, движении декабристов и причинах поражения их восстаний, причинах, ходе, итогах и причинах поражения России в Крымской войне, основныхотличиях движений западников и славянофилов, мерах по решению крестьянского вопроса и отмене крепостного права, «Великих реформах» 1860 – 1870 г.г., революционном народничестве

умений:дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания различных исторических источников, а также научной и учебной литературы с целью установления научных фактов

навыков: поиска, отбора и анализа исторических источников, подготовки реферата и его защиты путем выступления в аудитории и ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

1. Что является предметом истории?

2. Почему история является многоотраслевой наукой?

3. Какие известны философские подходы к истории?

4. Какие методы в истории относятся к общенаучным?

5. Какие известны специальные методы истории?

6. Что такое исторический источник?

7. Какие известны типы исторических источников?

8. Что такое историография?

9. Назовите выдающихся отечественных историографов.

10. Какие периоды различают в историографии?

11. Какие племена поселились на Восточно – Европейской равнине в период Великого переселения народов?

12. Назовите военно – политические союзы славян.

13. Что такое «норманнская» и «антинорманнская» теории, их основные идеи?

14. Какие особенности имело социально – экономическое развитие Древней Руси?

15. Что такое «Русская правда»?

16. Признаки образования Киевской Руси как государства.

17. Какие этапы можно выделить в истории Киевского государства?

18. Охарактеризуйте язычество, как форму религии.

19. Что такое двоеверие?

20. Как происходили взаимоотношения Древней Руси и Византии?

21. Сколько времени занимало принятие Русью христианства?

22. В чем заключается историческое значение принятия Русью христианства?

23. Что такое феодальная раздробленность?

24. Каковы предпосылки и последствия феодальной раздробленности?

25. Какие особенности имело Ростово – Суздальское (Владимиро – Суздальское) княжество?

26. В чём заключалась специфика Галицко – Волынского княжества?

27. В чём проявлялись особенности самоуправления в Новгородской и Псковской феодальных республиках?

28. Когда произошло завоевание Руси монголами?

29. Сколько лет длилось ордынское владычество?

30. Каким образом Русь избавилась от ордынского владычества?

31. Каким образом можно охарактеризовать проблему взаимовлияния Руси и Золотой Орды?

32. Как можно оценить роль Александра Невского в русской истории?

33. Каковы были причины возвышения Московского княжества?

34. Какую роль сыграли Иван Калита и Дмитрий Донской в возвышении Московского княжества?

35. Что такое дворцово – вотчинная система управления?

36. Что такое система кормления?

37. Что такое воеводское управление?

38. Что такое поместья?

39. Что могли сделать крестьяне в Юрьев день?

40. Что такое Земские соборы?

41. Что означает термин «венчание на царство»?

42. Что такое Избранная Рада, какие функции она выполняла?

43. Охарактеризуйте реформы Ивана Грозного и их эффективность.

44. Что такое приказы и в чём заключалась их деятельность?

45. Что такое опричнина и земщина, в чём их отличия?

46. Каковы последствия опричнины?

47. Каковы причины и последствия Ливонской войны?

48. В чём заключались особенности взаимоотношений Казанского, Астраханского, Крымского ханств с Московским государством?

49. Как русские осваивали Сибирь?

50. В чем заключались особенности взаимоотношений русского народа и коренных народов Сибири?

51. В чем заключался рост экономических связей России с Закавказьем и Средней Азией?

52. Какое время в истории России получило название Смутного?

53. Каковы причины Русской Смуты.

54. Составьте описание периодизации Русской Смуты.

55. Чем характеризовалось двоевластие?

56. Почему Польша оказала военную помощь самозванцам?

57. Что такое Семибоярщина?

58. Каковы были особенности сбора отрядов ополчения в Нижнем Новгороде?

59. Кто возглавлял отряды нижегородского народного ополчения?

60. Почему к власти в России после Смуты пришёл именно Михаил Романов?

61. Кто такой патриарх Никон и в чем заключались его реформы?

62. Что такое старообрядчество?

63. Когда было принято Соборное Уложение?

64. Что понимают под Соляным, Чумным и Медным бунтами?

65. Опишите основные этапы восстания под руководством С. Разина.

66. Чем характеризовалась внешняя политика Российского государства в XVIII веке?

67. Как происходило воссоединение Украины с Россией?

68. Какие основные реформы были проведены Петром Великим?

69. Каковы причины, ход и итоги Северной войны?

70. Как следует понимать термин «эпоха дворцовых переворотов»?

71. Какую роль выполнял Верховный Совет во время правления Екатерины I?

72. Что такое кондиции Анны Иоановны?

73. Как можно охарактеризовать бироновщину?

74. Что такое «просвещенный абсолютизм»?

75. Каковы основные направления внешней и внутренней политики Екатерины II Великой?

76. Что такое «Наказ» и кому он предназначался?

77. Что такое Уложенная комиссия?

78. Что такое «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам»?

79. Чем знаменит швейцарский поход А. В. Суворова?

80. Как можно охарактеризовать указ Павла I о трехдневной барщине?

81. Как можно охарактеризовать реформы Александра I?

82. Что такое Негласный Комитет и каковы его функции?

83. Как решался крестьянский вопрос?

84. Когда были созданы министерства, какие функции они выполняли?

85. Кто такой М. М. Сперанский и в чем заключался предложенный им проект государственных преобразований?

86. Какие главные направления были во внешней политике Российского государства в XIX веке?

87. Почему Отечественная война 1812 г. приобрела характер партизанской?

88. Чем по сути являлось восстание декабристов и каковы причины его поражения?

89. Почему Кавказская война была такой длительной?

90. Каковы итоги Крымской войны?

91. Когда в России отменили крепостное право?

92. Что такое народничество?

93. Какова была структура российского общества в начале XX века?

94. Какие особенности имела экономика России в начале XX века?

95. В чем заключались реформы С. Ю. Витте?

96. В чем заключались сущность аграрной реформы П. А. Столыпина и её итоги?

97. Что явилось причинами поражения России в русско – японской войне?

98. Что произошло в России 9 января 1905 г.?

99. Как можно охарактеризовать деятельность Государственной Думы I, II, III, IV созывов?

100. Как складывалась ситуация в России накануне Первой Мировой войны?

101. Каковы предпосылки и причины Февральской революции?

102. Как можно охарактеризовать обстановку в России в феврале 1917 г.?

103. При каких обстоятельствах Николай II отрекся от престола? В чем сущность двоевластия?

104. Что такое Временное правительство и какие оно имело полномочия?

105. Как можно охарактеризовать Корниловский мятеж?

106. Что такое Красная гвардия?

107. Что такое Директория?

108. Что такое Предпарламент?

109. Имелась ли альтернатива вооруженному восстанию большевиков?

110. Какие решения были приняты на II Всероссийском съезде Советов?

111. Почему было распущено Учредительное собрание?

112. Когда была принята первая конституция РСФСР?

113. Какие социальные действия предпринимали большевики?

114. Когда и на каких условиях был заключен мир в Брест – Литовске с Германией?

115. Что явилось причинами иностранной интервенции на территорию России?

116. Что такое Белое движение?

117. Какие этапы Гражданской войны известны?

118. Что такое красный террор ВЧК и каковы его причины?

119. Что явилось причинами поражения Белого движения и провала иностранной военной интервенции?

120. Каковы итоги Гражданской войны?

121. Что такое российская эмиграция и где она находилась?

122. Что представляла собой Россия по окончании Гражданской войны?

123. Что такое политика «военного коммунизма» и каковы её особенности?

124. Что такое продразвёрстка?

125. Какую сущность имела новая экономическая политика?

126. Что такое Кронштадский мятеж?

127. Что представляла собой внешняя политика РСФСР?

128. Когда и каким образом был образован СССР?

129. Что такое левая оппозиция и каким образом с ней велась борьба?

130. Каковы итоги массовых репрессий?

131. Что такое ГУЛАГ?

132. Что такое индустриализация?

133. Какие меры предпринимались руководством страны по индустриализации?

134. Что такое Стахановское движение?

135. Какие меры предпринимались для ускорения коллективизации сельского хозяйства?

136. Какие задачи решала культурная революция?

137. С кем и когда велись военные действия у озера Хасан и у реки Халхин – Гол?

138. Что такое пакт Молотова – Риббентропа и Секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР в Восточной Европе и каковы их последствия?

139. Когда и как началась Вторая мировая война?

140. Что такое план «Блицкриг»?

141. Какие этапы выделяют в ходе Великой Отечественной войны?

142. Какое решение было принято на Тегеранской конференции 1943 г.?

143. Что означала капитуляция Германии?

144. Закончилась ли Вторая мировая война после капитуляции Германии?

145. Каковы итоги Второй мировой войны?

146. В чем суть «политики десталинизации»?

147. Что такое «Холодная война»?

148. Что такое СЭВ?

149. С какой целью была создана Организация Восточного Договора?

150. Что такое Карибский кризис?

151. Что такое «застой» и каковы его причины?

152. Какие основные направления характеризуют особенности внешней политики СССР от окончания Второй мировой войны до середины 80 –х годов XX века?

153. Что такое «перестройка», в чем её сущность и значение?

154. Когда в СССР был введен пост президента?

155. Что такое ГКЧП и в чем причины его поражения?

156. Как распался СССР и было создано СНГ?

157. Когда была осуществлена ликвидация системы Советов в России?

158. Когда была принята Конституция РФ?

159. Какой новый орган власти появился в России после принятия Конституции?

160. Когда в России президентом стал В. В. Путин?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические рекомендации по конспектированию лекций.

 

Не стремитесь записать слова лектора (лекцию) дословно, лекция - не диктант. В конспект записывайте лишь то, что считаете нужным и целесообразным. Конспект - это краткое изложение существенного содержания чего-либо. Это означает, что в конспект лекций вы записываете наиболее важные идеи, определения наиболее важных понятий. Конспект должен использоваться Вами как опора, которая обязательно должна дополняться изучением учебников и других пособий из списка обязательной и дополнительной литературы, при подготовке к контрольным работам, а затем и к экзамену.

Обязательным для конспекта лекций является наличие полей. Поля необходимы для того, чтобы записать на них те вопросы, которые остались непонятыми в ходе чтения лекций.

По завершении лекций лектор (преподаватель) обязательно уточнит, у кого есть вопросы по существу прочитанной лекции. Тогда Вам и понадобятся вопросы, записанные на полях конспекта.

 

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.

 

При подготовке к семинарам обязательным является изучение вопросов для самостоятельной подготовки в соответствии с заданной темой по указанным учебникам из списка как обязательной, так и дополнительной литературы.Ряд студентов обязательно будет опрашиваться преподавателем по существу вопросов устно. Кроме этого преподаватель может поручить подготовку реферата в форме доклада по заданной теме. Тема реферата указывается преподавателем заранее и в каждом случае соответствует содержанию семинарского занятия, отражает результаты самостоятельной работы по вопросам семинарского занятия. Тему реферата для выступления студент может выбрать самостоятельно, предварительно согласовав ее с преподавателем. Доклад предполагает устное выступление студента в пределах 10 - 15 минут. Выступление с докладом может сопровождаться показом слайдов, созданных посредством презентации MS Office PowerPoint или аналогичных компьютерных программ.

При составлении сообщения студент должен использовать не менее пяти источников (учебник и (или) специализированная литература по теме). Ссылки на использованные при подготовке доклада источники являются обязательными в тексте работы.

По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие на семинарском занятии задают вопросы докладчику (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории. Оцениваются не только ответы, но и задаваемые студентами вопросы.

 

Методические указания по подготовке рефератов.

 

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным проектором, ноутбук.

2. Аудитории для проведения семинарских занятий с компьютерами, подключенными к сети Интернет.

3. Презентации в формате MSPowerPoint по разделам и темам учебной дисциплины.

4. Доступ к единому порталу интернет – тестирования:http://www.i-exam.ru/

11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и семинарских занятий по дисциплине

Первый курс, первый семестр

№ п№ п/п Дата проведения Темы лекций, лабораторных и семинарских занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятия
    История как наука   Лекция № 1 (2 часа)
    Древнерусское государство Киевская Русь   Лекция № 2 (2 часа)
    История как наука   Семинар № 1 (2 часа)
    Феодальная раздробленность на Руси. Ордынское владычество на Руси и его последствия. Русь и средневековые государства Европы.   Лекция № 3 (2 часа)
    Образование централизованного Московского государства. Свержение ордынского ига. Формирование сословной системы организации общества   Лекция № 4 (2 часа)
    Феодальная раздробленность на Руси. Ордынское владычество на Руси и его последствия. Русь и средневековые государства Европы.   Семинар № 2 (2 часа)
    Реформы Ивана IV Грозного. Внешняя политика России в XVI веке.   Лекция № 5 (2 часа)
    Образование централизованного Московского государства. Свержение ордынского ига. Формирование сословной системы организации общества.   Семинар № 3 (2 часа)
    Смутное время. Церковный раскол. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII веке.   Лекция 6 (2 часа)
    Реформы Ивана IV Грозного. Внешняя политика России в XVI веке.   Семинар № 4 (2 часа)
    Российская империя в XVIII веке.   Лекция 7 (2 часа)
    Смутное время. Самозванцы. Церковный раскол. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный» век. Внешняя политика России в XVII веке.   Семинар № 5 (2 часа)
    Россия в XIX веке.   Лекция № 8 (2 часа)
    Российская империя в XVIII веке. Контрольная работа № 1 на тему: «История как наука. Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.) Социально-экономическое и политическое развитие централизованного российского государства (XV – XVII вв.)   Семинар № 6 (2часа)
    Социально – экономическое развитие России в начале XX века.   Лекция № 9 (2 часа)
    Россия в XIX веке.   Семинар № 7 (2 часа)
    Политические преобразования в России до 1917 г.   Лекция № 10 (2 часа)
    Социально – экономическое развитие России в начале XX века.   Семинар № 8 (2 часа)
    Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция.   Лекция № 11 (2 часа)
    Политические преобразования в России до октября 1917 г.   Семинар № 9 (2 часа)
    СССР в период строительства социализма (1920 - 1939 гг.)   Лекция № 12 (2 часа)
    Революция в октябре (ноябре) 1917 г. Гражданская война и интервенция.   Семинар № 10 (2 часа)
    Советский Союз в годы Второй мировой войны и в годы холодной войны.   Лекция № 13 (2 часа)
    СССР в период строительства социализма (1920 - 1939 гг.)   Семинар № 11 (2 часа)
    Советский Союз в 1985 – 1991 г. Перестройка. Распад СССР. Российская Федерация на современном этапе развития.   Лекция № 14 (2 часа)
    Советский Союз в годы Второй мировой войны и в годы холодной войны. Контрольная работа № 2 «Россия в XVIII – XIX веке. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1922 гг.) СССР: этапы развития и сущность советского строя. 1922-1991 гг.».   Семинар № 12 (2 часа)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Контрольные работы для студентов.

Контрольная работа № 1 на тему: «История как наука. Образование государственности на Руси. Древнерусское государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности (XIII – XV вв.) Социально-экономическое и политическое развитие централизованного российского государства (XV – XVII вв.)».

Вариант № 1.

1. Предмет истории.

2. Реформы Ивана Грозного. Опричнина.

Вариант № 2.

1. Методы изучения истории.

2. Смутное время. Самозванцы.

Вариант № 3.

1. Понятие и классификация исторического источника.

2. Реформы Алексея Михайловича. Церковный


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.189 с.