Основные положения теории аргументации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные положения теории аргументации

2018-01-07 449
Основные положения теории аргументации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многообразие разновидностей, сложность осуществления конструктивного спора требуют рассмотрения техники ведения спора и выделения механизмов теории аргументации.

В качестве логических средств ведения спора называют суждения, определения, классификации, использование фактического материала, аргументы и доводы.

С уждение – такая форма мышления, которая представляет собой утверждение или отрицание чего-либо о предмете. В нем есть два компонента: субъект, указывающий на предмет суждения, и предикат, определяющий свойство или отношение, которое приписывается субъекту. Например, в суждении «педагогика есть наука» педагогика – субъект, а наука – предикат.

Определение – установление, объяснение, формулирование значения слова, термина. Использование определений подчиняется нескольким правилам:

l нельзя применять тавтологию по принципу «масло масляное», т.е определение неизвестного предмета через него самого (например, халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям);

l в определении не используют образные выражения, поговорки, гиперболы, многозначные слова (например, не будут определениями такие высказывания: «такт – разум сердца», «неблагородность – род слабости»);

l определение не должно идти от отрицания, содержать отрицательные суждения;

l определение должно соответствовать теме, быть понятным, иллюстративным, авторитетным, в достаточной степени давать нужный пример, образец;

l при наличии большого количества неизвестных слов применение определений не должно быть чрезмерным, поскольку они служат усвоению информации, а не украшению ораторского красноречия лектора.

Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов; оно дает чувственно-наглядный образ.

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явлений, предмета; позволяет четко и метко подметить типичные черты того или иного собирательного образа (например, «Идеальный человек испытывает радость от того, что делает благодеяние другим; но ему стыдно принимать благодеяние от других. Возвышенные натуры творят добро, низшие принимают его»(Аристотель).

Классификация – логическая система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними. Цель классификации – раскрыть объем понятия посредством перечисления всех составляющих.

Факт – действительное, реальное событие, истинное происшествие; достоверное знание, истинность которого доказана. Разновидностью факта является пример. Он используется при необходимости для пояснения информации в условиях ограниченного времени. Обычно в качестве примера используют события, опыт, но бывает, что сам факт становится примером. Пример должен:

l точно отражать суть содержания, быть уместным;

l использоваться единожды, а не многократно;

l апеллировать к чувствам студенческой аудитории;

l быть тщательно продуман заранее, чтобы лектор представлял, в какой момент выступления его надо применить.

На лекциях преподавателю часто приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения. Доказательство и аргументация тесно связаны между собой, но не тождественны. Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности данного тезиса. Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательств.

Аргументация – приведение доводов, аргументов в пользу чего-либо. Аргументация – способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса; обосновывается целесообразность принятия тезиса. Понятие аргументация по содержанию богаче понятия доказательство: целью доказательства является установление истинности тезиса, а целью аргументации еще и обоснование целесообразности принятия этого тезиса, показ его важного значения в данной жизненной ситуации.

Аргументация имеет свой понятийный аппарат; в качестве ее предмета выступает спорное положение, объектом являются тезисы сторон, а средствами – доводы. Спорное положение рассматривается одновременно и как предмет спора, и как его причины, которые подразделяются на субъективные и объективные. В качестве субъективных называют потребность в самовыражении, конъюнктуру, личностные качества спорщика. Объективные причины сводятся к параметрам спорного положения. Таковыми считаются:

l различия в трактовке одного и того же явления;

l различия в содержании, вкладываемом в обозначение одного и того же явления каждым из участников спора;

l использование устаревшего понятийного аппарата;

l разные методологические установки, ценностные ориентиры, идеалы;

l разные средства практического воплощения теоретических положений.

Тезис в широком смысле – любое утверждение в споре или изложение какой-либо теории; в узком смысле – основополагающее утверждение, принцип; в логике – утверждение, требующее доказательств. Характеристика тезиса:

l вероятностное и правдоподобное суждение, истинность которого прояснена аргуметацией;

l определенное суждение, сформулированное ясно и четко;

l однозначное утверждение, в котором не должно быть разночтений,

l тезис не может формулироваться с использованием образных сравнений, гипербол и т.д.;

l любой тезис должен быть доказан; доказательство в широком смысле понимается как способ обоснованности тезиса, в узком как рассуждение, устанавливающее истинность утверждения.

Для выяснения тезиса необходимо осведомление, которое помогает определить степень необходимости в споре. Осведомление осуществляется чаще всего с помощью вопросов и ответов, наблюдения за высказываниями оппонента и сопоставлением его мыслей в различное время. Истинность тезиса подтверждается или опровергается с помощью доводов. Выбор доводов определяется задачами, которые ставятся в споре; желанием проверить истинность какой-нибудь мысли, убедить, победить противника.

Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» (за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

l правдивыми, опираться на авторитетные источники;

l доступными, простыми и понятными;

l отражающими объективную реальность, соответсвующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это означает, что необходимо продумывать последовательность приводимых аргументов.

Тактические правила эффективной аргументации:

1. Использование законов логики для убеждения оппонента в истинности выдвинутого тезиса.

Закон тождества гласит, что всякое понятие, суждение должно быть тождественно самому себе. Например, если употребить слово «звезда» в значении «небесное светило», то в ходе спора светило не должно превратиться в елочное украшение.

Закон непротиворечия означает, что высказывание-утверждение и высказывание-отрицание по поводу одного и того же предмета не могут существовать одновременно.

Закон исключения третьего: при высказывании предположения не может быть противоречия, вызванного третьим высказыванием: либо позитивное, либо негативное. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно.

Закон достаточного основания требует того, чтобы всякая мысль была достаточно обоснованной. Иногда думают, что основное в аргументации – найти как можно больше аргументов. Это не совсем так. Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Самое главное – продумывать кажде доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории.

2. Убедительность аргументов. Сила, убедительность аргументов – понятие относительное, так как многое зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и других факторов: их пола, возраста, профессии. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев:

l научные аксиомы;

l положения законов и официальных документов;

l законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

l заключения экспертов;

l ссылки на признанные авторитеты;

l статистические данные.

3. Парадоксальность аргументов. Во многих аудиториях эффективно использовать парадоксы во время аргументации. Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить» [Цит. По: 44, 158]. Этот прием довольно труден, его необходимо заранее обдумывать и готовить, но подобные аргументы обычно хорошо запоминаются и в силу этого оказываются довольно эффективными.

4. «Аргумент к невежеству». Необходимо показывать аудитории свою образованность: умеренно использовать латинские изречения, цитаты зарубежных и отечественных ученых, иностранных источников. Но демонстрация некоторого интеллектуального превосходства над аудиторией с целью усиления коммуникативной позиции должна быть умеренной, чтобы не возникало терминологических и коммуникативных барьеров. Доверие к себе как источнику информации преподаватель часто стремится повысить за счет ссылок на авторитеты. При этом необходимо учитывать тот факт, что для присутсвующих названные лица и источники не являются авторитетными. Возможно, о них вообще не слышали в силу возраста, настроя, собственной точки зрения отвергают любые авторитеты. Аналогичным образом, цитирование добавляет сообщению выразительности, вызывает интерес, но не доверие.

5. Умеренная эмоциональная выразительность. Эмоция в выступлении перед современной аудиторией оказывается сильным риторическим средством. Всякое логическое рассуждение, особенно любая дедукция, есть своего рода мыслительное принуждение, некоторое интеллектуальное насилие над аудиторией – ее загогняют логическими доводами в некую ловушку, подводят к выводу, которому нет альтернативы. Логика необходима в аргументации, но ее нужно скрывать за эмоциональной формой изложения. Эмоциальность оратора должна быть заметна аудитории, но не должна доминировать над содержанием выступления, поэтому необходимо обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.

6. Опора на наглядность. Известно, что около 80% информации человек получает через зрение. Отсюда важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Наглядность создается в речи как примерами, так и прямым применением наглядных средств. Наглядность не только помогает запоминанию, но и способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушараний головного мозга. Использование наглядных приемов во время выступления дает оратору возможность упростить излагаемую идею для ее восприятия и тем самым сделать ее более понятной и убедительной.

Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил, основные из которых, по П. Соперу, следующие.

1. Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

2. Заранее ничего не выставляйте, делайте это только в нужный момент.

3. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.

4. Статистическим таблицам придавайте вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффективные графики, как показывают исследования, в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.

5. Обязательно словесно увязывайте ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.

6. Обращайтесь к слушателям, а не к пособиям.

7. Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.

8. Использование опережающих обсуждение возражений. Предвидя возражения, лучше изложить их сразу самому себе и показать их слабость. Опережающее обсуждение возражений позволяет избегать резкого противоборства. Оратор сам формулирует замечание так, как ему удобно, и подает его аудитории в выгодной для себя формулировке. Оппонент будет при этом вторичен и доволен тем, что мнение его упоминают.

Технология ведения дискуссии

Дискуссия является своеобразным педагогическим инструментарием преподавателя, употребляется им как форма организации обучения и как способ работы с содержанием учебного материала.

Дискуссия как разновидность спора не просто целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями, идеями, суждениями ради поиска истины, это ясная для каждого участника устремленность к поиску нового знания-ориентира для последующей самостоятельной работы и знания-оценки для систематизации педагогических фактов, явлений.

Выделяют следующие типы дискуссий:

1. Эволюционирующая, перерастающая из традиционных видов учебной работы. Она возникает сама собой, иногда спонтанно, но для этого должны быть созданы определенные условия: наличие поисковых вопросов и возможность их обсуждать, заинтересованность педагога в вопросах со стороны студенческой аудитории.

2. Самоорганизующаяся дискуссия как разновидность дискуссии без ведущего.

3. Учебная дискуссия, предполагающая систему предварительной подготовки преподавателя и студентов.

Среди множества форм дискуссий различают:

l круглый стол – беседа на равных, обмен мнениями между членами круглого стола. Можно организовать несколько круглых столов по 5-6 человек, представители которых затем будут выступать перед аудиторией;

l панельная дискуссия – заседание экспертной группы. Микрогруппа 5-6 человек обсуждает намеченную программу решения поставленной проблемы между собой, а затем каждый из экспертной группы выступает с коротким сообщением, излагая свои позиции всем участникам;

l техника аквариума – эта разновидность обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Она предполагает постановку проблемы преподавателем; деление учебной группы на микрогруппы, располагающиеся по кругу; выбор преподавателем или членами микрогруппы человека, который будет представлять позицию микрогруппы; сбор отстаивающих позицию в центре аудитории; кроме них никто не имеет права на высказывание, но можно предлагать указания с помощью записок или взять тайм-аут для консультаации; критический разбор дискуссии в конце обсуждения всеми участниками.

Достоинства дискуссии «Техника аквариума» в том, что упор делается на умение представлять свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать, а поскольку обсуждение ведут только 5-6 человек, представители микрогрупп, то у остальных участников происходит концентрация восприятия, внимания.

Основные принципы организации дискуссии:

l поощрение альтернативных докладов, выступлений. Альтернативный подход к решению проблем создает предпосылку для борьбы мнений, суждений участников дискуссии. В связи с этим задача ведущего спор не нивелировать плюрализм мнений, а поощрять многообразные и неожиданные суждения и точки зрения;

l уважение личности оппонента: настоящая свобода мнений предполагает высокую культуру ведения дискуссии; мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, доказательные суждения, но не оскорбительные выпады;

l аргументированная конструктивная критика: критикуя, необходимо высказывать конструктивные предложения, новые походы к видению проблемы.

Кроме выше названных принципов, выделяют условия ведения дискуссии: ведущий и участники хорошо подготовлены к ней, в дискуссии участвуют специалисты, признанные знатоки, обладающие убедительными знаниями, фактами по проблеме; взят довольно ограниченный круг проблем; высоко ценятся убедительные доводы и не допускаются командные методы управления; разработан и поддержан порядок, регламент во времени; каждый участник получает право на выступление; за оскорбление и экстремистское высказывание наказывают лишением права на продолжение речи.

Техника постановки вопроса в ходе дискуссии.

1. Задав вопрос, нужно дать время на его обдумывание.

2. Лучше избегать неопределенных, двусмысленных вопросов.

3. Каждый вопрос должен стимулировать интеллектуальную активность студентов, поэтому уместны вопросы типа: Зачем? Почему? Какие можно использовать факты, альтернативы?

4. В дискуссии уместны уточняющие вопросы: Что вы имеете в виду? Как вы пришли к этому выводу? Как можно показать, что это верно?

5. Иногда необходим вопрос-предостережение от чрезмерных обобщений: На основании чего? Когда, при каких условиях?

6. Если участник неясно выразил свою мысль, то ведущий может использовать парафраз, краткий пересказ, проясняющий высказывание участника.

7. В вопросах и ответах на них во время учебной дискуссии важна реакция на ошибки студента. Следует воздерживаться от скрытого или открытого высказывания одобрения/неодобрения, но нужно обязательно тактичными репликами остановить нелогичные рассуждения.

Вопросы не существуют отдельно от ответов, которые классифицируются: по содержанию (правильные – неправильные); по стремлению разобраться в поставленных вопросах (позитивные или негативные); по объему информации (краткие или развернутые). Существуют правила ответов на вопросы:

l отвечать только тогда, когда ясна суть вопроса и знаешь правильный ответ;

l в споре ценен остроумный ответ, это показатель находчивости полемиста;

l следует помнить, что в споре есть прием-условие «ошибка вопросов», когда оппоненту задают сразу несколько разных вопросов под видом одного и требуют немедленного односложного ответа «да/нет», в то время как вопросы прямо противоположны друг другу.

Результативность дискуссии зависит от того, насколько у оппонентов была сильная аргументативная база, с помощью которой участники убеждались в верности предложенных решений. Не следует путать доказательство и убеждение. Доказательства основываются на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения могут быть основаны на религиозной вере, на неосведомленности в вопросах экономики и политики, на видимости доказательств, основанных на разного рода софизмах. Поэтому убедить, не значит доказать.

Выделяют правила убеждающего воздействия:

l если хотите убедить партнера, меньше говорите «я», «мне», «меня», а чаще «вы», «вас», «вам»;

l возражая партнеру, не спорьте. Фразеологически это выглядит так: «Это одна из версий, существует и другая точка зрения», «У меня несколько другая информация. Позвольте ее предложить вам»;

l прием «Да, но…» выражается в том, что при разногласиях начинать ответы рекомендуется с согласительных фраз, а затем можно излагать свою позицию. Например, «Возможно, это действительно так, но почему же тогда...»

Дискуссия как обмен мнениями выражается в высказываниях участников в ходе обсуждения; в споре, столкновении точек зрения, позиций, подходов; в полемике, устремленном, эмоциональном, заведомо пристрастном отстаивании сформированной, неизменной позиции.

Дискуссия как способ обучения находит отражение в работе группы лиц, имеющих определенные роли; в соответствующей организации места и времени работы; в самом процессе общения как взаимодействие участников; в направленности на достижение учебных целей.

Полемическое мастерство преподавателя

Любой преподаватель, осуществляя коммуникативную деятельность, выступает как полемист, который использует целый набор доказательств для подтверждения истинности какого-то положения. Педагогическое полемическое мастерство развивается под воздействием трех взаимосвязанных факторов: педагогической теории, педагогической техники и методов работы над материалом темы учебного занятия и организации его проведения. В связи с этим возникает необходимость овладевания преподавателем техникой публичного выступления (техникой ведения монолога), представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Преподаватель должен владеть риторическими умениями и навыками. Выделяются следующие риторические умения:

· самостоятельно готовить выступление;

· доходчиво и убедительно излагать материал;

· отвечать на вопросы слушателей;

· устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией.

Среди риторических навыков первостепенное значение имеют:

· навык отбора литературы;

· навык изучения отобранной литературы;

· навык ориентации во времени;

· навык составления плана; навык написания текста;

· навык самообладания перед аудиторией.

Информационное воздействие и взаимодействие педагога во время публичного выступления охватывает несколько сторон:

· методическую, заключающуюся в активизации внимания слушателей, в обеспечении наиболее успешного восприятия содержания;

l эвристическую, способствующую активизации мышления, поиску оптимального решения какой-то проблемы;

l контролирующую, обеспечивающую обратную связь в процессе педагогической коммуникации;

l морально-этическую, направленную на то, чтобы эмоционально зажечь аудиторию, вызвать сопереживание, эмпатию.

Однако соблюсти этот баланс непросто, поскольку преподаватель иногда имеет поверхностное представление о сложившийся ситуации; может быть, неглубоко знает содержание материала, с которым выступает; не умеет наладить контакт со слушателями; не знает основных приемов теории аргументации, необходимых, чтобы донести до слушателей свои идеи и факты; не умеет зажечь слушателей эмоционально; слишком придерживается написанного текста; не умеет вести себя за трибуной; имеет слабый, нетренированный голос; формально относится к слушателю.

Одно из главных положений педагогической риторики – говорящий и слушающий должны чувствовать внутреннее единство и возможность общего взгляда на предмет. Привлечь и задержать внимание слушателя – основная задача преподавателя. Блестящий лектор В.О. Ключевский, послушать которого студенты занимали очередь, писал: «Преподавателю прежде всего нужно внимание аудитории, а в классе или аудитории сидят существа, мысль которых не ходит, а летает и поддается только добровольно. В преподавании самое важное и трудное дело – заставить себя слушать, поймать эту непоседливую птицу – юношеское внимание. С удивлением вспоминаешь, как и чем умели возбуждать и задерживать это внимание иные преподаватели. П.М. Леонтьев совсем не был мастер говорить... Но бывало напряженно следишь за развертывавшейся постепенно тканью его ясной, спокойной, неторопливой мысли, и вместе с ударом звонка предмет лекции, какое-нибудь римское учреждение, вырезывался в сознании скульптурной отчетливостью очертаний. Казалось бы, сам сейчас повторил всю эту лекцию о предмете, о котором за 40 минут до звонка не имел понятия» [22, 320-321].

Внимание возбуждается простым и лаконичным призывом, умением вовремя обратиться с проблемным вопросом к аудитории или к нарушителю дисциплины. На невербальном уровне важным средством привлечения внимания является формирование единого визуального канала: взяв в руки мел, наглядное пособие, проведя черту на доске (фактор аттрактивного движения), преподаватель произносит фразу, которая может быть интересна своей неожиданностью и информативностью – разрушив возможность студентов общаться друг с другом, педагог фокусирует внимание, а характером произнесенной фразы удерживает и закрепляет его. Полезны структуры диалогизма, представляющие собой ответ на возможный вопрос или не высказанную, но очевидную позицию студента, риторический вопрос к аудитории или от имени аудитории («Вы спросите меня»). Обязателен четкий и недвусмысленный ответ.

Преподавателю важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Учет особенностей аудитории публичного выступления предполагает прежде всего ее однородность (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т. п.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Приемы, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории различны. Малочисленной аудиторией управлять легче.

При выступлении перед молодежной аудиторией предпочтительнее:

l быть максимально откровенным, не сглаживать проблемы, а показывать причины, их порождающие;

l всякий раз теоретические положения подкреплять убедительными примерами, конкретными фактами;

l периодически сочетать изложение серьезного материала с элементами шутки, юмора;

l стремиться к сочетанию популярности, научности и доказательности выступления.

Следует остерегаться:

· заигрывания и лести по отношению к аудитории, возможности идти у нее на поводу;

· менторского, поучительного тона;

· упреков аудитории в незнании, профессиональной или научной некомпетентности;

· подчеркивания своего профессиональнго или научного превосходства;

· уклонения от нерешенных проблем, острых вопросов.

Аудитория, имеющая высокий уровень профессиональной и научной подготовки, предпочитает:

l приемы, создающие положительный, эмоциональный отклик у слушателей;

l четкую формулировку проблемы, аргументированное обоснование социальной, научной и практической значимости ее решения;

l обнаружение противоречий, трудностей, разоблачение ложных подходов и спекулятивных точек зрения;

l доказательность суждений и выводов, безупречных с точки зрения логики и достоверности фактического материала;

l стремление выступать без текста, но следуя четко продуманному плану;

l проблемно-критический и профессионально-компетентный стиль выступления.

Следует остерегаться:

l демонстрировать свое превосходство, выступать «вообще», если нет новых подходов, фактов, взглядов на решение проблем, тем самым уклоняться от темы;

l допускать повторы, тривиальные суждения, злоупотреблять цифрами, цитатами;

l затягивать время выступления.

Самое высшее проявления речевого мастерства педагога – контакт с аудиторией. Если педагога как оратора не слушают, то все его усилия пропадают даром. Контакт выражает общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушающими. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории исследователи называют интеллектуальным сопереживанием. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит и наполовину тому, кто слушает. Для возникновения контакта важным являются: эмоциональное переживание, то есть оратор и аудитория испытывают изначально сходные чувства; отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность, которые передаются слушателям.

Психологи утверждают, что необходимым условием контакта между аудиторией и оратором является уважительное отношение оратора к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Тишина может быть вежливая – молчат, потому, что не хотят мешать. И может быть настоящая – молчат, потому что боятся пропустить хотя бы слово. Поэтому тишина еще не показатель контакта. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего (их поза, сосредоточенный взгляд, кивки головой). О наличии или отсутствии контакта говорит поведение оратора (уверенное или сбивчивое), частота обращения к аудитории, реакция на ее поведение.

Контакт – величина неустойчивая, он может быть полным или частичным, изменяться в процессе выступления. Серьезную регулятивную функцию выполняет «контакт глаз». Взглядом, направленным на собеседника, привлекают к себе и предмету разговора, демонстрируют расположенность или отчуждение, выражают иронию, недоумение, осуждение, оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают психологический контакт. Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжелый взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

На установление контакта между преподавателем и аудиторией влияют: актуальность обсуждаемого вопроса; новизна в освещении вопроса; интересное содержание выступления. При публичном выступлении для усиления контакта с аудиторией используют правило трех плюсов: шутку, улыбку, комплимент; просьбу; апелляцию к чувствам слушателей. Правило трех плюсов направлено на создание первого впечатления. Оно строится на законах восприятия, поэтому вначале нужно соблюсти правило 15 секунд, во время которых происходит осознанное двустороннее восприятие партнеров по общению: лектор присматривается к аудитории, пытаясь понять ее настроение, а слушатели изучают преподавателя. Дальше расположение к себе аудитории происходит с помощью улыбки, комплимента.

Шутка позволяет нивелировать действие негативных установок в отношении преподавателя и располагает к активному восприятию информации. Шутка, анекдот, эпиграмма при оправданной развлекательности должны быть уместными, естественными, поясняющими излагаемый материал, должны снимать психологическую усталость, разряжать обстановку. Улыбка выражает положительное отношение и делает человека более привлекательным. Главное правило улыбки: «Улыбаться кому-то, а не для кого-то». Комплимент, как преувеличение положительных свойств и качеств человека, является приемом авансированного доверия и расположения к студенту, открывает его на доверительное общение. Увеличение значимости собеседника достигается с помощью использования его имени, употребления речевого этикета просьбы, благодарности, признательности, обращения к собеседнику за советом.

Апелляция к чувствам слушателей как обоснованное обращение осуществляется при соблюдении ряда советов: для стимулирования чувств подходят неявные обращения «каждому здравомыслящему человеку, профессионалу ясно, что..». Мотивировка должна соответствовать обстановке и быть рассчитана на конкретных слушателей; динамика развития мотивировки осуществляется за счет использования конкретных примеров, в общении с аудиторией следует избегать пафосных призывов и деклараций.

Центральным моментом является композиционно-логическое оформление публичного выступления, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления. В теории ораторского искусства композиция – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как к единому целому. Организация материала речи зависит от замысла оратора. В композиции речи выделяют три структурные единицы: начало речи, содержание выступления, окончание выступления. Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок речи. План является основой композиции, он помогает следить за ходом мысли. В рабочем плане есть ценность для самого оратора, т.к. внутри него есть законченные и незаконченные предложения и словосочетания. На основе рабочего плана составляется основной, который оглашается оратором.

Начало речи – это вступление, выполняющее роль психологической подготовки аудитории к восприятию информации. Лектору необходимо настроить аудиторию на восприятие как личности оратора, так и учебной информации с помощью так называемых зацепляющих крючков (интрига, цитата, то, что вызывает интерес, втягивает в активную умственную деятельность, первые слова должны зацепить внимание слушателей). Во вступлении также сообщается тема как простая констатация: «Сегодня мы рассмотрим, разберем, будем изучать... тему».

В содержании выступления формулируется основная мысль, базирующаяся на принципе системно-деятельностного подхода и теории аргументации. Задача преподавателя – вести мысль дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным методом (от частного к общему), применяя также метод аналогии, опираясь на активность слушателей при восприятии учебной информации. Достичь положительного результата помогает закон «фактора края», или «первого и последнего места», ведь лучше запоминается то, что лежит в начале или в конце последовательности событий. Поэтому если слушатели нейтральны или не заинтересованы, то важная информация дается в начале главной части, если заинтересованы, то в конце выступления.

Заключительная часть имеет несколько этапов: краткое повторение основных положений; подведение итогов сказанному; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; постановка перед аудиторией определенных задач. Завершение работы предполагает краткость, лаконичность, эмоциональность, прощание с аудиторией.

Талантливый лектор И. Андроников советовал выступающим перед аудиторией: «Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую форму, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. Весь посыл выступающего будет обращен не вперед, к аудитории, а назад, к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы произвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы производят письменные обороты, интонации становятся однообразными, речь – похожей на диктовку» [Цит по: 13, 261-262].

Коммуникативный этап выступления обеспечивает полноту и эффективность контакта лектора с аудиторией, реализуется тремя принципами: ведением, согласованием, инкорпорацией. Ведение в широком смысле обозначает инициативу в общении, а в узком – подведение партнера к нужному выводу и осуществляется путем настраивания на партнера и инициативности при ведении беседы. Настраивание проявляется в согласовании проявлений лектора и аудитории, лектор не скрывает свои цели и объясняет, зачем он это делает. Инициатива выражается в том, что он первым начинает и заканчивает контакт; предупреждает реакции партнера, меняет дистанцию в процессе общения, инициирует новые плоскости взаимодействия, т.е. в ходе беседы поднимает новые вопросы; дает сигналы, вынуждающие аудиторию подстраиваться.

Эффективность ведения определяется поведенческими реакциями студенческой аудитории: студенты непроизвольно начинают копировать позы, жесты, особенности речи преподавателя; вовлечение в контакт происходит, когда студенты начинают задавать вопросы по существу или предлагать преподавателю совместные действия.

Согласование – приспособление своего поведения к поведению партнера для стимулирования «Мы-подхода», который выводит слушателей из состояния настороженности при появлении лектора и способствует дальнейшему восприятию информации. Согласование осуществляется тремя способами: копированием, конгруэнцией и подчеркиванием своей общности с собеседником. Копирование осуществляется путем буквального или принципиального копирования, которое заключается в ответе лектора на проявление аудитории таким же проявлением; копирование не должно создавать у слушателей впечатления, что их передразнивают. Лектору нужно быть осторожным с эмоциями собеседников, поскольку часто в аудитории, особенно новой для лектора, могут быть студенты с защитным, агрессивным, доминирующим поведением.

Согласование достигает позитивного результата при учете преподавателем систематизирующих свойств темперамента: сензитивности, темпа реакции, реактивности, активности, пластичности, экстравертированности или интровертированности студенческой аудитории.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.