Социально-политическая основа классического периода — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Социально-политическая основа классического периода

2018-01-07 213
Социально-политическая основа классического периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-политическая основа классического периода

Полисная структура

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI-V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались вархаическую эпоху

, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

Афина Промахос. Бронза. 450 г. до н.э.

Обычно полис определяют как гражданскую общину, тем самым подчеркивая два его элемента: общинный характер данного социального организма и своеобразие этой общины, отличающейся от других типов общин (родовой, семейной, территори­альной и т. д.). Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности. Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправн­ых граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю. Существует и обратная зависимость, хотя она и не столь ярко выражена: во многих полисах утрата участка земли означала и потерю политических прав. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.

Умирающий воин. Деталь западного храма Афины на Эгине. Около 500-480 гг. до н.э.

Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством. Основной экономический принцип полиса — идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого. В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни. Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.

Рабство классического типа

Для данной эпохи характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства:

· рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей,

· и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах.

При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами. Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.

Борьба с Персией

Голова божества. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

Уже в самом начале полисной цивилизации пришлось отстаивать свою самобытность и право на свое существование в борьбе с «мировой» Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад. Поводом для войны послужило восстание греческих городов Малой Азии против власти персов в 500 г. до н.э. Продолжавшаяся пять лет неравная борьба закончилась поражением греков. Использовав в качестве предлога помощь восставшим со стороны некоторых полисов Балканского полуострова, персы усилили свое давление на Запад. В 490 г. до н.э. персидская армия высадилась в Аттике, у Марафона, но в происшедшей здесь битве была разбита. В 480 г. до н.э. огромная персидская армия и флот под водительством царя Ксеркса вновь вторглись в Грецию. Часть греков признала персидскую власть, другие остались нейтральны, и только небольшое число полисов во главе со Спартой и Афинами твердо решили бороться до конца за свою свободу. Несмотря на героическое сопротивление отряда спартанцев во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье, персы прорвались в Центральную Грецию. Население Афин бежало, завоеватели захватили город и разграбили его. Но дальнейшее продвижение персов было остановлено благодаря победе греческого флота у острова Саламин. Решающую роль в этом сражении сыграл афинский флот, построенный между 490 и 480 гг. до н.э. по инициативе выдающегося афинского политического деятеля Фемистокла. Главные события произошли в 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения — и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались еще 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.

Возвышение Афин

Последствия греко-персидских войн наиболее сильно сказались в Афинах. Последующий период — время преобладания Афин, их огромного влияния на судьбы всего средиземноморского мира. Развитие Афин следует рассматривать с точки зрения эволюции в трех тесно взаимосвязанных сферах:

1. внешнеполитической (создание Афинской морской державы),

2. экономической (превращение Афин в крупнейший экономический центр Эллады),

3. внутриполитической (укрепление афинской рабовладельческой демократии).

В годы войны с Персией для борьбы с нею возник союз равноправных полисов с центром на острове Делос — так называемый Делосский морской союз, который постепенно все более подпадал под контроль Афин. В союзе преобладали приморские и островные государства. Их экономика была тесно связана с морем и морской торговлей, поэтому господство афинян на море ставило их в зависимость от Афин. Со временем афиняне стали сами распоряжаться союзной казной, единолично устанавливая размер взносов союзников. На земли союзных полисов выводились афинские колонисты — клерухи. Делосский морской союз постепенно превратился в Афинскую морскую державу; в период расцвета он насчитывал около 250 полисов. Опираясь на ресурсы союза, Афины проводили великодержавную политику, но им неоднократно приходилось преодолевать сопротивление союзников, недовольных своим подчиненным положением.

Рост экономики

Зевс, несущий Ганимеда. Около 470 г. до н.э.

После изгнания персов из Греции наступил подъем экономики. В сельском хозяйстве стал широко применяться рабский труд, почти в каждом хозяйстве теперь появились рабы. Однако крупные рабовладельческие хозяйства были исключением, главным производителем оставался средний крестьянин. Само хозяйство приобретает теперь товарный характер, сократились посевы зерновых, расширились площади, занятые виноградом и оливой. Значительная часть проекции продавалась на внутреннем рынке, часть шла на экспорт. Еще большие изменения претерпевает ремесленное производство, чему способствовало особое положение Афин как крупнейшего центра, объединившего вокруг себя многие города Эллады. В силу того что основу мощи Афин составлял флот, бурно развивается кораблестроение и связанные с ним отрасти ремесла. Руководители афинской демократии стремились сделать свой город красивейшим в Элладе, осуществлялась грандиозная строительная программа, что вызвало подъем строительного дела — от работ в каменоломнях до обработки слоновой кости и золочения статуй. Важной отраслью экономики Афин было горное дело — на территории Аттики находились Лаврионские рудники, где добывалось серебро. В Афинах преобладали мастерские с двумя-тремя рабочими; в некоторых же отраслях специфика производства и достигнутая степень разделения труда требовали большего количества производителей. По подсчетам современных исследователей, для нормального функционирования мастерской по переработке добытой в Лаврионе руды необходимо было в среднем 33 рабочих. Рабский труд в ремесленном производстве использовался гораздо шире, чем в сельском хозяйстве. В мастерских, как правило, работал сам хозяин-свободный с одним-двумя рабами. Рабы стоили недорого, и после двух-трех лет работы затраты окупались. Дорого платили только за обученных рабов, имевших какую-нибудь специальность. В больших мастерских работали почти исключительно рабы. Практически чисто рабским был труд в шахтах и мастерских по переработке руды — самых трудоемких отраслях хозяйства. Развитие ремесла и рост товарности сельского хозяйства способствовали развитию обмена. С восхищением рассказывает комедиограф Гермипп о товарах, которые свозились со всего тогдашнего мира в афинский порт Пирей:

Шлет для мечей рукоятки и кожи воловьи Кирена, Скумбрию и солонину везут с берегов Геллеспонта, А из Италии — скот и крупу из толченой пшеницы; Из Сиракуз — сицилийских свиней нам и сыр доставляют, Снасть корабельную, холст и папирус везут из Египта, И благовонья — из Сирии… С Крита прекрасного шлют кипарис для богов многочтимых. Ливия кость для поделок слоновую нам присылает, Родос — изюм и инжир, погружающий в дрему хмельную. Сладкий каштан и миндаль, изумрудом сверкающий, ввозят Из Пафлагонии; финики шлют и муку финикийцы, А Карфаген поставляет ковры и подушки цветные.

На основании этого отрывка можно судить и об определенной специализации производства в отдельных районах тогдашнего мира.

Афинская демократия

Афина Промахос (реконструкция)

С внешнеполитическими успехами Афин и возрастанием их роли как крупнейшего экономического центра связано и дальнейшее развитие афинской демократии. В середине V в. до н.э. проводится ряд политических реформ, в результате которых в Афинах окончательно оформился демократический строй. Древнегреческая, в частности афинская, демократия представляла собой выдающееся явление в истории человечества, ибо не только впервые появилось само понятие «демократия» (народоправство), но и последовательно проводилась в жизнь сама эта система. Вместе с тем то была демократия для меньшинства, так как распространялась она только на граждан. Политическими правами не пользовались женщины, метеки — иноземцы, постоянно проживавшие в Афинах и составлявшие значительный процент населения. Никаких политических прав не имели и рабы. Более того, демократия явилась своеобразной реакцией на развитие рабства, представляя в конечном счете форму организации рабовладельцев. Расцвет Афин связан с именем одного из крупнейших деятелей античности, общепризнанного вождя афинской демократии — Перикла. Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Перикл стремился не только упрочить демократию и усилить военно-политическую мощь Афин, но и превратить свой город в центр просвещения Эллады. В его доме собирались известные деятели культуры того времени, Перикл был дружен с историком Геродотом, трагиком Софоклом, скульптором Фидием. Честный и преданный родному полису и его демократическому строю, Перикл пользовался огромной популярностью демоса.

Градостроительство

Временем наивысшего подъема греческой культуры считается V в. до н. э. Сформировавшийся полис с его четкими тенденциями к демократии и вместе с тем живучестью аристократических этических представлений создавал ту идейную почву, на которой расцветала греческая культура классической эпохи. Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. Видимо, в V в. до н. э. жил создатель теории регулярной планировки города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов, разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя также идею членения городской территории на несколько районов, различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая, торговая и промышленная зоны. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из золота и слоновой кости.

Афинский Акрополь

Голова Афины. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивался в течение всего V в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались Эрехтейон и главный храм Афин — Парфенон. Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию. Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего Афинского морского союза. Главное сооружение Акрополя — Парфенон. Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон — храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием. В отличие от христианских храмов древнегреческие не предназначались для совершения молебствий внутри их. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, что вызывало обращенность храма вовне. Особое назначение Парфенона заключалось в том, что он строился и как памятник, призванный увековечить победу греков над персами, греческой культуры над варварами, и как символ славы и величия Афинского государства — главы морского союза.

Зевс Олимпийский (реконструкция)

Поставленный на верхней площадке скалы Акрополя, на высоте около 150 м над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Построенный архитекторами Иктином и Калликратом, храм представлял собой дорический периптер, окруженный колоннадой из 46 колонн. Храм имел богатое скульптурное оформление: 92 метопы и ионический рельефный фриз, проходящий за колоннадой по периметру здания. Разумеется, такая грандиозная работа была не по силам одному человеку, и над созданием скульптур и рельефов работал целый коллектив мастеров, но истинным их творцом по праву считают Фидия. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Парфенон — одно из величайших творений мирового искусства. Все его скульптурное оформление призвано прославить богиню Афину и ее город — Афины. Тема восточного фронтона — рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а Посейдон — как покровитель аристократии. Изображения на метопах связаны с мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с амазонками, битва лапифов с кентаврами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. В единый смысловой ряд поставлены боги, лапифы и греки, в другой — гиганты, кентавры и троянцы. Все эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на котором представлена торжественная процессия во время праздника великих Панафиней, в нем должны были принимать участие как граждане Афин, так и афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных. Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну — бронзовую фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини — Афины Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы своего города; правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове — шлем. Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.

Скульптура

Статуя пеплофоры. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм, посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею (отсюда его название — Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону. Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх. Эти творения и в его время (а жил он в I в. н.э., т. е. пять столетий спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они «проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу». Скульптура и живопись Греции V в. до н. э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев — покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» — подобия — как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров — Мирона, Поликлета и Фидия. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» — атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения— любимая тема Мирона. В другом известном произведении — группе Афины и Марсия — скульптор обращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изобрела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время игры, в гневе бросила ее, прокляв каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобернулась—лесное божество силен Марсий, подкравшийся к флейте, отшатнулся, испуганный проклятием Афины. Скульптор показал борьбу двух начал: Афины — воплощения разумности и ясности — и Марсия — стихийности. Фигура богини стройна, линии ее тела плавны, движения же Марсия порывисты. Созданные Мироном изображения животных также вызывали восхищение современников. Сохранилось, например, более тридцати эпиграмм на знаменитую бронзовую статую тёлки из Афин. Вот одна из них:

Дальше паси свое стадо, пастух, чтобы тёлку Мирона Как живую тебе с прочим скотом не угнать.

В творчестве Поликлета ведущая тема—изображение атлетов, которые воспринимались как воплощение лучших черт гражданина. Наиболее известны «Дорифор» и «Диадумен». Дорифор — могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства, Диадумен — стройный юноша, увенчивающий себя повязкой победителя в соревнованиях. Величие, отрешенность, неземная красота — характерные черты произведений Фидия. Выше уже говорилось о скульптурных произведениях, созданных Фидием в Афинах. Сами греки считали величайшим творением Фидия статую Зевса Олимпийского, помещенную в его храме в Олимпии. Она была изготовлена в той же технике, что и статуя Афины на Акрополе: обнаженную по пояс фигуру, сделанную из дерева, покрывали пластины слоновой кости, одежду — золотые листы. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — жезл. Фидиеву статую Зевса древние причислили к чудесам света.

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам бога узреть восходил?

— писал покоренный ее совершенством поэт Филипп из Фессалоник, живший пять столетий спустя. Тенденция к реалистическому изображению человека видна и в живописи V в. до н.э. С именем Полигнота и Аполлодора Афинского связаны ее важнейшие достижения. Полигнот создавал многофигурные композиции, стремясь передать глубину пространства, объемность фигур. Аполлодор открыл эффект светотени, положив начало живописи в современном смысле слова.

Вазопись

Так называемый Эрот Соранцо. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

В греческой вазописи V в. до н.э. преобладает краснофигурный стиль. Очертания фигур обводились черным лаком, после чего лаком закрашивали весь фон, а фигуры сохраняли естественный цвет глины. В отличие от чернофигурных ваз, обладавших обычно довольно богатой полихромией, красочная гамма краснофигурных ваз в основном двухцветна. В росписи краснофигурных ваз окончательно преодолевается старая система поясов, и чаще всего роспись представляет теперь единую композицию из нескольких фигур, мифологическую или бытовую сцену. Новые философские и моральные идеи, искания, находившие воплощение в различной трактовке всем хорошо известных мифов, в творениях прославленных трагиков, воздействовали и на искусство, в том числе вазопись. Трактовка мифологических сюжетов углубляется, и если ранее роспись прежде всего подчинялась форме сосуда, то теперь она становится самодовлеющей. Более частыми стали изображения бытовых сцен. Это и трогательные сцены прощания с близкими воинов, уходящих в поход, и разнообразные картины мирного быта: многочисленные изображения юношей-атлетов, сцены пира, девушки, занятые туалетом. При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Одним из крупнейших аттических вазописцев был Евфроний, в творчестве которого большое место занимали жанровые сцены. Как бы желая вдохнуть жизнь в своих персонажей, он писал около каждого произнесенные им слова. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже. Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка!» Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом!» А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она!» И мужчина завершает разговор: «Уже весна». Некоторые вазописцы того времени испытали влияние Полигнота, и их росписи позволяют судить о стиле этого прославленного художника.

Трагедия

Греческая литература также переживает расцвет. Последний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в знатных родах в силу их божественного происхождения. Его эпиникии становятся как бы исповеданием аристократического мировоззрения. V век до н.э. — время расцвета драматического искусства. Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия — это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны, утверждая безграничные способности человека противостоять несчастьям во имя других людей, и прежде всего своего народа. Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному развитию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком — силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в величие его духа. В этом — непреходящая ценность древнегреческой трагедии.

Так называемый Апполон из Пьомбино. Бронза. Около 475 г. до н.э.

Развитие древнегреческой трагедии связано с именами трех крупнейших драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил

Хотя в трагедиях действующими лицами были, как правило, боги и герои, их проблематика обычно остросовременна, мифологический сюжет служит лишь формой для выражения борьбы идей. Так, в трилогии «Орестея» Эсхила описываются события, происходившие в Микенах после окончания Троянской войны, однако для афинского зрителя важны те политические идеи, которые хотел выразить автор. Он, например, прославлял Ареопаг, что в условиях политической борьбы того времени означало антидемократизм позиции драматурга. Эсхил был основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии, современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления демократии в Афинах. Главный мотив его творчества — прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила — непримиримый богоборец Прометей — олицетворение творческих сил афинян. Это образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочел муки:

Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье.

Софокл

В трагедиях Софокла выражен художественный идеал, который был выработан демократическими Афинами и нашел пластическое воплощение в скульптурах Фидия. Образы его глубоко человечны, и внутренняя жизнь его героев гораздо богаче, чем у Эсхила. Усложняя действие трагедии сменой ситуаций, Софокл разнообразит переживания своих персонажей. Его герои — носители высоких душевных качеств, величия и благородства. Но Софокл уступает Эсхилу в глубине мыслей и остроте проблематики. Заслуга Софокла перед мировой литературой состоит в созданных им художественных образах. Несравненны в своей монументальности и естественности образы Эдипа, Антигоны, Электры; художественно переосмысленные, они неоднократно использовались в европейской литературе — в трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера и др. Эсхил и Софокл — творцы античной трагедии в ее классической форме. В их произведениях изображались преимущественно столкновения по вопросам этики и морали. Конфликт между государством и родом, свободой и деспотизмом, неписаным и писаным законом, страдание во имя долга, соотношение между субъективными намерениями человека и объективным смыслом его поступков — таков круг тем в трагедиях Эсхила и Софокла.

Еврипид

Голова возницы. Около 470 г. до н.э.

В трагедиях Еврипида отражены кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н.э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи. Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Через творчество Еврипида проходит и другой момент, характерный для периода кризиса полисной идеологии, — интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Он изображает людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Еврипиду чужды монументальные образы Софокла, высоко вознесенные над обыденным уровнем. На это различие указывал сам Софокл, определивший своих героев как людей, «какими они должны быть», а героев Еврипида — как людей, «каковы они были на самом деле». Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра, Электра), отличаются глубиной психологических характеристик. Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.

Комедия

Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии— Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет — мир. Аристофан — противник войны, всю силу блестящего таланта отдавший борьбе за мир. Герой одной из его комедий — «Ахарняне» — Дикеополь (Справедливый Гражданин) заключает для себя мир с соседними полисами и блаженствует, в то время как хвастливый воин Ламах страдает от тягот войны. Война представляется поэту непрошеной гостьей:

К тем, кто счастлив и доволен, вдруг врывается она И творит дела лихие, и буянит, и громит, И дерется. А попробуй по-хорошему сказать: «Ляг, возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина», Так она еще свирепей наши изгороди жжет И еще неумолимей топчет, давит виноград.

В комедии «Мир» другой крестьянин, Тригей (Виноградарь), добывает мир для всей Греции. По его призыву земледельцы Греции собираются с кирками и лопатами на Олимп и освобождают из заточения богиню мира, которую спрятал Полемос (Война). Аристофан великолепно передает надежды простых крестьян, предвкушающих радость мирного труда:

Видит Зевс, блестит мотыга навостренным лезвием И на солнышке сверкают вилы зубьями тремя! Как чудесно, как нарядно выстроились их ряды! Как мне хочется вернуться поскорее на поля!

Изменение политической обстановки в Афинах после ее поражения в Пелопоннесской войне отразилось на характере комедий Аристофана: ослабевает политическая сатира, ее злободневность и конкретность. Но Аристофан не отказывается от постановки политических и социальных проблем в форме типичного для ранней комедии карнавального сюжета. В комедии «Плутос» бедняк Хремил захватывает слепого Плутоса (Богатство), излечивает его от слепоты, и все в мире переворачивается: честные люди начинают жить в достатке, бедность и несправедливость покидают город.

Ваза в виде сфинкса из Фанагории. Рубеж V-IV вв. до н.э.

Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда. У Аристофана гибкий и живой язык, то приближающийся к обыденному, подчас очень грубый и примитивный, то пародийно-приподнятый и богатый неожиданными комедийными словообразованиями.

Театр

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможн<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.