Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания

2018-01-07 832
Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания

Под методами ФВ понимаются способы применения ФУ. В ФВ применяются 2 группы методов специфические (характерны только для процесса ФВ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам ФВ относятся;

1)методы строго регламентированного упражнения;

2)игровой метод (использование упражнений в игровой форме):

3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения ФУ и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Применения общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.

Тестирование как метод научного исследования в теории и методике физического воспитания

Наряду с методами традиционного педагогического, социологического и аппаратурного наблюдения в исследованиях по теории физической культуры довольно широко используется тестирование, основанное на выполнении испытуемым двигательных заданий в строго регламентированных условиях.

В отличии от других видов наблюдения, для которых характерна позиция «невмешательства» в рассматриваемый объект, тестирование влияет на состояние испытуемых, подчас весьма существенно. Это принимается во внимание при организации процедур тестирования. В частности, установлены правила выбора и применения гестов в соответствии с требованиями валидности, объективности и воспроизводимости результатов тестирования. Определены комплексы тестов для разносторонней оценки физической подготовленности.

Различают:

• тесты для определения уровня общей физической подготовленности,

тесты, для оценки степени развития физического качества, тесты, для оценки физического состояния занимающихся и др.

На основании полученных данных:

определяется уровень соответствия физической подготовленности возрастным требованиям,

проводится контроль успеваемости по предмету «физическое воспитание»,

осуществляется отбор занимающихся в группы и секции по физической культуре и спорту,

ведется наблюдение с цель контроля развития физических качеств,

определяется уровень дозирование нагрузки,

проводятся исследования физиологического состояния занимающихся и основных

процессов, происходящих при выполнении физической нагрузки, и т.д.

Тестирование применяется для оценки двигательных возможностей, физической подготовленно-сти, его отдельных компонентов и степени их изменения под влиянием физкультурной деятельности с целью получения конкретной количественной информации об эффективности исследуемых факторов физической культуры и в других целях. Для обобщающих исследований по теории физической культуры особый интерес представляют сводные материалы массового тестирования, выявляющие степень физического развития и физической подготовленности широких контингентов населения, взятые в сочетании с информацией о воздействовавших факторах (режим двигательной деятельности обследуемых контингентов, факторы физической культуры и т.д.).

Принципы непрерывности процесса физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха. Требования к их реализации в процессе физического воспитания.

Сущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий ф.у. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям. 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что былоприобретено ранее в процессе занятий ф.у.

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха предполагает, что для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха (ординарный (полный) отдых обеспечивает восстановление работоспособности занимающихся к началу следующего занятия; жесткий — предусматривает выполнение очередной нагрузки на фоне более или менее значительного недовосстановления работоспособности занимающихся; Суперкомпенсаторный — обеспечивает повышенную работоспособность (суперкомпенсацию), наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем на предыдущем, нагрузку).

 

Подготовка учителя физкультуры к уроку (заблаговременная и непосредственная).

Организация и проведение урочных занятий представляет собой сложную многостороннюю деятельность. Поэтому для того, чтобы достичь высокого качества урока, преподавателю необходимо заблаговременно и тщательно готовиться к нему, в частности:

а) определить задачи урока;

б) разработать конкретный план его;

в) предусмотреть необходимое материальное оснащение.

Эти разделы подготовки взаимосвязаны, но в то же время каждый из них требует специальной работы.

Задачи урока, как уже говорилось, должны быть посильными для решения в данном занятии. Определить задачи урока - значит выявить его место в системе занятий и с возможной полнотой представить себе его результаты. Этому способствует рабочее планирование. Однако действительный ход учебно-воспитательного процесса всегда вносит коррективы в планы. Поэтому поставленные задачи всякий раз необходимо уточнять на основе тщательного анализа результатов предыдущего урока или ряда уроков и учета количества оставшегося времени во всей серии занятий. Только так можно обеспечить должную преемственность планируемых уроков.

Правильность постановки задач урока и порядка их решения определяется во многом педагогическим опытом преподавателя и его творческими способностями. Однако никогда не следует переоценивать личный опыт, так как глубокое и всестороннее познание учебно-воспитательного процесса достигается только в результате коллективных усилий. Поэтому при постановке задач урока возникает необходимость в изучении новейших данных о методических путях их решения. В результате предварительного изучения литературных источников в намеченные ранее задания и общий план их решения вносятся коррективы.

Следующий момент в подготовке к уроку - это составление подробного плана проведения его, плана-конспекта урока. Такое планирование позволяет более полно учесть все стороны деятель-ности занимающихся и глубже разработать ее организацию. Планирование урока начинается с определения наиболее рациональной последовательности решения задач. Обучение новому материалу, как уже говорилось, требующее наибольшего внимания и оптимальной работоспособности учащихся, планируется в основной части занятия; решение более легких задач — в начале и в конце урока. Далее подробно разрабатывается содержание основной части урока: порядок выполнения упражнений и их дозировка, объяснения, распоряжения, указания учащимся и т. д. Намечаются схемы организации учащихся при выполнении упражнений. Все это записывается в конспект.

Особое внимание следует уделять подбору упражнений, тщательно намечая основные и вспомогательные действия, необходимые для решения задач урока. В результате должен быть разработан комплекс упражнений, отражающий с достаточной полнотой методику обучения и воспитания в научно-обоснованной последовательности.

Разработав содержание основной части урока, преподаватель планирует подготовительную и заключительную части, учитывая их биологические и педагогические закономерности. При этом важно, как и при разработке плана основной части, четко продумать форму постановки задач, смысл и назначение упражнений, дозировку нагрузки, методы организации занимающихся, переходы и перестроения, свое место на рабочей площадке урока.

В заключение планируется домашнее задание. Это не исключает надобности дополнять его в связи с ошибками учащихся, допущенными в уроке.

Заблаговременно перед уроком преподаватель должен подготовить места занятий и опробовать упражнения. К подготовке мест занятий привлекаются и занимающиеся, но контроль препо-давателя при этом не снимается. Практика показывает, что именно из-за неподготовленности мест занятий бывает большинство простоев в уроках и травм.

 

Общая характеристика методов научного исследования в теории и методике физического воспитания

Под методами ФВ понимаются способы применения ФУ. В ФВ применяются 2 группы методов специфические (характерны только для процесса ФВ) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). К специфическим методам ФВ относятся;

1)методы строго регламентированного упражнения;

2)игровой метод (использование упражнений в игровой форме):

3)соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения ФУ и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Применения общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике ФВ как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач ФВ.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.