Джуэлл Линда Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Джуэлл Линда Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001.

2018-01-03 417
Джуэлл Линда Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2001. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.
В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях.

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе.
Когда человек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности усваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальных взаимодействии, поскольку совместное действие значительнаоблегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой группой как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором сплоченности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы, штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен лишь посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой группе выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексичес ким опытом; общие слова и построения высказываний выступают своеобразными символами как принадлежности индивида к социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).
В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем новичку нужно усвоить не только принятые категории и их символы, но также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и получать инструкции относительно того, что неясно.
Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы. то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правиль­но пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участни­ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учас­тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, вклю­чают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную так­тику. В частности, следует обратить внимание на гендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».
Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен­цирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла­бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, ко­торому задачка по математике далась с трудом.
Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще­ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Ø Правила коммуникативного поведения в группе включают:
взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы;

Ø учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы;
необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль об щения;

Ø желательность публичного оценивания достижений других («Молодец!Хорошая идея!»);

Ø умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

Ø умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;

Ø умение предложить нужную информацию и идеи группе («почему бы нам не...»;

Ø обратное действие здесь деструктивно; вопросы не по теме»);

Ø умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «Замечательно, а не получится ли так, что...»);

Ø призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — молчальник);

Ø умение интегрировать различные идеи и информацию, это свойство особенно важно для лидера);

Ø умение предложить план совместных действий («Попробуем так...»).

Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведений людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, сколько в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной кооперацию движений большой сложности.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей яв ляется степень сплоченности, индексом которой может служить таили степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках.СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Курт ЦадекЛеви́н (нем. KurtZadekLewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления...

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19,51 г.
Соломон Элиот Аш (англ. SolomonEliotAsch, 14 сентября 1907, Варшава, Царство Польское, Российская империя — 20 февраля 1996, США) — американский психолог, автор знаменитых экспериментов, посвящённых конформности.

Обычно различают два вида конформизма:

Ø внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

Ø внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и Г. Джерардом, были Мо́ртон Дойч (англ. Morton Deutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк — 13 марта 2017) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий...

выделены два вида группового влияния:

Ø нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;

Ø информационное, когда давление может оказываться большинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298).

Дэвид Майерс (англ. DavidG.Myers; род. 20 сентября 1942, Сиэтл, США) — американский социальный психолог, исследователь, популяризатор науки, профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган, США.

Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Любопытно отметить, что после того как человексогласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.
Таким образом, конформизм проявляется не только в ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему чересчур трудным.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Способность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

Лео́нФе́стингер (англ. LeonFestinger; 8 мая 1919, Нью-Йорк — 11 февраля 1989, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса.

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации социального влияния неразрывно переплетены с процессамивозникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующиесо взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов,соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонантных отношений, т.е. чем больше количество совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений, тем меньшевызванный разногласием диссонанс. Таким образом, количественная характеристика определяет в конечном счете степень со гласия:

Ø важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссо­нанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту про­блему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;

Ø авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противо­положное мнение высказывается человеком или группой, при­знанными авторитетными.

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разно­гласия, используются следующие методы, способы выработки еди­ного мнения в группах:

Ø самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;
изменение мнения субъекта через влияние;

Ø утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по­влиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направ­лены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв­ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногла­сия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, Прежде всего, подразумевается, что группа располагается в каком-то пространстве, адаптируется к нему, обживает его.

Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуникативной его стороны. Так, экспериментальные данные, полученнные Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. С-165-166).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.