Семинар 24. Современные теории мировой системы и зависимости. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семинар 24. Современные теории мировой системы и зависимости.

2018-01-03 221
Семинар 24. Современные теории мировой системы и зависимости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

1. Содержательное и функциональное описание феномена зависимости как тенденции развития современной цивилизации.

2. Противоречия процесса становления мировой системы в 20 столетии (Э.Валлерстайн).

3. Теория мир-системы Э.Валлерстайна.

4. Мир-системный анализ как способ анализа современной глобальной цивилизации.

Письменное задание:

1. В чем состоит основная мысль радикальной интерпретации теории зависимости в современной социологической теории? В чем выражается эта зависимость по И. Валлерстайну?

2. В чем состоит трактовка причин зависимости стран периферии и полупериферии в теории мир-системы? Какие страны сегодня могут быть отнесены к ядру, полпериферии и периферии мировой системы? Аргументируйте ответ.

Написание эссе:

Какова роль стран ядра, полупериферии и периферии в мировой системе? Чем отличается зависимость стран периферии и стран полупериферии от стран ядра?


 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и временные границы современного этапа социологии, основания ихвыделения. 70–е годы ХХ в. как новый этап в развитии социологической теории.

2. Спор о позитивизме в европейской социологии. Работы К. Поппера «Логикасоциальных наук» и Т. Адорно «К логике социальных наук».

3. Работа А. Гоулднера «Грядущий кризис западной социологии» и ее значение длясоциологии.

4. Г.Лукач и левое неогегельянство.

5. А.Грамши и его центральная теоретическая идеягегемонии как культурного лидерства правящего класса.

6. Основные школы неомарксизма и их базовые постулаты.

7. Ю.Хабермас как представитель критической школы неомарксизма.

8. Проблема рационализации в творчестве Ю.Хабермаса.

9. Ч.Р.Миллз и его первый леворадикальный проект «новой социологии».

10. Марксистский ренессанс как симптом определяющий фактор кризиса западнойсоциологии.

11. Методология П. Бергера и Т. Лукмана как продолжение идей феноменологическойсоциологии.

12. Методология социального познания П.Бурдье: конструктивистский структурализм.

13. Общая теория систем Н. Лумана. Дифференциация и ее формы.

14. Основные теоретические проблемы феминистской социологии. Разновидностисовременной теории феминизма.

15. Основные признаки постиндустриального общества по Д.Беллу

16. Концепция постиндустриального общества А.Турена.

17. Понятие «мир–системы» и микросистемный анализ современности в концепции Э.Воллерстайна.

18. Основные составляющие теоретической модели П.Штомпки. Динамика структур и ее принципы.

19. Теория общества «третей волны» О.Тоффлера.

20. Теория современного общества Ф.Феррарорти и ее базовые идеи.

21. «Сетевое общество» М.Кастеллса. Характерные признаки сетевого общества.

22. Общество риска как новая фаза развития современности. Концепция общества риска У.Бека.

23. Современность как «поздний модерн» в концепции Э.Гидденса.

24. Концепция «макдональдизации» Дж.Ритцера.

25. Холокост как «нормальный» аспект современного рационального мира в концепции З.Баумана.

26. От современной к постсовременной социальной теории. Различие социологических и социальных теорий.

27. Структурализм как отправная точка возникновения постструктурализма ипостмодернизма. Лингвистический поворот. Лингвистические истоки структурализма.

28. Антропологический структурализм К.Леви–Стросса. Структурный марксизмЛ.Альтюссера, М.Годелье.

29. Ж.Деррида как один из родоначальников постструктурализма.

30. Постструктуралистские идеи Р. Барта.

31. Базовые понятия методологии М.Фуко: «археология знания» и «генеалогия власти».

32. Специфика и базовые характеристики постмодернистской социальной теории. Видыпостмодернистских теорий.

33. Ф.Джеймсон и его «культурная логика позднего капитализма».

34. Ж.Бодрийяр как представитель радикальной постмодерниской социальной теории.

35. Вопросы знания, его состояния и модели легитимации в постсовременную эпоху в теории Ж.– Ф.Лиотара.

36. Социологические метатеории и метатеоретическая схема анализа социологическойтеории.

37. Основные методологические идеи, теория предмета и метода современнойсоциологической теории.

38.


 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СООБЩЕНИЙ

Рефераты:

1. Ключевые характеристики теоретического знания в социологии и его отличие отэмпирического знания и/или идеологического дискурса: сравнительный анализ.

2. Метатеоретический анализ структуры социологического знания: задачи иперспективы (на примере анализа отдельных исследовательских программ, парадигм, школ).

3. Спор о позитивизме» в европейской социологии 60–х–70–х годов.

4. Радикальная социология 70–х годов в США.

5. Теория «кризиса социологии» по работе Э. Гоулднера «Грядущий кризис западнойсоциологии».

6. Неомарксизм и леворадикальная социология.

7. Конструктивизм П.Бергера и Т.Лукмана и его влияние на современное социологическое знание.

8. Влияние феноменологической традиции на современную социологическую теорию.

9. Понятие «социального капитала» в трактовке П. Бурдье (описание с использованием эмпирических примеров).

10. Ю. Хабермас о культуре и знании.

11. От постиндустриального общества к информационной эпохе: сравнение концепций Д. Белла и М. Кастельса.

12. Факторы и стадии социальной эволюции: сравнительный анализ классических теорий эволюции и неоэволюционных теорий общества (на примере теорий Спенсера, Парсонса, Лумана и Уоллерстайна).

13. Трактовка социальных систем Н. Луманом (проиллюстрировать основные тезисыэмпирическими примерами).

14. Теории глобализации о будущем национальных государств и международнойполитической системы (У.Бек, Э.Гидденс).

15. Трансформация институтов культуры и идеологии в глобальном обществе: основные подходы.

16. «Ренессанс» классики в 70 – начале 80–х годов: его смысл и значение.

17. Теория «колонизации жизненного мира системой» Ю. Хабермаса.

18. Теория модерна Э. Гидденса.

19. Типология социальных систем Н. Лумана.

20. Теория общества Н. Лумана, содержащаяся в его работе «Общество как социальнаясистема».

21. Теория социального действия А. Турена в работе «Возвращение человекадействующего».

22. Холокост как воплощение парадигмы формальной рациональности в концепцииЗ.Баумана.

23. Понятийно–категориальный аппарат постструктурализма.

24. Ж. Бодрийяр и его концепция общества потребления.

25. Специфика и базовые характеристики постмодернистской социальной теории. Виды постмодернистских теорий.

 

Сообщения:

1. Основные аспекты критики структурного функционализма и причины утраты имдоминантных позиций.

2. Неофункционализм как «самокритичное направление функциональной теории».

3. Базовые принципы неофункционализма по Дж.Александеру.

4. П.Коломи: попытка усовершенствования теории дифференциации.

5. Р.Арон как историк социологии.

6. Р.Арон и его полемика с марксизмом.

7. Концепция деидеологизации индустриального общества.

8. Сущность парамарксистского анализа.

9. Корпоративный капитализм как специфическая стадия развития общества Г.Шиллера.

10. Потребительский капитализм Г.Шиллера.

11. Основные особенности развития отечественной социологии в перестроечный ипостперестроечный период.

12. Основные направления социологических исследований в современной России.

13. Развитие социологии в регионах (выбрать регион).

14. Роль СМИ в пропаганде потребительского образа жизни.

15. Концепция методов общественных наук Р.Рорти.

16. Акционизм Р.Будона и Ф.Буррико как одна из наиболее актуальных парадигм всовременной французской социологии.

17. Объяснение цивилизационного кризиса по Ф.Фукуяме.

18. Принципы интерпретативной методологии.

19. Фигурационная социология Н.Элиаса.

20. Актуальные проблемы социологических теорий гендера и теорий феминизма


 

КЕЙСЫ

Кейс №1

«Постмодерн – сегодняшнее состояние западного общества, характеризующееся отсутствием всякой определенности в социальных структурах, поскольку временные и пространственные границы, которыми определялся модерн, исчезли, а на смену им пришли мимолетные и отрывочные по своей сути социальные взаимоотношения... Постмодернизм в социологии, как, впрочем, и в других науках, – это подход, которым подчеркивается неопределенность обществ, в которых все элементы определенности подорваны и подвергаются осмеянию, а условия проживания людей принимают характер глобального и фрагментарного общества, где не существует абсолютных правил и критериев оценки. Постмодернизм контрастирует с большинством социологических теорий в том плане, что этим подходом отвергается идея эпохи Просвещения о возможности постижения и усовершенствования общества через рациональное мышление».

1. Согласны ли Вы с определением постмодерна и постмодернистской социологии, данным Ж. Липовецким?

2. Какие черты постмодернизма можно было бы привести в дополнение к сказанному?

Кейс №2

«В условиях, когда занятость становится краткосрочной, лишается четких (не говоря уж о гарантированных) перспектив и тем самым превращается в эпизодическую, когда фактически все правила, касающиеся игры в карьерное продвижение или увольнения, отменяются либо имеют тенденцию изменяться задолго до окончания игры, остается мало шансов для укоренения и укрепления взаимной лояльности и солидарности. В отличие от времен, отмеченных долгосрочной взаимозависимостью, сегодня едва ли существует стимул для серьезного, тем более критического, интереса к изучению договоренностей, которые все равно окажутся временными. Место работы воспринимается как своего рода кемпинг, где человек останавливается на несколько ночей и который можно покинуть в любой момент, если не предоставлены обещанные удобства или предоставленные вдруг разонравились, а не как общий дом, где каждый обязан взять на себя труд по выработке приемлемых правил взаимодействия»

1. Проанализируйте приведенные выше слова З. Баумана из его работы «Индивидуализированное общество». Какую проблему общества XXI века поднимает автор?

Кейс №3

«Система оперирует постоянным воспроизводством различения самореференции и внешней референции. Это и есть ее аутопойэсис. Это и дает возможность осуществить ее оперативную закрытость».

1. Что такое аутопоэзийные системы? При ответе проанализируйте слова Никласа Лумана из его работы «Понятие общества»

Кейс №4

«В наше время, как и во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в науке права, не в судебной практике, а в самом обществе»

1. Прокомментируйте слова Е. Эрлиха.

2. Что значит «живое право»?

Кейс №5

«Каковы культура и общество, таковыми будут и изящные искусства. Если культура преимущественно чувственная, чувственными будут и ее основные изобразительные искусства. Если культура не интегрирована, хаотичными и эклектичными будут ее основные виды изобразительных искусств… Каждая из трех основных культур – идеациональная, идеалистическая, чувственная – имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отличную от другой как внешними признаками, так и внутренним содержанием»

1. Проиллюстрируйте примерами связь, выявленную П. Сорокиным.

2. Согласны ли Вы с ним? Почему?

Кейс №6

«То обстоятельство, что столь многие отвергают специфический общественный момент как некую примесь, внесенную социологической интерпретацией, и по сути дела рассматривают только данные нотного текста, имеет свое основание не в музыке, а в нейтрализации сознания. Нейтрализованное сознание воздвигло стену между музыкальным опытом и переживанием действительности, в которой музыка обретает, хотя бы и полемически, свое место и на которую она откликается. Если музыкальный анализ научил раскрывать тончайшую ткань музыкального изложения, если музыковедение дает самый подробный отчет обо всех биографических сведениях о композиторе и его произведениях, то от всего этого самым жалким образом отстал метод раскрытия, дешифровки конкретного социального содержания в музыке, и он до сих пор вынужден довольствоваться импровизациями»

1. Прокомментируйте слова Теодора Адорно.

2. Согласны ли Вы с ним? Почему?

Кейс №6

«Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала. Какое-то время эта ностальгия все еще будет питать соперничество и конфликт»

1. Прокомментируйте слова Ф. Фукуямы из его работы «Конец истории».

2. Какой, по вашему мнению, может быть конец истории? С чем это связано?

Кейс №7

«Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противостоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все зависит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществляется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено». Действительно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пассивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли — одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдельного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он — монета и чекан одновременно»

1. Прокомментируйте слова Н. Элиаса.

2. Как, по вашему мнению, происходит формирование отношений индивида и общества?

Кейс №8

«Однако историческая миссия рефлексивной социологии, насколько я ее понимаю, состоит, вероятно, в том, чтобы преобразовать самого социолога, глубже проникнуть в его повседневную жизнь и работу, обогащая их и делая его более восприимчивым, и поднять самосознание социолога до нового исторического уровня. В той мере, в какой ей это удается, и чтобы ей это удавалось и потом, рефлексивная социология должна и сейчас, и в дальнейшем быть радикальной социологией. Радикальной, поскольку она должна понять, что познание мира не может продвигаться вперед без знаний социолога о самом себе и своем положении в социальном мире, или без его усилий это изменить. Радикальной, поскольку она стремится как преобразовать, так и познать другой мир, и вне социолога, и в нем самом. Радикальной, поскольку она признает тот факт, что корни социологии уходят в природу социолога как человека во всей его целостности, и поэтому вопрос, который должен стоять перед ним, это не просто вопрос, как работать, но вопрос, как жить»

1. А. Гоулднер дает такое определение рефлексивной социологии. А как Вы ее понимаете?

2. Согласны ли Вы с тем, что рефлексивная социология=радикальная социология? Почему?

Кейс №9

«Государство есть завершение процесса концентрацииразличных видов капитала: физического принужденияили средств насилия (армия, полиция), экономического,культурного или, точнее, информационного, символического — концентрации, которая сама по себе делает изгосударства владельца определенного рода метакапитала, дающего власть над другими видами капитала и надих владельцами. Концентрация различных видов капитала (которая идет вместе с формированием соответствующих им полей) в действительности приводит к возникновению некого специфического капитала, собственно государственного, позволяющего государству властвоватьнад различными полями и частными видами капитала, аглавное — над обменным курсом между ними (и тем самым над силовыми отношениями между их владельцами).Из этого следует, что формирование государства идет вместе с формированием поля власти, понимаемого как пространство игры, внутри которого владельцы капитала(разных его видов) борются именно за власть над государством, т. е. над государственным капиталом, дающимвласть над различными видами капитала и над их воспроизводством (главным образом, через систему образования)»

1. Проанализируйте слова П. Бурдье о государстве из его работы «Социология социального пространства».

2. Как, по мнению Бурдье, формируется государство?

3. Какое Вы можете дать определение понятию «государство»?

Кейс №10

«Мы не выступаем против науки – деятельности, которая, как мы считаем, все еще воплощает в себе высшие творческие культурные потенции, – мы выступаем за то, что ее можно рассматривать как «искусство», а не как "истину"»

1. Проанализируйте фразу Г. Коллинза и Г. Кокса и попробуйте выяснить, какую позицию они отстаивают.

2. Какое бы Вы дали определение науке?

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.