Политические институты и процессы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Политические институты и процессы

2018-01-03 233
Политические институты и процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слайд

Политическая система осуществляет следующие функции:
конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Политическая подсистема общества:структура, функции, типология (Иванова)

Социальные основы власти, её функции и формы осуществления(Друбина)

Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами.

Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. (Решить такие задачи способна только демократическая власть.)

(СЛАЙД)

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп.

(СЛАЙД)

Формы власти.

Власть может быть классифицирована по различным основаниям:

по социальному уровню; по структуре власти (власть может быть единоначальной и коллегиальной);

по уровню организованности (организованная и неорганизованная, неформальная виды власти);

по субъекту (военная, парламентская, семейная);

по методам (основанная на убеждении, принуждении, авторитете);

по режиму управления (демократическая, авторитарная, бюрократическая, деспотическая);

по социальному типу (по типу общества: рабовладельческая, феодальная);

Наиболее важная классификация власти – по уровню организованности (организованная и неорганизованная). Выделяют:

I. простую (неорганизованную, естественную). Форма власти, которая осуществляется непосредственно субъектом власти и аппаратом власти. Например, семейная власть, власть старшего над младшим;

II. сложную (организованную) форму власти – требуется создание специального органа, аппарата социальной власти, который и осуществляет функцию управления. Например, церковная, партийная, политическая власти.

(СЛАЙД)

Существует пять видов социальной власти, которые испытывает на себе каждый человек:

Власть вознаграждения– заключается в возможности вознаграждать за поведение, которое соответствует ожидаемому. Этой властью пользуются родители, учителя и начальство на работе.

Власть принуждения (наказания)– эта власть основывается на практике угроз и наказаний. Но, чтобы удержать человека в подчинении в этой форме власти, необходим постоянный контроль, даже за самыми незначительными действиями.

Власть эксперта– основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Но все же обладают узостью влияния, в связи со специфичностью знаний.

Власть авторитета (референтная)– состоит в уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей.

Власть закона (легитимная)– она имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок, и ее поддерживают, используя другие формы власти.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

(СЛАЙД)

Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.

Принцип разделения властей(Зайцева)

Слайд 1

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Слайд 2

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

Слайд 3

Органы государственной власти в РФ:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

2) исполнительная власть – Президент РФ и Правительство РФ;

3) судебная власть – суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Слайд 4

Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Государство как социальный институт, его сущность (Ситнева)

СЛАЙД

Государство как социальный институт, его сущность.

Государство – это социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, являющийся основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.

СЛАЙД

В государстве четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Государство осуществляет подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание воли класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.

СЛАЙД

Государству присущи все признаки и функции соц. институтов. Можно выделить основные признаки государства как социального института:

а) наличие цели своей деятельности, конкретные функции,

б) набор социальных статусов и ролей

в) наличие территории, где реализуются полномочия государства;

г) наличие определенных норм права, которые закрепляют существующую власть, права и обязанности граждан;

д) государственный суверенитет;

е) определенная идеология

ж) институциональная символика

СЛАЙД Функции Государства:

· хозяйственная (регулирование экономики),

· стабилизационная (поддержание стабильности в обществе),

· координационная (обеспечение общественного согласия),

· обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие

Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт. Эти функции для государства так же можно разделить на внешние и на внутренние:

1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества. Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т.д.

2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

СЛАЙД

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

СЛАЙД

основными целями государства являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментальных принципов, который может способствовать реализации заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти.

СЛАЙД

Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Институт президентской власти (Первеев)

1слайд. Президента можно назвать самым могущественным в мире звеном руководства исполнительной властью, однако во многих аспектах его полномочия являются и одними из самых ограниченных. Президент имеет огромные официальные полномочия, и в то же время вследствие конституционных сдержек и противовесов, а также установленных законом ограничений, по вступлении в должность президент обычно обнаруживает, что, как однажды сказал Гарри Трумэн, «полномочия президента в основном сводятся к тому, чтобы заставлять людей делать то, что они и так должны делать, без его напоминания».

2слайд.Президе́нт — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

3слайд.В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством косвенных (США) или прямых (Россия, Аргентина) выборов. В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, так как он соединяет в своих руках функции главы государства и главы правительства. В парламентарных республиках президент избирается либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляют парламентарии. Конституции парламентарных республик (за исключением ЮАР, где Президент избирается парламентом и является главой правительства) формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

4слайд.Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица. Не любой глава государства может быть признан президентом. В отличие от монарха, президент выбирается народом и осуществляет свои полномочия в течение определённого срока. В остальном же конституционно-правовой статус президента может определяться в разных государствах неодинаково. Так, в России «президент является главой государства»; в США, поскольку «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки», — является главой исполнительной ветви власти; во Франции «Президент Республики» также не имеет дополнительного наименования «глава государства» (в конституции отсутствует и термин «глава исполнительной власти», хотя есть «премьер-министр»), его функции определяются аналогично функциям российского президента. В юридической литературе выделяется понятие «институт президентства» или «институт президента». Данный институт носит конституционно-правовую природу. Т. Э. Каллагов рассматривает институт президентства как «совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, основанных на конституционных нормах, регулирующих функционирование президентской власти». Другой подход использует М. А. Краснов, который считает, что президентство, как и абсолютная монархия, представляет собой воплощение идеи «отцовства»: как и монарх, президент по сути выполняет функцию «отца нации» И. Д. Хутинаев проводит разграничение понятий «институт президентства» и «правовой статус президента», отмечая, что именно президентство является первичным и ввиду этого соответствующий институт имеет более широкое содержание. Правовой статус президента определяет порядок исполнения им своих функциональных обязанностей. Институт президентства же включает в себя также нормы, касающиеся выборов президента, реальный сложившийся на практике объём полномочий президента, прецеденты осуществления им своих полномочий, организацию и порядок функционирования учреждений, обеспечивающих работу президента.

5слайд. Анализируя сложившиеся в мире подходы к институту президентства, можно выделить следующие основные признаки, присущие президентам практически всех государств: • президент — это выборное должностное лицо; • президент выполняет функции главы государства; • он либо является главой исполнительной ветви власти, либо участвует в выработке решений исполнительной власти, инициирует принятие законов, выполняет роль арбитра в системе органов власти;

• он никому не подчинён и не зависит от других государственных органов; • он обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством и не нарушать законы; • президент обладает большим политическим влиянием, осуществляя верховное руководство текущими политическими делами государства

Политические институты и процессы

Политика как социальный институт(Романова)

СЛАЙД 1 ПОЛИТИКА — один из важнейших социальных институтов, с помощью которых общество осуществляет распределение власти, устанавливает определенный порядок организации общественного бытия и разрабатывает наиболее важные для общества решения.

Она представляет собой сферу деятельности, которая служит удовлетворению общезначимых групповых интересов, реализация которых происходит через борьбу за государственную власть и ее осуществление.

 

СЛАЙД 2 Политика является одним из наиболее сложных явлений, включенных в целостность социальной жизни. Этим объясняется большое количество (более девяноста) определения политики Комплексный характер политики предполагает ее в изучения на основе совокупности экономических, социологических, психологических и других знаниях.

СЛАЙД 3 Основные подходы

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

1. Субстанциональный. Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.

2. Институционный. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.

3. Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.

4. Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

 

СЛАЙД 4 Политика - явление социальное; она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, институтами и учреждениями общества, каждый человек преследует, прежде всего, свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Обществом можно назвать совокупность индивидов, в которой, интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность, индивидов осуществляются на основе общего интереса,, принципиально важного для всех.

СЛАЙД 5 Содержание политики может быть раскрыто через ряд определений, в которых вычленяются какие-то из ее важнейших признаков:

· политика является сферой властных отношений, то есть отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, определения направления деятельности государства и его институтов;

· политика - это способ организации общественной жизни, основанный на интеграции разнородных интересов, их согласовании на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов и групп гарантирует государство;

· политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

 

Политические институты в структуре системы общества(Романова)

СЛАЙД 6 Политические институты - политические организации, играющие определенную роль в политической жизни общества.

ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ совокупность учреждений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политические институты существуют в виде учреждений и организаций:
а) государства и его органов;
б) общественных организаций;
в) правовых институтов.

Все политические институты можно условно разделить на три группы.

СЛАЙД 7 К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или прямое воздействие на нее (государство, политические партии и общественно политические движения).

 


СЛАЙД 8 Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в неполитических сферах жизни (профсоюзы, религиозные, кооперативные, корпоративные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации вынуждены участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы.

СЛАЙД 9 К третьей группе относятся организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества, самодеятельные коллективы). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства, партий, движений. Основным институтом политической системы общества является государство.

Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
СЛАЙД 10
Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:


а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Функции политических институтов(Федотова)

Слайд

Политическая система осуществляет следующие функции:
конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Политическая подсистема общества:структура, функции, типология (Иванова)

Социальные основы власти, её функции и формы осуществления(Друбина)

Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна прежде всего за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами.

Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнополярные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия к себе у тех или иных слоев социума. (Решить такие задачи способна только демократическая власть.)

(СЛАЙД)

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп.

(СЛАЙД)

Формы власти.

Власть может быть классифицирована по различным основаниям:

по социальному уровню; по структуре власти (власть может быть единоначальной и коллегиальной);

по уровню организованности (организованная и неорганизованная, неформальная виды власти);

по субъекту (военная, парламентская, семейная);

по методам (основанная на убеждении, принуждении, авторитете);

по режиму управления (демократическая, авторитарная, бюрократическая, деспотическая);

по социальному типу (по типу общества: рабовладельческая, феодальная);

Наиболее важная классификация власти – по уровню организованности (организованная и неорганизованная). Выделяют:

I. простую (неорганизованную, естественную). Форма власти, которая осуществляется непосредственно субъектом власти и аппаратом власти. Например, семейная власть, власть старшего над младшим;

II. сложную (организованную) форму власти – требуется создание специального органа, аппарата социальной власти, который и осуществляет функцию управления. Например, церковная, партийная, политическая власти.

(СЛАЙД)

Существует пять видов социальной власти, которые испытывает на себе каждый человек:

Власть вознаграждения– заключается в возможности вознаграждать за поведение, которое соответствует ожидаемому. Этой властью пользуются родители, учителя и начальство на работе.

Власть принуждения (наказания)– эта власть основывается на практике угроз и наказаний. Но, чтобы удержать человека в подчинении в этой форме власти, необходим постоянный контроль, даже за самыми незначительными действиями.

Власть эксперта– основывается на знаниях в какой-либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела; такой властью располагают ученые, профессионалы, а также политики. Но все же обладают узостью влияния, в связи со специфичностью знаний.

Власть авторитета (референтная)– состоит в уважении или преклонении перед человеком, знаменитостью или важным общественным деятелем, поступки которого служат образцом для других людей.

Власть закона (легитимная)– она имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок, и ее поддерживают, используя другие формы власти.

Государственная власть – это особая разновидность социальной и политической власти. Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

(СЛАЙД)

Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

Для государственной власти, ее полноценности большое значение имеют исторические, социально-культурные, национальные традиции. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод государственного принуждения для достижения своих целей.

Принцип разделения властей(Зайцева)

Слайд 1

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Слайд 2

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

Слайд 3

Органы государственной власти в РФ:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

2) исполнительная власть – Президент РФ и Правительство РФ;

3) судебная власть – суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Слайд 4

Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Государство как социальный институт, его сущность (Ситнева)

СЛАЙД

Государство как социальный институт, его сущность.

Государство – это социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, являющийся основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.

СЛАЙД

В государстве четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Госуд


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

2.362 с.