Оценка результатов учебной деятельности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Оценка результатов учебной деятельности

2018-01-03 623
Оценка результатов учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оценочно-результативный компонент дидактического процесса включает оценку преподавателями и самооценку учащимися результатов, достигнутых в процессе обучения, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным целям и задачам. По каким же критериям оценивать знания, умения и личностные качества обучаемых? Данный вопрос чрезвычайно сложный и мало разработанный в дидактике.

Оценка (оценивание) – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

В педагогической практике преподаватели при оценке уровня обученности учащихся исходят из субъективных требований (у каждого преподавателя – свои требования). Например, на экзамене знания учащегося оцениваются преподавателем в зависимости от правильности, полноты и четкости ответа на поставленные вопросы (по мнению экзаменующего), от правильности решения задачи и т.д. Некоторые преподаватели учитывают при этом посещаемость занятий, поведение обучаемого, его активность на занятиях, и даже проверяют конспекты. Отсутствие четких, однозначных критериев оценки знаний и умений учащихся приводит к субъективизму, волюнтаризму в оценочной деятельности преподавателя, а иногда и к злоупотреблениям. Со стороны обучающихся оценочная деятельность преподавателя воспринимается как необходимость, как одно из средств оказания воздействия на их учебную деятельность и поведение.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в образовательном учреждении относятся:

· перенос симпатии или антипатии с учащегося на оценку;

· оценка знаний учащихся по настроению;

· отсутствие твердых критериев;

· близость отметки к той, которая была выставлена ранее;

· ошибка ореола (ореол отличника, ореол нарушителя дисциплины и т.д.);

· перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету.

· завышение и занижение отметок.

Отсутствие общепринятых критериев оценки обученности порождает также процентоманию в учебных заведениях (в течение многих лет они соревновались по уровню абсолютной и качественной успеваемости учащихся). Такое положение привело к формализму в обучении, снижению требовательности и ухудшению качества учебного процесса. Отсюда ясно, что разработка критериев оценки знаний и умений обучаемых является исключительно актуальной и практически значимой.

 

Рейтинговая система контроля и оценки

знаний и умений студентов

Рейтинг – дословно с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или оценка, учитывающая предысторию учебной деятельности студента. В вузовской практике оценки знаний рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по много балльной шкале (например, 100 – балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестра или учебного года).

Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Введение много балльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой - объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.

Главный недостаток традиционной системы контроля знаний в вузах заключается в том, что она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем не обязательно сдавать в срок, что все можно принести и сдать в последнюю неделю. Такая штурмовщина не только многократно усиливает нагрузку преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные и поверхностные знания.

Кроме того, существующая система контроля усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по дисциплине на экзамене ни как не учитывает «предысторию», содержит существенный элемент случайности.

Эффективность рейтинговой системы контроля и оценки знаний в заключается следующем: во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования сто балльной шкалы оценок; в-третьих создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.

Для удобства сравнения рейтинг рассчитывается по сто балльной шкале. Для перевода рейтинга в четырех балльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 – неудовлетворительно (2), от 50 до 69 – удовлетворительно (3), от 70 до 84 – хорошо (4), от 85 до 100 – отлично (5).

Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во вне учебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках этой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения и контроля

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Определите понятие «цель образования»?

2. Из каких личностных качеств складывается структура модели специалиста?

3. Какова структура содержания образования?

4. Раскройте сущность и особенности технологического компонента образовательного процесса.

5. Каково назначение различных видов контроля знаний обучающихся?

6. Какова сущность рейтинговой системы контроля и оценки учебной деятельности студентов?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.