Особенности деятельности руководителя — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности деятельности руководителя

2018-01-03 476
Особенности деятельности руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

образовательной организации

 

Управление деятельностью школы (гимназии, лицея)

 

Директор общеобразовательной организации несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы. Говоря по-другому, директор отвечает за деятельность школы во всем ее направлениям. К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательной организации относятся: организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы; контроль за их деятельностью; контроль за качеством педагогического процесса; решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей); организация работы с родителями; организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения. Практика показывает, что от работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы — важное средство повышения качества работы школы. Они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научно-методической работе.

В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (заведующего учебной частью) входят организация и контроль за учебным процессом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. Его деятельность начинается с текущего планирования организации учебного процесса и составления расписания уроков. Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной работе уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных предметов учителями, их подготовкой к урокам, уровнем квалификации; при необходимости организует помощь молодым, начинающим учителям. К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему помогают методические объединения. Организационно заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методических объединений. Принимает непосредственное участие и в кадровых вопросах — участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.

Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество вне учебных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных мероприятий в школе и по месту жительства. Деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспитательной работе. Под его руководством проводятся спортивные соревнования. Часто ему поручается директором руководство общественно полезным (обслуживающим) трудом учащихся. Важнейшим направлением его деятельности является организация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.

Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров — вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.

Предметные методические объединения. Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается школа. Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие: обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями; совершенствование профессионального мастерства учителей; профессиональная помощь молодым учителям; обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон; выработка единой позиции преподавания по предмету; нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета; разработка путей внедрения инноваций [122]. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2—З школ. На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта. Конечно, ни одна современная школа, каким бы потенциалом она не обладала, не способна самостоятельно вести научные исследования, создавать новые формы и методы учебной и воспитательной работы. Ранее, естественно, научная работа не входила в обязанности образовательных учреждений, и поэтому они не готовы к ее проведению и организации сегодня.

Научно-методический совет действует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития школы, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию. По сути дела, такой совет становится идеологическим центром всего образовательного учреждения. В его состав входят председатели методических объединений и сотрудники научных институтов (кандидаты и доктора наук).

Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях: обсуждение и выбор целей деятельности учреждения; обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями; обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей; привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей; укрепление линии обратной связи «родители — школа»; сбор необходимой для аналитической работы информации.

 

Управление деятельностью техникума (колледжа, училища)

 

Управление деятельностью техникума осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом. Высшим органом управления техникумом является общее собрание его учредителей. Оно правомочно, если на указанном собрании присутствуют более половины от общего числа учредителей. Основная функция общего собрания учредителей – обеспечение соблюдения техникумом целей, в интересах которых он был создан. К исключительной компетенции общего собрания участников, как высшего органа управления техникумом, относится решение следующих вопросов:

· внесение изменений в устав техникума;

· определение приоритетных направлений деятельности техникума, принципов формирования и использования его имущества;

· избрание Педагогического совета техникума, назначение директора и его заместителей и досрочное прекращение их полномочий;

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана техникума и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие центров дистанционного обучения техникума;

· участие в других организациях;

· реорганизация и ликвидация техникума.

Решение по вопросам исключительной компетенции Общего собрания участников принимается единогласно.

Общее руководство деятельностью техникума осуществляют директор, назначаемый решением общего собрания учредителей, и выборный представительный орган – Педагогический совет, заместители директора.

Педагогический совет техникума утверждает программы и планы научно-методических работ, совещаний и конференций, рассматривает вопросы:

· материально-технического, финансового и кадрового обеспечения учебного процесса;

· утверждает организационную структуру техникума;

· обсуждает отчеты директора и руководителей отделений техникума;

· проводит обсуждение актуальных проблем развития профессионального образования и науки, заслушивает научные сообщения;

· рассматривает и утверждает планы издания учебной, методической и научной литературы;

· принимает решение на замещение вакантных должностей руководителей отделений, преподавателей и сотрудников техникума;

· рассматривает другие вопросы, предусмотренные Уставом.

Непосредственное управление техникумом осуществляет директор, который избирается тайным голосованием на общем собрании участников, сроком на 5 лет. Директор в соответствии с законодательством и настоящим Уставом действует от имени техникума без доверенности, использует его имущество и средства, открывает в банке счета и является распределителем кредитов, издает в пределах своей компетенции приказы. Он несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью техникума, реализацию решений органов государственной власти.

Директор, осуществляя руководство техникумом:

· проводит в жизнь решения учредителей и Педагогического совета, отчитывается перед общим собранием участников о ходе и результатах учебного процесса, а также по другим вопросам деятельности техникума;

· представляет техникум в органах государственной власти и в других организациях;

· заключает договоры и контракты на выполнение образовательных услуг и других работ;

· распоряжается денежными и иными средствами техникума в соответствии разработка и утверждение учебных планов и программ;

· утверждает годовые календарные учебные графики;

· руководит организацией приема абитуриентов в техникум и формирование контингента обучающихся;

Кроме того, под его руководством решаются следующие задачи:

· организация учебного процесса в соответствии с Уставом техникума, лицензией, учебными планами, календарным графиком и другими учебно-программными документами;

· организация контроля успеваемости промежуточной аттестации обучающихся и экзаменационных сессий;

· организация и совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

· создание необходимых условий для обучения студентов (материально-техническое, информационное, методическое обеспечение учебного процесса).

Управление учебно-воспитательной и методической работой осуществляется заместителем директора. К его компетенции относятся:

· разработка и утверждение учебных планов и программ;

· утверждение годовых календарно-тематических планов занятий и учебных графиков;

· организация приема абитуриентов и формирование контингента студентов;

· организация учебного процесса, контроля успеваемости и экзаменационных сессий;

· организация и совершенствование программного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Вопросами воспитательной работы со студентами непосредственно занимается менеджер (методист) по воспитательной работе, который в соответствии с планом работы на учебный год и возникающими проблемами проводит различные мероприятия, вовлекает студентов в различные формы самоуправления и общественной работы, взаимодействует и общается с ними во внеурочное время, следит за учебной дисциплиной и т.д.

 

Управление деятельностью вуза

(института, академии, университета)

 

Управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляется ректором. Должность ректора входит в штатное расписание руководства вуза. Он избирается на 5 лет ученым советом вуза путем тайного голосования и назначается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Ректор несет ответственность за выработку стратегии деятельности вуза в целом и отдельных его подразделений, за соответствие действующих в вузе правил работы и образовательного процесса требованиям законов страны, за сохранение и развитие стратегических ресурсов, за сохранение традиций вуза.

В соответствии с уставом вуза ректор:

· несет полную ответственность за результаты деятельности вуза и действует в соответствии с существующим законодательством от имени вуза;

· в пределах своей компетенции он издает приказы, обязательные для выполнения всеми сотрудниками и студентами;

· отвечает за исполнение решений Ученого совета;

· представляет вуз во внешнем мире, контролирует расходы и доходы;

· определяет обязанности административного персонала.

Ректор, являясь председателем Ученого совета вуза, организует его деятельность, направленную на рассмотрение на его заседаниях:

· устава вуза и его изменений;

· структуры управления вузом;

· правил внутри вузовской деятельности;

· принципов распределения материальных и финансовых ресурсов, оплаты труда, материального и морального поощрения работающих и учащихся, социальной поддержки членов коллектива;

· коллективного договора администрации вуза и профсоюзным комитетом;

· программы развития вуза;

· кандидатур проректоров и главного бухгалтера;

· плана основных мероприятий деятельности вуза на очередной год;

· отчетов проректоров и других вопросов.

Своим приказом ректор устанавливает распределение сфер ответственности, прав и обязанностей между проректорами. Ведущие направления деятельности проректоров в подведомственных Рособразованию вузах:

· управление учебной работой;

· управление организационной и административно-хозяйственной работой, общими вопросами;

· управление научной работой;

· управление социальным развитием и воспитательной работой;

· управление финансовой работой и экономическими вопросами;

· управление связями с общественностью, международной и внешнеэкономической деятельностью;

· управление информатизацией;

· управление заочным, вечерним и дополнительным обучением;

· управление капитальным строительством;

· управление инновационной деятельностью;

· управление до вузовской подготовкой.

Проректоры осуществляют контроль соблюдения правил внутри вузовской деятельности в работе подразделений, способствуют расширению самостоятельности и ответственности руководителей факультетов и кафедр, содействуют увязке результатов деятельности подразделений и их материально-финансового обеспечения.

Управление деятельностью факультета осуществляется деканом. Он подчиняется проректору по учебной работе (первому проректору) и несет полную ответственность перед ректоратом и ученым советом вуза за результаты деятельности факультета. Декан обеспечивает координацию деятельности факультета с другими подразделениями вуза, поддерживает творческие связи с родственными факультетами других вузов, развивает сотрудничество с предприятиями и организациями. Он осуществляет непосредственное руководство административно управленческим органом факультета – деканатом и структурными подразделениями (кафедрами, лабораториями, кабинетами и др.). Он занимается вопросами организации и совершенствования учебной, научно-исследовательской, методической воспитательной работы, до вузовской подготовки и приема абитуриентов, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, руководства хозяйственными, коммерческими и другими видами работ, относящимися к его компетенции, контроля за выполнением приказов и распоряжений администрации вуза.

 

5.3. Принятие руководителем управленческих решений


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.