Эту технику можно использовать как для коррекции эмоционального состояния, так и для развития самопониманияребенка, формирования его отношения к миру. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эту технику можно использовать как для коррекции эмоционального состояния, так и для развития самопониманияребенка, формирования его отношения к миру.

2017-12-21 395
Эту технику можно использовать как для коррекции эмоционального состояния, так и для развития самопониманияребенка, формирования его отношения к миру. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Рассказываем ребенку о том, что все явления окружающего мира можно разделить на два полюса: «светло – темно», «холодно – горячо» и т.д. Вместе с ребенком подбираем примеры. При работе со школьниками можно привести аналогию с полюсами Земли.

2. Переходим к рассмотрению таких полюсов как:

- нравится – не нравится

- приятно – не приятно

- уютно – не уютно

- согласен – не согласен и т.п.

Для каждого из полюсов предлагаем выбрать карту из набора и рассказать о своем выборе – на чем основывался, когда выбирал эту карту. Что именно в карте нравится / не нравится, с чем согласен / не согласен, что приятно / не приятно и т.д.

3. Далее рассматриваем эмоциональные полюсы: - страх – спокойствие

- радость – грусть

- возбуждение – расслабленность

- гнев – успокоение и т.п.

Для каждого из полюсов предлагаем выбрать карту из набора и рассказать о своем выборе по описанному алгоритму.

Для коррекции эмоционального состояния ребенка предлагаем ему рассказать о том, что переживает, как ведет себя человек в каждом их полюсов; «побыть» некоторое время в актуальном состоянии; придумать - как можно перейти от одного полюса к другому. Можно предложить ребенку выбрать карту, которая у него ассоциируется с скорректированным состоянием, придумать героя, историю, нарисовать продолжение истории и т.п. Обязательно провести работу с формированием выгоды от нового состояния. Важно, чтобы ребенок сам определил преимущества, с которыми связано это новое состояние конкретно для него или для того героя, которому он симпатизирует.

 

Предлагаю вашему вниманию отрывок из нашей новой книги
«АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ С ТРУДНЫМ СЛУЧАЕМ»,
которая в конце сентября выходит из печати.

Сказкотерапия в коррекции страха темноты у детей...

Ребенку предлагается выбрать из набора «PERSONITA» карту с изображением приятного (симпатичного) ему мальчика или девочки - в зависимости от пола маленького клиента. Ребенок должен придумать и рассказать о выбранном персонаже: как его зовут, какой он (уделив особое внимание положительным качествам), чем любит заниматься. Затем психолог начинает рассказывать сказку об этом герое, вводя ребенка в ситуацию, приближенную к его страху. Так, например, возможно использование в качестве начала терапевтической сказки из книги И.В. Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов». М.: Мамины сказки, 2008. За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды, и все заснут. Только Алёша будет вертеться в своейкроватке и плакать от страха.

Далее психолог рассказывает о том, какими позитивными качествами обладает герой, используя информацию, полученную из рассказа ребенка о выбранной карте. После этого отмечается, что, несмотря на все позитивные качества, герой сказки все-таки боится темноты. Это позволяет снять у ребенка чувства стыда за испытываемый страх. Например, «Алёша - очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам ему часто бывает страшно».
Далее психолог просит ребенка продолжить сказку и уточнить, чего или кого боялся мальчик (что видел, слышал, о чем думал?). Затем ребенок выбирает из набора «Сказочные персонажи» героя или героев, которые присутствуют в страхе, либо влияют на него, или вызывают такие же неприятные чувства, что и ночные страхи.

Психолог продолжает: «Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой. Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения».
Далее психолог, опираясь на рассказ ребенка, еще раз в подробностях упоминает о ночных страхах.

На следующем этапе в сказку вводится ресурсный персонаж, который помогает главному герою. Психолог говорит о том, что вдруг появился кто-то, кто помог нашему герою. Ребенку предлагается выбрать из набора сказочного персонажа, который будет помогать главному герою. Необходимо описать этого помощника, рассказать о его сильных сторонах. Затем карточки героя и помощника кладутся рядом, и ребенок рассказывает, что будет происходить дальше. После того как, ребенок придумает благополучное окончание сказки, психолог интересуется его эмоциональным состоянием, ощущениями и закрепляет полученный результат. С этой целью можно:

1. Попросить ребенка найти как можно больше общих черт между ним и персонажам, который помог справиться с ночным страхом, подводя его к мысли, что и он сможет побороть свой страх.

2. Попросить ребенка нарисовать помощника (или сделать копию и раскрасить). Ребенок может взять рисунок с собой и использовать как помощника.

3. Помощник может «сказать» волшебные слова, которые будут в будущем помогать ребенку. Психолог вместе с ребенком заучивает эти слова.

Например:
Хлоп в ладоши: бах - бабах! Словно шарик, лопнул страх! Бяки-буки, ну-ка, кыш! Не боится вас малыш! Зачастую набор «Сказочные персонажи» используется совместно с рисуночной терапией. Рассмотрим алгоритм такой работы.
На подготовительном этапе психолог рассказывает о том, что страх темноты естественен для всех, и у него есть позитивный аспект. Страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Ведь наши древние предки жили в лесах, в пещерах, и именно по ночам выходили на охоту волки и гепарды, которые как раз подкрадываются, а потом внезапно набрасываются на человека. А еще были ядовитые змеи, которые шуршали, и пауки, и прочие малоприятные соседи.
Надо было все время быть начеку. Прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. И главное – НЕ СПАТЬ, особенно, если ты один. Если рядом есть другие люди, и они не спят, то можно забыть про страх, и расслабиться. А если нет – засыпать опасно! Особенно в темноте! Страх темноты был очень полезен. Если бы не он, всех наших прапрапра – (и еще 100 раз «пра») дедушек скушали бы саблезубые тигры, и нас с тобой на свете бы не было. А мы есть! Вот только темноты боимся…Конечно, сегодня хищных зверей бояться нечего. Они бедные, сами так боятся людей, что не во всяком лесу их встретишь. Но многие дети все равно боятся засыпать в темноте. Затем психолог подводит ребенка к мысли, что то, что мы видим и слышим в темноте - это результат нашей фантазии. Фантазия у ребенка настолько сильна и так хорошо развита, что он начинает сам в нее верить. Поэтому ребенку предлагается показать, как он умеет фантазировать. Следующий этап работы направлен на формирования версионного мышления. Примеры техник по его формированию описаны в предыдущих главах. Их использование облегчает основной этап коррекции страха темноты. Затем ребенку из набора «Сказочные персонажи» предлагается выбрать карту, похожую на того, кто пугал его ночью. После выбора карты психолог интересуется эмоциями, которые испытывает ребенок, глядя на нее. Далее ему выдают копию карточки, сделанную на листе бумаги (формат А4) и предлагают пофантазировать и изменить картинку так, чтобы она стала смешной или доброй. Можно придумать смешные причины, по которым страшный герой приходит к ребенку ночью, например, он приходит потому …

- что очень любит смотреть сериалы и не может успокоиться, пока не узнает, что было дальше,

-что ему нравится проходить сквозь стены – это очень щекотно,

- что ему … страшно одному, ведь он еще маленький … и т.п.

После ответов на вопросы психолог интересуется, как изменилось настроение, что ребенок думает, чувствует, ощущает, глядя на новую картинку.

"Работа с МАК. Расклад "МОЙ МИР". Автор Виктория Голобородова
От автора: Материал будет интересен детским и школьным психологам и специалистам, работающим с метафорическими ассоциативными картами МАК.
Сегодня хочу предложить еще один расклад при консультировании детей и подростков. Я использую колоду АНИБИ. Несколько слов об этой колоде. Всего 192 карты: 96 карт-рисунков + 96 карт со словами, посвященные внутреннему ребенку, нашим реальным детям и детям вообще. Кризисы, травмы, потребности, ресурсы. Для работы с детьми и со взрослыми, ведь каждый из нас когда-то был ребенком.
Итак, хочу обратить внимание, что эта колода отлично работает и с малышами, примерно лет с 4-х и с подростками. С маленькими пациентами используем только картинки, со старшими и слова и картинки одновременно. Благодаря этим картам вы легко сможете диагностировать эмоциональное состояние ребенка и понять его проблемы.

Итак: техника очень простая. Попросите ребенка рассмотреть карты и достать 7-10 карт, которые рассказали бы об его мире. Помогите вопросами:

- чем ты любишь заниматься?

- кто твой настоящий друг?

- что тебя огорчает?

- что тебя радует?

- о чем ты мечтаешь?

- о чем не любишь вспоминать?

- где на картах мама и папа?

- как живет твоя семья? и т.д.

Иногда вопросы и не нужны. Дети обладают прекрасной фантазией и расскажут вам по картам целую историю. Надо только внимательно слушать.
Заметила удивительную закономерность. Если родители разводятся, дети могут и не знать об этом, но чувствовать. При такой проблеме дети всегда достают одну и ту же карту: ребенка, которого тянут в разные стороны взрослые. Если начать расспрашивать об этой карте, даже подростки начинают плакать. Я всегда жалею, что не могу показать разводящимся родителям, сколько горя они приносят своему ребенку. Подростков всегда консультирую отдельно. Если рядом сопит мама, то результат такой встречи предсказуем.

Итак, после того, как перед вами есть мир вашего маленького пациента, начинаем аккуратно расспрашивать, что означает выбор той или иной карты.
Далее я предлагаю найти самые печальные и тревожные карты и прошу заменить их другими, позитивными и радостными. То есть, надо понять видит ли ребенок выход, осознает ли проблему, понимает ли как ее можно решить, умеет ли позитивно мыслить и т.д. В общем, далее начинам терапию. Здесь каждый психолог применяет свои техники и методики, поэтому не вижу смысла писать об этом. Самое главное, чтобы в конце консультации вы проверили, насколько была эффективной консультация, и это тоже можно сделать с помощью карт.
Например, попросите ребенка в открытую (в зависимости от возраста) достать или 1 карту- картинку или пару карт (картинку - слово), какое у него было настроение перед встречей с вами. Обсудите это. А затем попросите достать 1 карту - картинку (картинку-слово), какое сейчас настроение у вашего пациента и почему. Дальше уже вам будет проще понять, как продолжать терапию.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.