Актуальные проблемы языковой политики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Актуальные проблемы языковой политики

2018-01-03 169
Актуальные проблемы языковой политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Коллоквиум, 4 ч)

Цель: формировать

- знание социальных, культурных, в частности, языковых различий народов РФ, Поволжья;

- умение толерантно воспринимать социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, Поволжья, уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов родного края, страны.

Вопросы для обсуждения.

1. История языковой политики России.

2. Языковая политика России в ХХ – ХХ1 вв.

3. Реализация языковой политики России на примере народов Поволжья (краеведческий материал).

4. Русский язык как государственный. Закон о русском языке.

5. Вопрос о миноритарных языках народов России.

6. Актуальные проблемы языковой политики других стран.

7. Политкорректность как одна из проблем современной языковой политики.

 

Примерные задания.

1. Подготовьте реферат и презентацию по одной из вышеназванных проблем.

2. Подготовьте обзор интернет-источников по вопросу «политкорретность».

3. Опираясь на научные источники, дайте характеристику Закону о русском языке; определите его правовую, социальную и культурную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. 43. С. 3-10.

2. 45. Обзор.

3. 74. Обзор.

4. 113. Обзор.

5. 125. С. 51.

6. 126. С. 4-8; 28-34; 36-42; 66-75.

7. 127. С. 435-439.

8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008. С. 206-214.

ЕСТЬ ЛИ ЯЗЫК У ЖИВОТНЫХ?

(Дискуссия, 2 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Биологическая гипотеза происхождения человеческого языка.

2. Особенности коммуникации высокоразвитых животных.

3. Аргументы ученых «за» и «против» языка у животных (Аристотель, Данте, И.П. Павлов, А.А. Реформатский, Л. Фёдорова).

4. Судьбы людей вне человеческого общества. Социальная сущность языка.

Примерные задания.

1. Подготовьте картотеку цитат высказываний различных ученых о наличии/отсутствии языка у животных.

2. Подготовьте аргументы и факты, подтверждающие/опровергающие наличие языка у животных.

3. Подготовьте аннотированный библиографический список интернет-источников по данной теме.

4. Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Дети-маугли»; «Коммуникация муравьев. Муравьи-наркоманы»; «Коммуникация пчел» (по книге И. Халифмана «Пчелы»); «Система общения приматов».

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 19-20.

2. 127. С. 672-675.

3. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. С. 33-35.

4. Царева И.Б. Эти загадочные животные. М., 2001. С. 144-152.

 

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ

Учебно-теоретическая конференция (4 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие языкового родства от языкового союза?

2. Что общего и различного в понятиях «субстрат», «суперстрат»?

3. Сопоставьте понятия генеалогической и типологической классификаций языков.

4. Каковы основные признаки морфологической типологии (ответ аргументируйте примерами).

5. Сопоставьте известные вам языки по признакам изолирующих, агглютинативных, инкорпорирующих и флективных.

Темы докладов/рефератов:

1. Материальное сходство и родство языков (Исконное родство языков. Определение языкового родства /А. Мейе/. Сравнительно-историческое языковедение).

2. Языковой союз (Его характеристика, примеры. Виды языковых контактов в древнейшее время. Понятия о субстрате и суперстрате, их примеры).

3. Метод сравнительно-исторического языковедения (Его характеристика. Понятия реконструкции, реликтов, инноваций).

4. Генеалогическая классификация языков.

5. Лингвистическая типология (Её характеристика и задачи. Фонологическая и морфологическая типологии).

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 386-455.

2. 57. С. 221-237.

3. 47. Обзор.

4. 90. Обзор.

5. 127. С. 379-387; 361-368.

 

Примерный план групповых занятий, осуществляемых в традиционной форме

Семинар № 1. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА

Цель: развивать способность

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и формировать готовность

- к диахроническому осмыслению тенденций развития русского языка;

- к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию у учащихся интереса к русскому языку, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Социальная обусловленность происхождения языка и развития (общественная сущность языка). Двусторонняя связь языка и общества. Язык и культура.

2. Функции языка. Другие средства общения сравни­тельно со звуковой речью.

3.Языковая политика. Принципы языковой политики.

4. Язык народностей и язык наций.

5. Понятия "государственный язык", "язык межнационального общения", «мировой язык», «миноритарный язык». Государственные языки и языки межнационального общения в субъектах РФ.

6. Билингвизм и специфика двуязычия в странах СНГ и России.

7. Экология языка. Друзья и враги русского языка.

 

Примерные задания.

 

1.Законспектируйте статью А.Е. Кибрика "Язык" Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 604-606;

главу У «Друзья и враги русского языка» Е.П. Сеничкиной «Экология русского языка как основа духовно-нравственного воспитания человека. Самара, 2008. С. 151-168.

2.Составьте сообщение и презентацию по темам «Функции языка. Невербальные средства общения»; «Языковая политика»; «Друзья и враги русского языка»; «Роль русского языка в современном мире».

3.Подготовьте картотеку цитат о красоте и силе русского языка.

4.Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Миноритарные языки народов России».

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 151-157; 395-397.

2. 29. С. 9-13; 18-23.7.32.

3. 3.44. С. 35-46. 8.43.

4. 77. 1967. С. 499-525; 1996. С. 490-5.17.

5.58.С. 7-24. 126. С. 3-8.

6. 101. С. 7-18.

7. 126. С. 151-168.

 

Семинар № 2.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.