Техническое законодательство: понятие, объекты и субъекты, группы регулирующих мер. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Техническое законодательство: понятие, объекты и субъекты, группы регулирующих мер.

2018-01-03 1187
Техническое законодательство: понятие, объекты и субъекты, группы регулирующих мер. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к качеству

Требования назначения — требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги и др.): а) функциональную пригодность; б) состав и структуру сырья и материалов; в) совместимость и взаимозаменяемость.

Требования эргономики — требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для обеспечения удобства пользования.

Требования ресурсосбережения — требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.

Требования надежности — сохранение во времени в установленных пределах всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Требования технологичности — приспособленность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами при заданных показателях качества.

Требования эстетичности — требования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную значимость в чувственно воспринимаемых человеком признаках формы (цвет, пространственная конфигурация, качество отделки изделия или помещения).

 

Техническое законодательство: понятие, объекты и субъекты, группы регулирующих мер.

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Объекты и субъекты технического регулирования

Объектами технического регулирования, представленными в технических регламентах, являются:

Продукция.

Процессы жизненного цикла продукции, непосредственно связанные с обеспечением безопасности продукции.

Субъектами технического регулирования являются органы власти (Правительство и министерства РФ).

К субъектам, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями на федеральном уровне, относятся Президент и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОИВ). Определена трехзвенная структура ФОИВ: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства. Все ФОИВ находятся в подчинении вышестоящих органов.

Основными субъектами деятельности в сфере технического регулирования являются:

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России);

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Агентство Росстандарт подчинено Минпромторгу России.

Минпромторг России выполняет функции федерального органа по техническому регулированию. Минпромторг России утверждает административные регламенты исполнения Росстандартом государственных услуг (функций) — ведение федерального информационного фонда технических регламентов, перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и пр.

Росстандарт является национальным органом по стандартизации и практически национальным органом по метрологии. В отличие от Минпромторга России Росстандарт имеет не только центральный аппарат, но и территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Агентство выполняет следующие функции: разрешительные (выдача лицензий); по управлению имуществом (в его ведении имеются научно-исследовательские институты, а также государственные метрологические службы); по оказанию услуг (метрологических); по надзору (надзор за соблюдением требований технических регламентов, национальных стандартов, правил метрологии). Являясь национальным органом по стандартизации, Росстандарт выполняет ряд задач, в том числе утверждает национальные стандарты; организует публикацию и распространение национальных стандартов; представляет Российскую Федерацию в международных организациях по стандартизации.

Разделы метрологии

Теоретическая метрология – раздел метрологии, предметом которого является разработка фундаментальных основ метрологии.

Законодательная метрология – раздел метрологии, предметом которого является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимости точности измерений в интересах общества.

Практическая (прикладная) метрология – раздел метрологии, предметом которого являются вопросы практического применения разработок теоретической метрологии и положений законодательной метрологии.

 

Состав ГСИ

Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по ОЕИ.

Вершину се занимает Конституция РФ. Второй пласт представлен Законом об обеспечении единства измерений. Третий пласт состоит из подзаконных актов в виде указов Президента РФ и решений Правительства РФ в форме постановлений и распоряжений. Четвертый пласт представлен нормативно-техническими документами межотраслевого значения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти. К ним относятся национальные стандарты (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты (ГОСТ), правила по метрологии (ПР), методики института.

Техническая подсистема представлена совокупностью:

— межгосударственных, государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений;

— стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

— стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

— средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;

— специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;

— научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибровочных и измерительных лабораторий.

Организационная подсистема представлена метрологическими органами и службами по метрологии.

 

Органы по метрологии

Во главе метрологической инфраструктуры стоят два федеральных органа исполнительной власти — Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии — Госстандарт.

Минпромторг России осуществляет регулирование метрологической деятельности в следующих формах: представляет в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов; рассматривает и утверждает нормативные правовые акты; осуществляет связь с другими ФОИВ, ведущими метрологическую деятельность.

Госстандарту подчинены такие государственные федеральные унитарные предприятия (ФГУП), как научно-исследовательские институты, разрабатывающие научно-методические проблемы стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия. В ведении Госстандарта находятся 86 федеральных государственных учреждений — центров стандартизации, метрологии и сертификации —

Специфическими функциями Госстандарта (в сравнении с Минпромторгом России) являются: а) надзорная деятельность через территориальные органы Госстандарта; б) оказание государственных услуг (например, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту СИ); управление государственным имуществом (имуществом ФГУП, фондом государственных эталонов и пр.).

Службы по метрологии

Метрологические службы — это сеть организаций, на которые возложена ответственность за метрологическое обеспечение измерений. Указанное обеспечение осуществляют:

— метрологические службы ФОИВ;

— государственные научные метрологические институты; государственные справочные метрологические службы;

— государственные региональные центры метрологии;

— метрологические службы юридических лиц.

Виды метрологических услуг.

Метрологическая услуга оказывается организациями и лицами, аккредитованными в установленном порядке. По итогам этой процедуры осуществляется ввод СИ в сферу обращения. В результате в установленном порядке создается документ, подтверждающий готовность СИ к использованию по назначению.

К государственным метрологическим услугам, оказываемым на потребительском рынке, относятся:

1) утверждение типа СИ;

2) поверка СИ;

3) лицензирование деятельности по ремонту СИ.

Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу свидетельства об утверждении типа.

Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими институтами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ).

Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется свидетельством. Утвержденный тип СИ вносится в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы.

При истечении срока действия свидетельства, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу.

Поверка СИ осуществляется до ввода их в эксплуатацию, а также после ремонта (первичная поверка) и в процессе эксплуатации (периодическая поверка).

Поверку СИ осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области ОЕИ юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Правительством РФ устанавливается перечень СИ, поверка которых осуществляется только государственными региональными центрами метрологии (ГРЦМ, нынешние ЦСМ).

Основным фактором, который учитывается при формировании перечня СИ, является высокая социальная значимость измерительных задач, решаемых с использованием СИ.

В отличие от процедуры утверждения типа, поверке подлежит каждый экземпляр СИ. Как и при утверждении типа, результаты поверки передаются в Федеральный информационный фонд по ОЕИ. СИ, не предназначенные для применения в сфере ГР ОЕА, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.

Деятельность по ремонту СИ

Организации, претендующие на получение лицензии на ремонт СИ для сторонних организаций, должны были иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое технологическое оборудование СИ, ремонтную документацию; квалифицированные кадры; аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или договор на проведение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим правом.

 

Функции стандартизации

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации, охрана жизни или здоровья животных и растений.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в ДС обоснованных ограничений па расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Например, от жесткости требований национальных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны.

6. Информационная функция. Стандарты — источник важнейшей информации, поскольку в ней обобщены результаты развития науки, техники и практического опыта, которые признаны посредством консенсуса представителями всех заинтересованных сторон.

7. Функция нормотворчества проявляется в задании норм и требований (правил, значений параметров, условий для выполнения) применительно к объекту стандартизации. Задаваемые стандартом (как и техническим регламентом) требования через механизм подтверждения соответствия продукции (например, сертификацию) определяют решение о доступе продукции на рынок.

8. Доказательная функция проявляется в том, что гармонизированные с конкретным ТР стандарты раскрывают существенные требования регламента.

9. Идентифицирующая функция позволяет соотнести название продукции с необходимым ее составом и набором показателей качества, являющихся признаками продукции. Стандарты предупреждают фальсификацию товаров.

 

Принципы стандартизации.

1. Добровольное применение стандартов. реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме (целиком стандарт или его отдельные разделы).

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Следование принципу диктуется необходимостью достижения мирового уровня отечественной продукции.

3. Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных сторон. Принцип направлен на достижение сбалансированности интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, поставляющих и потребляющих продукцию (услугу).

4. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции (выполнению работ и оказанию услуг) в большей степени, чем это необходимо для выполнения целей стандартизации. Принцип означает следующее: а) не должны быть завышены требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций; б) не должны создаваться стандарты, ведущие к усложнению взаимоотношений на производстве и вне производства — разработчиков, изготовителей и поставщиков.

5. Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Этот принцип непосредственно следует из цели стандартизации — повышение уровня безопасности продукции и окружающей среды.

6. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Этот принцип достигается путем: а) установления и соблюдения единых правил применения стандартов всех категорий; б) единообразного оформления и сопоставимого содержания стандартов.

7. Системность стандартизации. Системность — это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару — ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

8. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

9. Эффективность стандартизации. Применение должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

10. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте ДС.

11. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество.

12. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

 

Методы стандартизации.

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Упорядочение объектов стандартизации — универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия

Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных методов:

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации.

Селекция объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в отборе таких объектов, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения.

Симплификация — деятельность, заключающаяся в определении таких объектов, которые признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и.

Типизация объектов стандартизации — деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов — конструкций, технологических правил, форм документации.

Оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности.

Параметрическая стандартизация. Параметр продукции — это количественная характеристика ее свойств.

Наиболее важными параметрами являются характеристики, определяющие назначение продукции и условия ее использования:

размерные параметры (размер одежды и обуви, вместимость посуды);

весовые параметры (масса отдельных видов спортинвентаря);

параметры, характеризующие производительность машин и приборов (производительность вентиляторов и полотеров, скорость движения транспортных средств);

энергетические параметры (мощность двигателя и пр.).

Продукция определенного назначения, принципа действия и конструкции, т.е. продукция определенного типа, характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом. Процесс стандартизации параметрических рядов — параметрическая стандартизация — заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

Унификация продукции - деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.

Агрегатирование — это метод создания машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости.

Агрегатирование очень широко применяется в машиностроении, радиоэлектронике.

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации).

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

 

Стандарты организаций.

Стандарты организации (СТО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в ФЗ о техническом регулировании.

СТО применяются для:

а) совершенствования производства;

б) обеспечения качества продукции (выполнения работ, оказания услуг);

в) распространения и использования результатов исследований (испытаний) и разработок в разных областях знаний.

Кроме того, СТО могут разрабатываться для обеспечения соблюдения следующих документов: технических регламентов, российских национальных стандартов, международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран, стандартов зарубежных фирм.

Стандарты организации могут распространяться на внутренние и внешние объекты.

Внутренними объектами могут быть технические (составные части проектируемой и разрабатываемой продукции, техническая оснастка и инструмент, методы контроля продукции) и управленческие, в частности процессы менеджмента на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.

Объектами "внешнего" СТО могут быть: продукция, создаваемая и поставляемая данной организацией на внутренний и внешний рынки; закупаемая продукция; оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

По сравнению с национальными стандартами СТО являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, не дожидаясь, когда "подтянутся" другие предприятия отрасли.

Требования к разрабатываемым стандартам.

Разработку СТО осуществляют с учетом в качестве основополагающих национальных стандартов и стандартов на продукцию. Перед утверждением "внешних" СТО проводят на добровольной основе их экспертизу силами самой организации или специализированной организации.

Добровольность согласования проектов СТО вызвана тем, что они являются непубличными документами и могут содержать фирменные секреты. СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия. СТО не должны противоречить требованиям TP, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований ТР.

 

Стандартизация услуг

Значение услуг

Сфера услуг занимает весьма значительное место в экономике и жизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные:

— в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;

— объем торговли услугами растет в два-три раза быстрее, чем объем торговли продукцией;

— занятость в данной сфере деятельности в мире приближается к 50% трудоспособного населения.

Сейчас в России функционирует шесть технических комитетов по стандартизации в сфере услуг населению:

1. Услуги населению";

2. "Бытовое обслуживание населения";

3. "Туристские услуги и услуги средств размещения";

4. "Услуги в области любительского дайвинга"";

5. "Услуги торговли и общественного питания";

6. "Социальное обслуживание населения".

 

Законодательные акты РФ

Они представлены тремя группами законов:

• законом, устанавливающим основы подтверждения соответствия — ФЗ о техническом регулировании;

• законами, которые ввели обязательную сертификацию — Закон РФ о защите прав потребителей, ФЗ о качестве и безопасности пищевых продуктов и др.;

• законами, устанавливающими ответственность — гражданскую, правовую, административную, уголовную.

В перспективе обязательное подтверждение соответствия будет вводиться исключительно техническими регламентами.

Классификаторы

В работах по сертификации используются: Общероссийский классификатор продукции (ОКП) для обозначения и идентификации продукции; Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) для обозначения и идентификации; международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)" и пр.

Рекомендательные документы

Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

Сертификация услуг.

Услуги проходят исключительно добровольную сертификацию.

Сертификация услуг в Системе проводится аккредитованным ОС по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.

Этапы:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) выбор схемы сертификации;

4) оценка соответствия услуг установленным требованиям;

5) принятие решения о возможности выдачи сертификата;

6) выдача сертификата;

7) инспекционный контроль сертифицированных услуг.

При сертификации работ и услуг используют пять схем (табл.), тогда как по продукции — 10 основных и шесть дополнительных схем.

Таблица. Схемы сертификации услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
  Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
  Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
  Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства
  Оценка организации (предприятия) Проверка(испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
  Оценка системы качества Проверка(испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества

Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

— полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);

— метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг;

— безопасность и стабильность процесса;

— профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.).

 

43. Ответственность за поставку на рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

В России ответственность изготовителей и продавцов за поставку на рынок продукции, не соответствующей обязательным требованиям, определена:

• ФЗ о техническом регулировании;

• Гражданским кодексом (ГК РФ);

• Уголовным кодексом (УК РФ);

• Административным кодексом (КоАП РФ).

ФЗ требует от изготовителя отзыва с рынка продукции, не соответствующей обязательным требованиям, а также возмещения им связанного с этого ущерба, если опасность не может быть устранена иным способом.

Гражданский кодекс требует возмещения потребителю в полном объеме понесенного ущерба и морального вреда.

Уголовный кодекс (ст. 238) предусматривает привлечение к ответственности за нарушение требований безопасности жизни или здоровья потребителей в виде штрафа (до 3 млн руб.), ограничение или лишение свободы (сроком до двух лет).

Административный кодекс (гл. 14) предусматривает штрафные санкции за:

• несоблюдение изготовителем обязательных требований к продукции (до 1 млн руб.);

• нарушение органом по сертификации правил выполнения работ по сертификации продукции;

• представление испытательными лабораториями недостоверных результатов испытаний;

• недостоверное декларирование соответствия продукции на основании собственных доказательств (неполный перечень документов доказательной базы декларации, "формальный" протокол испытаний, т.е. не подкрепленный реальными испытаниями) и пр.

Из вышеизложенного видно, что основным критерием ограничения составов уголовного и административного правонарушений является степень общественной опасности нарушения.

 

Эволюция стандартов ISO.

№ п/п Версия стандартов Состав стандартов
  Стандарты серии ISO9000:87 ISO 8402:86: Словарь терминов в области обеспечения качества. ISO 9000:87: Общее руководство качеством и стандарты обеспечения качества. Руководящие указания по выбору и применению. ISO 9001:87: Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании. ISO9002:87: Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. ISO 9003:87: Система качества. Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. ISO 9004:87: Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания
  Стандарты серии ISO 9000:94 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества: ISO 9000-1:94: Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению. ISO 9000-2:93: Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 2. Руководящие указания по применению стандартов ISO 9001, ISO 9002 и 9003. ISO 9000-3:91: Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению стандарта ISO 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения. ISO 9000-4:93: Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Часть 1. Руководство по управлению программой обеспечения общей надежности. Системы качества: ISO 9001:94: Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. ISO9002:94: Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании. ISO 9003:94: Системы качества. Модель для обеспечения качества при контроле готовой продукции и заключительных испытаниях.
    Управление качеством и элементы системы качества: ISO 9004-1:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания. ISO 9004-2:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания для сферы услуг. ISO 9004-3:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 3. Руководящие указания по обработке расходных материалов. ISO 9004-4:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества. ISO 9004-5:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 5. Руководящие указания по разработке планов качества. ISO 9004-5:94: Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 5. Руководящие указания по разработке программ качества
  Стандарты серии ISO 9000:2000 ISO 9000:2000: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ISO 9001:2000: Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9004:2000: Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности
  Текущая версия стандартов ISO 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

Международная организации по стандартизации, существующая с 1946 г., разработала в течение 40 лет с момента образования огромное количество специальных стандартов, но только в 1987 г., с появлением стандартов ISO серии 9000, ее деятельность привлекла всеобщее внимание.

Стандарты серии ISO 9000:87 включали в себя три основные "модели обеспечения качества":

– модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

– модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

– модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.

Следующая версия международных стандартов, вышедшая в 1994 г. (ISO 9000:94), в целом повторяла структуру версии 1987 г., но существенно расширила многие аспекты выпуска продукции. В данной версии комплекса станда


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.