Агенты и социальные институты культуры — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Агенты и социальные институты культуры

2018-01-03 230
Агенты и социальные институты культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы по маркетингу

Особенности менеджмента оргарнизации культуры. Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство. Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как "духовное производство" или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д

При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения. Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации. Прибыль как экономическая категория представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости и может использоваться по усмотрению организации. Доход некоммерческих организаций облагается налогом, не превышающим размеры налогов государственного предприятия.

Непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении платных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов.

 

10. Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры - совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз. Базисными единицами культуры выступают элементы или черты культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными. Материальные памятники культуры более долговечны, они хранят больший объем информации, чем нематериальные. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по материальным.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое). Артефакты отличаются тем, что они имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Черты культуры

Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. Черты культуры делятся на универсальные, общие и специфические.

Универсальные черты культуры присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего гго социобиологические черты, в частности, длительный период детства, постоянный (а не сезонный) характер репродуктивной функции и сложно устроенный мозг, присущая всем людям потребность длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям. К социальным универсалиям можно отнести коллективную жизнь, распределение пищи и построение семьи.

Общие черты культуры присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными. Существует несколько причин регионального сходства. Первая заключается в том, что некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами. Вторая причина - общие этнические предки. Третья причина сходства объясняется одинаковыми, но независимыми друг от друга культурными изобретениями, сделанными одновременно у разных народов.

Специфические черты культуры часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних культурах считается, что пышными должны быть похороны, а не именины людей. В других культурах думают иначе. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами.

Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанных с ним. В качестве примера можно привести спортивную игру хоккей.

С ним связаны стадион, болельщики, спортивная одежда, шайба, билеты и многое другое. Культурным комплексом могут быть галереи и музеи, выставочные залы, частные собрания картин и антикварных предметов, художественные стили и направления, научные теории и школы, религиозные учения и т.д.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. А так как культурный комплекс представляет собой функционально взаимосвязанную совокупность элементов культуры, то, следовательно, и он может быть пространственным и временным.

Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным - культурное наследие.

Культурный ареал - географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию. (Например, многоженство - отличительный признак стран Востока, исповедующих ислам.) К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальные культуры.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включает относительно замкнутая область в составе целого.

Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую группу относят к культурным типам. Ими являются не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они также не являются составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура называются формам культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры называются такие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся:

а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и

контркультура;

б) сельская и городская культура;

в) обыденная и специализированная культура.

Существуют следующие отрасли культуры:

Экономическая культура. Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не выполняют обязательств, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда продавцы некорректны, говорят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непродуманности законодательных актов, неподготовленности практических решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном предприятии.

Политическая культура. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры - строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Жесткая дисциплина ибедное содержание политической культуры - производные авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.

Показатели уровня развития политической культуры в обществе - наличие гражданских и политических прав личности, их соответствие международным нормам и степень их реализации и защиты; стиль и формы межпартийной борьбы; лексика общения политических деятелей и многое другое.

Профессиональная культура. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая подтверждается документом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает сумму необходимых для данной профессии теоретических знаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, подразумевающую совокупность практических навыков и умений, то есть профессиональный опыт.

Педагогическая культура. Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура имеет как количественные критерии, например число окончивших начальную или среднюю школу, так и качественные, в частности уровень интеллектуальности нации. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры может служить то обстоятельство, что на уроках информатики учитель рассказывает все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике.

ВИДЫ КУЛЬТУР

Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Этническая культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Территориальная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одно из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейном или соседском уровне.

Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической культуры. Более того, последняя входит в состав национальной. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появления национальной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, рождением литературного языка и национальной литературы.

Субкультура и контркультура

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - это субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, при несходстве деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры всего лишь варианты одной, господствующей культуры.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с культурой нации, которая получила название доминирующей. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, традициями в одежде, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит последней, находится в конфликте с господствующими ценностями (культура богемы).

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях к одному явлению применяют оба названия (преступная субкультура).

Сельская культура

Носителями этой культуры выступают крестьяне.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года (то период сева, сенокоса, уборки, то период большого количества праздников, приходящихся на зиму и межсезонье).

2. Персонификация межличностных отношений, то есть вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно-личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, брат и т.д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне - подчеркнутая грубоватость и фамильярность в обращении друг с другом. Обращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени или по отчеству, которое выполняет функцию имени.

5. В потоке информационного обмена в деревне основную роль выполняют слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. (Сформировавшийся менталитет сельчанина не согласуется с быстро меняющейся городской жизнью.)

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности (даже просмотр телепередач происходит коллективно - всей семьей или дружеской компанией).

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный досуг, недоступность для сельчан музеев, выставок, театров и т.д. ограничивают культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать в массовой культуре лучшее. В деревне, особенно в глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже вышло из моды.

10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными физическими упражнениями для поддержания здоровья (йога, аэробика).

Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом - в итоге достигает катастрофических размеров. Но с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. Однако этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Городская культура

Городская культура - это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно индустриальных и административных центров. К общим чертам городской культуры, отличающим ее от сельской, относятся высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей и объектов социокультурного (дворцы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомых людей дает возможность индивиду чувствовать себя более раскованным и свободным и в то же время создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительные особенности городской жизни - это одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками. Эмоциональные стрессы и нервные перегрузки, вызванные интенсивным ритмом жизни. Городская среда насыщена огромным числом вредных веществ. Отсюда ослабленное здоровье, низкая рождаемость, большое количество всевозможных заболеваний. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан, которые стремятся наверстать упущенное на садово-огородном участке. Пригородный участок и дача сегодня - непременные атрибуты городской культуры.

Общая характеристика планирования

Социально-культурная сфера как объект управления – это сложная многокомпонентная система, организационную основу которой составляют отрасли и подотрасли, организации и учреждения, их структурные подразделения и т. п. Важнейшее место в ней занимают учреждения культуры и искусства, деятельность которых многогранна. Поэтому в планировании их работы должны учитываться как вертикальные связи и отношения, так и горизонтальные.

Стратегический план развития учреждений социально-культурной сферы разрабатывается на основе видения их деятельности, их миссии, целей, основных правил и стратегических приоритетов развития. Стратегическое планирование – особый вид плановой работы по созданию стратегических документов, предусматривающих выдвижение среднесрочных (от года до пяти лет) и долгосрочных (свыше пяти лет) целей и выбор методов их достижения, обеспечивающих эффективное функционирование организации в перспективе, быструю их адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс, включающий все элементы планирования, рассмотренные нами в предыдущей главе. Под стратегией, таким образом, мы будем понимать созданный в результате планирования документ в какой-либо форме.

Необходимость разработки стратегии особенно важна при дефиците ресурсов, что характерно сегодня для социально-культурной сферы нашей страны. Известно что, если управленец имеет достаточно ресурсов для решения интересующей его задачи, он решает ее, не разрабатывая какой-либо специальной стратегии. Другое дело при нехватке ресурсов – тогда, прежде чем начать работу, нужно анализировать разные варианты действий, оценивать балансы затрат, рисков и приобретений, учитывать имеющиеся ресурсы, выделять критические точки возможного срыва дела, формировать различные сценарии действий в этих точках и т.д. В подобных условиях особое значение приобретает точный выбор приоритетов и направлений деятельности, которые могут быть реально обеспечены имеющимися ресурсами. При этом процедуры стратегического планирования сосредоточивают внимание управленца на субъективных составляющих управления, на том, как и на каких принципах оно организовано, какие технологии использует и т. п., иначе говоря, стратегия – это искусство осуществления управленческой деятельности, основанное на точных и далеко идущих прогнозах. Стратегия – это не только проявление реального характера жизни и развития объекта, стратегия – это показатель того, как устроена работа управленческой системы. Громоздкое и детальное планирование в условиях грандиозных изменений, происходящих с большей скоростью, чем когда-либо прежде, должно уступить место стратегии, в которой сочетается минимум планирования и максимум адаптации.

Во второй половине XX века распространение получили термин «стратегия», а также производные от него понятия «стратегическое планирование» и «стратегическое управление». Они стали особенно важными в теории управления XXI века. Это связано с тем, что люди и организации теперь вынуждены все более оперативно реагировать на прогрессирующую скорость общественных перемен, уделяя должное внимание выработке стратегии действий.

Чтобы адаптироваться к новым условиям, руководители всех рангов должны пересмотреть свое отношение к будущему, осознать роль, которую будущее играет в настоящем, уметь предвосхитить будущие события.

Процесс стратегического планирования имеет определенную логику, осуществляется в определенной последовательности (этапы планирования), его специфика зависит от специфики организации (т. е. существуют требования к стратегическому плану).

Под логикой стратегического планирования понимается упорядоченная последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением проблем планирования, а также определение исходного пункта их решения.

Этапы стратегического планирования предполагают:

• оценку конкурентоспособности организации, ее потенциала, сильных и слабых сторон;

• выбор из разработанных вариантов стратегических альтернатив наиболее подходящего;

• реализацию стратегии на основе обеспечивающих ресурсов, методов и процедур планирования, мобилизацию ресурсов;

• анализ приведенного в действие плана с целью внесения необходимых коррективов.

Требования к стратегическим планам определяются спецификой организации, тем не менее обязательными для них являются:

• соответствие плана миссии организации;

• соответствие плана имеющимся ресурсам и стилю управления;

• совместимость планов структурных подразделений организации;

• объективная оценка складывающейся ситуации;

• развернутое описание мероприятий и сроков их осуществления, описание ожидаемых последствий;

• наличие большого фактического материала.

Изменения в экономической жизни страны, произошедшие в последние годы, значительно повысили интерес организаций СКС к изучению факторов, оказывающих влияние на деятельность учреждений культуры. Новая ситуация показала, что возможности использования старых методов практически исчерпаны. Если раньше в программах деятельности учреждений социально-культурной сферы пристальное внимание уделялось формам и методам работы, то теперь основной акцент делается на максимальном удовлетворении потребностей и спроса населения. Успешная работа учреждений во многом зависит от факторов, часто не поддающихся количественной оценке и потому трудноуловимых, в том числе от отношения в организациях СКС к предпринимательству и инновациям. Без стратегического видения текущих и будущих действий выживать и развиваться в сегодняшней экономической ситуации довольно сложно.

В основе стратегии работы структур СКС лежит необходимость согласования интересов потребителей с эффективным использованием ресурсов: финансовых, трудовых, материальных и информационных. Сформировать стратегию учреждения – значит ответить на вопрос о смысле и назначении его деятельности в сложившихся обстоятельствах и сформировать ориентиры, необходимые для реализации конкретных управленческих действий. К сожалению, в системе управленческих отношений многих учреждений социально-культурной сферы до недавнего времени господствовал стиль жесткого текущего планирования заданий, принятия решений и контроля исполнения. При этом очень часто среднесрочный годовой план рассматривался как перспективный, о чем сообщалось в его названии (например, «Перспективный годовой план работы на 2005 год»). Стратегические решения чаще всего были прерогативой высшего руководства, остальным специалистам оставалось лишь реализовывать их.

Стратегия базируется на умениях и предприимчивости не только руководителя, но и так называемого большинства исполнителей, на осознании ими задач, способствуя тем самым успешному осуществлению идей по развитию учреждения. Стратегическое мышление, или стратегический менеджмент, получает все более широкое признание как наиболее эффективный метод решения проблем СКС.

Стратегический менеджмент предусматривает:

1. Моделирование ситуаций. Речь идет о целостном представлении ситуации, о понимании необходимости взаимосоотнесенности действий учреждения социально-культурной сферы, спроса на услуги и продукты, деятельности конкурентов, качества их продукции и возможностей удовлетворять потребности пользователей. Решение указанной задачи обеспечивает анализ.

2. Выявление необходимых изменений (в услугах и продуктах, затратах на их производство, в качестве и отношениях учреждения к ситуации на рынке и др.).

3. Разработку стратегии изменений. Определение или формулирование стратегии есть интеллектуальный процесс, который предполагает сбор и систематизацию информации, построение вариантов стратегии и выбор лучшего из них. Это творческий процесс, определяющий искусство стратегии.

4. Выбор падежных методов разработки стратегии: организация деловых игр, семинаров, создание временных творческих коллективов (ВТК), матрицы БКГ (Бостонской консультативной группы) и др.

5. Воплощение стратегии в жизнь. Все интеллектуальные усилия, как логические, так и творческие, могут быть реализованы только при условии разработки соответствующего механизма реализации. Одним из таких механизмов является программно-целевое планирование.

Переход учреждений социально-культурной сферы от стратегии производства услуг, перечень которых определялся директивно, к стратегии, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов, требует от организаций радикального пересмотра базовых основ своей деятельности, в том числе организационной структуры и функций подразделений и отдельных работников. Влияние потребителей на стратегию организации и ее функции показано на рис. 6.

При определении своей стратегии руководство организации должно решить три важные проблемы, обусловленные ситуацией на рынке услуг:

• какие из услуг прекратить оказывать;

• какие услуги продолжать предоставлять пользователям;

• какие новые услуги вводить и предлагать на рынок.

Это связано с тем, что стратегия концентрирует внимание на том:

• что организация делает и чего она не делает;

• что более важно и что менее важно в осуществляемой ею деятельности.

Известный американский исследователь М. Портер выделяет три основные области разработки стратегии поведения фирмы на рынке.

13.По итогам своей работы за прошедший год учреждения культуры отчитываются перед вышестоящими органами культуры. В учреждениях культуры клубного типа применяется три вида отчетности: Статистическая отчетность Информационная отчетность Творческий отчет (отчет перед населением). Статистический отчет Годовой статистический отчет каждое клубное учреждение высылает вышестоящему отделу культуры не позднее 10 января текущего года по форме 7-НК. Статистический отчет содержит цифровые данные о работе учреждения культуры за прошедший год, представляет собой количественный анализ работы и составляется на основе данных первичного учета работы учреждения культуры. Годовой статистический отчет отражает: Сведения об учреждении культурно-досугового типа. (полное наименование отчитывающейся организации, почтовый адрес, вид деятельности по ОКДП, отрасль по ОКОНХ, территория по ОКАТО, министерства, орган управления по ОКОГУ, организационно-правовая форма, формы собственности по ОКФС). Раздел «Материально-техническая база». здесь отражаются данные по характеристике здания: требует или нет проведение капитального ремонта, число помещений, число зрительных залов, посадочных мест в залах, число досуговых помещений, площадь, занимаемая ими, число помещений для музейной и библиотечной работы, число киноустановок, персональных компьютеров, автоматизированных рабочих мест, наличие доступа в Интернет. Раздел «Культурно-досуговые формирования». В данном разделе отражается число клубных формирований, из них для детей до 14 лет включительно, в том числе хоровых, хореографических театральных, оркестров народных инструментов, духовых, фольклорных и других, а также число участников в них. Раздел «Культурно-досуговая деятельность». В данном разделе отражается число всех проведенных мероприятий за год и число посетителей этих мероприятий. Из общего числа для детей до 14 лет; проведено на платной основе; из общего числа мероприятий – киновидеосеансы. Раздел «Библиотечная деятельность». Заполняется учреждениями культуры в которых имеется библиотека и отражает число пользователей на коней года, из них для детей до 14 лет, от 15 до 24 лет; число посещений за год; число печатных документов, в том числе – видео-аудио материалы, материалы на электронных носителях, количество выданных экземпляров за год. Раздел «Музейная деятельность». Заполняется учреждением культуры в котором имеется Музей и отражается количество единиц фонда, из них – живопись, графика, скульптура, предметы быта и этнографии, число посещений за год, их них школьниками, студентами, учащимися. Раздел «Персонал учреждений культурно-досугового типа». Здесь отражается численность работников, их них штатных, из общего числа – специалисты культурно-досуговой деятельности, имеют высшее и среднее специальное образование, стаж работы менее 3 лет. Раздел «Поступление и использование финансовых средств». Здесь отражается сколько всего финансовых средств поступило, в том числе из бюджета, доходов от основных видов уставной деятельности, от благотворителей и спонсоров. Далее отражается расходование средств: на оплату труда, материальные затраты, на социально-значимые мероприятия. Статистический отчет подписывает руководитель, главный бухгалтер, должностное лицо ответственное за составление формы. За недостоверное предоставление данных содержащихся в статистическом отчете, в соответствие с существующим законом предусмотрена административная ответственность. Информационная отчетность. Информационный отчет (текстовой, письменный) отчет, как правило, предоставляется одновременно со статистическим отчетом. Это своего рода объяснительная записка с подробным обоснованием, пояснением и дополнением цифровых данных, содержащихся в статистическом отчете. В данном отчете дается анализ работы учреждения культуры за прошедший год, вскрываются недостатки и их причины, намечаются меры и вносятся предложения по улучшению и совершенствованию работы. Основой для составления информационного отчета является Перспективный план работы учреждения культуры за прошедший год. Творческий отчет (отчет перед населением) Отчет перед населением – один из ответственейших видов отчетности, так как учреждение культуры отчитывается перед теми, для кого непосредственно ведет всю культурно — досуговую и просветительскую деятельность. И если в отчетах можно написать все что угодно, то население не обманешь. Сегодня нет стандартных требований к проведению такого отчета, а потому каждое учреждение культуры самостоятельно выбирает форму и содержание отчета, исходя из своеобразия и особенностей учреждения. Такой отчет может быть проведен в «День открытых дверей». Структурными элементами такого отчета могут быть: Собрание или конференция зрителей, посетителей, представителей обслуживаемых учреждением культуры населенных пунктов, предприятий, учреждений и о<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.