Типы высшей нервной деятельности. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы высшей нервной деятельности.

2018-01-03 240
Типы высшей нервной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих темперамент личности.

Понятие «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как синонимы, хотя не все ученые с этим согласны, полагая, что с помощью условно-рефлекторных методик в большей степени выявляются особенности функционирования коры больших полушарий и в меньшей степени – особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы, а значит, дает возможность лучше понять характерологические особенности человека.

По общим чертам поведения различают основные типы высшей нервной деятельности, предполагающие различия в темпераментах животных и в характерах людей.

Первая попытка разделить людей по их темпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающихся в жизни вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический, - объяснив природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций «жизненных соков» тела: крови, слизи, едкой желчи и чёрной желчи.

Были такие попытки классифицировать темпераменты по различным сопутствующим признакам. Попытки эти привели, в частности, к конституционным теориям темперамента, где в основе лежало положение о связи темперамента с определёнными характеристиками анатомического склада тела.

Настоящая природа темпераментов и характеров была раскрыта И.П.Павловым, который, благодаря многочисленным опытам на животных и наблюдениям за людьми, пришёл к мысли, что в основу такого деления необходимо положить особенности возбудительного и тормозного процессов.

Первым показателем типологических различий является сила возбудительного процесса, которая может быть выяснена по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сила тормозного процесса, определяемая по скорости выработки внутреннего торможения. И, наконец, третий показатель – подвижность нервных процессов – выявляется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в ряде других дополнительных проб).

В классификации Павлова (так же, как и у Гиппократа) различается четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип (соответствует сангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного и тормозного процессов и их высокой подвижностью (тип сильный, уравновешенный, подвижный); спокойный тип ( соответствует флегматику Гиппократа), обладающий высокой силой возбудительного и тормозного процессов, но малой их подвижностью (тип сильный, уравновешенный, инертный ); безудержный тип (соответствует холерику Гиппократа), имеющий сильный возбудительный процесс при слабом тормозном (тип сильный, но неуравновешенный); слабый тип (соответствует меланхолику Гиппократа), у которого возбудительный и активный тормозные процессы отличаются малой силой. Характер человека данного типа зависит в основном от прирождённого темперамента. Однако большое влияние на поведение этих людей оказывает полученное воспитание и сумма сложнейших рефлексов, связанных с общественной жизнью.

Кроме того, Павлов наметил классификацию специфических человеческих типов высшей нервной деятельности. В основу её положен характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем человека:

средний тип (при уравновешенности во взаимодействии обеих сигнальных систем);

художественный тип (с преобладанием первосигнального образного мышления);

мыслительный тип (где превалирует второсигнальное абстрактное мышление).

Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдение за поведе­нием учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник Кетелла) Э.М.Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7 — 10 лет). Всего было обследова­но 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности:

общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, доб­росовестность, социальная смелость, чувствительность, тревож­ность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по чис­ленности группы легко учатся и не испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику вы­являет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность б себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на лис подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I под­группы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10%) — ярко выраженная моторная активность.

Практическая направленность школьников, относящихся к гар­моничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников про­являются сильная зависимость от ситуации, стремление соответ­ствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность наступать согласно предъявляемым нормам определяют их направ­ленность на учебную деятельность. По данным тестового обследо­вания, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросове­стны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожно­сти и напряженности. Характерной особенностью детей с кон­формным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доми­нированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уве­рены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляет­ся особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14 %). Эти дети робки и застенчи­вы, хотя дружеские связи с теми, к кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с воз­будимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативом,

Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тре­вожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависи­мость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Иптровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочета­ется с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6% детей этой группы характеризуются пас­сивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием ини­циативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, по­вышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-труд­ной ситуации пребывания в школе.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представ­ляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым и экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.

 

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Чем отличается ВНД человека от ВНД животных?

2. Что называется первой сигнальной системой?

3. Что называется второй сигнальной системой?

4. Каковы физиологические механизмы первой и второй сигнальной систем?

5. Приведите доказательства (экспериментальные и клинические) влияния коры больших полушарий головного мозга на функциональное состояние внутренних органов.

6. В чём заключается функциональная асимметрия мозга человека?

7. Что лежит в основе выделения типов ВНД?

8. Какое значение (биологическое, медицинское, социальное) имеют типологические особенности ВНД человека?

9. Назовите личностные особенности человека, зависящие от его типа ВНД.

10. Каковы основные этапы развития ВНД у ребёнка? В чём их сущность?

11. Когда у ребёнка начинает формироваться вторая сигнальная система?

12. Какие условия способствуют развитию у ребёнка второй сигнальной системы?

13. Каковы основные особенности ВНД в пожилом возрасте?

14. Назовите основные возрастные особенности психических функций.

Рекомендуемая литература:

  1. Ананьев Б. Г. Структура личности и трудоспособность // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1966. С. 33—50.
  2. Большунова Н. Я., Дерюгина Г. Н. Выявление индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи. Новосибирск, 1982. С. 27—39.
  3. Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.
  4. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М., 1980. 150 с.
  5. Голубева Э. А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89—99.
  6. Голубева Э. А. Ориентировочный рефлекс в структуре природных предпосылок общих способностей // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 213—223.
  7. Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Вопр. психол. 1983. № 3. С. 16—28.
  8. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.
  9. Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985. 286 с.
  10. К диагностике способностей и темперамента. М., 1986. В печати.
  11. 23. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 278 с.
  12. 24. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 9—18.
  13. 28. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 382 с.
  14. 29. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 334 с.
  15. 31. Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. 263 с.
  16. 32. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980. 149 с.
  17. 34. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
  18. 39. Теплов Б. М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 118—130.
  19. 42. Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопр. психол. 1963. № 3. С. 23—34.

 

 

Модуль 11.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.