Информационно-правовой режим электронного государственного управления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Информационно-правовой режим электронного государственного управления

2017-12-22 300
Информационно-правовой режим электронного государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Электронное государство (электронное правительство) — способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, а также новый тип государства, основанный на использовании этой технологии. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»). При описании соответствующих методов управления, в отличие от электронного государства как такого иногда удобно также использовать понятие цифровое управление.

В России деятельность по созданию «электронного государства» осуществляется в рамках ФЦП Электронная Россия и направлена на то, чтобы повысить качество государственного управления.

Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В некоторых случаях оно переводится как «электронное правительство». Такой перевод допустим, но это только одно из его значений. В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. Аналогично, в выражении «three branches of government» речь идет о трех ветвях государства в целом, а не только исполнительной власти — правительства.

Электронное государство является субъектом электронной экономики.

Термины "электронное государственное управление", "электронное государство", "электронное правительство" ("цифровое государство", "цифровое правительство") прочно вошли в современный лексикон и перестают быть специальными. Однако свободное их употребление может вносить неопределенность в сопутствующий контекст. Несмотря на отсутствие легальных дефиниций данных понятий, в науке административного и информационного права есть немало сходных позиций, позволяющих обобщить значения этих терминов.

Э.В. Талапина определяет электронное государственное управление как новую интерактивную форму взаимоотношений субъектов в области государственного управления

"Электронное государство" - способ организации государственной власти, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). "Электронное государство" подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти ("электронное правительство"), так и представительных органов ("электронный парламент"), а также судебных органов ("электронное правосудие")

Функционально деятельность "электронного правительства" можно разделить на три составляющие - "государство для государства" (предоставление госорганом услуг для других административных органов), "государство для граждан" (предоставление государственных услуг для населения), "государство для бизнеса" (предоставление государственных услуг для хозяйствующих субъектов").

Электронное государственное управление - целенаправленное воздействие субъектов всех ветвей государственной власти на различные сферы общественной жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности государственного управления, упрощения взаимодействия между государственными органами, а также упрощения взаимодействия государства с гражданами и организациями.

Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р, определены основные целевые показатели эффективности ее реализации. К ним отнесены наличие стандартов ИКТ, возможность интерактивного информационного обслуживания получателей государственных услуг, наличие единой защищенной инфраструктуры органов власти, наличие комплексных информационных систем управления кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами и др.

Информационные системы в государственном управлении в зависимости от реализуемых направлений деятельности работают с электронными ресурсами и включают в себя методологию использования электронных документов, организацию электронного документооборота, технологию работы с корпоративными электронными ресурсами (Интранет), автоматизированное рабочее место руководителя и концепцию работы с приложениями, порядок работы с информационными ресурсами Интернета

Напомним, что правовой статус информационных систем определен в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

В настоящее время уже функционируют в различных сферах государственного управления информационные системы, поддерживающие деятельность исполнительной власти. Это, например, регистрационно-учетные системы ФНС РФ (ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); ЕГАИС контроля экспорта товаров ФТС РФ, ГИС миграционного учета ФМС РФ, ЕИС по техническому регулированию и др. Правительством РФ приняты решения о формировании еще нескольких таких систем, например ГАС управления приоритетными национальными проектами, АИС ОСАГО и т.д.

Электронное государственное управление в РФ находится на первом этапе своего развития, который еще и не завершен, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Однако правовые основы электронного государственного управления в Российской Федерации пока не созданы - отсутствует эффективный правовой механизм электронного документооборота, предусматривающий более гибкую - трехуровневую - систему электронной подписи (простая, усиленная, квалифицированная), не закреплен правовой статус электронного административного регламента, не определены законодательные основы информационной открытости органов государственной власти, отсутствует законодательное регулирование персонифицированного учета населения, нуждается в совершенствовании механизм проведения электронных торгов в процессе реализации государственного (муниципального) заказа, не унифицирована терминологическая база информационного законодательства на основе дефинитивной части нового Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Правовое регулирование информатизации деятельности исполнительной власти будет "догоняющим", а не "моделирующим", что может потребовать повторных затрат на организационную адаптацию созданных основ "электронного правительства" к давно ожидаемым новеллам информационного и административного права.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.