Кафедра социальных коммуникаций и технологий — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кафедра социальных коммуникаций и технологий

2017-12-22 230
Кафедра социальных коммуникаций и технологий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

 

 

Кафедра социальных коммуникаций и технологий

 

 

Политическая психология

 

Учебно-методический комплекс

 

Для специальности: 520900 – Политология (бакалавриат)

030201 – Политология (специалитет)

 

Москва 2010

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

 

 

Составитель

 

А.Л. Зверев, канд. полит. наук, доц.

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий

14.10.2008, протокол № 3

 

 

© Российский государственный

гуманитарный университет, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие........................................................................................................  
Программа курса.................................................................................................  
  Пояснительная записка.................................................................................  
  Содержание курса.........................................................................................  
  Список литературы.......................................................................................  
  Тематический план курса.............................................................................  
  Контрольные вопросы по курсу…………..................................................  
Планы семинарских и практических занятий..................................................  
Система текущего и итогового контроля знаний студентов..........................  
  Формы контроля знаний студентов............................................................  
  Контрольные задания промежуточной аттестации в форме докладов (рефератов).................................................................................................... Контрольные задания промежуточной аттестации в форме теста ….......    
  Темы итоговых письменных работ..............................................  
     

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Политическая психология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Политология» (по учебному плану специалитета и бакалавриата) факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ.

Данный учебно-методический комплекс включает в себя программу курса, развернутый список обязательной и дополнительной литературы, контрольные вопросы по курсу, планы семинарских занятий, тематику письменных работ к промежуточной аттестации, вопросы к итоговой аттестации, блок тестовых заданий по всему курсу.

Концептуальная основа курса состоит в органичном сочетании теории и практики определения психологической природы осуществляющихся политических коммуникаций в обществе и того, как они оказывают влияние на формирование отдельными личностями своего отношения к ним (со стороны политических лидеров, политиков, отдельных избирателей). В рамках курса выделены проблемные модули, включающие лекции, семинары, дискуссии, самостоятельную работу студентов по предмету, коллоквиумы и тренинги. Особое внимание обращено на имеющиеся технологии психологического управления массовыми политическими настроениями, специфичность их осуществления в рамках политического процесса современной России.

Курс строится на принципах:

· взаимодополняемости теоретических и эмпирических знаний с доминированием прикладного аспекта;

· корректировки образовательного процесса в направлении автономного (самостоятельного) получения знаний студентами через собственную саморефлексию включенности в текущие политические процессы современной России;

· варьирования форм семинарских и практических занятий в зависимости от уровня заинтересованности обучающихся.

ПРОГРАММА КУРСА

Пояснительная записка

Курс «Политическая психология» является дисциплиной федерального компонента цикла ОПД «Общепрофессиональные дисциплины» учебного плана специальности «Политология» и преподается студентам 3-го курса дневного отделения ФИПП РГГУ, обучающимся по данной специальности. Его содержание составлено с учетом того, что в предыдущие семестры были прослушаны курсы «Общая психология» и «Социальная психология». Представляемый курс имеет целью ознакомить студентов с предметом, методами и основными сферами исследований современной политической психологии, связанными, прежде всего, с анализом социокультурных и психологических оснований происходящих сегодня политических процессов в рамках российской политической системы и их влияние на массовое сознание через формирование общественно-политических ценностей и установок. В связи с тем что политическая психология развивалась в рамках нескольких самостоятельных научных направлений, курс представлен в виде разделов, посвященных изложению каждого их этих направлений. В каждом из разделов представлены основные подходы к исследованию указанных явлений и процессов, существующие в современной психологической науке.

Предметом курса является анализ основных психологических закономерностей формирования и функционирования политических ориентаций и политического поведения личностей и групп, а также возможностей управления ими в современной практической политике.

Предлагаемый курс представляет собой оригинальную учебную разработку, направленную на более углубленное изучение тех проблем политической психологии, которые могут служить основанием для понимания явлений и процессов, происходящих в индивидуальном и массовом сознании, детерминирующих как электоральное, так и эгалитарное политическое поведение, что способствует пониманию действия механизма коммуникации между политической властью и обществом. Поставленной цели соответствует оригинальная структура курса, построенная по принципу постепенного углубления проблемы в процессе перехода от одного раздела к следующему. При этом в каждом разделе сохраняется подобная структура, которая заключается анализом возможностей практического применения полученных знаний.

Целевые установки курса:

1) обучающие формирование представления о субъективной стороне происходящих политических процессов и институтов, психологического измерения политики репрезентирующейся в сознании и поведении личности; овладение студентами первичными прикладными технологиями управления политическим сознанием и поведением, а также умением фиксации бессознательных реакций как рядовых граждан, так и политических лидеров, функционеров политических партий, сторонников общественно-политических движений, групп давления, парламентских фракций и других участников политического процесса.

2) развивающие формирование у студентов способностей по самостоятельному выявлению массовых настроений в обществе и умение их канализировать в самостоятельно создаваемые информационные контексты, вырабатывающие различные профили имиджа современного политика.

Задачи курса:

· изучение теоретических оснований, типов и форм, методов управления политическим сознанием и поведением в условиях современных политических практик;

· исследование теории политического лидерства;

· определение роли и места политических коммуникаций и политических технологий в процессе воздействия политических акторов как на отдельных личностей, так и на общество в целом;

· освоение психологических методов диагностики отношения личности к происходящим политическим процессам и его влияние на последующее политическое поведение;

· выявление основных моделей построения имиджа современного политика и возможностей его безбарьерной трансляции в социум;

· овладение основными технологиями противодействия манипуляционному воздействию на политическое сознание и политическое поведение людей со стороны противостоящих друг другу политических акторов;

· определение средств воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями (ресурсы управления психологией политических акторов);

· формирование навыков ведения политических переговоров и управления политическими диалоговыми коммуникациями при выработке индивидуального стиля политического общения.

Наряду с другими дисциплинами ОПД курс направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

общенаучных:

· владение основными категориями и понятиями, описывающими предмет и содержание курса политической психологии;

· умение выявить закономерности индивидуального, группово­го и массового политического поведения;

· использование в профессиональной деятельности политолога психологических оснований и механизмов формирования и функционирования политических ориентаций;

· владение основными элементами и способами мотивации политической активности, в том числе политического лидерства;

· выявление психологических характеристик различных типов личности и на их основе умение правильно выбрать модели формирования имиджа политического лидера;

· исследование объективных возможностей психологического манипулирования массовым политическим поведением, в том числе при помощи массовой коммуникации;

· готовность формулировать основные направления и проводить научные исследования в области политической психологии;

· готовность проводить исследования по психологической и социокультурной составляющим современных политических процессов;

инструментальных:

· способность самостоятельно анализировать основные мотивы политического поведения личностей и групп;

· способность выявлять основные типы и элементы политических ориентаций;

· умение прогнозировать на этом основании направления развития политической активности;

· способность определять причины успеха или неудачи политической кампании или отдельного политического лидера;

· самостоятельно давать рекомендации по формированию имиджа конкретного политического лидера;

· умение спланировать политическую акцию или целую политическую кампанию;

· способность самостоятельно разрабатывать и применять в профессиональной деятельности технологии управления политическим поведением граждан;

· способность проводить прикладные политико-психологические исследования (опросы общественного мнения, анкетирование, интервьюирование, психологические тесты и др.);

социально-личностных:

· владение коммуникативными навыками, методами делового общения, командной работы в условиях занятий-тренингов;

· владение навыками самостоятельной работы по данному курсу;

· потребность в саморазвитии и самореализации, в непрерывном обучении и саморазвитии своих профессиональных компетенций;

· способность к творческой работе и проявлению инициативы на практических и семинарских занятиях по курсу;

· готовность к проявлению собственной активной гражданской позиции в качестве эксперта и специалиста в сфере психологии управления политическим процессом.

Новизна авторского подхода к преподаванию курса состоит в использовании средств развивающего обучения, акцент в котором сделан на освоение студентами практических навыков по курсу, предполагающих активное включение в образовательный процесс методом диалоговой коммуникации между преподавателем и обучающимися. Лекции по курсу носят проблемный характер, в разрешении поставленных проблем активно участвуют студенты. Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий. На этих занятиях студенты знакомятся с основными произведениями отечественных и зарубежных исследователей по каждому из направлений политической психологии, прежде всего с теми, в которых анализируются вопросы, необходимые для понимания социокультурных и психологических оснований выработки культурных, этнических, религиозных и политических стереотипов, а также методов и механизмов их действия в рамках массового сознания той или иной модели общественно-политического развития. Семинары чередуются с практическими занятиями, проводимыми в форме тренингов, на которых отрабатываются практические навыки, основанные на полученных в ходе проведения лекционных и семинарских занятий знаниях и умениях по данному предмету. При этом форма проведения всех типов занятий предполагает работу студента как индивидуально, так и в группах. При проведении самостоятельной работы студентов, в частности при написании докладов, студенты должны суметь продемонстрировать углубленное понимание основных проблем курса, избранных в соответствии со своими научными или профессиональными интересами. В целом при изучении предмета используется активный метод обучения, предполагающий постоянное включение слушателей в обсуждение изучаемых проблем с помощью прикладных заданий, в которых они могли бы использовать собственный опыт практической деятельности; бесед-дискуссий по актуальным вопросам курса; анализ реальных событий, прогнозирование их дальнейшего развития и поиск решений, направленных на достижение консенсуса между властью и социумом. Данный подход опирается, прежде всего, на самостоятельное изучение студентами как научной литературы, так и публикаций СМИ, посвященных изучаемым разделам курса, а также на их самостоятельную аналитическую работу, стимулирующую творческий подход к поставленным вопросам.

В качестве форм текущего и итогового контроля предлагается проводить промежуточную аттестацию, выявляющую степень усвоения изучаемого материала, написание доклада, демонстрирующего знание и понимание необходимых источников и литературы, а также экзамен или зачет в виде творческого задания по решению проблемы, связанной с актуальными политическими задачами, используя полученные знания политико-психологического профиля.

Изучение проблем политической психологии опирается на знания, приобретенные студентами в ходе освоения ими курса истории мировых цивилизаций, дающие возможность понять культурные, этнические и религиозные основы политического сознания и поведения людей. Особое значение при изучении курса имеют знания и умения, полученные в процессе изучения истории культуры повседневности, которые позволяют проанализировать процесс непосредственного формирования современных ценностей и установок, циркулирующих в обыденном сознании граждан. Знания, приобретенные в результате изучения политической психологии, впоследствии конкретизируются и получают прикладное выражение в курсе «Политическая конфликтология», а также в курсах, связанных с управлением поведением людей, таких как «Политический менеджмент», «Современные политические технологии», «Тренинг политических коммуникаций» учебного плана по специальности «Политология».

Структура курса состоит из теоретического и технологического блоков, что обусловлено задачами данного курса. В теоретической части рассматриваются типы, формы, структуры политического сознания и политического поведения людей, способы оказываемого влияния на них со стороны различных акторов, участвующих в политическом процессе, анализируются важные механизмы формирования имиджа политика в различных политических практиках.

Технологический блок (семинарские и практические занятия) включает групповые дискуссии по прочитанным основным произведениям отечественных и зарубежных исследователей по каждому из направлений курса политической психологии. На практических занятиях в форме тренингов отрабатываются практические навыки взаимодействия политических акторов с разными социальными группами и отдельными индивидами, являющимися их представителями.

Аттестация по курсу состоит из нескольких этапов:

– письменная контрольная работа по теоретическим вопросам основной тематики курса (в соответствии с программой);

– защита курсового проекта (реферата);

– тест по предмету (тестовые задания включены в данный учебно-методический комплекс).

Работы оцениваются в соответствии с рейтинговой системой, принятой в РГГУ.

Примерный объем курса – 48 ч (28 ч – лекции, 20 ч – семинарские занятия).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Становление политической психологии как самостоятельной науки. Участие психологов в переговорах по разрешению политических конфликтов.

Политическая психология как наука о политическом поведении. Политико-психологические исследования в рамках необихевиористского и интеракционистского подходов.

Психоаналитический подход к исследованию политического поведения. Мотивация политического поведения. Психоаналитический подход к исследованию политического лидерства.

Политическая психология как наука о политических ориентациях. Использование достижений когнитивной психологии для исследования политических ориентаций личности и группы. Когнитивная психология и политическое лидерство.

Исследования массового политического сознания и поведения в рамках политической психологии.

Политическая психология и возможности манипулирования политическими ориентациями и политическим поведением.

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Учебники и учебные пособия

Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 240 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. 363 с.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 445 с.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь: Учеб. пособие для вузов. М: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 576 с.

Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб.: Питер, 2002. 576 с.

Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики: Хрестоматия по политической психологии для вузов. М: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 656 с.

Политическая психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 858 с.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс, 2001. 445 с.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учеб. М., 2004. 559 с.

Стоун Р. Политическая психология. М., 1996. 326 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект-Пресс, 2007. 427 с.

Шестопал Е.Б. Политическая психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2007. 448 с.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб.: ЛГУ, 1992. 312 с.

Обязательная литература

Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сиверцев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Психологическое пособие для политиков: В 2 кн. М.: АНТИКВА, 1993. Кн. 1. 221 с.; Кн. 2. 423 с.

Адорно Т. и др. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследований культуры, 2001. 416 с.

Артемов В.Л. По тылам психологической войны. М.: Молодая гвардия, 1973. 208 с.

Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. М.: Российская академия управления, 1992. 135 с.

Богомолова М. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ, 1991. 126 с.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект-Пресс, 2005. 320 с.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 280 с.

Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 367 с.

Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты. М.: Мысль, 1985. 310 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. СПб.: Речь, 2003. 304 с.

Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 1996. 190 с.

Зайцева И.В., Пешков А.И. Типология политического лидерства. СПб., 1997. 27 с.

Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблемы теории и психологии политики. М.: РГГУ, 1996. 224 с.

Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. М.: Педагогическое об-во России, 2000. 544 с.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. 527 с.

Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство:Исследование лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Поморский международ. пед. ун-т, 1996. 256 с.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1999. 270 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Макет, 1995. 320 с.

Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 246 с.

Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. М.: Фонд «Общественное мнение», 2004. 384 с.

Менегетти А. Психология лидера. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. 208 с.

Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.

Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003. 192 с.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания / Пер. с нем. М.: Прогресс; Академия, 1996. 351 с.

Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2007. 266 с.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. М.: МГУ, 1997. 214 с.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.

Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Ин-т практ. психологии. 1996. 344 с.

Соколов И.В. Как стать президентом: Технология популярности. Минск: Белорус. об-во «Книга», 1995. 159 с.

Тард Г. Общественное мнение и толпа / Пер. с фр. М.: КСП+, 1999. 203 с.

Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: ИПП, 1997. 448 с.

Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Питер, 2006. 400 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2007. 624 с.

Холл К.С., Линдсей Г. Теория личности. М.: КСП+, 1997. 720 с.

Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 270 с.

Шербинина Н.Г. Теории политического лидерства. М.: Весь мир, 2004. 184 с.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 213 с.

Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современной западной концепции политической социализации. М.: Мысль, 1988. 205 с.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской элиты. М., 2000. 431 с.

 

Дополнительная литература

Алаев Л. Россия и опыт восточных демократий // Знамя. 1992. № 2. С. 205–217.

Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000. 160 с.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4. С. 122–134.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2005. 302 с.

Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. М.: Центр-Ком, 1996. 672 с.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

Асмолов А.Г., Березин И.С., Борисов А.Ю., Жамкочьян М.С. и др. Президент по выбору. Моделирование желаемого будущего. М.: Слово, 2000. 190 с.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.

Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. М.: Академ. проект, 2008. 351 с.

Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: РАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования, 1993. 349 с.

Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып.1. С. 65–77.

Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5. С. 36–42.

Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 18–32.

Войтоловский Л. Очерки коллективной психологии. М.; Птг., 1923–1925. Ч. 1: Психология масс. 300 с.

Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М.: Интеллект, 1998. 416 с.

Гозман Л.Я. Психология в политике – от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 38–51.

Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999. 168 с.

Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1991. №10. С. 67–74.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хадеев Р.Р., Чернаков С.Ю. Уши машут ослом: современное социальное программирование. Пермь: ПГУ, 2002. 640 с.

Дубов И.Г., Пантелеева С.Р. Восприятие политического лидера // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 25–34.

Евгеньева Т.В. Архаическая мифология в современной политической культуре // Полития. 1999. № 1. С. 33–47.

Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М.: Николло-М, 2003. 336 с.

Захаров А.В. Народные образы власти // Полис. 1998. № 1. С. 23–35.

Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Знание, 1994. 265 с.

Каверин С.Б. Потребности власти. М.: Знание, 1991. 124 с.

Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. 232 с.

Карминес Э.Г., Хакфельд Р. Политическое поведение: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 235–261.

Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология и технология политического соперничества. М.: ИМА-пресс, 2002. 207 с.

Комаровский В.С. Типология избирателей // Социологические исследования. 1990. № 3. С. 56–67.

Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества: к столетию российского парламентаризма. М.: Наука, 2006. 180 с.

Крамник В.В. Власть и мы: ментальность российской власти – традиции и новации // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 90–142.

Левада Ю.А. Ищем человека: Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 384 с.

Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993–2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 576 с.

Леви Р. Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния / Пер. с англ. – М.: И.Д. Вильямс, 2007. 432 с.

Лосев А. Диалектика мифа. М: Мысль, 1991. 560 с.

Макгроу К. Политическая методология: планирование исследований и экспериментальные методы // Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 748–765.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб.: Питер, 2004. 173 с.

Наполитан Дж. Электоральная игра. М.: Никколо-М, 2002. 400 с.

Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. М.: РАН, 1999. 196 с.

Николаев П.И. Психологическая характеристика политического лидера. Тамбов: ТГУ, 2002. 16 с.

Ольшанский Д.В. Политический PR. М.; СПб., 2003. 544 с.

Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием: Сб. науч. статей. СПб.: ГЦРОС, 2000. 167 с.

Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.: Университетская книга, 1997. 382 с.

Ракитянский Н. Портретология власти. М.: Наука, 1999. 263 с.

Ракитянский Н.М. Семнадцать мгновений демократии. Лидеры России глазами политического психолога. М.: Стольный град, 2001. 177 c.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.

Рукавишников В.О., Холмэн Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: Совпадение, 1998. 215 с.

Рыскова Т.М. Политический портрет как метод диагностики статуса и влиятельности лидера // Вестник МГУ. Сер. 12 «Политические науки». 1996. № 4. С. 78–82.

Савченко И.С. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности. М.: Интеграция, 2005. 269 с.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.

Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Политическое лидерство в России: история, опыт, проблемы. М.: РУДН, 2006. 645 с.

Соловьев А.И. Особенности механизма принятия государственных решений в постсоветской России: социокультурные и психологические параметры // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М.: Дело, 1998. С. 155–159.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Академ. проект, 2003. 450 с.

Таранцов В.П. Лидерские технологии в зеркале политической культуры. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 1999. 56 с.

Теория и методы в социальных науках. М.: Норма, 2003. 450 с.

Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. 210 с.

Ушакова Т.Н., Латыпов В.В., Павлова А.А., Павлова Н.Д. Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений. М.: Akademia, 1995. 145 с.

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб.: Алетейя, 2000. 320 с.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Курьер, 2003. 340 с.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М.: Наука, 1992. 158 с.

Фрейд 3. Коллективная психология и анализ «Я». М.: АСТ, 2004. 192 с.

Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. М.: Мысль, 1992. 287 с.

Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М.: Академ. проект, 2007. 271 с.

Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. 336 с.

Человек, политика, психология // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 3–23.

Шевченко Ю. Политическое участие в России // PRO et contra. 1998. № 3. С. 37–48.

Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. М.: Ось–89, 2008. 608 с.

Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. 431 с.

Шестопал Е.Б. и др. Образы власти в постсоветской России. М.: Алетейа, 2004. 536 с.

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. 340 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Эриксон Э.Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. М.: Медиум, 1996. 560 с.

Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Гнозис; Прогресс-Комплекс, 1994. 376 с.

Юнг К.Г. О современных мифах: Сб. трудов. М.: Практика, 1994. 251 с.

Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М.: Мир книги, 1997. 425 с.

 

Литература на иностранных языках

Allport G.W. The nature of prejudice. Cambridge: Addison-Wesley, 1954.

Cassirer E. The Myth of the State. – Yale: Yale Univ. Press, 1963.

Convers P., Mille W., Rysk I., Wolf. F. Continuity and Change in American Politics //APSR. Vol. 63. № 4. P. 1083–1105.

Cohen A. The symbolic constitution of community. Chichester; London: Tavistock, 1985.

Eysenk H. The Psychology and Politics. L.: Routledge & Kegan-Paul, 1954.

Fleron F., Hann J., Reisinger W. Public opinion surveys and political culture in post-Soviet Russia. Washington, 1997.

Furnham A., Bocher S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. London; N.Y., 1986.

Goutorov V., Koryushkin A., Meyer G. Political Culture and Political Change in Post-Communist States. St. Petersburg: St. Petersburg University Press, 1997.

Kavanagh D. Political Science and Political Behaviour. L.: Allen and Unwin, 1983.

Kelly C. Intergroup differentiation in a political context // British Journal of Social Psychology, 1988. Vol. 27. P. 319–332.

La Piere R. Attitude versus action // Attitude Theory and Measurement. N.Y.: John Wiley, 1967.

Lasswell H. Psychopathology and Politics. Chicago: University Press, 1931.

Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1984.

Political Culture and Political Change in Communist States. N.Y.: Gray Holmes & Meier Publ. Inc, 1979. Introduction.

Politics, communication, and culture. London; New Delhi, 1997.

 

Ресурсы Интернета

Информационный ресурсный центр по практической психологии в том числе в области политической психологии. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.psyfactor.org/policy.htm.

Профессиональный портал политологических исследований [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.politstudies.ru.

Сайт журнала международной ассоциации политических психологов «Political Psychology» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.ispp.org.

Сайт кафедры психологии и социологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.polpsy.philos.msu.ru.

Сайт кафедры политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.politpsy.ru.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(в часах)

 

Тема   Лекции Семинары
1. Введение  
2. Политическое участие    
3. Мотивация политического поведения    
4. Поведение в ситуации политического конфликта    
5. Типы политических ориентаций    
6. Социальная установка и политическая ориентация    
7. Механизмы политических ориентаций    
8. Мотивация политического лидерства    
9. Личность политического лидера    
10. Имидж политического лидера    
11. Роль политических мифов в манипулировании политическим поведением    
12. Массовая коммуникация как форма манипулирования политическим поведением    
13. Процесс манипуляции политическим поведением    
Итого    

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Становление политической психологии как самостоятельной на­уки.

2. Политико-психологические исследования в необихевиористском и интеракционистском подходах.

3. Психоаналитический подход к исследованию политического поведения.

4. Психоаналитический подход к исследованию политического лидерства.

5. Использование достижений когнитивной психологии для исследования политических ориентаций личности и группы.

6. Уровни политического участия. Вербальное и реальное политическое участие граждан.

7. Массовые формы стихийного политического поведения.

8. Структура потребностей личности и ее влияние на политическое поведение.

9. Потребности социального существования и их проявления в политической жизни общества.

10. Потребность в принадлежности к общности как мотив политического поведения.

11. Анализ политического поведения с точки зрения современного психоанализа.

12. Нетерпимость в политических коммуникациях как форма компенсации комплекса неполноценности.

13. Конформизм как основание политического поведения.

14. Роль средств массовой информации в формировании у граждан политических установок и стереотипов.

15. Различие культурных, этнических и религиозных установок и стереотипов как основание политического конфликта.

16. Толерантное сознание как основа предотвращения политических конфликтов.

17. Психологические механизмы выработки путей разрешения политических конфликтов.

18. Основания выработки политических ориентаций.

19. Нетерпимость как один их признаков проявления личностной характеристики авторитарного типа.

20. Систематизированная и стихийная политическая ориентация.

21. Проблема социальной установки в западной и отечественной психологической науке.

22. Основные свойства социальной установки и ее социально-психологические функции в политической коммуникации.

23. Способ формирования социальной установки у человека.

24. Роль механизма идентификации в формировании политических ориентаций личности.

25. Обр


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.