Познавательное и личностное развитие в период взрослости — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Познавательное и личностное развитие в период взрослости

2017-12-22 1073
Познавательное и личностное развитие в период взрослости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие познавательных психических процессов в пери­од ранней взрослости (20-40 лет) носит неравномерный гете­рохромный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизиру­йся и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллекту­альных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением разви­тия психофизиологических функций на рубеже 25 лет интел­лектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Следует отметить, что интеллектуальное развитие чело­века, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном вза­имодействии с формированием или трансформацией его лич­ности, а также в значительной степени носит индивидуально обусловленный характер, т. е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуально­го развития и добиваться высот профессионального мастер­ства и творчества.

Развитие аффективной сферы проходит на фоне решения главных проблем ранней взрослости — достижения идентич­ности и близости. Близость— основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес — возбуждение и Удовольствие — радость. Зачастую любовь может сопровождать чувство ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д. В период ранней взрослости че­ловек переживает новый комплекс эмоций: эмоции родительских отношений, которые включают: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а в последствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит необходимостью выбора и решения многих проблем, которых наиболее важными являются брак, рождение и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.

Желание заключить супружеский союз может быть обусловлено, по крайней мере, пятью основными мотивами. Это любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений.

Наиболее значимыми мотивами выбора профессии явля­ются практические соображения, родительские установки желание реализовать свои способности, интерес к профес­сии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.

К 30-ти годам на смену романтически окрашенным цен­ностям приходят более практичные. На первый план высту­пают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оцени­вает свои возможности, корректирует свои жизненных цели и уровень притязаний.

Многие представления о себе, которые формируют «Я-концепцию» в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, гражданина.

В соответствии с восприятием своих физических особен­ностей, осознания психологического возраста, профес­сиональными ориентациями и основными личностными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.

В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовер­шенствованием в ней, созданием собственной семьи, воспи­танием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет реализовать нереализованный потенциал личности. Каждая сфера челове­ческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья — концентрацией и разнообразие межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.

 

Тема 5.3. Зрелость (36-50 лет)

У людей, достигших возраста средней взрослости (40-60 лет) отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода, не снижает их работоспособность и по­зволяет сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая связана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью.

Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, от его жизненных уста­новок, планов и жизненных ценностей. Интенсивность инво­люции интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный процесс.

Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение мудрости (обладания обширными фактуальными и процедурными знаниями, умения оценивать события и информацию в более широком контексте и способности сбавляться с неопределенностью).

Развитие аффективной сферы в период средней взрослос­ти протекает неравномерно. Средний возраст может быть пе­риодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаше задумываются о том, что они смертны и что их вре­мя уходит.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоци­ональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, ее уда­чами или неудачами. Стресс играет определенную роль в развитии многих болезней среднего возраста. Поскольку сред­ний возраст — это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить врознь и в их жизни происходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, — то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценно­стей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изме­нения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пен­сию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вы­нужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного раз­вития. Критической точкой мотивационного кризиса оказы­вается потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.

В период средней взрослости «Я-концепция» личности обогащается новыми «Я-образами», принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариа­ции самооценок и детерминирует все взаимодействия. «Я-концепция» зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных «Я-концепций» и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Су­тью «Я-концепции» становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пре­делах нравственных правил и более значительных, чем си­туационные, личностных ценностей.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.