Тема 2. Современная концепция комплексного анализа инвестиционной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. Современная концепция комплексного анализа инвестиционной деятельности

2017-12-22 326
Тема 2. Современная концепция комплексного анализа инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: изучение комплексного анализа инвестиционной деятельности, рассмотрение

План:

1. Принципы концепции.

2. Сравнительная характеристика направлений анализа инвестиций.

3.Системный подход в анализе инвестиций.

4.Комплексный экономический анализ инвестиций.

5.Система показателей анализа долгосрочных инвестиций.

6.Методика комплексного анализа долгосрочных инвестиций.

7. Факторный анализ финансового риска.

Ключевые слова: анализ, системный подход, методика.

 

1. Принципы концепции.

Весь инвестиционный анализ следует разделить на 3 последовательных блока:

1) установление инвестиционных потребностей проекта;

2) выбор и поиск источников финансирования и определение стоимости привлеченного капитала;

3) прогноз финансовой отдачи от инвестиционного проекта в виде денежных потоков и оценка эффективности инвестиционного проекта путем сопоставления спрогнозированных денежных потоков с исходным объемом инвестиций.

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы:

1) Формулировка проекта (иногда используется термин “идентификация”). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес-идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи.

2) Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес-идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д.

3) Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.

4) Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес-идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и иностранного или отечественного инвестора.

5) Оценка результатов. Производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов.

2. Сравнительная характеристика направлений анализа инвестиций.

Основные аспекты анализа проектов: экономический анализ, технический анализ, структурный анализ, социальный анализ, экологический анализ, финансовый анализ, анализ рисков.

Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации). В процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.

Задачей технического анализа инвестиционного проекта является:

определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,

анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,

проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.

Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями:

1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной,

2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.

Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:

совместное предприятие с иностранной фирмой - частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;

покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;

“turn-key” - покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;

“product-in-hand” - “turn-key” плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;

покупка лицензий на производство;

техническая помощь со стороны зарубежного технолога.

Финансовый анализ является наиболее объемным и трудоемким. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности:

1. анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.

2. анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.

3. анализ безубыточности производства основных видов продукции.

4. прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.

5. оценка эффективности инвестиционного проекта.

Суть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.

В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.

3.Системный подход в анализе инвестиций.

Но на современном этапе наиболее рациональным является применение системного подхода, поскольку системный подход дает возможность исследования не только внутренних факторов, но внешних – микро- и макроэкономических факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности предприятия.

Суть системного подхода основывается на том, что предприятие представляет собой множество подсистем, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Исходя из этого можно отметить, что изменения состояния одной подсистемы делают необходимым осуществление изменений в других подсистемах структуры предприятия. Поэтому при осуществлении изменений на предприятии они должны проводиться комплексно с учетом межфункциональных связей между подсистемами предприятия. Данный подход дает возможность диагностировать причины принятия нерациональных решений, он же предоставляет возможность разработки и реализации управленческих решений с целью повышения эффективности функционирования предприятия в долгосрочной перспективе.

Несмотря на перечисленные выше положительные аспекты в применении системного подхода, данный подход имеет также определенный недостаток, а именно возможность применения современного научного метода к управлению предприятием, поскольку система управления крупного предприятия очень сложна, и в связи с этим тяжело выявить множество внешних факторов влияющих на функционирование предприятия. Также невозможно выделить наиболее рациональное количество подсистем во внутренней среде предприятия. Границы установленных подсистем определить трудно, так как использование очень большого массива информации приведет к накоплению дорогостоящих и малопригодных данных, а слишком малого – к неполному решению проблем. Трудно определить вопросы, которые возникнут перед предприятием в будущем, определить массив информации, который будет необходим в будущих периодах времени. Даже если самое эффективное управленческое решение будет разработано, оно, возможно, будет нереализуемо. Несмотря на выявленные недостатки, системный подход дает возможность глубже понять особенности функционирования предприятия.

С целью осуществления объективного отбора подсистем, характеризующих показатель инвестиционной привлекательности, рассмотрим взгляды различных ученых на данную проблему. Так, В.А. Швандари Ю.В. Богатин рассматривают предприятие как сложную производственно-хозяйственную систему, которая состоит из большого количества взаимодействующих подсистем. Данные подсистемы могут быть структурированы по трем аспектам:

1 – структурные подразделения предприятия. Их структура, межфункциональные связи между ними формируют так называемую организационную структуру предприятия.

2 – происходящие на предприятии бизнес-процессы: планирование, проектирование, изготовление, реализация, управление качеством, ремонт, обслуживание, складирование и т.п. В зависимости от предприятия, его размеров, организации производства, ее масштабов данные процессы могут присутствовать либо все из указанных, либо несколько и т.п.

3 – имеющиеся функции управления на предприятии.

По мнению Р. Акоффа, при применении системного подхода при диагностике предприятия необходимо рассматривать следующие подсистемы: маркетинг и кадры, финансы, производство.

Авторы концепции системы сбалансированных показателей Д. Нортон, Р. Каплан в своих исследованиях анализируют предприятие как совокупность четырех подсистем: клиенты, финансы, обучение и повышение квалификации, внутренний бизнес-процесс. Авторы замечают, что эффективное предприятие должно делать акцент минимум по четырем указанным подсистемам, но с учетом специфики предприятия и сложившейся ситуации имеется возможность дополнить существующую структуру.

Наиболее полную совокупность подсистем предприятия с целью проведения его диагностики предложили Д.С. Львов, А.П. Егоршин, А.Г. Гранберг.

Системный подход, являющийся основой для диагностики и оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия, должен основываться на принципах системного исследования и структурирования хозяйствующих субъектов.

Первый принцип состоит в том, что факторы и показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность предприятия, должны быть взаимоувязаны между собой. Существенным недостатком несистемного анализа показателей инвестиционной привлекательности предприятия является ее изолированность, направленность на малое, на анализ недостаточного количества факторов. Относительные (единичные) показатели имеют малую ценность, так как для осуществления эффективных управленческих воздействий требуется оценка комплексных показателей в динамике, позволяющих выявить определенные тенденции. Кроме того, изменения, происходящие в одной подсистеме, могут быть значимы, только если они взаимосвязаны с другими подсистемами.

Поэтому системный подход к анализу инвестиционной привлекательности должен дать возможность рассмотрения подсистем предприятий во взаимоувязке, взаимообусловленности и взаимозависимости. Этот подход требует увязки:

● показателей инвестиционного потенциала и показателей конкурентной позиции предприятия в признаковом пространстве, для этого необходимо определение содержательных с точки зрения экономики количественных зависимостей между показателями;

● значений показателей инвестиционной привлекательности по периодам времени, для чего необходимо использование показателей в динамике;

● выделяемых подсистем показателей инвестиционного потенциала и конкурентной позиции предприятия как факторов инвестиционной привлекательности;

● используемых элементов показателей инвестиционной привлекательности и конкурентной позиции предприятия, а также моделей диагностики и оценки инвестиционной привлекательности предприятия;

● совокупности этапов сбора и анализа информации необходимой для объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности;

● выводов и оценок.

Второй принцип, необходимый для применения системного подхода при анализе и оценки инвестиционной привлекательности предприятия, – это принцип интеграции. Этот принцип состоит в необходимости разработки и использования интегральных показателей, характеризующих: инвестиционную привлекательность предприятия, его инвестиционный потенциал и конкурентную позицию. Интегральный показатель разрабатывается путем формирования совокупности частных показателей. Формирование совокупности осуществляется путем обобщения различных показателей одного объема с целью получения интегрального показателя того же объема. Основную роль в совокупности интегральных показателей играют показатели особого вида — общесистемные показатели, характеризующие данное предприятие в целом с учетом взаимосвязи событий, происходящих в его системе, а также такие ее интегральные свойства предприятия, как эффективность деятельности, организованность системы управления, надежность и т.п.

Системный подход при анализе инвестиционной привлекательности предприятия должен обеспечивать предприятие массивом информации для интеграции разрабатываемых управленческих решений не только в динамике, обусловливающей непрерывность решений, но и в пространстве, что предполагает согласование управленческих решений по подсистемам предприятия – финансовой, маркетинговой, производственной и т.д.

Комплексность также является важнейшим принципом диагностики и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятия представляет собой итог, анализ совокупности показателей, отражающих инвестиционный потенциал предприятия и его конкурентную позицию и отражающих их количественные и качественные изменения за различные периоды времени от установленной базы сравнения.

Комплексность анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия проявляется во множестве:

● вариантов осуществления процесса оценки, так как она основана на сравнении показателей с несколькими базами сравнения (базой для сравнения могут выступать: нормативный уровень состояния показателя, состояние данного показателя у конкурента, состояние показателя в лучший период деятельности предприятия);

● критериев осуществления процесса оценки, так как она основана на нескольких критериях – с учетом приоритетов предприятия, так и с интересами инвесторов.

● аспектов проведения оценки, так как оцениваются различные подсистемы показателей инвестиционного потенциала и конкурентной позиции предприятия.

Таким образом, комплексная оценка инвестиционной привлекательности является всесторонней качественно-количественной характеристикой результатов деятельности предприятия с учетом интересов инвесторов. Комплексная оценка, содержащая в себе наиболее полное представление об инвестиционной привлекательности, является наиболее важным источником информации для обоснования разработки и принятия управленческого решения об инвестировании финансовых ресурсов в предприятие.

4.Комплексный экономический анализ инвестиций.

В широком смысле под комплексным экономическим анализом (КЭА) понимается ретроспективное, оперативное и (или) перспективное исследование бизнеса предприятия. Цели КЭА при этом могут быть исключительно многообразными и зависеть от субъекта анализа, в качестве которого выступает менеджмент предприятия.

Понятие КЭА может относиться к разным объектам управления - отдельным сегментам бизнеса, отдельным подразделениям предприятия, отдельным центрам затрат и ответственности и т.д. Но основной предмет КЭА - бизнес предприятия в целом, т.е. совокупность исследуемых сегментов и направлений его хозяйственной деятельности.

КЭА обязан стать тем инструментом, с помощью которого экономический анализ деятельности организации должен выполнять свою многоцелевую функцию в современной системе менеджмента. КЭА выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, о бизнесе, понимания деятельности экономического субъекта.

КЭА может проводиться менеджментом предприятия но итогам прошедшего бюджетного периода (план-факт анализ) либо на основе сравнения данных ряда периодов (ретроспективный анализ). Заметим, что анализ исполнения бюджета прошедшего периода предполагает сравнение фактических показателей не только с запланированными (бюджетными), но и с данными прошлых (базисных) периодов, так как при формировании плановых показателей всегда существует определенный риск качества планирования. В то же время фактические данные отчетного и базисного периодов отражают реальную картину бизнеса.

Методология КЭА базируется на использовании системного подхода, позволяющего рассматривать любой объект хозяйственной деятельности в рамках комплексного функционирования бизнеса. Его проявление реализуется через основные свойства, принципы, которые определяют содержание, методику и этапы проведения КЭА. Подобный подход позволит глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между его отдельными элементами.

При этом базовые методологические принципы КЭА (такие, как системность, комплексность, принцип сравнительных выгод-издержек, понятие совокупного эффекта управленческого решения, метод факторного разложения и др.) одинаково применимы для компаний всех секторов экономики, методика КЭА, под которой понимаются разработка блок-схемы проведения анализа и выбор совокупности используемых аналитических технологий, варьируется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия.

Полный и всесторонний анализ - только одно из условий достижения его комплексности. Необходимым условием комплексности является реализация в анализе единой цели, позволяющей объединить отдельные направления анализа, показатели и факторы производства в единую систему.

Важнейший элемент методики КЭА - использование программно-целевого метода решения сложных проблем. Это означает, что в КЭА последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры: определение целей и задач анализа, построение факторных моделей анализируемых показателей, определение источников информации, распределение обязанностей между исполнителями, оценка и использование результатов анализа. Значительное место в методологии КЭА занимает проблема формирования системы показателей. Здесь необходимо учесть следующее. Во-первых, показатели, как правило, сравнительно неполно отражают связи и свойства изучаемых явлений и объектов. Во-вторых, они динамичны, так как развитие действительности требует соответствующего развития понятия. Они совершенствуются по мере развития науки и познания закономерностей функционирования социально-экономических систем, неуклонно приближаясь к выражению истинного значения.

Экономические показатели характеризуют отдельные свойства, связи и отношения, но сути выражают качественные стороны явлений и объектов и лишь но форме - количественные. Поэтому важно уже в самом определении правильно отразить содержание наиболее существенных свойств и отношений. Чем объективнее и достовернее показатели, выражающие общее состояние организации, стадии жизненного цикла бизнеса, тем действеннее принимаемые решения но выработке оптимальной стратегии и тактики управления. Объем их должен быть достаточным, набор - полным для объективной оценки результатов деятельности предприятия и достигнутого уровня использования хозяйственного потенциала, скрытых резервов производства.

Для количественной характеристики сложных социально-экономических явлений необходимо применение целой системы показателей, в которую следует включить как результативные, так и факторные параметры хозяйственной деятельности. Учитывая неоднозначность понимания и решения вопросов в исследуемой системе, специфику деятельности организаций и делая упор на общие принципы оптимизации и системного подхода, можно выделить следующиеосновные методологические принципы формирования показателей КЭА.

1. Целевой характер расчетов. Нужно учитывать конкретную цель исчисления показателей, их экономическое содержание, объем необходимой информации, ориентацию на пользователей.

2. Объективность. Характеризуемые показателями отношения и свойства явлений и объектов достаточно существенны, типичны. Набор их измерителей, а также методов расчета должен позволять с достаточной достоверностью и точностью выразить в количественной форме их качественное содержание.

3. Сочетание различных экономических интересов. Бизнес является сложной, постоянно растущей системой, отличающейся динамикой деловой активности, развивающейся сетью взаимоотношений, поэтому всем лицам, заинтересованным в результатах его деятельности, необходима правдивая оценка деятельности этого бизнеса для обоснования принятия решений.

4. Сопоставимость. Сравнение показателей, характеризующих бизнес в пространственном аспекте, а также в разные периоды, должно проводиться в сопоставимых условиях.

5. Динамичность. Этот принцип предполагает, что при комплексной оценке бизнеса надо учитывать изменение величин, характеризующих деятельность организации, во времени.

6. Учет неполноты информации. В расчетах ряда показателей, как правило, возникает фактор неопределенности, в частности в связи с изменением условий хозяйствования. Следовательно, с одной стороны, необходимо по мере получения новой более точной информации проводить корректирующие расчеты, а с другой - применять специальные модели комплексной оценки бизнеса.

7. Учет степени структурированности. Данный принцип требует достоверного анализа, описания и измерения всех наиболее существенных затрат и результатов. В случаях, когда задача слабо структурирована, т.е. все затраты и результаты не могут быть соизмерены, следует применять методы многоцелевой оптимизации и другие процедуры комплексного анализа.

8. Соответствие новым условиям хозяйствования. В настоящее время для организаций отсутствуют заранее установленные регламентирующие показатели деятельности. Предприятие имеет право само выбирать конечный, результирующий показатель эффективности бизнеса.

Среди инструментальных принципов формирования показателей главными являются:

■ простота проведения оценки;

■ оперативность комплексной оценки;

■ достаточность, т.е. набор показателей должен быть полным для объективной оценки;

■ применение разработанных пакетов прикладных программ;

■ привлечение персональных компьютеров.

Основная трудность при проведении КЭА заключается в том, что абсолютных стандартов, с которыми бы могли быть сопоставлены значения показателей, не существует. Из этого следует, что аналитик должен обладать соответствующими навыками, чтобы решить, является ли значение того или иного показателя удовлетворительным, а бизнес в целом - эффективно и устойчиво работающим.

5. Система показателей анализа долгосрочных инвестиций.

В ходе практического использования сложной системы показателей анализа долгосрочных инвестиций важно правильно сгруппировать всю уместную информацию по определенным классификационным признакам:

1. По отношению к учету: учетные и внеучетные данные.

2. По местам получения информации: внутренние и внешние данные.

3. По этапам жизненного цикла проекта: предпроектные, строительно-монтажные и пусконаладочные.операционные. ликвидационные данные.

4. По степени определенности: определенная информация и данные.полученные на основе вероятностных оценок.

5. По планированию: плановые показатели и данные, полученные в результате чрезвычайных обстоятельств.

6. По модулям аналитической информации: законодательные.сметно-нормативные, маркетинговые, технические, технологические и пр.

7. По единицам измерения: стоимостные, натуральные и условно-натуральные данные.

8. По видам экономического анализа: прогнозные, оперативные, ретроспективные данные.

9. По степени доступности: конфиденциальная и публичная, бесплатная и платная информация.

10. По охвату информации: комплексные (обобщающие) и частные данные.

11. По степени объективности: фактические данные, аналитические (расчетные) показатели, суждения экспертов.

12. По степени надежности: достоверные и недостоверные данные.

13. По уровню автоматизации: подготовленные к компьютерной обработке и неприменимые в условиях автоматизации данные.

14. В зависимости от соотношения показателей: объемные и удельные данные.

15. По степени усреднения: индивидуальные и средние данные.

Проведение анализа и оценка эффективности долгосрочных инвестиций неразрывно связаны с системой показателей, в той или иной степени характеризующих различные стороны объекта управления, в отношении которого будет приниматься соответствующее решение.

Многочисленные показатели могут быть сгруппированы по разделам своего образования:

1. Маркетинг: величина маркетинговых затрат; расходы на рекламу; скидки; стоимость доставки продукции до потребителя; расходы на сервисное обслуживание; уровень спроса на продукцию и т. д.

2. Производство и снабжение: объем производства; проектная мощность; производственный потенциал; уровень автоматизации производства; коэффициент сменности; ритмичность поставок; структура производственных издержек; величина постоянных и переменных расходов; себестоимость реализации продукции и т. д.

3. Прединвестиционные исследования, основной и оборотный капитал: величина инвестиционных затрат; стоимость подготовки основной проектной документации; издержки на проектно-конструк-торские работы и пр.

4. Инновации: расходы на патентование и лицензирование разработок; расходы на проведение НИОКР; уровень обновляемости продукции; сроки освоения новой продукции и др.

5. Финансовые аспекты инвестирования: бюджет проекта; объем средств из каждого источника финансирования; структура капитала; лизинговые платежи; величина и порядок начисления процентов и дивидендов; средняя взвешенная цена капитала и т. д.

6. Персонал: показатели обеспеченности персоналом; категории работников, их профессиональный и квалификационный состав; баланс рабочего времени и т. д.

7. Управление и структура организации: показатели уровня концентрации, специализации, кооперирования и размещения производства и пр.

8. Экология и безопасность: показатели воздействия проекта на окружающую среду; величина издержек и преимуществ, полученных в результате запланированных мероприятий с учетом последствий для окружающей среды и пр.

9. Завершение (ликвидация) проекта: рыночная стоимость основных фондов, земельных участков и прочих объектов природопользования в конце срока реализации проекта; стоимость демонтажа оборудования, разборки зданий и очистки территории и пр.

6. Методика комплексного анализа долгосрочных инвестиций

Для оценки эффективности долгосрочных инвестиций используются следующие методы: традиционные методы экономического анализа (сравнения, балансовый, сводки и группировки, графический, простых и сложных процентов, расчет абсолютных, относительных и средних величин и др. ^ специальные методы экономического анализа (цепных подстановок, относительных и абсолютных разниц и пр.) специальные методы инвестиционного анализа: способы определения современной и наращенной суммы вложений и соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов.

Для принятия оптимальных инвестиционных решений необходимо оценить экономическую эффективность, которая характеризуется системой относительных показателей, соизмеряющих полученный эффект с затратами инвестированного в проект капитала.

В основе классификации показателей экономической эффективности долгосрочных инвестиций лежит подразделение их на три группы: дисконтные, комплексные и показатели, при расчете которых не учитывается фактор времени. Принцип учета временной ценности денежных вложений и требуемой ставки рентабельности в основном реализуется в первой группе показателей. Многие компании предпочитают использовать в инвестиционном анализе сравнительно простые показатели и методы оценки без учета временных аспектов. Более трудной процедурой является оценка долгосрочных инвестиций в некоммерческих организациях: в этом случае применяются CBA – подход (система комплексных показателей), в основе которого лежит сопоставление количественно измеримых затрат с множеством прямых и косвенных преимуществ (выгод).

7. Факторный анализ финансового рынка.

Факторный анализ - это анализ различных появляющихся данных или факторов на предмет их влияния на рыночную стоимость отдельной акции или на поведение всего рынка акций в целом.

По сути, факторный анализ - это часть фундаментального анализа, которая помогает выявить, как изменяются перспективы отдельных акций (секторов, отраслей или фондового рынка в целом) и, соответственно, динамика этих акций после появления информации, затрагивающей один из трех крупных аспектов:

1) микроэкономический;

2) отраслевой;

3) макроэкономический.

Действие любого события на оценку акции какой-либо компании можно свести к изменению одной из двух важнейших составляющих доходного подхода: будущих денежных потоков либо ставки дисконтирования (которая одновременно отражает требуемую доходность и риск инвестирования). Если вышедшая новость повлияет на увеличение риска инвестирования в акции данной компании, то, соответственно, вырастет ставка дисконтирования и стоимость акции должна будет снизиться, и наоборот.

Микроэкономические новости затрагивают деятельность конкретной компании. Эти новости могут состоять в публикации финансовых отчетов за итоговый период (квартал или год); появлении новых перспектив в результате освоения новых рынков или применения новых технологий; смене руководства, особенно высшего звена менеджмента; появлении сообщений о покупке или продаже частей бизнеса; принятии решений о реструктуризации, о размере выплачиваемых дивидендов, о слиянии с другой компанией либо поглощении другой компании.

Как правило, микроэкономические новости довольно легко интерпретируются, но иногда возникают определенные вопросы, как, например, в случаях с реструктуризацией компании или в случаях слияния с другими компаниями или поглощения других компаний.

При слияниях и поглощениях акции более «сильной» компании обычно снижаются в цене, а акции более «слабой» компании, наоборот, дорожают. Хотя если у инвесторов есть сомнения относительно эффективности будущего союза, то может произойти падение котировок акций обеих компаний. Очень важно, чтобы слияние (или поглощение) было не только продекларировано, но и воплощено в жизнь: так и не состоялись слияния ЮКОСа и Сибнефти, а также ОМЗ и Силовых машин.

Позитивно воспринимаются инвесторами новости об избрании независимых от руководства компании или основного акционера членов совета директоров. Наличие независимых членов совета директоров снижает агентские затраты (то есть потери акционеров в результате действия менеджмента - не в их интересах). Как правило, число мест, принадлежащих независимым кандидатам невелико (одно, реже 2-3 места).

Опасным для акционеров считается консолидация в руках основного акционера или аффилированных с ним структур более 75% голосующих акций. Этот факт означает, что миноритарные акционеры практически не могут влиять на принимаемые решения, следовательно, они становятся менее защищенными и их доля может быть размыта. На данный момент обсуждаются ряд поправок к закону «Об акционерных обществах», одна из которых дает право акционеру, владеющему более 90% акций одного эмитента, потребовать выкупа оставшихся акций у остальных акционеров (будет она принята или нет - неизвестно).

Новости о дополнительных эмиссиях акций обычно ведут к понижению курса акций сразу же после их опубликования. Инвесторы не без оснований опасаются, что их доля может быть размыта. Правда, многое зависит от целей дополнительной эмиссии: если она ведет к мобилизации капитала и увеличивает эффективность деятельности компании, то акции скоро начнут расти. Негативно влияет дополнительная эмиссия, если капитализация компании ниже ее собственного капитана (в таком случае ее выгоднее ликвидировать). Вообще считается, что компании предпочитают выпуски акций для привлечения капитала, если цены на существующие акции достаточно высоки, поэтому решение о дополнительной эмиссии может означать, что потенциал роста у акций компании невелик.

Решение о выплате дивидендов, как правило, влияет на акции компании. Хотя с точки зрения внутренней модели дисконтирования чистых денежных потоков для инвестора должно быть безразлично, направляется ли чистая прибыль на дивиденды или на реинвестирование (если, конечно, доходность от реинвестирования равна ставке дисконтирования). Объявление размера дивидендов показывает отношение руководства компании к акционерам. Высокие дивиденды приводят к росту курса акций. Важным являются заявления руководства о дивидендной политике, то есть о направлениях распределения будущей прибыли. Для российской практики характерно то, что на дивиденды направляется от 10% до 20% чистой прибыли (в США и Европе - от 25% до 50%), хотя у некоторых компаний до сих пор нет четкой дивидендной политики.

Отраслевые новости

Отраслевые новости, как правило, влияют на все компаний, работающие в данной отрасли. К отраслевым новостям можно отнести улучшение перспектив отрасли: улучшение может проявляться в появлении прогнозов относительно будущего отрасли либо в фактической динамике прироста объема производства в отрасли. Пока для российских нефтяных компаний все складывается достаточно хорошо: мировые цены на нефть достигли исторических максимумов на фоне напряженной ситуации на Ближнем Востоке, бурном экономическом росте экономик развивающихся стран (особенно Китая и Индии) и, отчасти, «дела ЮКОСа». Неплохие перспективы есть и у Норильского никеля: по прогнозам аналитиков в среднесрочном периоде будет систематически возрастать спрос на цветные металлы (никель, медь, палладий и золото).

Влияние на перспективы отрасли и, соответственно, прибыли компаний могут оказать новости от смежных отраслей. Например, увеличение продаж жилых домов в США ведет не только к росту акций строительных компаний, но и к росту компаний, изготавливающих бытовые приборы. Улучшение состояния машиностроения ведет к улучшению состояния компаний, производящих комплектующие, а также металлургических компаний.

Одна и та же новость способна оказать различное воздействие на акции компаний раз


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.