Чтения при изучении литературы в современной школе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Чтения при изучении литературы в современной школе

2017-12-22 364
Чтения при изучении литературы в современной школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уроки внеклассного чтения играют особую роль в литературном образовании и развитии обучающихся.

Внеклассное чтение – один из важнейших вопросов преподавания литературы в школе. От того, какие книги читает подрастающий человек, зависит его настроение, направление мысли, формируются те или иные качества характера. Безусловно, любовь к книге, к красивому и умному слову прививается в семье, прежде всего. В школе учитель любого предмета принимает участие в расширении круга чтения школьника, но особая роль принадлежит учителю–словеснику. Ему отведена роль направляющего в большом мире литературы.

Большие возможности воспитания нравственных качеств школьника предоставляют уроки внеклассного чтения по изучению произведений, определенных в авторской программе по литературе, а также внеклассные занятия и мероприятия.

Проанализируем, какие установки по организации самостоятельного чтения даны в авторских программах по литературе.

В пояснительной записке программы по литературе авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной чётко сказано: «Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков».1 Списки произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения, даны в приложении к программе [по 39].

В авторской программе Г.С. Меркина предполагаемые уроки внеклассного чтения и внеклассных мероприятий обозначены номинациями «Для домашнего чтения», «Возможные виды внеурочной деятельности», а в пояснительной записке к программе сказано: «Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, её автором и героями. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках» [по 40].

Прямого указания на уроки внеклассного чтения в авторской программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой нет, но на необходимость их планирования автор программы говорит в разделе «Требования к знаниям и умениям учащихся V – XI классов»:

5 класс: «Ученик должен уметь: пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений»;

7 класс: «Ученик должен уметь: привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения»;

10, 11 классы: «Ученик должен уметь: давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению»4.

В структуре программы каждого класса есть раздел «Методика», в котором обозначен возможный вариант урока внеклассного чтения.

Во введении к программе под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого сказано: «В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год» [по 38].

В перспективных программах по литературе:

· под редакцией Б.А. Ланина, Л.Ю. Устиновой в разделе «Круг чтения» представлены произведения, предлагающиеся для внеклассного чтения, выбор конкретного произведения предоставляется учителю;6

· под ред. Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в разделе «Содержание программы» дано количество часов, отводимых на уроки внеклассного чтения, указана тематика внеклассного чтения.7

Привлечь внимание школьника к книге учителю помогают нетрадиционные формы урока или внеклассного занятия. Уроки внеклассного чтения имеют свои особенности. Одним из условий проведения урока внеклассного чтения является свободное высказывание ученика по самостоятельно прочитанному произведению. Это развивает не только интерес к книге, но помогают выработать навыки анализа художественного произведения. Так выполняется задача по воспитанию сознательного читателя. От учителя уроки внеклассного чтения требуют методического мастерства:

· определить актуальную тему;

· подобрать произведения;

· организовать чтение к нужному сроку;

· выстроить ряд вопросов для обсуждения так, чтобы получилась беседа.

Многие авторы программ предлагают несколько произведений по одной теме или проблеме. И это правильно, потому что:

· у школьников есть выбор, что читать;

· беседа в классе проходит интереснее;

· формируется мировоззрение ученика.

Методическое мастерство учителя на уроке внеклассного чтения заключается в умении вести разговор о самостоятельно прочитанном произведении в более общем плане, чем на обычном уроке анализа произведения, без подробного текстуального изучения отдельных его частей. Важна атмосфера свободной беседы, которая даёт возможность высказать своё мнение о прочитанном, без поправок учителя.

Учителю предоставляется возможность выстраивания системы уроков внеклассного чтения: по тематическому, жанровому принципу с основным курсом литературы. Желательно, чтобы эта система давала чёткое представление о том списке произведений, которые будут прочитаны обучающимися в течение определенного периода обучения. Например, 5 – 6 классы; 7 – 8 классы; 9 – 11 классы; или: 5 – 8 классы; 9 – 11 классы. При составлении списков произведений необходимо учитывать:

· интересы и возможности учеников конкретного класса;

· списки произведений, указанных в авторской программе;

· наличие книг в библиотеке;

· объём произведения.

Формы и виды деятельности обучающихся разнообразны, обязательно с учетом интересов школьников: личные впечатления, пересказ эпизода, пересказ сюжета, выразительное чтение, чтение по ролям, постановка проблемного вопроса, организация спора; индивидуальное выступление, групповая работа. При организации урока учитель учитывает нагрузку на обучающегося. Умелая организация урока, распределение посильных заданий обеспечивают достижение определенного результата каждым учеником, формируют опыт нравственных отношений, что необходимо для современного ученика.

Количество часов на уроки внеклассного чтения когда–то были строго определены по классам (это была Государственная программа по литературе).

В настоящее время содержание программы уроков внеклассного чтения определяется авторской программой. Рекомендуемое количество уроков внеклассного чтения следующее:

5–6 классы – не менее 6; 7–8 классы – не менее 4.

В старших классах уроки внеклассного чтения проводятся в рамках занятий по теме «Современная литература». Программа по литературе определяет проблемно–тематическое содержание темы и круг рекомендуемых для чтения и обсуждения произведений.

Руководить внеклассным чтением в настоящее время учителю очень непросто. Обучающийся больше времени тратит на компьютер, чем на чтение или «живое» общение. И всё же дело учителя–словесника – активно пропагандировать книгу.

 

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. Пути сближения классного и внеклассного чтения:

– систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

– Организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

– Планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д. Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики – эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе.

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя–словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно "независимыми" могут быть "библиотечные уроки", обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю–юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно–тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями "вечных вопросов".

Значительно реже учитываются учителями историко–литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной "связи по автору", когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико–литературным связям классного и внеклассного чтения.

Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

– разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

– тематическое разнообразие;

– сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

– чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

– систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации. Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех–четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

 

Таким образом, в данной главе нашей работы мы проанализировали образ детства, затронутый в романе М. Петросян. Данное произведение не изучается в школе, но мы осмелимся на такой важный шаг – представить в приложении конспект урока внеклассного чтения по данному произведению в 6 классе. Эти материалы, надеемся, помогут учителям–словесникам в их работе со школьниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мир детства – это мир, в котором когда–то жил каждый, и в который так трудно проникнуть будучи взрослым. В истории мировой литературы многие классические авторы обращались к этой теме. Особенно актуальной эта тема была в XIX – начале XX века. В Европе на этом поприще активно проявили себя такие выдающиеся авторы как Льюис Кэролл, Вильгельм Гауф, Эрнест Теодор Амадей Гофман, Карло Коллоди. Среди американских авторов к жанру детской литературы обращаются Вашингтон Ирвинг, Джон Стейнбек, Натаниэль Готорн. В России к теме детства в своё время обращались Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, А. П. Чехов, И. А. Бунин и многие другие выдающиеся авторы. Художественная концепция детства в русской литературе является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем отечественного литературоведения.

В романе М. Петросян «Дом, в котором…» образ детства раскрывается крайне широко и объёмно. В её произведении мир детства очерчен не только временными, но и пространственными рамками, она создаёт поистине волшебную территорию Дома и прилегающие к нему миры. Её герои балансируют на грани детства и взрослости. Они курят и разыгрывают личные драмы, крушат и строят, но вместе с тем они остаются детьми, которым так нужна забота и внимание.

Писатель Мариам Петросян показывает мир детей непривычным для читателя – это не пасторальное изображение жизни ребёнка в счастливой семье, и это не тяготы трудной жизни попрошайки. Несмотря на то, что речь идёт о доме–интернате для детей с ограниченными возможностями, герои действительно по–детски счастливы, их жизнь полна событий и приключений, примет и розыгрышей. Не зря Курильщик, попавший в Дом уже подростком, сожалеет о своём «обычном и посредственном» детстве, а Лорд даже идёт на рискованный шаг и возвращается во времени, чтобы расти в Доме вместе со всеми.

Роман содержит множество интересных эпиграфов и аллюзий, осознаваемых только через три, четыре и пять прочтений. Пожалуй, именно в этой его многослойности и заключается секрет успеха М. Петросян и её книги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.–Воронеж, 2000.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999.

3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №12. – С.12–14.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 276 с.

5. Ананичев А., Звонарёва Л. …А у нас мастер–класс. А у вас?.. //Детская литература. – 2003. №3. С. 28.

6. Арзамасцева И.А. О понятии «детская литература» и проблемах ее изучения // Русская литература XX века: Итоги и перспективы изучения. – М.: Терра–Спорт, 2002. – С.68–82

7. Бухина О. Еще один тревожный класс: О книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги» //Остров сокровищ. Вкладка «Библиотека в школе». 2009. № 3.

8. Бухина О. Коррекция души: о повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» // Библиотека в школе. 2007. № 7. С. 27–28.

9. В комнате за сценой. Литературный альманах. – М., 2003. – 224 с. – С.4

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.М., 1982

11. Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005

12. Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX – ХХ вв.: Учеб. пособие. М., 2006.

13. Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50 – 80–х гг. ХХ в.: Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, А. Г. Алексин, В. П. Крапивин: дис. док. фил. наук. – Волгоград, 2001. – 394с.

14. Дольто Ф. На стороне ребенка. – М., 1997. – 578 с.

15. Звонарёва Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике. //Польско–российский литературный семинар, Варшава – Хлевиска, 13–16 марта 2002г. – «Grant», Warszawa, 2002 C.92/

16. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. – 2002. – № 3. – С. 10–14. Часть II // Детская литература. – 2002. – № 4. – С. 16–21.

17. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 346с.

19. Книжная полка Павла Крючкова (Рецензии на произведения В. Воскобойникова, Е. Мурашовой, Н. Нусиновой, М. Журинской, Т. Полетаевой) //Новый мир. 2007. № 5. С.209–215.

20. Ковалёв Ю.Н. Сказки американских писателей – СПб.: Лениздат, 1992. – Т. 100000. – 526с.

21. Кон И. С. Открытие "Я". – М., 1978. – 156 с.

22. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. – 271 с.

23. Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 335с.

24. Кутейникова Н.Е. К вопросу о современных книгах для детей // Русская словесность. – 2001. – № 4. – С.

25. Кутейникова Н.Е. Новый герой современной литературы для подростков //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.138–146.

26. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Литература: Программа: 5–11 классы общеобразовательных учреждений. –М.: Вентана–Граф, 2007.

27. Лелявская М.Г. Школьная повесть на современном этапе //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.254–259.

28. Литература: программа по литературе для общеобразоват. учреждений. 5–11 кл./Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой.–4–е изд., стереотип.–М.: Дрофа, 2006.

29. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 5 – 13.

30. Матвеева Е.О. Образ педагога в современной прозе, адресованной подрастающему поколению //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 13. М., 2008. С.236–239.

31. Матвеева Е.О. Отцы и дети в адресованной подросткам отечественной литературе второй половины ХХ века //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. М., 2009. С.260–264.

32. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 428 с.

33. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960–х – 2000–х годов. – М., 2007.

34. Мурашова Е.В. Класс коррекции: повесть (для сред. и ст. шк. возраста). – М., 2007.

35. Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. – 352 с.

36. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000. – 278 с.

37. Петросян М. Дом, в котором… – М.: Livebook /Гаятри, 2012.

38. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5–11 классы (Базовый уровень). 10–11 классы (Профильный уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008.–256с.; 10с.

39. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы./под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. 3–е издание, исправленное и дополненное. –М.: Мнемозина, 2006.

40. Программа по литературе для 5–11 классов общеобразовательной школы/авт.–сост.: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.–4–е изд., испр. и доп.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». С.10.

41. Пушкин, А.С. Год: 1994 Издание: М.: Детская литература Страниц: 734 Том 1 Библиотеки мировой литературы для детей. Выпуск второй

42. Сидорченко Л.В. История зарубежной литературы XVIII века. Изд. II исправленное и дополненное – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, 1991.

43. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. – 237с.

44. Федосеев П. Н. Философское понимание человека // Человек в системе наук. – М., 1989. – С. 13 – 21.

45. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. 378 с.

46. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005

47. Чудинова В.П. Итоги круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы» на выставке «ПРЕССА – 2006»

48. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000. – 420 с.

49. Юнг К. Г. Конфликты детской души. – М., 1995. – 274 с.

Интернет–источники

50. Константин Мильчин «Дом, в котором Мариам Петросян» http://expert.ru/russian_reporter/2010/24/mariam_petrosyan/

51. http://bookz.ru/authors/propp–vladimir/skazki/1–skazki.html

52. http://lithub.ru/genre/483/577/page/60

53. http://vk.com/club18667132

54. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC,_%E2_%EA%EE%F2%EE%F0%EE%EC%85

55. http://ru.wikiquote.org/wiki/Дом,_в_котором…

56. http://www.chaskor.ru/article/mariam_petrosyan_novyh_knig_ot_menya_zhdat_ne_stoit_15919

57. http://lib.rus.ec/a/55282

58. http://www.livebooks.ru/goods/dom_v_kotorom/dom_arist/

59. http://fantlab.ru/autor9561

60. http://www.livebooks.ru/we/

61. http://www.hyperionbook.ru/pub/6

62. Карелин А. В. Стилистика мира Роулинг //www.mirf/Articles/art292.htm

63. Невский Б. А. По следам детской фантастики //www.mirf/Articles/art187.htm

63. Неелова Т. С. Влияние современной литературы на детей //www.imago.spb/soulbody/articles/article8.htm

64. Переслегин С. М. Влияние литературы на общество // wwwsrev/content/review/default.asp

65. Фролова М. Р. Особенности современной литературы //www.clib.yar

 


 

 

Методическое приложение


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.