Пространственно–временная организация романа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Пространственно–временная организация романа

2017-12-22 399
Пространственно–временная организация романа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жители Дома классифицируются на группы, чётко разделяясь во времени и пространстве. Условно назовём ретроспективный образ Дома «домом прошлого». Описанные в нём события происходят примерно за 10 лет до основных. Ретроспекция приводится автором в отдельных главах – Интермедиях. Эти главы выделены специфическим шрифтом и отличаются от остальных стилистически – повествование в Интермедиях ведётся от лица автора, поэтому Интермедии написаны нейтральным литературным языком. Социальное разделение в «Доме прошлого» выглядит так:

· Хламовник. Третья и четвёртая комнаты второго этажа. «Их было тринадцать. Их называли «безобразием», «сворой» и «молокососами». Они были категорически не согласны с последним прозвищем. Сами они называли себя стаей. Как у всякой стаи, у них был вожак» [37, 89]. В Халмовнике живут Спортсмен, Сиамцы (Рекс и Макс), Горбач, Зануда, Плакса, Кролик, Красавица, Пылесос, Пышка, Крючок, Слон и Пузырь. Сюда же заселяют Слепого и Кузнечика. Стая Хламовника представляет собой яркую иллюстрацию взаимоотношений детей внутри одной группы. Автор чётко выделяет вожака с ярко выраженными лидерскими качествами (Спортсмен), микрогруппы внутри коллектива (Сиамцы и Слон, Зануда и Плакса), а также изгоев – новенького (Кузнечик) и его заступника (Слепой). Отношения между членами группы реалистичны, выражаются через события внутри коллектива: травля изгоев, заступничество друг за друга перед вожаком.

· Певчие. Находятся в постоянной войне с Хламовными. Почти не комментируются автором и не участвуют в развитии событий. Конфликт между Певчими и Хламовными иллюстрирует стремление младших подражать старшеклассникам, плести интриги и устраивать драки.

· Проклятая комната. О Проклятой комнате, как и о Певчих, говорится крайне мало. Получила своё название из–за того, что её окна выходят на улицу (см. Наружность). В Проклятой живут отшельники, изгнанные из других стай.

· Люди Мавра. Дом принадлежал старшим. Здесь каждый выполнял свою миссию – воспитатели присутствовали с целью поддерживать в нем порядок, учителя – устранить скуку старшим, директор старался во что бы то ни стало удерживать учителей. Старшие поступали так, как хотели – можно было спокойно жечь в спальнях костры, а ванных комнатах – даже выращивать грибы–галлюциногены...

· Пятнадцатая, четырнадцатая и тринадцатая комнаты. Старшие, относящие себя к людям Мавра. Автор не перечисляет тех, кто входит в их число, т.к. читатель видит стаю Мавра только глазами Кузнечика, которому запрещён вход в эти комнаты. Мавр и отношение младших к нему также ярко иллюстрируют стремление младших подражать старшеклассникам: «Для тех, кто плохо справляется с поручениями, Мавр держит в коляске ремень. Этот ремень снится младшим в кошмарных снах. Ремень Мавра, сам Мавр и его голос — скрипучий голос Лилового Чудовища. Возвращаясь из его комнат, мальчишки проклинают Фиолетового и показывают друг другу рубцы от ремня на ладонях. Кузнечик им втайне завидует. Их ранениям, рассказам и жалобам — всему, что объединяет их в ненависти к Мавру. Это их приключения, их переживания. Он в стороне от этого» [37, 127]

· Люди Черепа. Люди Черепа являют собой идеальных старших, объединяя в себе всю их необычность, запретность, недосягаемость и привлекательность. Десятая, одиннадцатая и двенадцатая комнаты. К людям Черепа относятся сам Череп – «Узкоглазый хищник с леденящей душу кличкой, воин, вожак, живая легенда Дома. Идол всех младших, герой их игр, недосягаемый идеал» [37, 128], Хромой, Седой и множество безымянных «ходячих» и «колясников». У них неформатные спальни, о которых знают все, хотя если даже не бывали там. Известно, что в одной из них вместо кроватей – матрасы, которые утром убираются в высокие горы, где восседают и играют в шашки колясники. На подоконниках часто красуются пустые бутылки.

· Одиннадцатая комната считается настоящим шалашом из бамбука.Здесь главной утварью считаетсякальян Хромого; здесь обитает попугай Детка, старый какаду, который ругается на трех языках; здесь установлены неформатные отношения (Ведьма из людей Мавра влюблена в Черепа), неформатный выпуск («Те, что были до них — двенадцать попыток самоубийств, пять из них удачные — попробовали притормозить время по–своему. Эти, уходя, вытянули за собой, как в воронку, все, что их окружало; в этот водоворот попал и Лось, считавший их безобидными детьми. Быть может, он все–таки что–то понял, когда было уже слишком поздно» [37, 294]).

Что же касается основных событий романа (условно назовём этот раздел «Домом настоящего»), они описаны в настоящем времени от лица различных персонажей. В связи с этим главы, описывающие «Дом настоящего», стилистически окрашены, изобилуют сленговой лексикой и разного рода неологизмами, однако, в целом язык в этих главах также отличается богатством и культурой. Многие отождествляют социальную классификацию персонажей в «Доме настоящего» с иллюстрацией к современным субкультурам и даже политическим идеологиям. Герои «Дома настоящего» подразделяются на следующие группы:

· Фазаны. Первая комната. Первая группа жителей Дома, описанная в книге. К Фазанам относятся Курильщик (только в первой главе), Джин (вожак), братья Поросята (Ниф, Нуф и Наф), Сип, Топ, Ага Гуль, Кит – всего двадцать человек. Многие критики отождествляют первую с коммунистическим государством, т.к. она является единственной комнатой, в которой чётко соблюдается режим дня, ученики носят форму, правильно питаются и не имеют вредных привычек. Также подобного рода ассоциации вызывают плакаты: «В классе: «На уроках думай об уроках. Прочь посторонние мысли!» В спальне: «Соблюдай тишину, не мешай соседу», «Шум — рассадник нервных заболеваний» [37, 20].

В первой части романа Курильщик рассказывает о жизни Фазанов, опираясь на тексты сопровождающих их плакатов. Несмотря на то, что первая группа является образцовой, Фазаны воспринимаются в Доме негативно всеми, даже администрацией: «Он (директор) посмотрел на меня, как на слабоумного, и пробурчал что–то насчет Фазаньих замашек, хотя сам вчера чуть не прибил меня за это слово. Я предложил оставить белье, если его это так напрягает, он велел мне заткнуться» [37, 43].

Первая группа на протяжении всего романа держится особняком, противопоставляясь неформальной и самобытной жизни всех остальных жителей Дома.

· Псы. Шестая комната. Сравнивая жизнь в Доме с ролевой игрой, Курильщик описывает Псов так, как будто они демонстрируют душевность.По их мнению, они все весельчаки и любители розыгрышей. Но если разобраться в сути, то им не следовало бы верить ни на йоту их шуток, и смех тоже своеобразен. Но они стараются быть на виду у всех.

О шестой комнате в романе говорится не так много, как об остальных группах, в центре внимания только её вожак – Помпей, убийство которого позволяет читателю увидеть принцип построения стай. Причем, следует отметить, что стаи строились как лестницы. Здесь каждая ступенька равносильна живой душе: если ломается одна из них, первой становилась предыдущая. Этот принцип соблюдался до конца – на месте исчезнувшей тут же вырастала новая. Это означало, что в каждой стае были и первый, и второй, и третий.

· Птицы. Третья комната. Птицы наиболее ярко выделяются среди других групп, т.к. имеют больше овеществлённых отличительных признаков – траур, растения, слюнявчики, и т.п. Многие проводят аналогии между стаей Птиц и готической субкультурой.

Носят черную траурного цвета одежду. Взгляд никак нелицеприятный, с трудом бы получилось изобразить такое же лицо. Стервятник демонстрирует траур, кольца, черный лак на отращенных ногтях. У него длинные волосы и подкрашенные глаза.Получается в целом неприятный тип, крючконосый, с острым подбородком.

В третьей живут Стервятник (вожак стаи), Тень (несмотря на то, что к моменту повествования Тень уже мёртв, в романе он фигурирует как полноценный персонаж), Слон, Ангел, Дракон, Бабочка, Красавица, Дорогуша, Конь и Пузырь. Ещё одна отличительная черта Птиц – взаимоотношения между вожаком и остальной группой. Во всех остальных группах вожак не сильно выделяется, остаётся на равных со своей группой, выделяемый как неформальный лидер. В случае с третьей обстоит иначе – Стервятник (вожак) обладает совершенно иным статусом, на протяжении романа он довольно часто называется «папочкой», «птичьим папой». Его авторитет неоспорим, и отношения в группе действительно стремятся к модели «родитель–ребёнок».

· Крысы. Вторая комната. Часто преподносятся как антипод Фазанов («Третьей, четвертой и шестой нелегко. Фазаны — хорошие, Крысы — плохие. И те и другие до того перестарались с имиджем, что остальным приходится выкручиваться, чтобы хоть как–то вклиниться между ними» [37, 112]). Производят негативное впечатление именно они, к ним относятся малолетки, по возрасту не старше семнадцати. Внешность явно подчеркнута ирокезами, которые доказывают их переходный возраст. На роль психов явно они претендуют, как никто иной.

Во второй живут Рыжий (вожак стаи), Соломон, Фитиль, Белобрюк, Викинг… Авторитет вожака в комнате достаточно сомнителен – за полгода сменилось 3 вожака, также читатель становится свидетелем раскола во второй комнате, который заканчивается покушением на Рыжего.

· Четвёртая. Жизнь четвёртой комнаты наиболее подробно описана в романе. Характерная особенность – четвёртая комната не имеет какого–то общего наименования её жителей (как Фазаны, Птицы или Псы). Также не имеет ярко выраженной характеристики, выделяющей её на фоне остальных групп. Она слишком мала оказывается для полноценной игры.

В Четвёртой живут Слепой (вожак стаи), Сфинкс, Шакал Табаки, Лорд, Лэри, Македонский, Горбач, Чёрный. Здесь жил также Волк и сюда переводят Курильщика в первой главе романа.

Отдельной социальной прослойкой в Доме выступают Бандерлоги, или, сокращённо, Логи. В их число входят представители всех стай, кроме Фазанов. («Звон, стук и напор, но помимо этого ничего, чем можно защититься от настоящей беды. Таковы Логи. Картонные Ангелы Ада» [37, 64]). Они не пугали никого, кроме жалких Фазанов. Только всё в них проявлялось, когда их было множество и слишком шумными представлялись. Если убрать и снять с них широкоплечие куртки, можно найти хилое, прыщавое тело. Снова надеть куртку, скрыть торчащие ребра и закрыть тонкую шею, волосы – получится образ Бандерлога. Если рядом окажутся десять таких – получится грозная стая. От них вокруг – лавина стучащих сапог и запах спиртового лосьона.

 

Структура романа осложнена не только многочисленными ретроспекциями, но и пространственными понятиями. Жители Дома подразделяют окружающую действительность на множество миров. Здесь мы видим трактовку автором постоянного стремления ребёнка к другому, сказочному миру.

Мир Дома – это непосредственно сам Дом, коридоры и комнаты, столовая и библиотека, спортзал и двор. Здесь происходит основное действие романа, это место физически доступно. Дом – это естественная среда обитания героев.

Сюда стремятся, возможно, все изо всех сил. Здесь все бы почувствовали себя уютно, комфортно, и в этом плане Дом притягивает всех – именно так и рассуждал Курильщик.

Действительно, Дом делает героев теми, кто они есть. В нём царит магия, он может принять или не принять, впустить или отторгнуть, может приручить, как детей, или пленить, как Ральфа. Дом – это отправная точка во все остальные миры.

Это место выглядит странным: кажется, у людей появляются глюки, потому что все начинаются одинаково. Не надо ничего придумывать, чтобы доказать обратное. Возможно, на самом деле так. Место странное.

Привыкшие к чудесам и чудачествам Дома, дети боятся покидать его. Страх перед выпуском – это страх перед Наружностью. Они воспринимают её враждебно, это пространство, чуждое им. Взрослым, выросшим вне Дома, это кажется блажью. Но для их воспитанников шаг за порог Дома означает шаг в жестокий мир, где каждый из них во всём проигрывает остальным, где Слепой больше не хозяин Дома, а просто беспомощный калека, где Стервятник уже не папочка, опекающий свою группу, а богатый, но совершенно одинокий и никому не нужный хромоногий парень. Всё, что прячет и сглаживает своим волшебством Дом, в Наружности станет единственным, что есть у каждого из них. Именно поэтому многие герои уходу в Наружность предпочитают смерть или окончательный уход на Изнанку.

Тот мир, куда так мечтал попасть Ральф – это Изнанка. Не все могут туда попасть. Для этого нужно быть Прыгуном или Ходоком. Прыгуны попадают на Изнанку Дома случайно, не управляя этим процессом. Сфинкс, например, оказывается там вследствие сильного нервного потрясения. Лорд попадает туда попробовав ядовитый коктейль «Лунная дорога». Ходоки же полностью контролируют процесс посещения Изнанки. В их числе Слепой, Горбач.

Отличительная особенность Изнанки – преобразовывать людей. Изнанка делает зримым и ощутимым то, какими видят или хотят видеть себя попавшие туда дети. «Здесь, в этом пространстве, в пространстве игры и Черный, и Лорд выглядят не привычно: первый из них выглядит уже за тридцать – сорок, внушительным, симпатичным, можно назвать красавцем; а Лорд – моложе, не так привлекателен: белые ресницы, зубы выдают неприязнь, лицо звериное, одет в какие–то лохмотья, трескающиеся по швам при каждом движении» [37, 677].

И получается, что условия игры разнятся, всё выглядит интересно: Черный предстает таким, каким он хотел бы быть. Лорд – каким себя ощущает.

Лес – самый загадочный из миров Дома. По словам автора, Лес – это Изнанка Изнанки, параллельный мир для параллельного мира. Он полон мифических существ, в нём Слепой становится оборотнем. Лес – это место метаморфоз, попадающий сюда не знает, кем его сделает Лес. «Лес был капризен и пуглив, к нему вело множество дорог, и все они были долгими. Можно пройти по болоту, можно — по полю дурманной травы. Однажды он попал в Лес с замусоренного пустыря, где валялись горы дырявых шин, груды железа и битой посуды, где земля терялась под окурками и осколками, где он порезал ладонь об острый угол чего–то железного и потерял любимый браслет–веревку. В тот раз Лес схватил его сам, подцепил косматыми лапами–ветками и затянул в глубь себя, в душную чащу своего сырого нутра» [37, 140].

2.4 Методические рекомендации к организации внеклассного


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.