Учебно-методические материалы по международному праву — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Учебно-методические материалы по международному праву

2017-12-22 726
Учебно-методические материалы по международному праву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

Международное право – особая правовая система – 2 часа

Методические указания

При ответе на семинаре студентам необходимо уметь дать развернутое понятие «международное право». Изучить такие понятия как «международная система», «международные отношения».

Студенты должны назвать критерии соотношения таких понятий как, современное «международное право» и «классическое международное право», «международное право» и «национальное право», «международное публичное право» и «международное частное право».

Студенты должны знать, что международное публичное право не имеет какой – либо общепризнанной, официальной системы его отраслей и институтов.

 

1. Понятие международного права.

2. Предмет регулирования международного права.

3. Соотношения классического и современного международного права.

4. Соотношение международного права и внутригосударственного права.

5. Международно-правовая терминология.

6. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

7. Международная правосубъектность индивида.

8. Международная правосубъектность народов и наций.

9. Международная правосубъектность международных организаций.

10. Государства – основные субъекты международного права.

11. Государство подобные образования.

 

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение международного права. Какие отношения регулируются международным правом? В чем их особенности.

2. Как соотносится международное и внутригосударственное право?

3. В чем состоит различие международного публичного и международного частного права?

4. Является ли индивид субъектом международного права?

5. Назовите и охарактеризуйте теории соотношения международного права и национального права.

6. Что понимается под неуверенном государством?

Задания

1. Что представляет собой международное право? Выберите правильное из предложенных определений.

1) совокупность разнообразных отношений между субъектами международной системы: политических, экономических, торговых, научно-технических, культурных и др.;

2) систему юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения международного мира и безопасности.

3) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы;

4) целостную совокупность, включающую в себя субъектов международного права и международные отношения;

5) систему международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и др. субъектами международного права;

6) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между различными субъектами;

7) сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и др. правосоздающими субъектами международного права, путем соглашения и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения.

2. Выделите среди перечисленных ниже ситуаций международные межгосударственные отношения и международные отношения негосударственного характера:

1) обращение гражданки Болгарии в компетентные органы России о выплате алиментов;

2) заключение сделки между Российской организацией и иностранной фирмой;

3) обращение гражданина РФ в Европейский суд по правам человека.

4) отношения между супругами, имеющими разное гражданства, проживающими в России, по поводу раздела имущества;

5) подача гражданином Польши искового заявления в суд России о наследовании имущества.

2. В одном из учебников международного права содержится такое высказывание: «Физические и юридические лица и иные субъекты внутригосударственного права не являются и не могут являться субъектами международного права, поскольку они подчинены юрисдикции того или иного государства». Каково ваше отношение к такому утверждению?

 

Тема 2

Этапы развития международного права – 2 часа

Методические указания

Студенту следует усвоить, что международно-правовой науке известно в основном два подхода к проблеме периодизации процесса развития международного права: один из них— «хронологический» —состоит в подразделении этого процесса на отдельные этапы, образующие в своей совокупности единую цепь большей или меньшей протяженности во времени; другой выражается в попытках обосновать увязанность указанного процесса с закономерностями, выводимыми из установок идеологического либо даже сугубо политического порядка и базирующимися на теологических, философских щи же классовых догматах.

Долгие годы отечественная доктрина международного права придерживалась позиции, согласно которой научная периодизация истории международного права опирается на марксистско-ленинское учение об исторических типах государства, соответствующих определенным классовым общественно-экономическим формациям. Из такой посылки делался вывод о том, что в определенные конкретные периоды развития цивилизации существовали и функционировали в качестве самостоятельных рабовладельческое, феодальное, буржуазное, а затем и социалистическое международное право, Утверждалось, что каждая из этих правовых систем, якобы характеризовавшаяся принципиальными отличиями от всех других, уступала свое место на исторической сцене другой, что сопровождалось ликвидацией всего арсенала юридических норм, принципов и институтов, образовавшихся в предыдущую эпоху, и возникновением новых по своей социальной сущности международных отношений, а также соответствующего им международного права.

Постепенное осознание международниками-теоретиками наличия органической связи между различными этапами развития человеческой истории и всеми ее компонентами, включая юридические средства регулирования международных отношений, повлекло за собой изменение изложенной выше позиции. Такое изменение выразилось в разработке концепций, базирующихся на «хронологическом» подходе к периодизации международного права с учетом современного уровня знаний относительно того, как оно возникло, обогащало свой нормативный потенциал, совершенствовало методы регулирования правоотношений различных видов, охватывая все новые и мнимо области межгосударственной деятельности.

Студенты должны подробно изучить следующие периоды истории развития международного права: международное право Древнего мира, международное право Средневековья, международное право Нового времени или «классическое международное право» и современное международное право.

 

1. Возникновение международного права и периодизация его истории.

2. Международное право периода древнего мира.

3. Международное право средних веков.

4. Классическое международное право.

5. Международное право ХХ в.

6. Российское государство и международное право.

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте основные черты международного права Древнего мира.

2. Расскажите о классическом международном праве, о его возникновении и развитии.

3. Дайте характеристику международного права XX- XXI вв.

4. Покажите вклад ученых дореволюционной России и Советского Союза в развитии науки международного права.

 

Задания

Kelsen H. Das Problem der Souveränität und die Theorie des Völkerrecht. Berlin, 1928. S. 320.

Основное отличие международного права от права национального состоит в том, что первое является относительно децентрализованным, в то время как последнее — относительно централизованным принудительным порядком. В силу своей децентрализации общее международное право имеет характер примитивного права. Пока признается суверенитет государств, международное право не сможет выйти из примитивного состояния. Только мировое государство может обеспечить развитие и применение международного права.

 

1. Считает ли Кельзен международное право правом в действительном смысле слова?

2. Почему он считает суверенитет государств помехой для развития международного права?

Тема 3


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.