Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-12-22 | 274 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Однако необходимо подчеркнуть и роль игрушек с фиксированным прагматическим значением. Она особенно велика для детей с физическими недостатками, задержкой психического развития или для детей, надолго прикованных к постели из-за длительной соматической болезни. Ведь для них проблема адаптации к реальному миру является гораздо более напряженной, чем для здорового ребенка. Поэтому для них игрушка с фиксированным прагматическим значением выполняет не только обучающую роль, но и дает столь необходимое им ощущение могущества, компетентности, «похожести» на других людей.
В этой связи хотелось бы остановиться на интересных идеях английского педагога и психолога Патриции Аткинсон.
Известно, что детям, например, с физическими недостатками труднее реализовать свое право на игру, так как ограничения в движениях не дают им возможности играть с обычными игрушками. Есть два способа решения этой проблемы: изготавливать для этих детей специальные (электронные, радиоуправляемые) игрушки, что очень дорого при небольшом их сбыте и не всегда доступно для семьи среднего достатка, или же использовать в этих целях игрушки, уже имеющиеся на рынке, но с минимальными изменениями в их функции. Эти несложные изменения может осуществить любой взрослый, стремящийся помочь ребенку.
Вместе с тем в настоящее время продается много электронных и электромеханических игрушек для здоровых детей, которые вполне могут быть использованы и без изменений в нетрадиционных целях. Наверное, изготовители этих игрушек и не догадываются, насколько необходимыми они могут оказаться для детей-инвалидов, и уж, конечно, не имели это в виду, проектируя эти игрушки.
|
Игрушки, предлагаемые для детей-инвалидов — это очень симпатичные животные или даже просто мордашки с лапками, которые пищат, улыбаются, ползают, прыгают, а также другими способами выражают симпатию к их обладателю, если он берет их в руки или нажимает одну из достаточно крупных клавиш на пульте управления.
Это особенно важно для ребенка-инвалида, возможности выбора которого в реальной жизни ограничены, и который не привык к мысли, что он может что-то изменить в окружающей среде. Другие игрушки, с дистанционным управлением, позволяют такому ребенку осваивать недоступное ему пространство, если, например, он не может вставать или ходить.
Патриция Аткинсон исходит из того, что ребенку-инвалиду раньше, нежели его здоровым сверстникам предстоит освоить навыки операторского труда, поскольку его жизнь будет в большей степени зависеть от овладения электронными приборами и оборудованием (персональным компьютером, управляемыми средствами передвижения, электронным синтезатором речи и др.). Но нам представляется, что это не единственная и не самая главная функция электронных игрушек в жизни ребенка-инвалида;
О двух игрушках, предлагаемых Патрицией Аткинсон и имеющихся в продаже и в нашей стране, хотелось бы сказать подробнее.
Одна из них представляет собой физиономию с большим ртом, в шляпе и очках (явный прообраз «доброго взрослого»). Эта игрушка реагирует на человеческий голос: улыбается, прищуривается и кивает. Она буквально побуждает говорить с собой и «самостоятельно» вступает в общение с ребенком, независимо от «качества» его речи.
Другая игрушка —это маленький пушистый цыпленок в натуральную величину. Когда его берут на ладонь, он начинает пищать, реагируя на ее тепло.
Создатели этих игрушек наверняка проектировали их как сувениры, не ставя перед собой каких-то особых педагогических целей. Но давайте представим, что эти две игрушки или подобные им способны внести в жизнь ребенка-инвалида.
|
Любая игрушка представляет для ребенка наглядный, кристаллизованный образ одного или нескольких связанных друг с другом качеств людей или предметов. Ребенку трудно самому выделить эти качества в чрезвычайно сложном и нерасчлененном для его восприятия мире взрослых. Например, для ребенка с дефектом речи или голосового аппарата очевидна негативная реакция взрослого на звуки, которые он пытается произнести самостоятельно. Когда здоровый ребенок пытается произнести первые слова — родители улыбаются. Их улыбка поддерживает его на сложном пути освоения человеческой речи, дает ему силы, поддерживает его инициативу и познавательный интерес.
А теперь представим себе, что чувствует годовалый ребенок с дефектом голосового аппарата в той же ситуации. Так же, как и его здоровый сверстник, он пытается называть предметы и вступать в общение со взрослым. Он еще не понимает, что странные звуки которые он издает, «какие-то «не такие». Он тоже нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых, тоже хочет, чтобы ему улыбались и, естественно, не понимает, почему в ответ на его первые слова родители расстраиваются. Ведь в этом возрасте дети уже точно различают человеческие эмоции. Он может заключить, что родителей расстраивает сама его попытка говорить как таковая. В результате он может замолчать вообще и впоследствии ему уже будет трудно справиться с дефектом речи. Но родителям в этой ситуации сложно подавлять чувства, которые у них возникают, ведь свое страдание постоянно скрывать невозможно.
Для такого ребенка совершенно незаменимой окажется игрушка, которая, включаясь на его голос, гарантирует ему положительную обратную связь и эмоциональное подкрепление. Какие бы странные звуки или слова он бы ни произносил, такая игрушка поддержит его желание говорить и даст ему силы для решения этой нелегкой задачи. Кроме того, реакция игрушки, в отличие от реакции взрослых, уравнивает ребенка с дефектом и его благополучного сверстника, поскольку включается на любой голос, улыбается всем одинаково. Ее «помощь» облегчит установление контакта тем детям, для которых общение представляется чрезвычайно сложной задачей.
Она может пригодиться и позже, но уже не только для детей с физическими недостатками, а для особенно застенчивых, стесняющихся говорить при других детях, когда к ним обращается взрослый. Подобную игрушку можно поставить перед застенчивым, робким ребенком во время его ответа на занятиях в детском саду.
|
Или, например, при внезапном детском гвалте, взрослый может сказать: «Дети, давайте попробуем сделать так, чтобы игрушка стала неподвижной». Это лучше, нежели просто призывать к тишине или наказывать за шум.
Итак, какую же отдельную способность взрослых данная игрушка усиливает и делает наглядной для ребенка? Способность радоваться и улыбаться любому проявлению желания детей говорить и устанавливать контакт с миром при помощи звуков.
А какому ребенку нужен в первую очередь игрушечный цыпленок в натуральную величину, отвечающий писком на тепло детской ладони? Очевидно, ребенку, длительное время остающемуся неподвижным или вынужденному долго находится в больнице в отрыве от родителей. Эти дети испытывают дефицит живого физического контакта с другими людьми, что неизбежно окажет влияние на развитие их эмоциональной сферы.
Более того, иногда сам физический контакт может стать для них источником страха, так как при долгом пребывании в больнице ребенок начинает связывать прикосновение другого исключительно с перспективой малоприятных медицинских манипуляций. Следует помнить, что у людей, долгое время находившихся в больнице в детском возрасте и подвергнутых воздействию болезненных процедур, может на долгое время, вплоть до взрослого возраста, остаться бессознательный страх перед прикосновением другого человека. Этот страх, будучи вытесненным в бессознательное и оставшийся не отреагированным, может затруднить эмоциональные и сексуальные отношения о людьми противоположного пола.
Эти дети привыкли воспринимать собственное тело как источник страданий для себя и для близких. Игрушечный цыпленок же делает для ребенка наглядным тот факт, что тепло его тела может кого-то радовать. Кстати, ту же функцию в детских больницах могли бы выполнять и кошки, но им туда инструкциями Минздрава вход строго воспрещен.
Для самых маленьких детей, которые еще не способны отличать живое от неживого и в то же время наиболее страдают от недостатка физического контакта, такие пушистые игрушки способны компенсировать дефицит положительных эмоций.
|
Итак, описанные игрушки дают ребенку то, что взрослые по разным причинам дать ему не могут. Автомобиль с дистанционным управлением сам по себе не может имитировать выражение положительных эмоций (хотя почему бы не сделать автомобиль с динамичным «выражением лица», который будет «сердиться» при наезде на препятствия и «улыбаться» при свободном перемещении?). Автомобиль выполняет другую важную функцию: он позволяет управлять хоть чем-то в окружающей среде и исследовать недоступное для собственного передвижения ребенка пространство (если ребенок, например, прикован к постели).
Таким образом, чтобы помочь любому ребенку максимально реализовать свои возможности во взаимодействии с игрушкой, нужны не столько специальные игрушки, сколько умение взрослого увидеть в обычных игрушках их скрытые «способности».
Выше мы привели позитивные примеры использования электронных игрушек для эмоционального, коммуникативного и личностного развития ребенка. В этой связи нельзя не остановиться на широко рекламируемых компьютерных играх для детей дошкольного возраста, которые якобы способствуют развитию высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, логического мышления, способности к концентрации.
Однако реальный опыт родителей и воспитателей нередко свидетельствует об обратном: ребенок, посвящая все свое время компьютерным играм, теряет интерес к общению со сверстниками, чтению, подвижным и ролевым играм. До поры до времени родителей и воспитателей это может даже устраивать: ребенок становится «домашним» и «удобным», однако вскоре возникают поводы для беспокойства. Снижается целеустремленность ребенка, его способность к волевому усилию, уменьшается общий энергетический потенциал, нарастает усталость. Это обусловлено некоторыми особенностями компьютерных игр.
В компьютерной игре, являющейся суррогатом реальности, создается искусственный мир легко достижимых целей. Автоматизируется навык немедленного действия, следующего непосредственно за восприятием ситуации на экране. В силу этого автоматизируется и само мышление: оно становится стереотипным и свернутым, реактивным.
Кроме того, принудительный темп, заданный игрой, побуждает ребенка переживать успех прежде всего от скорости выполнения собственного действия. Компьютерные игры не требуют координации усилий с другим человеком, а потому и не способствуют развитию навыков общения. Если такими играми увлекается ребенок, уже имеющий трудности установления контактов со сверстниками, то эти трудности лишь усугубляются.
Создавая иллюзию легко достижимой цели, компьютерная игра снижает мотивацию и способность к волевому усилию в реальном мире. В силу этого у ребенка может возникнуть зависимость от компьютерных игр по типу наркотической.
По нашему убеждению, со временем будут введены правовые ограничения и нормы, регламентирующие использование компьютеров детьми, подобно ограничениям на распространение ядерного оружия и наркотиков в мире взрослых. Так же как последнее ограничение не приводит к прекращению развития ядерной энергетики и использования наркотиков в медицине, так и меры по ограничению экспансии компьютерных игр в сторону все более и более младших возрастов не приведут к ограничению использования компьютерной техники как средства человеческой деятельности.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!