Тема. Типы морфем и параметры их классификации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема. Типы морфем и параметры их классификации

2017-12-22 223
Тема. Типы морфем и параметры их классификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература

1. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию. В кн.: Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959 или в кн.: Николина Н.А. Словообразование современного русского языка: учебн. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 133 – 141.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008. С. 5 – 11, 19 – 23.

3. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 116 – 119.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч.1. / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. С. 442 – 446, 450 – 451.

5. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 331 – 342.

 

Практическое занятие № 2

ПЛАН

1. Морфонология и ее задачи. Ее связь с морфемикой, словообразованием, морфологией.

2. Варьирование фонемного состава морфемы как одна из особенностей русского языка и фактор существования морфонемы.

3. Морфонологические процессы русского словообразования:

1) чередование фонем;

2) интерфиксация;

3) усечение производящей основы;

4) наложение морфем.

4. Морфонема и субморф.

5. Понятие морфонологической (словообразовательной) модели.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к тестированию по теме предыдущего занятия.

2. Выявите и охарактеризуйте морфонологические процессы в словах: розоватый, тульский, чилийский, пальтецо, таксист, крепыш, княжеский, солнышко, купчиха, укорачивать, артековский, бездарный, кормлю, жилец.

3. Выполните морфемный анализ слова неодобрение.

Методические рекомендации. Изучите раздел «Морфемный анализ» в кн.: Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004.

 


Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 144 – 146.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008. С. 80 – 174.

3. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 357 – 358.

 

Лабораторное занятие № 1

Тема. Морфемная структура слова. Морфемный анализ слова

 

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Морфемная структура слова. Типы структур (полные, неполные, сверхполные).

2. Характеристика корневых и аффиксальных морфем.

3. Типы основ (словообразующие, формообразующие, словоизменительные).

4. Членимость слова и членимость основ. Степени членимости основ.

5. Задачи, правила и принципы морфемного анализа.

 

Структура лабораторной работы

1. Спишите текст, сделайте графический морфемный анализ всех слов и словоформ в нем.

2. Укажите функцию и значение морфем, определите варьирующиеся морфемы у выделенных единиц.

3. Определите значение корня у единиц, выделенных курсивом.

4. Охарактеризуйте основы подчеркнутых единиц.

5. Выполните морфемный анализ слова, обозначенного цифрой2 (в соответствии с вузовскими требованиями).

6. Опираясь на школьные учебники, назовите в словах орфограммы, связанные с определением морфемного состава слова.

 

Практическое задание

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы в соответствии с порядком заданий.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

На ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной2 души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

А.С. Пушкин

 

Литература

См. литературу к практическим занятиям №№ 1 – 4, школьные учебники.

 

Практическое занятие № 5

Тема. Морфемика. Морфемная структура слова (повторение)

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту. Проверьте ваши знания понятий и терминов: морфемика, слово, словоформа, морфема, морф, алломорф, вариант морфемы, корень, радиксоид, свободный корень, аффикс, префикс, суффикс, постфикс, конфикс, интерфикс, флексия, унификс, аффиксоид, морфемная структура слова, основа слова, членимая/нечленимая основа, производная основа, непроизводная/производящая основа, сложная/простая основа, прерывистая/непрерывистая основа, лексическая/грамматическая основа, словоизменительная/формообразующая основа, регулярный/нерегулярный аффикс, продуктивный/непродуктивный аффикс, структура слова, декорреляция, диффузия, замещение, опрощенье, переразложение, усложнение, морфонология, морфонема, субморф, интерфиксация, усечение основы, позиционное/историческое чередование, морфемный шов.

2. Установите морфемный состав следующих слов: авиатор, старуха, ловец, люблю, гульба, двойной, сэкономленный, экономит, укорять..

3. Выявите варьирующиеся морфемы, классифицируйте их. Найдите слова, в которых наблюдаются морфонологические процессы, установите, в чем они заключаются.

Кормушка, бессрочный, хождение, страшней.

4. Проанализируйте материалы школьных учебников (раздел «Морфемика»). Сравните толкование терминов, порядок морфемного анализа, заполнив таблицу. Сделайте вывод: общее и различное в школьном курсе «Морфемика».

  объект наблюдения учебный комплекс Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. учебный комплекс В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой учебный комплекс М.М. Разумовской, П.А. Леканта
морфемика      
морфема      
корень слова      
суффикс      
приставка      
окончание      
основа слова      
интерфикс      
порядок морфемного анализа      

 

Практическое занятие № 6

Тема. Основные понятия словообразования

ПЛАН

1. Номинативная деятельность человека и роль словообразования.

2. Задачи дериватологии. Единицы дериватологии.

3. Слово с производной основой как объект словообразования. Словообразовательная мотивация.

4. Виды формальных и смысловых отношений между производной и производящей основами.

5. Семантическая, лексическая, синтаксическая и компрессивная деривация. Разновидности лексической деривации.

6. Словообразовательное значение. Соотношение лексического, грамматического и словообразовательного значений.

7. Словообразовательные типы и их классификация.

8. Морфонологические модели.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к тестированию по разделу «Морфемика».

2. Укажите единицы, которые могут быть объектом словообразовательного анализа: петух (о воинственном человеке), пришедший, пряник, подушка, тунеядец, ветвиться, замерз, марка, гусыня, авиатор, накипь.

3.Установите мотивирующие слова и производящие основы для следующих слов крутизна, хлопотливый, погрузка, хулиганствовать, одомашнивать, перестраивать, телешоу, умничать, неприлично, ненужность. Охарактеризуйте мотивацию.Выделите формант и укажите его словообразовательное значение.

Например: неизбежно – ‘то же, что неизбежное’ (мотивация полная, единственная)

неизбежнонеизбежный + - о -; словообразовательное значение суффиксального форманта – ‘добавочный признак’.

4. Выявите слова с производной основой, установите их словообразовательный тип и морфонологическую модель. Определите вид деривации; у лексической деривации укажите разновидность. Вдохновитель, понаговорить, превесело, зелень, пробег, каменный.

Например: кривляние ← кривляться + -ни[й]-

Характеристика СТ: от основы с процессуальным значение при помощи суффиксального форманта -ни[й]- с отвлеченным значением образовано имя существительное; аналогичные образования: терпение, восклицание, заседание, приказание, программирование и др. – продуктивный СТ.

Морфонологическая модель включает усечение производящей основы (постфикса - ся).

Вид деривации – синтаксическая.

Методические рекомендации. При выполнении задания 4 обратитесь к материалам учебного пособия З.А. Потихи (с. 173 – 359) или к материалам Русской грамматики – 80 (с. 256 – 269, 327 – 333, 391 – 398, 409 – 411).

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. – С. 135 – 139.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008. С. 190 – 226.

3. Николина Н.А., Фролова Е.А., Литвинова М.М. Словообразование современного русского языка. М., 2005.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 361 – 369.

5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч.1. / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. С. 487 – 495.

 

 

Практическое занятие № 7

Тема.Словообразовательная система русского языка

ПЛАН

1. Комплексные единицы словообразования:

- словообразовательная категория;

- словообразовательная пара;

- словообразовательная цепочка;

- словообразовательная парадигма;

- словообразовательное гнездо.

2. Характеристика способов словообразования русского языка.

3. Словообразование и формообразование. Задачи словообразовательного анализа.

Практическое задание

1. Подготовьтесь к тестированию по теме предыдущего занятия.

2. Смоделируйте комплексные единицы на основе слова зубрить (‘механически заучивать’).

Методические рекомендации. Данное задание выполняйте по следующему плану:

- с помощью толкового словаря подберите однокоренные слова, указав их значение;

- смоделируйте словообразовательное гнездо;

- укажите количество словообразовательных цепочек и ступень производности;

- укажите количество словообразовательных парадигм;

- словообразовательные цепочки разбейте на словообразовательные пары;

- для каждой цепочки установите словообразовательный тип;

- укажите способ словообразования всех производных слов данного гнезда.

3. Подберите примеры, иллюстрирующие понятие «словообразовательная категория».

4. Изучите раздел «Словообразовательный анализ слова» (см. список литературы, пункт 1) и в соответствии с образцом выполните словообразовательный анализ обанкротил.

Методические рекомендации. При выполнении 2-го и 4-го заданий обратитесь к данным толковых словарей.

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 133 – 136, 139 – 143.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008. С. 176 – 189, 227 – 252.

3. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 349 – 361.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: в 2 ч. Ч.1. / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001. С. 495 – 522.

5. Кеворкова З.Г. Словообразовательное гнездо как один из способов организации лексической системы // Русский язык в школе. 1985. № 6. С. 92 – 95.

 

Лабораторное занятие № 2

Тема. Слово в словообразовательной системе современного русского языка

 

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Слово с производной основой как объект словообразования. Словообразовательная мотивация.

2. Понятия производности и мотивированности. Основа слова. Производные и непроизводные, производящие и непроизводящие основы.

3. Виды формальных и смысловых отношений между производной и производящей основами.

4. Лексическая, семантическая и синтаксическая деривация. Виды лексической деривации.

5. Словообразовательное значение, лексическое значение, грамматическое значение.

6. Словообразовательная пара.

7. Словообразовательные типы и их классификация.

8. Вопрос о морфонологической модели.

 

Структура лабораторной работы

1. Определите, в какой последовательности образованы следующие слова. Проверьте себя по словарю.

2. Из выстроенной Вами словообразовательной цепочки (гнезда) выпишите все возможные словообразовательные пары.

а) Определите направление мотивации, укажите производную и производящую основы, формант.

б) Определите характер деривации (лексическая, синтаксическая, компрессивная).

в) Определите вид семантических отношений между производной и производящей основами (транспозиционные, модификационные, мутационные).

г) У каждого слова в паре укажите лексическое, грамматическое и словообразовательное значения. Приведите по 5 слов с такими же словообразовательными значениями.

д) Укажите способ словообразования.

3. Определите количество словообразовательных типов, в которые могут быть сгруппированы данные слова. Выявите продуктивность/непродуктивность каждого словообразовательного типа.

4. Установите, соответствует ли количество морфонологических моделей количеству выделенных словообразовательных типов. Ответ обоснуйте.

 

Практическое задание

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы в соответствии с порядком заданий:

Холодить, холод, выхолаживать, выхолодить, холодный, выхолаживание.

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 133 – 145.

2. Львова С.И. Разбор слова по составу при обучении русскому языку //Русский язык в школе. 1985. № 3. С. 79 – 82.

3. Николина Н.А. О морфемном и словообразовательном анализе // Русский язык в школе. 1985. № 4. С. 10 – 15.

4. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008. С. 176 – 217.

5. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 361 – 369.

 

Практическое занятие № 8

Тема. Дериватология (повторение)

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту. Проверьте ваши знания понятий и терминов данного раздела: деривация, лексическая/синтаксическая/компрессивная деривация, мотивация, мотивирующее слово, мотивирующая база, множественность мотивации, словообразовательное значение, модификационное/ мутационное словообразовательное значение, производное/непроизводное слово, производящая основа, словообразовательный формант (дериватор), словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма, словообразовательная категория, словообразовательная цепочка, ступень производности, словообразование, формообразование, способы словообразования.

2. Выявите словоизменительную, формообразующую и словообразовательную основы.

Бархатистая, пойте, утренний, канон, мягкотелый, побледнели, растущий.

3. Проанализируйте материалы школьных учебников раздела «Словообразование». Определите, есть ли разница в толковании терминов, порядке словообразовательного анализа. Свои наблюдения обобщите в виде таблицы. Сделайте вывод: общее и различное в школьном курсе «Словообразование».

  Объект наблюдения Учебный комплекс Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Учебный комплекс В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой Учебный комплекс М.М. Разумовской, П.А. Леканта
Словообразование      
Производящее слово      
Словообразовательное средство      
Способы образования      
Словообразовательный анализ      

4. Все нижеследующие виды работ выполняются на материале текста.

Оркестр стоял на понтоне. Понтон покачивала маленькая серебряная волна. Трубачи в последний раз продували инструменты – басы, баритоны и кларнеты, не чищенные со времен падения монархии, серо-зеленые, как придорожные лопухи. Неисчислимые перевозки и переезды из дома в дом, из клуба в клуб, с завода на завод, поодиночке и гуртом, печальноотражались на их перемятых медных боках. Но чудодейственная вера музыкантов в полную пригодность труб для извлечения разнообразных звуков поддерживала долголетие инструментов. (К. Федин)

1) Классифицируйте все знаменательные слова: в одну колонку – производные, в другую – непроизводные;

2) У производных слов выявите форманты, определите их значение. Установите способ словообразования, охарактеризуйте вид деривации.

3) Опишите словообразовательный тип подчеркнутых единиц.

4) Выполните словообразовательный анализ слова выделенного жирным шрифтом.

 

 

Лабораторное занятие № 3

Тема.Комплексный анализ структуры слова

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Морфемная и словообразовательная структура слова.

2. Задачи и принципы словообразовательного анализа.

3. Задачи и принципы морфемного анализа.

4. Задачи и принципы исторического комментирования структуры слова.

 

Структура лабораторной работы

1. Установите мотивацию, словообразовательное значение, словообразовательный тип, морфонологическую модель всех слов с производной основой.

2. Установите словообразовательную парадигму слова, отмеченного звездочкой (*). Опишите ее.

3. Для подчеркнутых слов постройте словообразовательные цепочки, выявив место указанных слов.

4. Выпишите из словообразовательных цепочек словообразовательные пары с подчеркнутыми словами. Опишите словообразовательные отношения в этих парах, укажите способ словообразования.

5. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова, обозначенного в тексте цифрой².

 

Практическое задание

1. Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы в соответствии с порядком заданий:

Издали послышался собачий лай. Обрадованный² Чичиков дал приказание погонять лошадей. Русский возница имеет доброе* чутье вместо глаз; от этого случается, что он, зажмуря глаза, качает иногда во весь дух и всегда куда-нибудь да приезжает. Селифан, не видя ни зги, направил лошадей так прямо на деревню, что остановился тогда только, когда бричка ударилася оглоблями в забор и когда решительно уже некуда было ехать. (Н.В. Гоголь)

2. Подготовьте конспект одной статьи на выбор из журнала «Русский язык в школе» (2010-2012 гг.), посвященной проблемам словообразования. Оформите конспект по предложенной ниже форме. В конце статьи обязательно сделайте выводы.

основное положение цитата, фрагмент статьи
   
   
   
   
   

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 115 – 150.

2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2008.

3. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.

 

Практическое занятие № 9

ПЛАН

1 часть. Контрольный тест репродуктивного характера.

2 часть. Повторение разборов.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к контрольному тестированию по разделу «Словообразование».

2. Сделайте морфемный и словообразовательный (частичный) анализ подчеркнутого слова.

При нашем появлении он не тронулся с места. (Н. Лесков)

 

Практическое занятие № 10

Тема. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория

 

План

1. Грамматика как раздел науки о языке. Связь морфологии с синтаксисом.

2. Слово как предмет изучения морфологии. Слово и словоформа. Признаки словоформы.

3. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений в современном русском языке.

4. Грамматическая форма. Синтетические и аналитические формы.

5. Понятие парадигмы слова. Типы парадигм.

6. Грамматические категории в русском языке. Признаки грамматических категорий.

 

Практическое задание

1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту: морфология, грамматическая единица, грамматическая форма, словоформа, грамматическое значение, аналитический / синтетический / смешанный способ выражения грамматического значения, морфологическая категория, словоизменительная / классифицирующая морфологическая категория, парадигма, полная / избыточная / нулевая / неполная парадигма.

2. Запишите в две колонки разные слова и словоформы.

Носок, носка, носка, носки, носки, нос, носочек, носище, переносица.

3. Определите грамматическое значение данных словоформ. Установите, какие грамматические средства используются для выражения этих грамматических значений. Определите способ выражения грамматических значений. Приведите примеры средств выражения грамматических значений, не представленные в данных примерах.

Например: Корабли – словоформа имеет грамматическое значение мн. ч., им. п., в качестве грамматического средства выражения грамматического значения используется аффикс (флексия) и ударение; способ выражения грамматического значения – синтетический.

Сна, руки, каковы, пять, увидел, к пальто, высок, за домом, стены, избежал бы, брать, буду загорать.

4. На основе ряда словоформ определите грамматическую категорию. Установите, является ли она словоизменительной или классифицирующей.

Например: Ясный – ясное – ясная – рядом словоформ выражается грамматическая категория рода, которая имеет словоизменительный характер.

1. Скажу – сказал – скажи – сказал бы. 2. Карандаш – карандаши. 3. Озеро – озера – озеру... 4. Гибкий – более гибкий – самый гибкий. 5. Открыть – открывать. 6. Деревня – поселок – село. 7. Видел – видела – видело.

 

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 157 – 159.

2. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. С. 386 – 402.

3. Современный русский язык /Под ред. П.А. Леканта М., 1996. С.189 – 195.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 4 – 14.


Практическое занятие № 11

Тема. Учение о частях речи в русском языке

 

План

1. Из истории учения о частях речи.

§ Появление учения о частях речи в русской грамматической литературе.

§ Учение о частях речи в грамматиках М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского.

§ Учение Л.В. Щербы и В.В. Виноградова о частях речи в русском языке

2. Части речи как грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи в русском языкознании. Признаки частей речи.

3. Часть речи и лексико-грамматический разряд.

4. Классификации частей речи в грамматиках русского языка.

5. Части речи в школьной грамматике.

Литература

1. Алпатов В.М. О разных подходах к выделению частей речи // Вопросы языкознания. 1986. № 5.

2. Бабайцева В.В. Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Филологические науки. 1983. № 5. С. 36 – 43.

3. Березин Ф.М. История советского языкознания //Хрестоматия. М., 1981. С. 261 – 292.

4. Винокур Г.О. О частях речи в русском языке. //Избранные работы. М., 1959.

5. Вуйкович Й. К проблеме классификации частей речи //Вопросы языкознания. 1972. № 5.

6. Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964; Ч.2. М., 1965.

7. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. М., 1989.

8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 7. Труды по филологии.

9. Лукин М.Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке // Русский язык в школе. 1993. № 1.

10. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.,1981.

11. Панов М.В. О частях речи в русском языке // Филологические науки. 1960. № 4.

12. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике (любое издание).

13. Русская грамматика /Гл. ред. и сост. Н.Ю. Шведова. М.,1980. Т.I.

14. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001.

15. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 14 – 26.

16. Супрун А.Е. Части речи в русском языке. М., 1971. С. 5 – 68.

17. Тихомирова Т.С. К вопросу о переходности частей речи // Филологические науки. 1973. № 5.

18. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч.2. М., 1981.

19. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды (любое изд.).

20. Школьные учебники.

Самостоятельная работа

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М.,1986. С. 81 – 85.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 161 – 163.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 195 – 200.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 385 – 388, 395 – 396.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 32 – 43.

 

 

Практическое занятие № 13

Тема. Категория рода имен существительных

 

План

1. Категория рода как морфологическая категория.

2. Категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных.

3. Значение рода у одушевленных и неодушевленных существительных. Родовые оппозиции, складывающиеся у одушевленных существительных со значением лица. Разряды существительных по признаку рода. Средства выражения категории рода.

4. Существительные общего рода, их стилистическая окраска.

5. Определение рода у несклоняемых существительных.

6. Колебания в формах рода.

 

Практическое задание

1. К данным существительным подберите соответствующие существительные мужского или женского рода, имеющие значение рода. Определите, как образуются такие пары существительных.

Белка, вдохновитель, визажист, гусеница, иностранка, китаец, лирик, мхатовец, овчарка, свекор, плясунья, таксист, путешественник, щеголь.

2. Определите род имен существительных. Укажите, как выражен род: морфологическим, лексическим, синтаксическим или словообразовательным способом.

1) Белый медведь – отчаянный бродяга. 2) Сухой луч солнца, пробившийся в щель ставня, пересекал комнату.3) Кроме Насти, в купе сидели пожилой сухощавый человек с короткими седыми волосами и юноша в костюме табачного цвета. 4) За одной из них гналась азиатская трясогузка; она старалась поймать стрекозу на лету, но последняя ловко от нее увертывалась. 5) Гаврик был круглый сирота.

3. Определите род у представленных ниже имен существительных. Составьте с каждым из них простое двусоставное предложение.

Атташе, пани, кюре, кабальеро, янки, пони, Сомали, динго, ОМОН, ЕЭС, филфак, крик.

 

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие.– М.,1986. – С. 59 – 81.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 163 –164.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 200 – 202.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 388 – 394.

5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис С. 43 – 47.

6. Русский язык: энциклопедия. М., 1998.

 

Практическое занятие № 14

Тема. Категория числа имен существительных

 

План

1. Грамматическое значение и выражение категории числа.

2. Значение единственного числа.

3. Значение множественного числа.

4. Средства выражения категории числа у склоняемых и несклоняемых существительных.

5. Существительные, имеющие форму только единственного числа (singularia tantum). Лексико-грамматические разряды собирательных, вещественных, отвлеченных существительных.

6. Существительные, имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum). Лексико-семантические группы этих существительных.

 

Практическое задание

1. Распределите слова по группам: а) имеющие форму обоих чисел, б) имеющие форму только ед. числа, в) имеющие форму только мн. числа, г) обычно употребляющиеся в ед. числе, но в отдельных случаях имеющие форму только мн. числа. Определите способы выражения значения числа.

Вымысел, галчонок, гений, голос, губернатор, клич, погода, румянец, шарф, нежность, интервьюер, своеобразие, страх, крестьянство, Пугачев, носки, кукуруза, счастье, брат, вино, десерт, балет, Крым, полынь, бутсы, Татьяна, запах, река, птица, стойкость.

2. Определите число и значение числа всех имен существительных.

Молитва матери На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молитва старушки сына поминает, Сын в далеком краю родину спасает Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грёзы. Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын её героем.     На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя. И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки А из глаз, как бисер, сыплются слезинки. (Сергей Есенин, 1914)    

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие. М., 1986. С. 81 – 85.

2. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 164.

3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 51 – 54.

4. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С.202 – 204.

5. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 397 – 400.

6. Русский язык: энциклопедия. М., 1998.

 

 


Практическое занятие № 15

Тема. Категория падежа и склонение имен существительных

 

План

1. Категория падежа имен существительных. Количество, основные значения падежных форм.

2. Средства выражения падежных форм и способы определения падежей.

3. Типы склонения существительных. Порядок типов склонения существительных в вузовском курсе и школьном учебнике. Парадигмы склонения.

4. Твердые и мягкие разновидности склонения. Свойства существительных, связанные с их склонением.

5. Вариантные падежных окончаний имен существительных, их значение, употребление.

6. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

7. Падежи и склонение имен существительных в школьных грамматиках.

8. Правописание падежных окончаний имен существительных.

 

Практическое задание

1. Определите падеж и значение падежных форм имен существительных. Назовите средства выражения падежа и способы его определения.

Достигнуть цели, движение против войны, дать книгу товарищу, любить отца, прощаться с друзьями, любоваться дочерью, сознаваться в ошибке, взять со стола газету, вернуться из госпиталя в пятницу, Леонтьев был без сознания, последний поэт деревни.

2. Определите тип склонения и падежную форму у выделенных имен существительных, а также возможность (или невозможность) вариантного окончания.

Например: Сердце неласково к шуму, мыши скребут в уголке.

Мыши (н.ф. – мышь) – 3 субстантивное скл., по школьной грамматике – 3 скл.; в И.п., вариантных окончаний не имеет; (в) уголке (н.ф. – уголок) – 1 субстантивное скл., по школьной грамматике – 2 скл., в П.п., имеет вариантное окончание (в уголку).

1) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. 2) На площадке построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. 3) Он из тех людей... которых просто прекрасное не трогает. 4) Подсели дамы к камельку, девицы шепчут в уголку. 5) Надо сказать, что в те времена... 6) Слесари сами перегоняют машины с места на место, даже выезжают на улицу пробовать, как действуют тормоза. 7) В последний раз я друга обниму... Чтоб голова его, как роза золотая, кивала нежно мне в сиреневом дыму.

Литература

1. Лингвистический анализ в вузе: Учебное пособие. Часть I. / Отв. ред., состав. А.А. Камалова. Архангельск, 2004. С. 164 – 165.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. /Под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч. 2. Морфология. Синтаксис. С. 47 – 51, 57.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С.204 – 213.

4. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / под общ. ред. Л.Н. Новикова. СПб., 2001. С. 400 – 414.


Лабораторное занятие № 6

Тема. Морфологический анализ имени существительного

 

Вопросы для домашней подготовки

1. Лексико-грамматические разряды имен существительных, их лексические и грамматические признаки.

2. Категория рода имен существительных. Способы и средства выражения рода.

3. Категория числа имен существительных. Способы и средства выражения числа.

4. Категория падежа имен существительных.

5. Основные значения падежей.

6. Средства выражения падежных значений и способы определения падежей.

7. Типы и разновидности склонения существительных.

8. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

 

Структура лабораторной работы

1. Определите лексико-грамматический разряд имен существительных, укажите их значение и грамматические признаки.

2. Установите род имен существительных. Укажите, как он определен (способ и средство выражения).

3. Определите число, назовите его значение и способ выражения.

4. Определите падеж и значение падежных форм существительных. Укажите тип склонения всех имен существительных; для первого и второго склонения установите вариант склонения.

5. Выполните полный морфологический анализ подчеркнутых имен существительных.

Выполнить дома один из вариантов лабораторной работы:

1. Снежинка, туман, статья, семья, Чехов, свёкла, милосердие.

2-5. (1) Сегодня приехал в Москву и сразу узнал: на мостовой лежит та же самая звездная пороша, и такая легкая, что когда сел воробей и потом вскоре поднялся, то от крыльев его взлетела целая туча звездочек, а на мостовой без них осталось далеко заметное темное пятно. (2) Наше грядущее точно отождествляется с нашими детьми, а оно, это грядущее, будет свободно от корысти и зависти. (3) И вдруг в темно-свинцовой массе воды внезапно сверкнуло и разлилось к


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.