Вопрос № 1 Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Вопрос № 1 Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения

2017-12-21 1546
Вопрос № 1 Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос № 1 Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

Под объектом менеджмента понимается отдельная структура или физическое лицо, на которое направлено управляющее действие.

Субъект управления – это структура или лицо, которое осуществляет действие.

Основной задачей менеджмента является повышение эффективности деятельности организации путем ее рациональной организации. Показатели эффективности деятельности: прибыль, рентабельность, снижение издержек. Менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения:

Как науку управления;

Как практику управления;

Как организация управлением предприятием;

Как процесс принятия управленческих решений;

Как управление отдельными элементами организации (персоналом, производством, финансовыми ресурсами).

Предпосылки – это этапы развития менеджмента:

1. Первый этапдревний (9-7 век до н.э. и 18-й век н.э.). Первые, простые формы упорядоченной организации совместного труда появились на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины, вожди племён, родов олицетворяли собой руководителей. Переход от присваительного хозяйствования к производственному хозяйствованию стал точкой отчёта накопления людьми знаний в области управления. Одним из первых, кто дал управлению характеристику особой сферы деятельности был Сократ. Его ученик Платон дал классификацию государственных форм управления. А.Македонский развил теорию и практику управления войсками.

2. Второй этап – индустриальный (1770-1890 года). Этап характеризуется развитием науки:

Английская политическая экономия;

Немецкая классическая философия;

Французский утопический социализм.

Представители этих наук внесли свой вклад в развитие теории управления. Адам Смит – осуществил анализ различных форм общественного разделения труда, дал характеристику функций государства и обязанности руководителя государства. Роберт Оуен – разработал учение о необходимости обучения работников трудовым навыкам, улучшения условий их труда и быта. Революционный подход в управлении был связан с созданием в 1833г. первой аналитической машиной Бэббиджа – прообраза современного компьютера.

3. Третий этап – систематизации (конец 19-го века – 60-е годы 20-го века). Начало данного периода связанно с промышленной революцией, т.е. появлением крупного машинного производства. На данном этапе теория управления находится в постоянном движении, формируются различные научные течения, направления. Возникновение фабрик и заводов привело к тому, что их владельцы стали не в состоянии управлять ими, в результате чего из передовых рабочих выбирались лучшие, которые осуществляли функцию управления на местах. Эти люди и были первыми настоящими менеджерами. В этот период возникают первые школы управления.

4. Четвёртый этап – информационный (60-е годы 20-го века – настоящее время) Данный период характеризуется применением математических методов и компьютеризации в управлении.

 

Требования, предъявляемые к контролю.

1. Контроль должен отражать стратегические цели организации.

2. Контроль должен быть ориентирован на достижение поставленных целей.

3. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно для организации.

4. Контроль должен быть своевременным.

5. Контроль должен быть гибким.

6. Контроль должен быть простым, т.е. иметь минимальные затраты и быть понятным всем работникам.

 

Вопрос № 7 Планирование и организация деятельности фирмы, как функции управления

Две функции управления:

Планирование – процесс выработки и принятия решений, которые позволяют обеспечить эффективность деятельности организации в будущем. Разрабатывает цели организации (стратегические и оперативные) и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом. Данная функция отвечает на три основных вопроса:

1. Где в настоящее время находится организация?

2. В каком направлении собирается двигаться?

3. Каким образом она будет осуществлять это движение, т.е. разработка стратегии, тактики и политики процедур и правил?

Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др.

При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу (при ответе на первый вопрос) изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению.

Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.

Цели являются изначальным элементом всей системы управления.

Типы целей:

Официальные – которые определяют общее назначение организации, записаны в уставе, публично заявлены;

Оперативные (стратегические) – указывают на то, чем действительно занимается организация, направлены во внутрь организации и мало известны внешнему окружению, могут составлять коммерческую тайну;

Операционные – более детальные цели, которые выступают в виде конкретных заданий отдельным исполнителям и одновременно служат для оценки их деятельности.

Цели бывают: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Объектом планирования являются:

1. Цели и задачи организации;

2. Ресурсы организации, их распределение и перераспределение;

3. Стандарты для оценки результатов деятельности организации.

Процесс планирования представляет собой составление специальных документов-планов, которые определяют конкретные шаги в организации по достижению целей поставленных в рамках данного планового периода. Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

Задачи планирования:

1. Формулирование целей на определенный период;

2. Выбор наилучшего способа достижения сформулированных целей;

3. Создание условий для координации деятельности организации по достижению сформулированных целей;

4. Формирование системы показателей, при помощи которых осуществляется оценка достижения организацией поставленных целей.

В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:

1. Долгосрочное планирование – охватывает период 5—10 лет и более, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.

2. Среднесрочное планирование – охватывают период в 2—5 лет, содержит количественные показатели, в т.ч. и в отношении распределения конкретных ресурсов, приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках их финансирования.

3. Краткосрочное (текущее или оперативное) планирование – заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Период один год, детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии.

Организация – данная функция способствует достижению поставленных функцией планирования целей. Она создает необходимую структуру организации с выделением в ней отдельных подразделений, наделением их организационными правами и обязанностями, с указанием кто и что должен выполнять, и какими полномочиями и ответственностью обладать.

Структура – состав и соотношение отдельных подразделений организации с указанием их обязанностей и полномочий.

Создание конкретной структуры управления (линейная, линейно-штабная, функциональная, рыночная и матричная), обеспечивающей скоординированную работу персонала по достижению желаемого результата (целей) предприятия, включает два основных организационных процесса.

1. Осуществляется разделение и специализация рабочих заданий по функциональному принципу с учетом их сложности и технологической специфики. Такой процесс называют функционализацией.

2. Проводится деление организации на подразделения соответственно целям и подлежащим выполнению задачам. При этом формализуются и согласуются взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с нижними уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации конкретных задач для достижения целей организации.

Полномочия – ограниченное право должности использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Существует два вида полномочий:

1. Линейные – делегируются линейным должностям (бригадиры, мастера и т. д.);

2. Штабные – делегируются должностям аппарата управления.

Эффективность распределения полномочий зависит от трёх факторов:

1. Соблюдение принципа единоначалия, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника и отвечать перед ним;

2. Соблюдение нормы управляемости (количество подчиненных, которыми эффективно может руководить один руководитель;

3. Соблюдение принципа соответствия между полномочиями и ответственностью, т.е. должны делегироваться такие полномочия, которые были бы достаточными, для выполнения поставленных перед работником задач и за которые он мог бы принять на себя определенную ответственность.

Формирование организационной структуры предусматривает принятие решений по шести ее основным элементам: специализация рабочих заданий конкретных видов работ, выполняемых раздельно, формирование подразделений и установление связей между ними, определение цепи команд и норм управляемости применительно к различным уровням и видам управленческой длительности, установление уровня централизации и/или децентрализации управления, формализация принятых решений. Приведенная совокупность решений определяет содержание организационной схемы предприятия, обеспечивающей реализации его бизнеса и достижение целей.

Функции управления подразделяющиеся на общие и специфические. К общим относятся:

1.Планирование - отвечает на вопрос: в каком состоянии находится организация, в каком направлении собирается двигаться, при помощи каких средств будет осуществлять это движение, т.о. отвечает за разработку целей организации.

2.Организация как функция - отвечает за создание соответствующей структуры и наделение этой структуры определенными правами и обязанностями в соответствии с поставленной функцией планирования целями.

3.Подбор и расстановка кадров.

4.Мотивация кадров - материальное и моральное стимулирование кадров для достижения поставленных функций планируемых целей.

5.Контроль - служит для установления отклонений фактического состояния организации от поставленных функций планируемых целей.

Все функции взаимосвязаны м/у собой процессами: коммуникаций и процессами принятия управленческих решений, что и как планировать, организовать, подбирать и расставлять, мотивировать и контролировать. В этом заключается процессный подход к управлению.

Специфические функции представляют собой управление отдельными элементами организации: производством, персоналом, финансами, инновациями и пр.

 

Вопрос № 1 Понятие менеджмента, его сущность и предпосылки возникновения

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

Под объектом менеджмента понимается отдельная структура или физическое лицо, на которое направлено управляющее действие.

Субъект управления – это структура или лицо, которое осуществляет действие.

Основной задачей менеджмента является повышение эффективности деятельности организации путем ее рациональной организации. Показатели эффективности деятельности: прибыль, рентабельность, снижение издержек. Менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения:

Как науку управления;

Как практику управления;

Как организация управлением предприятием;

Как процесс принятия управленческих решений;

Как управление отдельными элементами организации (персоналом, производством, финансовыми ресурсами).

Предпосылки – это этапы развития менеджмента:

1. Первый этапдревний (9-7 век до н.э. и 18-й век н.э.). Первые, простые формы упорядоченной организации совместного труда появились на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины, вожди племён, родов олицетворяли собой руководителей. Переход от присваительного хозяйствования к производственному хозяйствованию стал точкой отчёта накопления людьми знаний в области управления. Одним из первых, кто дал управлению характеристику особой сферы деятельности был Сократ. Его ученик Платон дал классификацию государственных форм управления. А.Македонский развил теорию и практику управления войсками.

2. Второй этап – индустриальный (1770-1890 года). Этап характеризуется развитием науки:

Английская политическая экономия;

Немецкая классическая философия;

Французский утопический социализм.

Представители этих наук внесли свой вклад в развитие теории управления. Адам Смит – осуществил анализ различных форм общественного разделения труда, дал характеристику функций государства и обязанности руководителя государства. Роберт Оуен – разработал учение о необходимости обучения работников трудовым навыкам, улучшения условий их труда и быта. Революционный подход в управлении был связан с созданием в 1833г. первой аналитической машиной Бэббиджа – прообраза современного компьютера.

3. Третий этап – систематизации (конец 19-го века – 60-е годы 20-го века). Начало данного периода связанно с промышленной революцией, т.е. появлением крупного машинного производства. На данном этапе теория управления находится в постоянном движении, формируются различные научные течения, направления. Возникновение фабрик и заводов привело к тому, что их владельцы стали не в состоянии управлять ими, в результате чего из передовых рабочих выбирались лучшие, которые осуществляли функцию управления на местах. Эти люди и были первыми настоящими менеджерами. В этот период возникают первые школы управления.

4. Четвёртый этап – информационный (60-е годы 20-го века – настоящее время) Данный период характеризуется применением математических методов и компьютеризации в управлении.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.