Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-21 | 463 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Использование статистических методов необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.
Для выбора статистических критериев и знакомства с основами их применения для обработки эмпирических данных можно использовать ряд пособий (Наследов 2005, Сидоренко 2001). Множество критериев, приводимых обычно в учебниках по математической статистике, и сложное описание процедур их вычисления часто смущает начинающего исследователя. Многие из них используются достаточно редко. Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке.
Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных - очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать. Полезным руководством при этом может стать классификация задач и методов их решения, которую приводит Е. В. Сидоренко (2001, с. 34).
При выборе математико-статистического критерия нужно, прежде всего, идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных - например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (то есть измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и другие. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды, - все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное - иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.
|
При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.
Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в начальной исследовательской работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.
Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.
|
Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни.
Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.
Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, критерий Вилкоксона, критерий Фридмана. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода - результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого (Сидоренко, 2001, с. 225).
Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, критерий Вилкоксона.
|
Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при объеме выборки, которая у вас была.
После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны среди психологов программы Statistica и SPSS (пользоваться этой программой можно научится с помощью учебного пособия Наследова, где приводится пошаговый алгоритм действий).
Подведение итогов практики
В конце практики в сроки, обозначенные приказом по университету, проводится итоговая конференция студентов, на которой предоставляются и рассматриваются отчеты о научно-исследовательской практике.
Зачеты проводятся руководителем практики от университета, по результатам которых выставляется соответствующая оценка.
Оценка результатов практики производится по пятибалльной
системе и учитывается при переводе на последующие курсы и назначении
стипендий, наряду с оценками по учебным дисциплинам.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины, получившие неудовлетворительную оценку, не предоставившие отчет в установленные сроки, представляются к отчислению из университета как не выполнившие образовательную программу в установленные сроки.
|
Список рекомендуемой литературы
1. Айзенк Г.Й. Как измерить свой интеллект. Коэффициент IQ: [пер. с англ.] / Г. Й. Айзенк. - 2-е изд. - СПб.: Северо-Запад, 2005; Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 223 с.: ил. - ISBN 5-93835-016-6: 36-00.
2. Анастази А. Психологическое тестирование = Psycological testing / А. Анастази, С. Урбина; общ. науч. ред. А.А. Алексеева. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-272-00106-0. - ISBN 0-02-303085-2 (англ.): 115-00.
3. Баррет Дж. Проверь себя: тесты: [пер. с англ. яз.] / Баррет, Дж. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 247 с.: ил. - (Практическая психология). - ISBN 978-5-469-00433-2: 146/07.
4. Большая энциклопедия психологических тестов / [авт.-сост. А. Карелин]. - М.: ЭКСМО, 2005. - 415 с.: ил. - ISBN 5-699-13698-3: 233-00.
5. Бочарова Г.В. Психология. Тесты: учеб. пособие / Г. В. Бочарова, М. Г. Степанова; Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2006. - 158 с. - ISBN 5-89349-889-5: 101-00.
6. Брайон М. Тесты для профессионального отбора / М. Брайон, С. Модха. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 142 с. - (Практическая психология). - ISBN 5-469-00184-9: 63-00.
7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 519 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-88782-336-4: 95-00.
8. Ганзен В.А., Багин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство. - СПб., 1991.
9. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Прогресс, 1976.
10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб. пособ. для студ. вузов: пер. с англ. / Р. Готтсданкер. - М.: ACADEMIA, 2005. - 366 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2005-1: 229-90.
11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование.- СПб.: Питер, 2004.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 318 с. - (Учебник для вузов). - Доп. МО РФ. - ISBN 978-5-8046-0176-9: 220-00.
13. Дружинин В.И. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993.
14. Еникеев М.И. Психологическая диагностика: Стандартизир. тесты / М. И. Еникеев. - М.: ПРИОР, 2002. - 283 с.: ил. - ISBN 5-7990-0754-9: 94-00.
15. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития. //История становления и развития экспериментальной психологии. - М., 1990
16. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студентов высших учебных
заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
17. Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы: учеб. пособие: пер. с англ. / Д. Крамер. - М.: ACADEMIA, 2007. - 288 с. - Рек. УМО. - ISBN 978-5-7695-2878-1: 269-50.
18. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник: пер. с англ. / Л. Крокер, Алгина, Дж. - М.: Логос, 2010. - 667 с. - ISBN 978-5-98704-437-5: 607-20.
|
19. Крылов А. А., Юрьев А. И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по общей, экспериментальной психологии
20. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 1994.
21. Кушков Л. В. Психологическое исследование. - СПб.: Речь, 2001
22. Митина, О.В. Математические методы в психологии: практикум: учеб. пособие для вузов / О. В. Митина. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 237 с.: ил. - Рек. Советом по психологии УМО. - ISBN 978-5-7567-0485-3: 283-80.
23. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005.
24. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
25. Популярные психологические тесты / сост. Е.А. Андреева. - М.: Мир книги, 2006. - 318 с. - ISBN 5-486-00597-0: 103-00.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
27. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах М, 2005. - 668 с. - ISBN 5-89570-005-5: 175-00.
28. Психодиагностика персонала: методики и тексты. Т.1 / ред. сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 435 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-053-6: 650-00.
29. Психодиагностика персонала: методики и тексты. Т.2 / ред. сост. Д.Я. Райгородская. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 559 с. - (Менеджмент). - ISBN 978-5-94648-054-3: 650-00.
30. Психологические тесты: [энцикл.] / [сост. С. Касьянов]. - М.: ЭКСМО, 2005. - 607 с.: ил. - (Полная карманная энциклопедия). - ISBN 5-699-03239-8: 114-00.
31. Рассел, К. Протестируйте свой IQ: пер. с англ. / К. Рассел, Ф. Картер. - М.: ЭКСМО, 2006. - 157 с.: ил. - ISBN 5-699-17090-1: 34-28.
32. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!