Промыслов и ремесел на Тамбовщине — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Промыслов и ремесел на Тамбовщине

2017-12-21 534
Промыслов и ремесел на Тамбовщине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тамбовская губерния была создана в 1779 году и ее границы оставались неизменными до 1923 года, а затем она неоднократно их меняла, а сама то растворялась в более крупных административно-территориальных образованиях, то включала в себя соседние области (Липецкую, Пензенскую). Современные границы Тамбовской области сформировались только в 1955 году, и хотя сама она была образована Постановлением ЦИК СССР от 27 сентября 1937 года, значительные изменения в сетке административных районов все же продолжались постоянно. Более подробно все этапы формирования территориальных границ области изложены в специальных публикациях, но можно отметить, что все изменения происходили по политико-идеологическим (легче управлять, направлять, руководить и контролировать) или народнохозяйственным соображениям [37. С.135-141].

В большинстве исторических, этнографических и социально-культурологических исследованиях по истории Тамбовского края рассматриваются дореволюционные границы губернии, в первую очередь потому, что именно они являются более соответствующими завершающему этапу заселения данного региона различными этническими группами и их ассимиляцией с коренным населением (см. карту, рис. 1).

Работы археологов второй половины XIX - начала XX века В.Н.Ястребова, П.П.Иванова, А.Н.Норцова, П.Н.Черменского и труды И.И.Дубасова положили начало изучению памятников первобытной культуры Центрально-Черноземного региона, и уже в 1903 году была составлена и опубликована А.Н.Норцовым историко-археологическая карта Тамбовской губернии [64. С.78-110].

 

Рис. 1. Карта Тамбовской губернии в границах начала XX века.

 

В 1960-90-е годы раскопки под руководством Т.Б.Поповой, Л.И.Чуистовой, А.Т.Синюка, Ю.А.Мизиса и других археологов расширили археологическую карту края и позволили составить более точную картину заселения данной территории в различные исторические периоды. Новейшая археологическая карта Тамбовского края фиксирует более восьмисот памятников культуры древности и показывает пути миграции различных племен и этнических групп, их взаимодействие с окружающей средой и друг с другом.

Тамбовская область расположена в центре Русской равнины и занимает среднюю часть Окско-Донской низменности. В 1927 году была открыта С.Н.Замятниным гагаринская стоянка, относящаяся ко времени позднего палеолита (у с. Гагарино Липецкой области, ранее входившего в состав Тамбовской губернии). В ней были обнаружены женские статуэтки, выточенные из кости мамонта. Л.И.Чуистова на основе археологических материалов, считала, что древнейшее население на территории Тамбовского края существовало уже в эпоху позднего мезолита (VIII-VI тыс. до нашей эры). К эпохе неолита относится большое количество стоянок первобытного человека по берегам рек Цны, Вороны, Польного Воронежа, Матыры, Челновой, Иры, Кашмы, Керши. В этот период складывается производящее хозяйство, появляется прядение и ткачество, о чем говорят обнаруженные пряслицы для веретен, а также производится лепка глиняной посуды. “Каждая этническая группа накапливала этнические традиции и имела свои орнаменты, поэтому сходные мотивы украшений дают возможность предположить существование определенных племенных общностей в данной зоне или их связей с населением различных географических регионов”, - отмечает исследователь [438. С.24]. Многие узоры керамики Тамбовского края сходны с орнаментом из других зон неолита (Воронежская, Брянская, Рязанская области, а также Харьковская область на берегах Днепра на Украине).

Для новокаменного века характерно наличие культур различных этнических групп, находящихся в соседстве с Тамбовщиной (древнеямная, днепродонецкая, белевская, рязанская, волосовская, балахнинская). Наибольшее влияние имели в нашем крае льяловские племена, а затем волго-камская и волго-окская (рязанская) культуры. К северу от Тамбовского края в III-II тыс. до н. э. развивалась волосовская культура и белевская в бассейне р. Оки. В поздний неолит возникла и цнинско-мокшанская культура, следы которой найдены М.Е.Фосс близ Мичуринска и в Галдыме Тамбовского района. В процессе расселения различных этнических общностей происходило их взаимопроникновение и взаимообогащение. На Тамбовщине было открыто более сотни поселений эпохи бронзы XI-IX тыс. до н. э. по берегам рек Цны, Вороны и Челновой. Самым массовым материалом этих раскопок являются керамические сосуды, украшенные разнообразным геометрическим, а изредка и растительным орнаментом. Местное происхождение имеет орнамент цнинско-мокшанской керамики, обнаруженной в слоях неолита и бронзы холма Галдым, который состоит из узоров, уложенных в горизонтальные ряды, расположен в шахматном порядке и состоит из фигур, напоминающих хвостовой плавник рыбы. Разнообразны орнаменты керамики абашевской культуры, проникшей на тамбовские земли в середине II тыс. до н. э. Поселения абашевцев обнаружены на Среднем Дону, в окрестностях Воронежа, Липецкой области и на берегах рек Вороны и Цны [1]. Слои абашевской культуры в могильниках перекрываются слоями срубной культуры, относящейся ко второй половине II тыс. до н. э. Узоры на керамике указывают на связи древних поселенцев тамбовского края с племенами Поволжья, Поднепровья и Дона. Распространение у населения срубной культуры скотоводства способствовало развитию прядения и ткачества из шерсти животных и растительных материалов. На территории области находится около четырехсот курганов эпохи бронзы в Жердевском, Инжавинском, Мичуринском, Мучкапском, Пичаевском, Ржаксинском, Сампурском и Староюрь-евском районах.

Племена городецкой культуры относятся к VII веку до н. э. и IV веку н. э., то есть эпохе раннего железного века, и селились они в Волго-Окском междуречье. Первые находки обитателей раннего железного века были обнаружены В.А.Городцовым в первой половине XIX века у с. Городец Рязанской губернии. Городецкие поселения Тамбовского края имеют локальные черты, хотя племена Тамбовского ареала являются связующим звеном в генезисе местных культур эпохи поздней бронзы и последующих этнических образований. У городецких племен можно обнаружить общие и локальные черты культуры. Общим является наличие многообразных украшений с использованием естественных богатств природы. Локальными чертами обладает орнаментика, присущая этой группе, а также керамика, прядение, ткачество. Межплеменные связи ранних городецких племен со скифами, поздних племен с сарматами и постоянная связь с ананьинцами и дьяковцами можно отнести к локальным особенностям этой культуры на Тамбовщине. Заселение северных районов Тамбовского края началось только в раннем железном веке. На территории области открыты многочисленные городища раннего каменного века, жители которых умели обрабатывать камень, глину, дерево, кость, кожу, металл, занимались прядением и ткачеством. Городецкие поселения в Мордовии, Рязанской, Саратовской и Тамбовской областях имеют общие этнические признаки, и некоторые исследователи видят в них предков мордвы и отчасти марийцев. Поселения и городища Галдыма, Пчеляевских холмов, Соснового угла, Липунцов и Куливатовских песков относятся к раннему этапу городецкой культуры. На местах поселений обнаружены мордовские, скифские и сарматские предметы (сосуды, мечи, стрелы), что говорит о межплеменных связях городецких племен с сарматами, скифами, дьяковцами, балтами и ананьинцами. В то же время групповые поселения свидетельствуют об устойчивости союза ряда этнических групп и их этнической общности.

Издавна на территории Тамбовского края находились поселения древней мордвы. Могильники и курганы среднецнинской мордвы в настоящее время наиболее изучены. Три могильника, в которых находится около тысячи погребений, были открыты, исследованы и изучены П.П.Ивановым. Крюково-Кужновский, Елизавет-Михайловский (оба в Моршанском районе) и Пановский (в Пензенской области) дают яркую картину жизни древней мордвы в VIII-XI веке н. э. У них были развиты многие отрасли хозяйства, ремесла и промыслы. В могилах найдены предметы быта, орудия труда, украшения и оружие. Больших высот достигло косторезное ремесло, изделия которого использовались в быту как украшения и предметы в ритуальных обрядах. Из кожи делали сумочки для хранения предметов, необходимых в быту, на охоте или в сражении. Сумочки и ременные пояса украшались фигурными бляхами, пластинами, пряжками, сделанными из кости, бронзы, серебра, а иногда из железа или олова. Из кожи делали теменные шнуры для женских головных уборов, а также башмаки. Домашним занятием являлось прядение, ткачество и вязание. Широкое распространение у мордвы имела керамическая посуда, изготовлением которой занимались женщины. С лесом связано развитие деревообделочных ремесел. Дерево шло не только на хозяйственные постройки, но и для изготовления мебели, домашней утвари, прялок и веретен, кадок, ведер и туесов, берестяных и плетеных корзин. Из него делали украшения, орудия сельскохозяйственного производства, из лыка плели лапти. В мужских могилах найдены многочисленные инструменты для обработки дерева. Также разнообразны были и изделия из металла.

В женских могилах обнаружены многочисленные украшения из бронзы, серебра, реже - из олова и железа. О высоком мастерстве мордовских ремесленников говорят многочисленные предметы быта и украшения, найденные в погребениях, среди которых можно отметить кисти ремешков с подвесками, вплетаемых в косы, серебряную проволоку, литье в виде конусовидной стрелки, серьги. Шея украшалась витыми или гладкими обручами (гривнами) с звенящими металлическими подвесками, встречались ожерелья из бус, привески, бубенчики из кости, металла, дерева, разнообразные кованые браслеты и кольца. Мужские ремни украшались металлическими бляхами. В каждой мужской могиле находилось разнообразное оружие.

Мордовская народность сложилась путем выделения из массы племен финно-угорской группы населения в I тыс. н. э. наиболее сильных племен Мокши и Эрзя, имеющих общую культуру и язык. Мордва является прямым потомком племен городецкой культуры раннего железного века. Исходя из специфики женского костюма и украшений, археологи пришли к выводу, что на территории Западного Поволжья жили хотя и родственные, но все же различные племена. “Область рязанского течения Оки очень специфична по отдельным украшениям, в частности по головному убору, который отличается от тех, которые характерны для Нижней Оки, где, по данным русской летописи, жила мурома. Какие-то племена, близкие мордве, жили по чувашскому течению Волги. Наконец, по Цне, Мокше и Суре жили мокша и эрзя. Для этих последних групп характерны привески в виде стержня с горизонтальной спиралью и грузиком”, - отмечает А.П.Смирнов [83. С.21].

Культурные контакты связывали мордву с ближними соседями, а также культурными центрами того времени. В могильниках найдены вещи, имеющие сарматские прототипы, украшения с выемчатой эмалью, подобные подвескам древних славян. Некоторые изделия прикладного искусства создавались под влиянием сасанидского искусства. Мордва имела оригинальную и самобытную культуру, но это не мешало ей устанавливать культурные контакты с ближними и дальними соседями. Мордовские племена не только вели борьбу с кочевыми ордами степняков, но и торговали, устанавливали культурные связи со своими южными соседями - скифами, сорматами, тюрками, половцами, хазарами, а позднее с булгарами и татарами.

У мордовских племен существовали ранние формы религии: тотемизм, анимизм и магия, следы которых видны в могильниках на территории Тамбовского края. Обожествление медведя, лося, коня, бобра и водоплавающих птиц выражалось в создании тотемных изображений их голов, украшений из костей и зубов этих животных в виде амулетов, ожерелий. Солярный (солнечный) культ почитался не только мордвой и славянами, но и другими народами. В погребениях найдены многочисленные монетовидные подвески, круглые пластины, лучевидные орнаменты на кожаных сумках, ремнях, в головных уборах и других украшениях. Поклонение лесам и рощам, где по верованиям мордвы жили и боги, нашло выражение в культе деревьев, и особенно березы. Также почитался и культ духов умерших предков. В мужских и женских погребениях найдены орудия труда, украшения и жертвенные предметы, необходимые умершему в загробной жизни. О распространении магии, колдовства говорят многочисленные бубенчики, колокольчики и другие “обереги”, предохраняющие от действия злых сил [56].

В материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте, языке мордовских племен прослеживаются славяно-русско-мордовские этнокультурные взаимосвязи. Как мордва явилась хранительницей заимствованных от славян форм народной жизни, фольклора, верований, обрядов и праздников, так и славянские племена многое заимствовали от мордовских племен. Особенно большое влияние на мордву оказали русские в X-XIII веках. Это видно и в проникновении отдельных русских вещей, и в распространении русского земледелия (Елизавет-Михайловский и Пановский могильники содержат в погребениях русские вещи). Мордва вошла в контакт с славянскими племенами еще в VII-XI веках и заимствовала у них некоторые виды производства более совершенных орудий труда. В домашнем производстве также нашли отражение оживленные связи и культурные взаимодействия с народами юга и славянами. В прядении, ткачестве с использованием русского стана с двумя навоями, рамой и вертикальными стойками также прослеживается славянское слияние. Под сильным воздействием славянской и русской культуры развивалось мордовское жилище и хозяйственные постройки.

На территории Тамбовского края имеются многочисленные следы ранних XII-XIII веков и поздних русских поселений XVI-XVII веков. Большое количество предметов домашнего и хозяйственного обихода, найденные в Тамбовском, Моршанском, Петровском и других районах области указывают на тесные культурные связи русских с мордвой. Развитие многочисленных ремесел было связано с обработкой металла, кожи, кости, дерева. Прядение и ткачество, гончарные и ювелирные изделия говорят о специализации многих ремесленников.

Тесные торговые и культурные связи поселенцев славян с другими народами были прерваны татаро-монгольским нашествием, которое превратило земли к югу от Оки и к юго-востоку от Волги почти в пустынные степи, получившие название “Дикое поле”. Многие земли оказались во владениях татар или “мордовских князей”, собиравших ясак для Золотой Орды со всей мордвы и уцелевших русских поселений. Татарские и мордовские князья, владевшие землями по Цне и Мокше, попадали все больше под влияние рязанских, а затем и московских князей. После вхождения в 1521 году Рязанского княжества, а с ним и тамбовских земель под власть Москвы, начался процесс заселения края, а вместе с этим и возрождение земледелия, животноводства и различных ремесел.

Заселение и колонизация Тамбовщины в XVI-XVIII веках представляет собой сложный исторический процесс, приведший в движение многие народы русской земли. Освоение большой территории лесостепной зоны способствовало строительству новых городов и сел, что было продиктовано не только потребностями обороны, но и экономическими задачами. Созданная во второй половине XVI века Верхоценская волость входила в Шацкий уезд. Все население волости к началу XVII века состояло из мордвы, новокрещен (мордвы, принявшей христианство) и бортников (старокрещенная мордва и русские крестьяне), а в 1623 году более 60 процентов всего населения волости составляла мордва. Заселение Тамбовского края до строительства укреплений и городов производилось различными формами колонизации. Большое участие в заселении края принимали монастыри, которые не ограничивались крещением нерусских народов, но и приобретали земельные владения, где возникали деревни и слободы.

В 30-е годы XVII века началось строительство мощной линии укреплений для того, чтобы закрыть южные пути проникновения татар на Русь. Создание укреплений в бассейне рек Воронежа и Цны способствовало строительству городов Тамбова и Козлова. “На всех этапах XVII века ведущая роль в заселении Тамбовского и Козловского уездов принадлежала русскому народу. Его трудом и энергией, мужеством и отвагой за короткий срок были достигнуты реальные успехи в этом процессе. Активное участие в заселении района принадлежит коренному мордовскому населению, украинским переселенцам”, - пишет Ю.А.Мизис [54. С.83]. Миграция крестьян с севера на юг приобрела массовый характер. На Тамбовские земли переселялись из Рязанского, Шацкого, Владимирского, Московского и других уездов.

Тем не менее пестрый этнический и социальный состав переселенцев и местного населения не мог в целом повлиять на резкое изменение структуры населения Тамбовского края: основу его составляли мордва и русские переселенцы, которые жили друг с другом в одних и тех же деревнях и селах. Происходило быстрое обрусение мордвы и ее христианизация. Осуществляли этот процесс монастыри и мессионеры. Христианизация мордовского населения завершилась в 60-е годы XVIII века, а термин “мордва” исчез из официальной переписки. “Цнинская мордва сначала юридически, а затем и этнически исчезла и ассимилировалась с русскими. В настоящее время только географические названия, фамилии и этнический облик местных жителей напоминает нам о бывшем коренном населении края”, - отмечает Ю.А.Мизис [Там же. С.76-77].

Однако с этим едва ли можно согласиться, так как произведения народного декоративно-прикладного искусства несут на себе широкий спектр взаимопроникновения и взаимовлияния русского и мордовского народа. Несмотря на то, что во многих районах прежнего жительства мордва оказалась в положении этнического меньшинства среди русского этнического массива, она сохранила свои обряды, обычаи и народное искусство. В результате миграционных процессов XV-XVIII веков, значительных социально-экономических изменений в XIX веке произошло смещение культурных ареалов народов, населяющих Тамбовщину. Отмечая роль культурного пространства в жизненной и социокультурной сфере общества, С.Н.Иконникова говорит о возможности его несовпадения с географической территорией: “Культурное пространство тесно взаимодействует с географическим, экономическим, политическим, этническим, но имеет свою специфику, особую конфигурацию, не совпадающую с формальными делениями. Границы культурных ареалов не всегда четко обозначены, они размыты, могут взаимно накладываться друг на друга” [42. С.146].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложные миграционные процессы на протяжении многих веков создали неоднородный этнический состав населения Тамбовского края. “Стоянки каменного века, поселения и курганы эпохи бронзы, городища раннего железного века, мордовские «тверди» и могильники, ранние русские поселения, курганы, оставленные половцами и татаро-монгольскими ордами, множество русских сел XVI-XVII века - вот сколь сложен исторический профиль области. Каждое племя, каждый народ развивался в конкретных географических условиях и находился с ними во взаимодействии”, - пишет Л.И.Чуистова [95. С.101].

Большинство этнографов, историков и искусствоведов считают, что среди множества предметов традиционного быта различных народов особый интерес представляет костюм, позволяющий изучить этногенез, этническую историю локальной группы или определенной территории. Как элемент культуры, народная одежда меняется с каждым новым периодом общества и является выразителем племенной, социальной и национальной принадлежности. Изучение народной одежды позволяет увидеть в нем племенные и национальные черты самосознания различных эпох, семейный быт, верования, сословные деления. По народной одежде можно судить о древней структуре определенной территории, найти исходные формы и наслоения в культуре различных этнических групп.

Сравнение мордовского народного костюма с костюмом русского народа дает возможность более широко рассмотреть историко-культурные связи различных этносов. В то же время на русской народной одежде можно найти элементы одежды народов, селившихся в XVI-XVII веках на засечных линиях, созданных для защиты южных границ русского государства.

Костюм каждого народа сложился в глубокой древности, обладал знаковыми чертами и нес в себе особый духовный смысл. Комплекс народного костюма отражает этические, психологические, мировоззренческие и эстетические идеалы конкретного этноса. Каждая этническая группа, создав свой комплекс народного костюма, отражала в нем свои представления о жизни и смерти, социальном различии, роде занятий, нравственных идеалах. Отсюда и разнообразие народного костюма по полу и возрасту, его назначению (будничная, праздничная одежда, обрядовая и так далее). В составе и оформлении костюма прослеживается география расселения, занятия и культурные связи с другими народами.

Мордовские могильники на территории Тамбовской, Пензенской, Саратовской и других областей, а также Мордовии позволяют представить основные особенности традиционной народной одежды, хотя по найденным в древних захоронениях фрагментам о форме и покрое одежды можно судить лишь приблизительно. По народной одежде с древних времен можно говорить о социальном расслоении и имущественном неравенстве родового общества, что видно по знакам и символам, украшающим одежду. В Крюково-Кужновском, Лядинском, Елизавет-Михайловском и Пановском могильниках есть захоронения с серебряными украшениями, богатыми привозными предметами и бедные детские и женские могилы. Особенно богаты захоронения некоторых мужчин-воинов.

Традиционная мордовская одежда состояла из рубахи-туники с длинными узкими рукавами. Женская одежда и мужские кафтаны шились из холста, шерстяных тканей и по вырезу или по краям украшались оловянными пуговицами, шнурками, сюлгамо. Поверх носили меховую накидку. Женщины носили кожаные башмачки на войлочной подошве, которые украшали бляшками-подвесками. Магическими оберегами волос считались головные уборы, отличающиеся богатством украшений.

Русские захоронения XVI-XVII веков также дают богатый материал украшений народной одежды, сшитой из узорчатых и вышитых тканей из холста, а затем и сукна. Женщины носили рубахи с поликами, поверх которых надевали сарафаны. В женских и девичьих захоронениях мордвы и русских находят снизки бус из речных раковинок. Мужчины носили холщовую рубаху с прямым разрезом и холщовые или суконные штаны. Женщины поверх сарафанов одевали овчинные шубки или полушубки, а мужчины - суконные кафтаны.

Формирование комплексов русского и мордовского народного костюмов шло в XVII-XIX веках под влиянием постоянно меняющихся политических, экономических и социокультурных изменений, коснувшихся ареала обитания этих двух народов и всей России в целом. Миграционные процессы мордвы в другие регионы, русских и других народов на территорию проживания мордвы создали сложную этническую структуру населения края. Мордовская национальная одежда развивалась в русле двух субэтносов - эрзи (в западных и южных районах Мордовии) и мокши (в восточных районах), а также в областях, соседствующих с Мордовией. Контакты мордвы были и с другими народами в ходе торговли или заселения мордовских земель завоевателями. Оказала влияние на мордовский костюм и тюркская культура татар, поселившихся на мордовских землях. Свидетельство этого - мокшанский костюм, обязательным элементом которого являются длинные штаны из холста и приталенные курточки и жилеты, отороченные мехом. Можно отметить общие финно-угорские истоки мордовской, чувашской, башкирской одежды, проявившиеся и в русском костюме. Общей для этих народов является туникообразная рубаха без плечевых швов, а также состав нагрудных, поясных и набедренных украшений и способ их декорирования. Распашная одежда русских и мордвы близка по форме туникообразным халатам марийцев и удмуртов. На мордовский костюм оказал влияние русский; в нем используются те же элементы и формы покроя, что и в традиционной русской мужской и женской одежде (воротники, манжеты, фартуки с грудкой и рукавами, платья с оборками). Многие мордовские крестьяне носили русский тип одежды, состоящий из сарафана, рубахи с подставой, кофты-душегреи. Мордовские вышивальщицы используют элементы русской вышивки крестом, перевитью. Если мордовский народный костюм как явление национальной культуры сформировался к середине XIX века, то русский костюм к концу века под влиянием промышленного изготовления ткани и одежды утрачивал национальное своеобразие. Как на формирование материальной и духовной культуры мордвы оказывали влияние контакты с русским населением Рязанской, Горьковской и Тамбовской областей, так и русский костюм использовал элементы одежды народов, заселявших Центрально-Черноземный регион в XVI-XVIII веках. В результате этого этнического смешения трудно говорить о тамбовском народном костюме как локальном явлении. Некоторые исследователи вообще отрицают существование единого национального русского костюма. Обширность территории населения, замкнутость отдельных мест, различное природное окружение и сырье, характер обычаев и условий существования были причиной возникновения многообразнейших вариантов одежды, заставляющих говорить о том, что в России при явном наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма, - отмечают составители альбома “Русский народный костюм” Л.Н.Молотова и Н.Н.Соснина [78. С.7].

Из множества женских костюмов исследователи выделяют четыре комплекса: рубаха с поневой и убором “сорокой”, рубаха с сарафаном и кокошником, рубаха с юбкой-анбараком и платьем-кубельком. Все комплексы отличались друг от друга составными частями, особенностями кроя и декора. В начале XX века наибольшее распространение получили южно-русский с поневой и северо-русский с сарафаном, а также комплекс юбки с кофтой.

Южно-русский комплекс получил распространение не только в южных (Воронежская, Курская, Орловская, Тамбовская), но и центральных губерниях (Калужская, Московская, Рязанская, Тверская и Тульская). Обладая единым общим строем (рубаха с поневой, передник “навершник”, головной убор “сорокой”), южно-русский комплекс делился по назначению на будничный, рабочий, обрядовый и праздничный костюмы и отличался большим разнообразием в различных губерниях юга России, в том числе и в Тамбовской. Сходство русской народной одежды южно-русского типа объясняется заселением Центрально-Черноземного региона выходцами из брянских, рязанских, тульских, курских и орловских земель, где замужние женщины с древних времен носили поневу, а девушки - сарафан. Основное же население воспринимало элементы одежды переселенцев. Разнообразие элементов женской одежды объясняется стремлением сохранить декор костюма тех мест, откуда они переселились. Сказывалось также и влияние коренных или пришлых нерусских народов. Разнообразен костюм женщин-однодворок, предки которых были военно-служилыми людьми, занятые строительством оборонительных крепостей и сторожевой службой в XVI-XVII веках.

Замужние женщины Тамбовщины носили поневный тип одежды, девушки - сарафанный, но близость различных этнических групп и их культурное взаимодействие привели к тому, что поневный тип в разных уездах, входивших в состав губернии, несет на себе отпечаток элементов костюма переселенцев из других или ближних соседей. Население Борисоглебского, Усманского уездов, входивших в состав Тамбовской губернии, несет влияние костюма Воронежской губернии и украинцев, тогда как в северных уездах особенно сильно влияние рязанского (Шацкий). Северо-восточная часть населения Тамбовского края (Кадом, Темников, Спасск, Елатьма), где находилось коренное население мордвы, сохраняя черты традиционного народного костюма, испытывали сильное воздействие русского народного костюма. Одежда крестьян Тамбовского края по своему составу отличалась разнообразием и местными особенностями, поэтому можно говорить о наличии в одежде населения Тамбовщины нескольких вариантов поневных комплексов.

Соседство мордовско-мокшанских поселений с русскими и татарскими в Темниковском уезде не привело к внедрению у мордвы мокшан поневного типа одежды. До настоящего времени сохранился национальный костюм данной местности, состоящий у женщин из рубахи с длинными рукавами и разрезом в центре на подоле, штанов тюркского типа, передника, надеваемого поверх платья, жилетки-безрукавки и распашной одежды праздничного типа, надеваемой поверх рубахи. Особое значение придавалось украшениям, состоящих из сюлгамо (нагрудная пряжка для застегивания ворота) с подвесками из медных цепочек, к которым прикреплялись бубенчи, ожерелье из стекляруса, бусы, а также поясное украшение из бисера, жетонов, кистей, бубенчиков.

Бедра и поясницу завешивали многокрасочными полотенцами, украшенными кружевами и перевитью из золотистых ниток. Многообразием вариантов отличались и головные многосоставные уборы, украшенные лентами и вышивкой. Головной убор девушек состоял из налобной повязки из красной ткани. Многие элементы мордовского костюма заимствовано населением Рязанской, Пензенской и Тамбовской губерний.

Поневный комплекс является наиболее древним среди русских костюмов. Фрагменты поневных тканей обнаружены при раскопках славянских курганов X-XIII веков во Владимирской, Калужской, Московской и Смоленской губерниях. Изображение славянки в поневе было обнаружено на серебряном браслете XII века, найденном при раскопках старой Рязани.

Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем прийти к следующим выводам:

¨ Изучение историко-культурологических и экономических процессов, происходящих на культурном пространстве Центрально-Черноземного региона показало наличие сложных межэтнических связей населяющих его народов в различные периоды.

¨ Многочисленные памятники материальной культуры свидетельствуют о существовании двух этапов культурной истории края. Первый связан с древнейшими мордовско-славянскими памятниками, бытовавшими на данной территории, а второй - с заселением и колонизацией Тамбовского края начиная с XVII века.

¨ Миграционные процессы XVII-XVIII веков оказали огромное влияние на развитие кустарно-ремесленной промышленности, из которой постепенно происходило выделение различных художественных ремесел, как связанных с крестьянским бытом, так и с бытом городского населения.

¨ Оказывали воздействие на художественные промыслы ремесла и религиозные верования различных этнических групп. Несмотря на христианизацию мордовских и других народов, на Тамбовщине существовало множество сектантских групп, таких как молокане, хлысты, поморы, калганы, пятидесятники и другие, которые имели свои культурные традиции и обряды. В одном только селе Текино Сампурского района Тамбовской области до сих пор существует три кладбища: для православных, поморов и калган. Поэтому монастырские ремесла имеют отпечаток этих религиозных верований.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.