Основные принципы и методы бухучета — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основные принципы и методы бухучета

2017-12-21 435
Основные принципы и методы бухучета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Двойная запись, ее сущность и назначение.

Хозяйственные средства, их источники и операции отражаются на счетах бухгалтерского учета непрерывно, взаимосвязано и в определенной системе. Это достигается путем двойной записи каждой хозяйственной операции на дебите одного счета и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией. Это объясняется тем, что смена форм и функциональной роли средств, происходящих в процессе их кругооборота имеет

взаимосвязанный характер, следовательно, двойная запись выполняет контрольную функцию в бухгалтерском учете. Итог оборота по дебету всех счетов должен быть равен итогу оборотов по кредиту по всем счетам. Итоги оборотов по счетам проводятся по окончанию месяца. Если равенства нет, то значит допущена ошибка.Для контроля за полным отражением хозяйственных операций и обеспечения сохранности сведений о них с самого начала возникновения бухгалтерского учета был введен порядок, при котором все записи регистрировались в хронологическом порядке Регистрация записи осуществляется в журнале, где указывают даты, номер, сумму и корреспонденцию счетов. Для получения показателей хозяйственной деятельности необходима группировка операций по экономически однородным признакам. Такая группировка в бухгалтерском учете осуществляется при помощи счетов, записи на счетах ведутся по определенной системе, следовательно,отражение операций на счетах называется системной записью. Хронологическая и систематическая записи могут вестись и раздельно, и вместе. В первом случае данные сначала приводятся в хронологическую последовательность в регистрационном журнале, а затем в систематическом порядке по счетам.

План счетов бух. учета.

План счетов бух.учета - система бух. счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В План счетов включаются синтетические счета первого порядка и субсчета или счета второго порядка. Построение плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс.

Баланс – отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий наопределенную дату его активы, обязательства и собственный капитал. Цельюсоставления баланса является предоставление пользователям полной, правдивой и

непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия, при этом нужнознать, какими средствами располагает предприятия, из каких источников этисредства поступают и т.д. Для изучения состава и назначения средств необходима

их экономическая группировка, все эти сведения получают при помощибухгалтерских балансов. Отчетный год – с 1 января до 31 декабря. Бухгалтерскийбаланс отражает состояние средств на 1 число каждого месяца. Баланс построен по

принципу двухсторонней таблицы. Левая часть таблицы – актив,показывающий ресурсы, контролируемые редприятием в результате происшедшихсобытий, исполнение которых, как ожидается, приведет к экономической выгоде в

будущем. Правая часть таблицы – пассив, отражает обязательства исобственный капитал предприятия. Сумма итогов пассива и актива баланса должныбыть равны, так как наличие средств должно соответствовать сумме обязательств

собственного каптала. На этом и основано название «баланс», так как балансозначает равенство или равновесие, следовательно, итоги актива и пассивабаланса также означаются словом «баланс». Каждый элемент средств актива и

пассива называется статьей баланса. Виды балансов: поформе собственности (государственные, кооперативные, коллективные, совместныхпредприятий, общественных организаций); по времени составления (вступительные –

составляются на момент возникновения; текущие – составляются в установленныйсроки, периодически на протяжении всего времени работы предприятия (начальные –на начало года; промежуточные – в течение года; заключительные – на конецотчетного года); разделительный – при дроблении предприятия; объединительный;ликвидационный); по объему информации (индивидуальный – составляется на основетекущего бухгалтерского учета отдельного самостоятельного юридического лица;сводный – составляется по статьям индивидуального баланса с подведением итоговравенства по активу и пассиву баланса; консолидированный – отражает активы,пассивы деятельности юридических лица и его дочерних предприятий как единойединицы); по источникам составления (инвентарный – на основании описи

хозяйственных средств предприятия; нижний – только на основании бухгалтерскогоучета без предварительного контроля средств, путем их инвентаризации).

6.Поступление основных средств.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, представляющий собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Приемка (передача) объектов к учету осуществляется на основании акта о приемке-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (форма ОС-1), акт о приемке здания (сооружения) (форма ОС-1а), акт о приемке- передаче групп объектов основных средств (форма ОС-1б).

Учет каждого отдельного объекта основных средств осуществляется на инвентарных карточках (форма ОС-6), группы объектов – на карточках группового учета (форма ОС – 6б).

Инвентарные карточки группируются в картотеке по классификационным группам, внутри каждой группы – по местам нахождения, видам, инвентарным номерам, и регистрируются в описях типовой формы (форма ОС – 7). По местам эксплуатации объектов составляются инвентарные описи (форма ОС-9).

На основании данных инвентарных карточек и ведомости начисления амортизации в конце каждого месяца составляется карточка учета движения основных средств (форма ОС – 9), которая в конце года служит для составления оборотной ведомости движения основных средств.

Фактические затраты по приобретению объекта основных средств накапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». При вводе в эксплуатацию объекта, предназначенного для использования в производственных целях, собранные затраты, формирующие первоначальную стоимость, принимаются к учету на счете 01 «Основные средства», а объекта, предназначенного для предоставления за плату во временное владение и пользование, - на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

С 1 января 2006 года доходные вложения в материальные ценности признаются основными средствами и включаются в налоговую базу при расчете налога на имущество. Однако в целях налогообложения прибыли они основными средствами не считаются.

Первоначальная стоимость основных средств зависит от способа поступления объекта в организацию (п.8 ПБУ 6/01):

1. приобретение ОС за плату;

2. создание ОС собственными силами;

3. путем товарообменных операций;

4. по договору дарения, безвозмездно;

5. внесение ОС в качестве вклада в уставный капитал.

Изменение первоначальной стоимости возможно лишь при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств

 

Аренда ОС.

Аренда - гражданско-правовые отношения, при которых арендодатель обязуется передать имущество арендатору за установленную договором плату во временное владение и пользование.

Сданное в аренду имущество арендодатель учитывает в составе собственных основных средств. При передаче объекта в аренду оформляется акт о приемке-передаче объектов основных средств (формы ОС-1,ОС-1а, ОС-1б).

Учет арендованных основных средств у арендатора осуществляется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на основании актов о приемке-передаче объектов основных средств. После прекращения договора аренды арендатор возвращает арендодателю имущество на основании акта, составленного в произвольной форме или по форме N ОС-1 (форме ОС-1а, ОС-1б).

На основании акта арендатор списывает возвращенный объект с забалансового учетаВ договоре аренде отражаются состав, стоимость передаваемого имущества, срок и размеры арендной платы, обязанности сторон по поддержанию имущества в рабочем состоянии.

При заключении договора аренды недвижимого имущества, на срок не менее года, данный договор подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433, ст. ст. 609 и 651 ГК РФ). Любые изменения, вносимые в такой договор, а также прекращение и расторжение договора также подлежат регистрации.

Арендатор, занимающий площади по договору аренды, подлежащему государственной регистрации, но не прошедшему этой процедуры, не имеет права признавать расходы по арендной платы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Ежемесячно арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру на сумму арендной платы, на основании которой арендатор будет иметь возможность принять "входящий" НДС к вычету.

При аренде федерального имущества арендатор выступает в роли налогового агента, в обязанности которого входит определение налоговой базы по НДС, удержание из дохода, уплачиваемого арендодателю, и перечисление суммы НДС в бюджет. Только после этого НДС может быть принят арендатором к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ).

Арендатор самостоятельно выписывает счет-фактуру на уплаченную в бюджет сумму НДС в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (муниципального) имущества", который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора. Данный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС.

Выбытие ОС

Основные средства выбывают из организации в случаях:

1.списания по причине непригодности к дальнейшему использованию

2.продажи на сторону

3.безвозмездной передачи

4.передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации

5.сдачи имущества в аренду, лизинг

6.реализации по договорам мены и т.д.

Не признается выбытием основного средства его перемещение между структурными подразделениями организации. Также если основное средство временно перестает использоваться (например, в силу необходимости реконструкции или монтажа дополнительного оборудования), оснований для его списания нет.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.

По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет, например, 01-В "Выбытие основных средств".

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов

Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).

Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).

Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.

Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).

Первоначальная стоимость основного средства может измениться в связи с частичной ликвидацией данного объекта (абз. 2 п. 14 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 41 Методических указаний). В данном случае происходит выбытие части основного средства.

Затраты, понесенные при ликвидации части основного средства, не влияют на его первоначальную стоимость, а учитываются в составе прочих расходов.

Учет кредитов и займов

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязаны вести бухгалтерский учет, им достаточно налогового учета доходов и расходов. Однако по желанию индивидуальные предприниматели могут вести бухгалтерский учет всех хозяйственных операций в том же порядке, что и организации.

По договору займа одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) деньги или прочее имущество, а заемщик обязуется возвратить займодавцу ту же сумму денег или такое же количество аналогичных вещей (ст. 807 ГК РФ). По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются передать заемщику денежные средства, а заемщик обязан вернуть через определенную срок ту же сумму и уплатить проценты (ст. 819 ГК РФ). Заметим, что займодавцем может быть любое юридическое или физическое лицо, а кредиты выдают только кредитные организации, имеющие лицензию.

Бухгалтерский учет кредитов и займов ведется в порядке, установленном ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). Для отражения долгосрочных кредитов и займов стандартным планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрен бухгалтерский счет 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», для краткосрочных кредитов и займов -- счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Расходами, связанными с выполнением обязательств по получению займов и кредитов, являются (п. 3 ПБУ 15/2008):

-проценты, причитающиеся к оплате;

-дополнительные расходы по займам (стоимость информационных и консультационных услуг, затраты на экспертизу договора и пр.).

Расходы по кредитам и займам учитываются в составе прочих расходов (бухгалтерский счет 91) в том периоде, когда они были произведены.

Бухгалтерский учет кредитов и займов выглядит следующим образом:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 66 (67)

-- получен на расчетный счет краткосрочный (долгосрочный, если срок более 12 месяцев) кредит или заем;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66 (67)

-- отражены дополнительные расходы;

ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51

-- оплачены дополнительные расходы;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 66(67)

-- начислены проценты по кредиту или займу;

ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51

-- уплачены проценты;

ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 51

-- возвращена основная сумма долга.

Как правило, основную сумму долга и проценты, а также прочие расходы учитывают на разных субсчетах на счете 66 или 67.

Бухгалтерский учет материалов, полученных по договору займа, ведется в том же порядке, как, если бы материалы были приобретены.

Бухгалтерский учет получения материалов по договору займа:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 66 (67)

-- получены материалы по договору займа;

ДЕБЕТ 66 (67) КРЕДИТ 10

-- возвращены материалы по договору займа.

Оплата больничных листов

В соответствии с действующим законодательством все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, независимо от характера и длительности выполняемых работ.

Средства социального страхования используются на:

ѕ выплату пособий по временной нетрудоспособности: по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;

ѕ оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом и т.д.

Право на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:

ѕ утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы;

ѕ необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

ѕ осуществление протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении.

Назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованной женщины.

Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованная женщина предоставляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией. Работодатель осуществляет выплату пособия по беременности и родам застрахованной женщине в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.

Пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения 2 и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 9 592,03 руб. - без учета районного коэффициента.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей.

Для назначения и выплаты пособия при рождении ребенка предоставляются:

ѕ заявление о назначении пособия;

ѕ справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния;

ѕ справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат, учатся)

Социальные налоговые вычеты

Налоговый вычет – это сумма, на которую уменьшается Ваш доход перед начислением подоходного налога, т.е. с суммы налогового вычета можно не платить 13% в бюджет, а если он уже уплачен, Вы вправе вернуть его из бюджета.

Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые в налоговом периоде понесли определенные расходы. Социальный вычет предоставляется по следующим основаниям:

1) по расходам на благотворительные цели и пожертвования;

2) по расходам на обучение;

3) по расходам на лечение;

4) по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование;

5) по расходам на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Как правило, социальные вычеты предоставляются в размере понесенных расходов, но при условии, что эти расходы не превышают максимально установленную НК РФ сумму вычетов. Налогоплательщик также вправе воспользоваться несколькими социальными вычетами. Для получения социального вычета налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган по окончании календарного года, в котором были понесены указанные расходы. Основанием для предоставления социального налогового вычета является налоговая декларация по форме 3-НДФЛ. При проверке декларации, налоговые органы могут запросить подтверждающие документы о произведенных расходах.

Для всех видов социальных вычетов необходимо учитывать следующее:

-расходы по нескольким видам социальных вычетов суммируются, за исключением оплаты обучения детей и расходов на дорогостоящее лечение. Общая сумма расходов по нескольким видам социальных вычетов, которую можно вычесть из годового дохода, не может превышать 120 000 руб.

23. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговые резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не 183 дней в календарном году.

К доходам, облагаемыми НДФЛ относятся:

- Проценты и дивиденды, выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями, имеющих постоянное представительство на территории РФ;

- Страховые выплаты;

- Пенсии, пособия, стипендии;

- Доходы, полученные от использования на территории РФ прав на объекты интеллектуальной собственности РФ;

- Доходы от использования транспортных средств;

- Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей;

- Иные доходы, полученные в результате деятельности на территории РФ.

Не подлежат налогообложению:

- Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

- Пособия по безработице, по беременности или родам, по государственным песням;

- Донорство;

- Алименты;

- Суммы в виде грантов;

- Суммы в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения различных областях, по перечню, утвержденному правительством;

- Суммы единовременной материальной помощи.

Согласно ст. 224 НК установлены следующие процентные ставки:

- 35 % в отношении:

а) стоимости выигрышей, проводимых на каких-либо мероприятиях, превышающих 4000 рублей;

б) в отношении страховых выплат добровольного страхования, если суммы выплат превышают фактически внесенные суммы;

в) Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБР, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 % годовых по вкладам в иностранной валюте;

г) Суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств в части превышения: в рублях - 3/4 ставки рефинансирования ЦБР, в валюте - 9 % годовых.

- 30 % в отношении всех доходов, полученными физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

-9 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов;

- 13 % прочие доходы, если иное не предусмотрено ст.224 НК РФ

Учет нормируемых расходов

В соответствии с НК РФ, отдельные виды расходов, относимых на себестоимость продукции для целей налогообложения подлежат корректировке с учетом установленных норм и нормативов. Такими расходами являются:

1) компенсация за использование личных л/а для служебных поездок

2) представительские расходы

3) расходы на рекламу

4) расходы на подготовку и переподготовку кадров

5) платежи по отдельным видам добровольного страхования

6) амортизация основных средств

7) оплата процентов по кредитам и займам

8) расходы на служебные командировки

9) расходы на содержание служебного автотранспорта.

Компенсация за использование личных л/а для служебных поездок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8.02.02 №92. Письмом Минфина РФ от 21.07.92 №57. Для выплаты компенсации установлены следующие требования:

1) если работа по роду производительной деятельности связана с постоянными разъездами

2) наличие приказа руководителя, устанавливающего размер и условия выплаты

Размер компенсации устанавливается в зависимости от интенсивности использования автомобиля и предусматривает возмещение затрат по эксплуатации автомобиля, его амортизацию, стоимость ГСМ, расходы на техобслуживание и ремонт.

3) представление в бухгалтерию техпаспорта автомобиля

4) компенсация выплачивается раз в месяц независимо от количества календарных дней

5) компенсация не выплачивается за время, когда л/а не эксплуатируется в производственных целях

6) при использовании для служебных поездок личных легковых иномарок компенсация выплачивается в размерах, установленных для отечественных машин соответствующего класса.

Берется рабочий объем двигателя до 2000 см^3 – компенсация 1200 рублей, более 2000 см^3 – 1500 рублей. Все затраты, которые выше этих сумм, по приказу выплачиваются из чистой прибыли и можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на эти суммы.

 

27. Представительские расходы — расходы предприятия или организации на проведение официальных приемов иностранных представителей, на посещение ими культурно-зрелищных мероприятий, на буфетное обслуживание, на оплату услуг переводчика.К Представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Основные принципы и методы бухучета

принципы:

1. Принцип денежного измерения.

В бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия).

2. Принцип обязательного документирования.

Непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение учитываемых объектов вытекает из одновременно совершающихся на предприятии различных операций, выражающих постоянно возобновляемый кругооборот средств и непрерывную смену их форм.

3. Принцип двусторонности или двойной записи.

То есть по источникам формирования и и по признаку размещения с выполнением равенства в обоих группах учета.

4. Принцип автономности предприятия.

Для сохранения объективности учета счета, на которых учитываются хозяйственные операции предприятия, ведутся обособленно от счетов предназначенных для учета лиц, связанных с предприятием. Разделение бухгалтерских счетов предприятия и его владельцев называется принципом автономности предприятия.

5. Принцип действующего предприятия.

Предполагается, что любое вновь создаваемое предприятие должно существовать (функционировать) за редким исключением в течение неопределенно долгого периода, т.е. быть постоянно действующим производством.

6. Принцип учета по стоимости.

Активы учитываются по цене приобретения, т.е. по стоимости. Эта стоимость являет-ся основой для учета актива в бухучете в течение всего периода его существования. Руководствуясь таким правилом собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения) и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска.

7. Принцип учетного периода.

Бухучет ведется по учетным периодам. При предоставлении отчетности внешним пользователям учетным периодом принято считать календарный период.

8. Принцип консерватизма (осторожности).

Руководители предприятия всегда хотят представлять дела производства в лучшем виде. Однако это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода, когда окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода нельзя засчитывать в доходы уже принадлежащие предприятию. Их разумнее отнести к доходам будущих периодов. Так же, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно эти зтраты будут возвращены), их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

- доход признается только тогда, когда имеет на то обоснованная уверенность;

- расход признается, как только возникает обоснованная возможность.

9. Принцип реализации.

Принцип консерватизма определяет время, в котором должен быть признан доход. Другой принцип, принцип реализации, указывает сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Учитывая, что товар может быть продан по цене выше его стоимости, и ниже, и в рассрочку и до оплаты, сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов.

10. Принцип увязки.

Потребность увязки заключается в следующем. если какое-либо событие влияет ка на доход, так и на расходы, воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Это значит, что затраты на производство продукции включаются в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся. независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Следовательно: затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации.

11. Принцип последовательности.

Предприятиям предоставлено право самим выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей.

12. Принцип существенности.

Например, предъявлен счет за телефонные разговоры, которые велись в пределах двух месяцев. Сумма счета в общих затратах настолько незначительна, что бухгалтеру выгоднее списать всю сумму сразу, чем организовать разбивку и учет сумм на два месяца. Принцип существенности устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

Методы:

- экономико-математические: (экономико-математическое моделирование).

В бухгалтерском учете эти методы используются при определении принципов группировки данных для различных целей, которые ставят перед собой различные заинтересованные пользователи, а также при разработке основных и вспомогательных учетных регистров;

- экономико-статистические. Наиболее распространенными методами изучения являются статистическая выборка, экономическая группировка, расчет статистических показателей (средние величины, вариации, дисперсии и т.д.), корреляционный и регрессивный анализ и т.п. Эти методы в области бухгалтерского учета используются при дальнейшей обработке бухгалтерской информации — для планирования, анализа и иных аналогичных целей;

- анализ и синтез — обобщение данных о состоянии отдельных сторон деятельности организаций, выявление общих закономерностей и выработка рекомендаций по повышению эффективности производственной и торговой деятельности.

В бухгалтерском учете анализ и синтез применяются при разработке методологических подходов. Для этого обобщается информация об эффективности применения выбранных схем группировки и детализации данных, степени их дальнейшей обработки и использования в практической деятельности руководством организации;

- экономический анализ — сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления положительных тенденций. Использование этого метода в бухгалтерском учете может иметь место при составлении динамических балансов, формировании пояснений к бухгалтерской отчетности и иных вспомогательных данных;

- экспериментальные — выработка экономических и управленческих решений на основе экспериментальных данных, т.е. данных, полученных в искусственно заданных (а не в естественных) условиях. Экспериментальные методы исследования, как правило, максимально полезны при определении наиболее эффективной организационной структуры и организации практической работы бухгалтерской службы — в частности, распределения обязанностей и определения функций, выполняемых отдельными работниками или группами работников;

- абстрактно-логические — методы, связанные с созданием абстрактных моделей, для которых характерны наиболее существенные признаки изучаемого явления или объекта (а не все факторы, определяющие поведение объекта или явления в конкретной ситуации). Эти методы широко применяются при разработке учетной политики организации, при постановке задач на разработку программного обеспечения по бухгалтерскому учету, а также при формировании данных прогнозных балансов;

-другие методы.

На основании методов научного исследования формируется собственно метод бухгалтерского учета, который можно определить следующим образом.

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов для наиболее рационального и эффективного обобщения, группировки и детализации бухгалтерской информации при решении разнообразных управленческих задач, определенных заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Отдельные приемы или способы метода называют его элементами.

Выделяют 4 метода:

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- регистрация;

- обобщение бухгалтерской информации.

К каждому методу определена пара элементов метода бухгалтерского учета. (связь элементов и методов видна из рисунка в материале)

Документация — первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности в виде определенных форм учетных документов. На основании этих документов ведется бухгалтерский учет.

Инвентаризация — совокупность приемов и способов проверки соответствия фактического наличия имущества и реальности обязательств организации данным бух учета.

Оценка — сп


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.