Новейшее состояние исследования вопроса об единстве «Одиссеи» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Новейшее состояние исследования вопроса об единстве «Одиссеи»

2017-12-20 139
Новейшее состояние исследования вопроса об единстве «Одиссеи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше мы постарались показать, что в современной гомерологии вопрос об единстве «Илиады» можно считать более или менее доказанным.

Иначе обстоит дело с «Одиссеей» — из существующих трех основных соперничающих друг с другом теорий каждая имеет довольно авторитетных защитников.

1) Так называемая теория многослойности, согласно которой в «Одиссее» выделяются, с одной стороны, пра-Одиссея, или первичное ядро поэмы, а с другой — поздние наслоения, дело рук поэтов совершенно различных эпох. Так, по мнению Д. Пейджа, в «Одиссее» можно выделить несколько слоев. Из них древнейший — созданный в IX или VIII веках, очевидно, является первоначальным вариантом поэмы. Позднее были добавлены отдельные части, созданные разными авторами: эпизоды «Телемахии», второе собрание богов, «Царство теней» целиком, отдельные места истребления женихов и финал поэмы (после 296 строки XXIII песни). На основе языкового, стилистического, мифологического и мировоззренческого анализа Пейдж пытается доказать, что эти части принадлежат разным авторам и поэтому между ними имеются существенные смысловые противоречия.1) Разные слои в «Одиссее» выделяет и В. Тайлер: пра-Одиссею — поэму Кирки — «Царство теней», сформировавшуюся на основе ранее существующей Теспротиды, финальные сцены, со вторым царством теней и сцену отца и сына, которая приписывается поэту, обработавшему древнюю «Телемахию».2)

2) Больше сторонников у компилятивно-аналитического метода, разработанного вначале Кирхгофом,3) а впоследствии Виламовицем.4) По их мнению, в поэме можно различить следы творчества двух основных поэтов — древнего и позднего, [85] переработавшего поэму. В современной гомерологии этой точки зрения с определенной модификацией придерживаются П. Фон дер Мюлль и В. Шадевальдт. В отличие от Пейджа, Фон дер Мюлль считает «Одиссею» единой поэмой, где композиционное единство налицо. Хотя, по его мнению, нельзя отрицать и того, что в поэме явно различимы два слоя: ранний, принадлежащий поэту-А, и поздний, приписываемый поэту-Б. Поэт-Б привел «Одиссею» в порядок и придал ей традиционную форму.5) Особый интерес представляют в этом отношении исследования В. Шадевальдта.6) Его т. н. позитивно-синтетический метод основан на детальном анализе «Одиссеи». По Шадевальдту, между отдельными частями «Одиссеи» нет органичной связи. Метод, которым доказывалось единство «Илиады», не дает аналогичных результатов при его применении к «Одиссее». Следовательно, был сделан вывод: поэма не является единым произведением. Исследователь пытается выделить в поэме текст самого Гомера (поэта-А) и «обработчика (поэта-Б). Различие во взглядах Шадевальдта и Фон дер Мюлля в данном случае состоит лишь в том, что если, по Фон дер Мюллю, между поэтами-А и -Б лежит целое столетие, то Шадевальдт в поэте-Б видит предполагаемого ученика Гомера, который после смерти своего учителя или предка (прибл. в 700 г. до н. э.) должен был придать поэме окончательную форму, учитывая при этом поэтические принципы последнего. Поэту-Б Шадевальдт приписывает все, что связано с Телемахией, Царством теней и финалом поэмы, начиная с 344 строки XXIII песни, а также некоторые более или менее значительные части произведения, в общей сложности, примерно, треть современной «Одиссеи».7) Все то, что остается после изъятия этих добавлений, согласно Шадевальдту, по своей структуре явно гомеровское. Модифицированный вариант теории Мюлля-Шадевальдта предлагает нам Р. Меркельбах. Он также выделяет в «Одиссее» несколько слоев, но считает поэму в основном плодом творчества А (поэта) и Б («обработчика»). По мнению Р. Меркельбаха, в «Одиссее» можно выделить следующие слои: а) древнейший, т. н. поэма возмездия ((R) = Rachegedicht), которая, вероятно, создана Гомером. Здесь Одиссей уже в начале поэмы должен был быть на Итаке и сам в роли незнакомца призывать Телемаха защитить себя от женихов. [86] Частью этой же поэмы должны быть план убийства и собрание итакийцев. Из этой поэмы, должно быть, сохранились поединок с Иром, поступок Эвримаха и сцена узнавания XXIII песни; б) со своей стороны все это вошло в древнейший вариант «Одиссеи» (А), которая состояла из сцен странствий Одиссея, возвращения на Итаку, пребывания у Эвмея, встречи с Телемахом, узнавания (как Пенелопой, так и при омовении ног) и истребления женихов; в) отдельно должен был существовать малый эпос о Телемахе (Т), рассказывающий о странствиях сына Одиссея в поисках сведений об отце. Помимо этого, существовали, по всей видимости, отдельные малые поэмы, которые были использованы в формировании Феакии, I и II царства теней, в сценах встречи Одиссея и Лаэрта; г) поэт-Б («обработчик») использовал эти две основные поэмы (А) и (Т), переосмыслив и мотивировав какие-то факты, он объединил их в одну поэму.8)

3) Большая часть9) исследователей: К. Райнхардт,10) Л.А. Стелла,11) Ф. Айххорн,12) Т. Бона,13) М. Мюллер,14) X.В. Кларке,15) О. Комненос-Какридис16) и др.17) считают поэму плодом творчества одного поэта. По их мнению, каждая часть поэмы логически связана с другой и устранение «Телемахии», «Царства теней», финала «Одиссеи» или какой-либо другой части нарушило бы единую композицию произведения.

Из сказанного явствует: в отношении структуры и формирования «Одиссеи» высказаны фактически все возможные в данном случае взгляды. Безусловно, эти взгляды не все равноценны, однако, при ознакомлении с ними, становится очевидным, что, несмотря на столь большое число исследований, филологическая наука еще не выработала критерии, опираясь на которые можно было бы дать определенный ответ на основной вопрос — является «Одиссея» в дошедшем до нас виде единым произведением или же мы должны рассматривать ее как плод творчества нескольких поэтов. Конечно, трудно не признать участие интерполятора или переписчика [87] в процессе создания поэмы. Но здесь, как и в случае «Илиады», следует разобраться в принципиальном вопросе — принадлежит современная «Одиссея», как композиционное целое, одному поэту и является плодом одной поэтической концепции, а деятельность интерполятора ограничивается лишь добавлением отдельных деталей в единую структуру, или же, напротив, сама композиция поэмы указывает на следы разных поэтических принципов, а единство выражается лишь в приспособлении и приравнивании этих принципов друг к другу. При исследовании «Одиссеи» исходной точкой, по нашему мнению, должно быть то обстоятельство, что поэма в своей традиционной форме обладает связанной композицией. Если удастся доказать, что отдельные части поэмы учитывают и дополняют друг друга и со своей стороны находятся в органичной связи с цельной структурой поэмы, мы должны будем признать, что поэма в основном едина.

Мы придерживаемся того мнения, что вопрос об исследовании отдельных частей «Одиссеи» должен быть органично увязан с проблемой исследования цельной структуры и композиции поэмы, что при анализе «Одиссеи» нужно максимально учитывать те черты собственно гомеровского эпоса, которые выявлены в композиции «Илиады» и которые, по-видимому, определили особенность гомеровских поэм. В данном случае речь идет не об отдельных языковых, композиционных, стилистических или мировоззренческих моментах (известно, что в этом отношении в творчестве одного писателя могут наблюдаться на протяжении ряда лет довольно значительные изменения), а о тех общих и специфических принципах построения поэмы, которые обычно остаются неизменными в творчестве эпического поэта. Анализ «Одиссеи» с этой точки зрения приводит нас к выводу, что поэма в основном едина. Достаточно изъять из нее те части, которые, по мнению аналитиков, были созданы поэтом-Б или целым рядом интерполяторов, как поэма лишается своей типично гомеровской структуры и, следовательно, теряет единство. [88]

Назад К содержанию Дальше

1) 302.

2) 380.

3) 227.

4) 399.

5) 389д.

6) Нам неизвестна работа Шадевальдта, обобщающая его теорию. Анализ отдельных частей «Одиссеи» представлен в 350; 351; 352; 353, Места «Одиссеи», не принадлежащие Гомеру, перечислены в 354, стр. 445...; 349. стр. 486.

7) Ср. 354, стр. 447.

8) 271.

9) Из работ современных аналитиков можно было бы назвать еще 160; 265. Для обзора ср. 254; 194а и др.

10) 326; 327.

11) 375.

12) 148.

13) 105.

14) 282.

15) 127.

16) 237.

17) Для обзора 254; 194а. Из новейших унитаристических работ по «Одиссее» значительны 339; 153; 148а.

 

«Одиссея» и информация о postiliaca

К «Одиссее» при ее исследовании нельзя подходить с тем мерилом, с которым мы подходим к «Илиаде». Содержание «Илиады» менее прямолинейно, чем «Одиссеи». В «Илиаде» действие как бы сконцентрировано вокруг героев — Ахилла, Агамемнона, Патрокла, Гектора и других, которые со своей стороны органично связаны с основной темой поэмы — темой гнева. И уяснив себе раз специфику построения «Илиады», легко установить взаимоотношение отдельных ее частей. Композиция «Одиссеи» гораздо проще и сюжет легко воспринимаем. Однако при всей простоте и прямолинейности отдельные части поэмы менее связаны друг с другом. Описываемые в «Одиссее» приключения связаны между собой лишь одним героем — Одиссеем или Телемахом и являются самостоятельными сюжетными единицами. Поэтому в «Одиссее» нельзя установить ту глубокую взаимосвязь частей, которая выявлена в «Илиаде». Но это однако вовсе не означает, что поэма не едина. Композиция поэмы довольно стройна, и сейчас трудно говорить, имеем ли мы право отделить ту или иную часть от поэмы.

Точка зрения Аристотеля («Поэтика», 8 и 23), который во всей греческой литературе выделял лишь две поэмы — «Илиаду» и «Одиссею», построенных по одному принципу, может быть исходной и в данном случае.

Не следует забывать, что поэмы, которые Аристотель противопоставлял гомеровскому эпосу — «Тесеида», «Гераклеида», «Киприи», «Малая Илиада» и др., принадлежали поэтам гомеровской эпохи или были созданы непосредственными последователями Гомера. Однако, по мнению Аристотеля, им чужда тайна единства гомеровской композиции. Именно поэтому трудно утверждать, что первоначальные варианты гомеровских поэм приняли сегодняшний вид лишь при участии последователей (или последователя) Гомера. Тогда непонятно, почему характерный для гомеровских поэм композиционный принцип не был реализован в других архаических поэмах, тем более, что использование этого принципа принесло бы лишь успех их авторам. Именно эта особенность гомеровской композиции дает возможность говорить [89] об одном поэте, с особой и единой поэтической концепцией. Как уже отмечалось, Аристотель довольно точно определил суть принципа построения гомеровских поэм, в которых, с одной стороны, сохраняется единство фабулы, а с другой, — дается информация о событии в целом, частью которого является конкретная фабула. Мы уже видели, как реализуется этот принцип в «Илиаде». Что же касается «Одиссеи», то и в ней, если только она принадлежит Гомеру, возвращение Одиссея следует считать необходимым для единства действия эпизодом, который, в свою очередь, используется как информация о событиях, следовавших за описываемыми в «Илиаде» явлениями, — о возвращении ахейских героев· «Илиада», как было уже отмечено, дает нам многочисленные сведения о ходе всей Троянской войны, в особенности о тех событиях, которые имели место до описываемых в ней явлений. Эту т. н. Anteiliaca поэмы собрал воедино Кульманн.1)

Что же касается Postiliaca или сведений, которые касаются событий, следующих за описываемыми в «Илиаде» явлениями, то они весьма скудны.2) Из Postiliaca мы узнаем лишь следующее:

1) Ахилл будет убит у Скейских ворот совместными усилиями Париса и Аполлона.

Умирающий Гектор обращается к Ахиллу:

«Знал я тебя; предчувствовал я, что моим ты моленьем
Тронут не будешь: в груди у тебя железное сердце.
Но трепещи, да не буду тебе я божиим гневом
В оный день, когда Александр и Феб стреловержец,
Как ни могучего, в Скейских воротах тебя ниспровергнут».

(«Илиада», XXII.356-360)

То, что Ахилл погибнет у Трои, не раз предсказывается в «Илиаде» (XVI.707...; XVII.406...; XVIII.5...; XVIII.96 и т. д.).

2) Ахейцам придется вспомнить Филоктета, оставленного на Лемносе:

«Но лежал предводитель на острове Лемне священном
В тяжких страданиях, где он оставлен сыном ахеян,
Мучимый язвою злой, нанесенною пагубной гидрой.
Там лежал он, страдалец. Но скоро ахейские мужи,
Скоро при черных судах о царе Филоктете вспомнят».

(«Илиада», II.721-725) [90]

3) Троя будет взята по совету Афины. Зевс предрешит ход Троянской войны. После гибели Гектора, павшего от руки Ахилла, положение троянцев будет все более ухудшаться

«..........доколе ахейцы
Трои святой не возьмут, по советам премудрой Афины».

(«Илиада», XV.70-71)

4) Потомки Энея будут царствовать в Троаде.

«Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно
Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться».

(«Илиада», XX.307-308)

5) Троя падет:

«Будет некогда день, как погибнет высокая Троя,
Древний погибнет Приам и народ копьеносца Приама».

(«Илиада», IV.163-164)

Подобное предсказание часто встречается в «Илиаде».

6) Приам и его потомство не переживут падения Трои:

«Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион».

(«Илиада», XX.306)

7) К этим моментам, выделенным Кульманном, мы добавим предсказание Андромахи об ожидавшем ее и Астианакса несчастье (VI.408, VI.454...: XXIV.725...). Вероятно, и здесь мы имеем дело с Postiliaca.

Как видно из приведенных примеров, в «Илиаде» ничего не сказано о возвращении героев и почти ничего о последнем этапе Троянской войны. Это умалчивание поэта о возвращении героев и вообще скудность Postiliaca нельзя объяснять случайностью. Единственным объяснением этому может служить то, что поэт намеревался рассказать о событиях, происшедших после Троянской войны, и о возвращении героев в другом произведении. Могут возразить, что скудность Postiliaca в «Илиаде» вызвана существованием в эпоху Гомера других поэм, в которых разработаны темы «Малой Илиады» и «Возвращений». Однако это не может являться веским аргументом, ибо, как в таком случае объяснить обширность Anteiliaса в «Илиаде». Ведь существовали же в гомеровскую эпоху и такие поэмы, в которых разрабатывались мотивы «Киприй». В этой связи особенно интересно выяснить, рассказывает ли «Одиссея», на фоне возвращения Лаэртида, о том, что приключилось с ахейскими героями после того, как мы расстались с ними в «Илиаде», как распределяется данная информация в поэме. [91]

Прежде всего следует заметить, что во всей «Одиссее» царит дух «возвращений»; это подтверждается как смысловым анализом многочисленных пассажей поэмы, так и частым употреблением в ней слов, возникших на основе термина νόστος («возвращение»). Нетрудно заметить, что всюду — рассказывается ли о приключениях Одиссея, или о возвращении Менелая, Нестора и других героев — чувствуется стремление героев вернуться на родную землю (φίλην ες πατρίδα γαιαν).

Уже в прооймионе первой песни сказано, что Одиссей заботится о возвращении своих соратников (αρνύμενος ην τε ψυχην και νόστον εταίρων), хотя там же отмечается, что Гелиос похитил у них день возврата (νόστιμον ημαρ). Β I.11... сказано, что все, кто избежал опасности, находятся дома, кроме Одиссея, желавшего возвращения (νόστου κεχρημένον) (13), его стремление (V.220) — οικαδε τ’ελθέμεναι και νόστιμον ημαρ ιδέσθαι можно считать общим желанием всех троянских героев. Фемий в I.326... поет о возвращении ахейцев (ο δ’Αχαιων νόστον αειδε λυγρόν, ον εκ Τροίης επετείλατο Παλλάς ’Αθήντ;); в Χ.15... Эол слушает рассказ о возвращении ахейских кораблей и ахейцев (νόστον ’Αχαιων).

Рассматривая «Одиссею» с этой точки зрения, становится очевидным, что в ней особое значение придается эпизодам «возвращений» и в отличие от «Илиады» часто употребляются формы, имеющие значение «возвращение» (νοστηαι, νοστήσαντα, νοστήσαντι, νοστήσας, νοστήσει, νοστήειε, νοστήσειν, νοστήσεις, νοστήση, νόστιμον, νόστιμος, νόστοιο, νόστον, νόστος, νόστου, νόστω), в отношении к ахейским героям.

Это же, со своей стороны, указывает на мотив возвращения (νόστος) ахейских героев как на основной мотив «Одиссеи».3)

Из II песни «Илиады» (404-409) явствует, кого считали «лучшими старейшинами среди ахейцев» (γέροντας άριστηας Παναχαιων): это Агамемнон, Нестор, Идоменей, оба Аякса, Диомед, Одиссей. К ним следует причислить и Ахилла, который находился в то время на своих кораблях, а также Менелая, Антилоха и Филоктета, исполняющих ведущую роль в сказаниях троянского цикла. [92]

Как действуют эти герои на фоне возвращения Одиссея, как отображены их приключения в «Одиссее»?

Анализ поэмы свидетельствует о том, что «Одиссея» содержит информацию о каждом из этих героев и информация эта соответствует мотивам «Возвращений» и «Падения Илиона».

Если собрать эти сведения воедино и разгруппировать их в том же порядке, в каком они должны были находиться в общем сюжете троянского цикла, то получим следующую картину:

I. Агамемнон:

1) О споре Агамемнона и Менелая после падения Трои и о последствиях этого спора дается информация в III.130... Нестор рассказывает, как после разрушения города Приама в результате вмешательства богов разделились мнения Агамемнона и Менелая. Менелай требовал немедленного возвращения по открытому морю, Агамемнон же, в надежде умиротворить разгневанную Афину, советовал ахейцам повременить и свершить священное жертвоприношение. Но он, несчастный, не знал, что этим не умилостивить богини, ибо бессмертные боги не любят менять своих решений. После словесной перебранки братьев часть ахейцев на следующее утро последовала за Менелаем, другая же осталась с Агамемноном.

2) О возвращении Агамемнона и его убийстве Эгистом подробно повествуется в IV.512...

Протей рассказывает Менелаю, как, преодолев препятствия, Агамемнон достиг родины, как велика была его радость, когда он ступил на родную землю; но нанятый Эгистом сторож, которому тот обещал два таланта и который целый год ждал возвращения Атрида, тотчас доложил Эгисту о его прибытии.

«Ков смертоносный тогда хитроумный Эгист приготовил:
Двадцать отважных мужей из народа немедля он выбрав,
Скрыл их близ дома, где был приготовлен обед изобильный;
Взяв колесницу с конями, к царю он Атриду навстречу
С ласковым зовом пошел, замышляя недоброе в сердце;
Введши его, подозрению чуждого, в дом, на веселом
Пире его он убил, как быка убивают при яслях;
Люди с Атридом пришедшие, все до единого пали,
Но и Эгистовы с ними сообщники также погибли».

(«Одиссея», IV.529-537)

3) Эту картину дополняет XI.409..., где душа Агамемнона рассказывает Одиссею о своем убийстве. В отличие от вышерассмотренного места, в котором вкратце повествуется об [93] убийстве Агамемнона во дворце, здесь дается детальное описание того, при каких обстоятельствах был убит Атрид и какова была роль Клитемнестры в гибели его самого и Кассандры. Следовательно, этот эпизод можно считать продолжением и дополнением IV.512... То же самое можно сказать и о III.247-312.

4) В I.298... говорится, что Орест, умертвив убийцу своего отца, коварного Эгиста, приобрел бессмертную славу. Эта же информация расширяется в III рассказе Нестора, особенно в III.306...

5) В XXIV.199... сказано, что, убив своего благородного мужа, Клитемнестра вечным позором покрыла весь женский пол, даже тех, которые беспорочны; о ней же в песнях потомков будет идти дурная слава.

II. О возвращении Нестора детально повествуется в III песни. Нестор рассказывает Телемаху о послевоенных приключениях ахейских героев и своих в том числе.

Из XXIV песни мы узнаем, что Нестор своей речью остановил ахейцев, испуганных видом Фетиды, которая явилась оплакивать своего сына (50...).

III. Об Идоменее в III.191... говорится: «Идоменей, никого из сопутников, с ним избежавших вместе войны, не утративши на море, Крита достигнул».

IV. О том, что Аякс Теламонид пал в Трое, мы узнаем из III.109..., а в XI.543 рассказывается, как Одиссей одержал над ним победу в споре по поводу оружия Ахилла и как именно это явилось причиной гибели мужественного Аякса.

V. О трагической смерти Аякса Ойлида мы узнаем из IV.499... В ней повествуется о том, как погиб Аякс Ойлид, спесиво заявивши, что спасется вопреки желанию богов. Посейдон разбил его корабль о скалу.

VI. Из III.180... мы узнаем, что на четвертый день путешествия корабли спутников Диомеда Тидида бросили якорь в Аргосе.

VII. О возвращении Менелая, богатом приключениями, подробно рассказывается в IV песни. Сам Менелай описывает Телемаху свое длительное странствие по морям, пока они с Еленой не добрались до родной Спарты. О нем же рассказывает и Нестор в III песни.

VIII. Уже в III.109 сказано, что Ахилл сражен, лежит в Троаде. В XI песни его тень встречается с Одиссеем, а в XXIV.36... описывается торжественное погребение Ахилла в Троаде. Фактически это место является логическим финалом экспонирования Ахилла в гомеровском эпосе вообще. Слова души Агамемнона, обращенные к Ахиллу (XXIV.93-94): [94]

«Так и по смерти ты пленен жив, Ахиллес, и навеки
Слава твоя сохранится во всех на земле поколеньях» —

завершают это экспонирование.

IX. О смерти Антилоха, сына Нестора, мы узнаем из III.112, а в IV.187... говорится, что после Патрокла Ахилл больше всего любил именно его.

X. В III.190... выясняется, что Филоктет мирно добрался до дому.

XI. В III.188... говорится, что мирмидонцы и сын Ахилла спокойно вернулись на родину. О героических деяниях самого Неоптолема подробно рассказывается в XI.505. Здесь Одиссей рассказывает душе Ахилла о героизме его сына.

Теперь же рассмотрим, как распределена в «Одиссее» информация о тех событиях, которые произошли в Троаде после описываемых в «Илиаде» явлений. Если распределить эпизоды в хронологическом порядке, получим следующую картину:

I. После смерти Гектора на помощь троянцам пришел Мемнон, сын Эос, который убил Антилоха (IV.187).

II. Потом убили самого Мемнона (это можно заключить из XI.522...) («После Мемнона, подобного богу, был всех он прекрасней»),

III. Ахилл убит, и за его тело разгорелась жаркая схватка между ахейцами и троянцами. Впоследствии, оплаканный Фетидой и ахейцами, Ахилл был погребен с подобающими почестями (XXIV.36...).

IV. Спор между Одиссеем и Аяксом после смерти Ахилла послужил причиной гибели Аякса (XI.543...).

V. Далее Одиссей на своем корабле забирает сына Ахилла Неоптолема со Скира (XI.505...).

VI. На помощь троянцам пришел Эврипид Телефид, вождь кетейцев. Его убил Неоптолем (XI.519...).

VII. Одиссей вырядился нищим и прокрался в Трою. Убив многих троянцев, он возвратился и принес ахейцам нужные сведения (IV.241...).

Эпизод деревянного коня и взятия Трои суммирован в VIII.499..., что уже подготовлено словами Одиссея в 492... О том же, что пережили ахейские герои, сидя в деревянном коне, когда к ним пришла Елена и стала звать по имени лучших из ахейцев, подражая при этом голосам жен аргивян, рассказывается в IV.266... Здесь же надо отметить, что в IV и VIII песнях эпизод деревянного коня освещен с разных позиций. Краткая информация IV песни и резюме песни Демодока дополняют друг друга. [95]

IX. После падения Илиона между Атридами возникло разногласие (III.141...).

Для того, чтобы все сказанное выше легче было бы обобщить, следует составить таблицу, которая покажет, как распределена в «Одиссее» информация о событиях, происшедших после явлений, описываемых в «Илиаде» (ср. таблицу). Всю эту информацию назовем Postilica (PI).

В таблице «Одиссея» разделена на 4 основные части:

1) «Телемахия», которая не исчерпывается I-IV песнями. «Телемахией» мы обозначаем все те места поэмы, которые связаны с путешествием Телемаха и соответственно с I-IV песнями, без которых этих эпизодов не было бы в поэме.

Как известно, аналитики считают «Телемахию» плодом творчества «обработчика».

2) «Царство теней» XI песни, которого, по мнению многих гомерологов, не должно было быть в раннем варианте поэмы, и связанные с ним остальные места поэмы.

3) XXIV песнь, которая, по мнению аналитиков, также является позднейшей обработкой, и все связанные с ней места.

4) Те части поэмы, которые, по мнению некоторых аналитиков, можно считать первичным гомеровским вариантом поэмы.

PI Телемахия Царство теней XXIV Остальное
Основные герои. Смерть или возвращение        
Агамемнон Х Х Х  
Нестор Х      
Идоменей X      
Аякс Теламонид Х Х    
Аякс Оилид X      
Диомед X      
Менелай X      
Ахилл X X X  
Антилох X   X  
Филоктет X      
Неоптолем X X    
Отдельные эпизоды        
Мемнон X Х    
Смерть и погребение Ахилла     X  
Спор Одиссея и Аякса   Х    
Приезд Неоптолема   Х    
Эврипил   X    
Одиссей прокрался в Трою X     В VIII песни резюме эпизода деревянного коня и падения Илиона.
Деревянный конь X    
Разногласия после падения Илиона Х    

[96]

В таблице мы рассматриваем только ту конкретную информацию, которая отличается от PI «Илиады».4) Таблица разделена на две части: в первой отмечена PI основных героев, главным образом их смерть или возвращение, а во второй — отдельные эпизоды PI. Иногда одно и то же место поэмы содержит информацию как о PI отдельного героя, так и об отдельных эпизодах PI вообще.

Нетрудно заметить, что информация о PI «Илиады» почти полностью распределена в «Телемахии», «Царстве теней», XXIV песни. Лишь один раз в VIII песни передается вкратце эпизод деревянного коня. Подобное распределение информации вполне закономерно, так как в других песнях акцент в основном падает на возвращение самого Одиссея. Если мы, вслед за аналитиками, допустим, что «Телемахия», «Царство теней» и XXIV песнь являются неоригинальными частями поэмы, то станет неясным, почему пропущены сведения о Postiliaca, о возвращении других героев в самом сюжете странствий и возвращения Одиссея, почему автор этой оригинальной части поэмы обходит молчанием возвращение главных ахейских героев. Ведь имел он возможность использовать для этой цели рассказы Фемия, Кирки и т. д.5) Следовательно, мы должны допустить, что т. н. оригинальная часть поэмы — странствия и возвращения Одиссея — учитывает наличие тех эпизодов PI в поэме, которые засвидетельствованы в «Телемахии», «Царстве теней» и финальной части «Одиссеи». [97]

1) 244.

2) Ср. 244, стр. II...

3) То, что информация о возвращениях имеет в «Одиссее» совершенно определенную функцию, отмечает и Торнтон (382, стр. 1...).

4) Следовательно, мы здесь не имеем в виду такое сведение, как: Агамемнон разрушил Трою (IX.263...), ибо здесь ничего нового, в отличие от «Илиады» не содержится. Информацию V.310... о том, что у трупа Ахилла Одиссей был окружен многочисленными противниками, можно считать лишь незначительной дополнительной деталью рассказа души Агамемнона о схватке вокруг тела Пелида, касающейся Одиссея. А упоминание XIII.383-5 мимоходом о гибели Агамемнона находится в связи с Царством теней, ибо, согласно поэме, только там мог узнать Одиссей о гибели Атрида.

5) Также и сам Одиссей, рассказывая в конце XXIII о своих приключениях Пенелопе, начинает с эпизода киконов, не упоминая о деревянном коне и последних событиях Троянской войны, о событиях, которые с таким интересом были выслушаны Телемахом у Нестора и Менелая.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.