Схема характеристики классного коллектива. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Схема характеристики классного коллектива.

2017-12-21 490
Схема характеристики классного коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Состав класса по возрасту.

2. Состав класса по полу: девочки _____________, мальчики

3. Неполные семьи (количество человек).

4. Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек).

5. Характеристика деятельности класса:

а) какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите);

б) могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности;

в) мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения.

6. Характеристика взаимоотношений:

а) количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. и т.д.;

б) количество микрогрупп в классе, включающих только девочек; только мальчиков; и тех и других;

в) какие основания для объединения в дружеские микрогруппы;

г) характер отношений между группами;

д) краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения);

е) краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив;

ж) количество и краткая характеристика "отверженных" (в классе);

з) есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие);

и) какие нормы, ценности главенствуют в классе;

к) каковы традиции класса;

л) какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений;

м) какой тон, настрой преобладает в классе.

7.Место класса в школе:

а) осознает ли класс себя единым целым;

б) в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки, секции, студии);

в) какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные;

г) каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими;

д) в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССА.

Коллектив класса при его рассмотрении должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения воспитательных возможностей. А это во многом зависит от характера и содержания коллективной жизни и деятельности. Важно выявить отношение классного коллектива к учению: как добросовестно относится он к своим учебным обязанностям, заинтересован ли учебными дисциплинами и какими. Глубокий интерес к учению выявляется не только в успеваемости класса, но и в кружковой работе, олимпиадах. Важно обратить внимание, насколько учебная деятельность объединяет ребят, есть ли в классе взаимопомощь, переживают ли ребята успехи и неудачи своих товарищей, борются ли за высокую успеваемость. Характер жизни коллектива проявляется и вне занятий. Практикант выявляет, охотно ли школьник участвует в общественном труде, в интересных и полезных делах школы, возникает ли трудовое сотрудничество, взаимопомощь, формирующие чувство коллективизма.

Анализируя содержание и формы коллективной деятельности класса, необходимо особенно отметить, как она связана с жизнью всего школьного коллектива, со всем обществом.

И, наконец, следует обратить внимание на сложившиеся межличностные отношения, так как их система во многом определяет воздействие коллектива на личность, её самочувствие, создаёт общий эмоциональный климат в классе.

Отношение между учащимися в коллективе складываются в двух направлениях: деловые отношения и личные. Деловые отношения определяет общественная функция каждого члена коллектива, в связи, с чем один может требовать, другой должен подчиняться, исполнять. Но при этом дети не безразлично относятся друг к другу как личности. Одним симпатизируют, другие безразличны; к кому-то тянутся, хотят дружить, других внутренне отвергают. Эти неформальные внутренние отношения оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность коллектива в целом.

Известно, что для каждого ученика в классном коллективе, как правило, есть своя микросфера, свой круг ближайшего общения, свой микро коллектив, в котором он принят и занимает своё место, играет свою роль. Эта группа называется референтной. Именно здесь складываются особые отношения. Своя этика, свои не писаные законы. И если групповая этика и содержание малых групп противоречат требованиям классного (школьного) коллектива, то это часто сводит к нулю его воспитательные возможности.

Не всегда официальная структура классного коллектива соответствует реальным межличностным отношениям. Не всегда активисты являются наиболее авторитетными. Часто лидерами класса являются школьники, не занимающие никаких «должностей», в том числе и отрицательно влияющие на других детей. Нетрудно представить, насколько важно знать учителю межличностные отношения детей, лидеров класса и «отверженных», чтобы эффективно управлять коллективом и активно влиять на формирование каждой личности.

Из курса общей психологии студенты знают социометрические методы исследования межличностных отношений в коллективе. В период педагогической практики они становятся темой самостоятельных исследований, без чего немыслим учительский труд.

Приложение №6

Памятка по подготовке воспитательного дела

1. Определите тему внеучебного воспитательного дела.

2. Уточните тему в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, определите форму воспитательного дела.

3. Четко определите задачи дела с учетом уровня воспитанности детей, возможностей темы и избираемой формы.

4. Подумайте о том, где будет проходить дело (класс, спортивный зал, улица).

5. Изучите методическую литературу с целью проектирования модели воспитательного дела и разработки его сценария.

6. Решите для себя вопрос о воспитательных смыслах работы с детьми на подготовительном этапе.

7. Вместе с учащимися создайте совет дела, наметьте план его подготовки.

8. Предусмотрите организационные трудности при подготовке дела, помогите ребятам их преодолеть.

9. Осуществите проверку готовности учеников к проведению намеченного дела.

10. Определите свою роль в проведении воспитательного дела.

11. Используйте различные формы поощрения инициативы и творческой активности учащихся.

12. Оформите развернутый план-конспект воспитательного дела по схеме:

- тема, воспитательные задачи;

- оборудование;

- литература;

- план подготовительной работы;

- план проведения дела;

- ход дела.

Приложение №7

Примерная схема анализа формы воспитательной работы

1. Целенаправленность:

- четкость формулировок планируемых задач данного мероприятия;

- соответствие задач возрастным особенностям и потребностям учащихся;

- место данного дела в системе воспитательной работы;

- осознание самими учащимися значимости, целесообразности данного мероприятия.

2. Содержание:

- актуальность темы, содержания и воспитательного дела;

- доступность содержания (учет возрастных особенностей, уровня их подготовленности);

- воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального влияния;

- связь содержания материала с жизненным опытом учащихся.

3. Методика проведения:

- организационная четкость, целесообразность распределения времени;

- активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их;

- средства создания психологического настроя;

- соотношение заранее подготовленного материала и импровизации (как у учителя, так и у учащихся), целесообразность такого соотношения;

- наличие эмоционального контакта между участниками мероприятия и его организаторами, пути и средства его достижения;

- учет специфики формы проведения воспитательного мероприятия;

- педагогические способности, уровень владения педагогической техникой, педагогическое мастерство учителя.

4. Результативность:

- уровень реализации задач;

- отношение учащихся к проведенному мероприятию: интерес, активность;

- познавательная эффективность: какие новые знания получили учащиеся, какие умения, навыки закреплены;

- какие социальные установки чувства, убеждения формировались у детей;

- возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого во время мероприятия;

- недостатки, обнаруженные в ходе подготовки и проведения воспитательного мероприятия, их причины и возможные пути устранения;

- рекомендации по совершенствованию методики проведения аналогичных мероприятий.

Приложение № 8

Примерная схема отчета о практике


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.