Проблема беспризорности детей на современном этапе. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Проблема беспризорности детей на современном этапе.

2017-12-12 199
Проблема беспризорности детей на современном этапе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования. Массовый характер имеют случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями детских домов.

Воспитанникам государственных детских домов не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей по 2-3 года не бывает медосмотров. В результате среди воспитанников детских домов много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40% выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.

Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

15 сентября 1990 года, 10 лет назад, Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка. В 1992 году представила в Комитет ООН по правам ребенка свой первый Государственный периодический доклад о том, как наше государство эту конвенцию выполняет. "Выяснилось", что выполняет очень даже хорошо, правда, все еще есть "отдельные недостатки".

Члены комитета оказались умнее финансистов МВФ на слово не поверили. Мало того, выработали свои рекомендации надо сказать, достаточно жесткие. Нам было рекомендовано "провести всеобъемлющую судебную реформу, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних" (ювенальная юстиция). Россия эту рекомендацию не просто проигнорировала, но и официально отклонила 18 мая 2000 года (заметьте 7 лет спустя) правительство РФ направило в Госдуму отрицательное заключение на проекты законов о ювенальной юстиции. Нам было рекомендовано "активно развивать альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях" за детьми, "лишенными семейного окружения". Похоже, что у нас несколько иное понятие семейного окружения, ибо дело тоже не сдвинулось с мертвой точки. Нам было рекомендовано "разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними". Реакция нулевая. Дети по-прежнему бесправны. Нам было рекомендовано "оказывать поддержку неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка". Но и в этом вопросе никаких подвижек. По-прежнему царствует госмонополия на решение проблем детства вернее, на их нерешение. А ведь проблемы подобного рода в развитых странах решаются как "социальный заказ". Причем не только решаются, но и финансируются из бюджета.

Уяснив, что на официальный документ ООН попросту наплевали, Комитет по правам ребенка был вынужден повторить все свои рекомендации и дополнительно выразить озабоченность отсутствием реакции со стороны Правительства РФ. И снова оказался не услышанным. А между тем только за 1995--1999 годы детское и подростковое население России сократилось на 3 625 000 человек. Катастрофически возросло социальное сиротство. Число безнадзорных детей исчисляется миллионами, а детьми-правонарушителями по-прежнему занимается "взрослая" юстиция, которая в принципе не приспособлена для профилактики и реабилитации. Продолжают процветать избыточная диагностика умственной отсталости и применение психотропных средств по отношению к детям в качестве метода "поддержания дисциплины".

Самое "смешное", что на сегодняшний день в России нет ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое состояние семьи. В отношении же детей-сирот преобладает установка на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко применять к ним насилие. Что же касается ООН... Похоже, в нашем правительстве просто не знают о существовании подобной организации. В нашей стране все не так – принятые в цивилизованных странах законы не соблюдаются, и за последние пять лет число беспризорников только увеличилось, а детское население России сократилось больше чем на три с половиной миллиона человек. Защищать детей, похоже, никто не собирается. По крайней мере, так заявили на сегодняшней пресс-конференции Борис Альтшулер, руководитель программы “Право ребенка”, исполнительный директор этой программы и руководитель “Правозащитной службы для детей” Любовь Кушнир и Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов. Проблема в том, что общественным организациям, как это принято в западном мире, наше государство - «участни» не помогает. А Госдума и Минобразования, по словам Кушнир, отчаянно сопротивляются тому, чтобы не только беспризорные дети, но и дети, сбегающие из “вполне благополучных семей”, обрели поддержку, и в первую очередь правоохранительных органов. Вообще, правозащитники упорно защищали нашу милицию: “Они не виноваты в том, что должны следовать принятому Госдумой в июле прошлого года Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” — просто этим законом депутаты запретили правоохранительным органам заниматься безнадзорными детьми, не совершившими правонарушения и фактически обрекли на уличную жизнь тысячи российских детей”.

В то же время о правоохранительных органах Борис Альтшулер отозвался так: “Три недели назад в Москве милиция провела рейд, в результате которого было задержано 215 безнадзорных детей, и 179 из них были выброшены обратно на улицу без оказания им какой-либо помощи”. Все эти дети, как оказалось, были иногородними. “Такое немыслимо ни в одной цивилизованной стране”, — сказала Любовь Кушнир. И привела ряд фактов – в Швеции, США, Германии, Франции первую помощь беспризорным детям оказывают именно правоохранительные органы, которые затем передают детей либо в попечительные органы, либо во временные, так называемые, “патронатные” семьи.

 

Практическая часть:


В ходе выполнения работы, мы попросили школьного психолога провести опрос с учащимися МОУ СОШ № 41 с углубленным изучением отдельных предметов, которые входят в группу риска, в количестве 5 человек. Учащимся был задан один вопрос: «В чем на ваш взгляд, заключаются причины детской беспризорности и безнадзорности?» Анализируя данные опроса, мы выяснили, что большинство опрошенных подростков - 46%, считают основной причиной ухода детей из дома - плохое обращение с ними в семье. 40% респондентов в качестве причины называют алкоголизм родителей. 7%- считает, что на побег из семьи детей толкает низкий материальный достаток. Желание познать мир «зовет» в дорогу 5% подростков, и 2% респондентов, считают, что подростки убегают из дома, стремясь вырваться из-под строгой опеки родителей. Результат опроса представлен в диаграмме (см. Приложение 1). Следовательно, делаем вывод: главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами. Дети ищут заместителя родителя (защитника, покровителя, опекающего) на улице. Они безоглядно доверяются каждому, обратившему на них малейшее внимание, тем более проявившему благожелательность и хотя бы намек на заботу. На каждого, кажущегося им сильным и умным, они как на Бога перекладывают все свои трудности и горести, все житейские проблемы. Главной причиной ухода подростков из дома -неблагоприятный климат в семье, отношение со стороны родителей. Эти дети неприхотливы в еде и одежде, выносливы физически, равнодушны к чужой и терпеливы к своей боли. Они знакомы с ночными улицами, умеют приручить бездомных собак, не страшатся крыс. Их не пугает ночевка в подвале или землянке, они находят общий язык с подвыпившими дядьками и тетками, курят, пробовали спиртные напитки, не понаслышке знают о сексе. Они имеют опыт совершения правонарушений и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временной изоляции несовершеннолетних. Они легко кучкуются с себе подобными - сверстниками и взрослыми. Уходы из дома чаще всего перерастают в дромоманию («дромос» - от греческого – дорога, «мания» - одержимость, страстное влечение) а безнадзорность трансформируется в беспризорность. Дети этой категории педагогически запущенны, имеют низкий образовательный уровень, часто – отклонения психического здоровья. Многие испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны родителей Причины ухода из дома подростков категории детей, чьи родители пьют, ведут аморальный образ жизни, лишены родительских прав или дети сироты: это отсутствие элементарного уюта, заботы о них, полная бесконтрольность. Это дети - как цветы на обочине дороги - не затопчут ногами, дождик польет, значит вырастут. Не повезет - погибнут. Причины уходов из дома детей, у которых родители свои функции воспитания видят только в том, чтобы одеть, обуть, накормить; дети, чьи родители занимают высокие посты; дети не выдержавшие чрезмерных требований является: отсутствие их эмоциональной зависимости от родителей. Они хотят обратить на себя внимание. У них проблемы. И если их проблемы не замечают дома, они несут их в другое место - к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным сопереживателям, которые впоследствии за свое участие в их судьбе требуют от них непомерно высокую плату, цена которой - судьба и даже жизнь. Крайняя же реакция на родительскую «нелюбовь»- замыкание в себе и даже суицид. Но есть и другой вариант разрыва детей с привычной средой-сознательный протест.. Многие родители заняты работой, карьерой, им нужно зарабатывать деньги, обеспечивать семью. Воспитание ребенка передоверяют гувернанткам(в лучшем случае) или «загружают» курсами и кружками. У родителей не хватает времени на своих детей, ведь ребенку нужна ласка и понимание родителей, и им не важно, какие родители, богатые или бедные. А особенно, это понимание нужно подросткам в период от 14 до 17 лет, во время переходного возраста, такой вывод мы сделали в результате опроса своих одноклассников. Таким образом, проведя опрос учащихся школы, находящихся в группе риска и интервьюирование своих одноклассников мы пришли к выводу, что главной проблемой ухода детей из дома в настоящее время является непонимание родителей, чрезмерная опека, их безразличное отношение к собственному ребенку, т.е. на первое место выходит проблемы в семье.

Вывод

Изучив исторические аспекты можно сделать следующие выводы: В 20-е, 30-е и 40-е годы Россию буквально захлестнула волна беспризорности. Но тому были объективные причины: революция, голод, Гражданская и Великая Отечественная войны. Процент социальных сирот, т.е. детей имеющих обоих родителей был мизерный, в основном в беспризорной среде преобладали дети, лишившиеся обоих родителей

Как нам видятся решения проблемы:

– необходимо поднять культурный уровень населения; воспитывать в людях естественное, гуманное чувство по oтношению к детям, новорожденным;

– введение в образовательные программы школы принципов домостроя (восстановить уроки этики семейной жизни);


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.